ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных различий в скорости переключения внимания с одного ряда действий на другой.
ОБОРУДОВАНИЕ: лист бумаги, карандаш, секундомер.
ХОД РАБОТЫ. Эксперимент проводится в три серии. В первой серии испытуемый должен нарисовать три строчки треугольников основанием вверх. Во второй серии ему дается задание нарисовать три строчки треугольников основанием вниз. В третьей серии необходимо нарисовать шесть строчек треугольников, чередуя их следующим образом: один треугольник основанием вниз, второй основанием вверх и т. д. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания в каждой из трех серий.
Основным условием достоверности полученных данных в этом эксперименте является строгое соблюдение следующего правила:
количество и размер треугольников во всех 12-ти строчках должны быть одинаковыми. Это необходимо для того, чтобы работа в первых двух сериях опыта, была равна работе, выполненной в третьей серии.
ОБРАБОТКА, АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ аналогично методике «Большие и малые числа».
МЕТОДИКА «ШИФРОВКА»
ЦЕЛЬ: изучить индивидуальные особенности в распределении и переключении внимания.
ОБОРУДОВАНИЕ: специальные бланки (см. приложение № 3), секундомер, ручка.
ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и предлагает прочесть инструкцию, напечатанную в начале бланка. Затем испытуемому дается возможность потренироваться в выполнении задания. Для этого он должен заполнить в соответствии с инструкцией первые пять свободных клеток бланка. Затем, экспериментатор дает команду начать работу и одновременно включает секундомер. По истечении 60 секунд делается команда закончить работу.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. По ключу проверяется правильность выполнения задания. (см. приложение № 4).
2. Определяется показатель К – количество правильно заполненных клеток.
3. Показатель К переводится в шкальные оценки (Р) по следующей таблице:
Показатель К | 0 – 11 | 13-14 | 15-17 | 18-22 | 23-28 | 28-34 | 35-40 | 41-46 | 47-51 | 52-57 | 58-61 | 62-65 | |
Шкальная оценка (Р) |
ВЫВОД. Делается вывод об уровне распределения и переключения внимания испытуемого. Чем больше величина показателей К и Р тем этот уровень выше.
МЕТОДИКА «КОРРЕКТУРНАЯ ПРОБА»
ЦЕЛЬ: Изучить индивидуальные особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк корректурной пробы (см. приложение N 5) или газетный текст.
2. секундомер, ручка.
ХОД РАБОТЫ
Экспериментатор выдает испытуемому бланк корректурной пробы или газетный текст и сообщает инструкцию: «Просматривай слева направо каждую строчку в бланке, Вы должны вычеркивать вертикальной чертой буквы «р» и «к». Задание следует выполнять быстро, точно. Кроме того, по моему сигналу «Черта!» Вы должны будете проставлять вертикальную черту у той буквы, у которой Вас застал мой сигнал, а потом продолжить выполнять задание до следующего сигнала. И так далее до конца бланка»:
Эксперимент проводится в течение четырех минут. Через каждые 30 секунд экспериментатор произносит слово «Черта!». На второй и четвертой минуте опыта экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух какие-либо буквы алфавита.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
1. Проверить правильность выполнения задания.
2. Для каждого временного промежутка (а их должно быть 8 по 30 сек) подсчитывается следующий показатель:
а) количество правильно подчеркнутых букв (m),
б) количество пропущенных букв (р),
в) количество неправильно подчеркнутых букв (r),
г) общее количество подчеркнутых букв (N).
N=m+r
3. Вычислить показатели скорости выбора сигнала (S) Для каждого временного Промежутка в отдельности (S1, S2, ..., S8) По формуле: S= m/T, где Т=ЗО сек.
4. Вычислить коэффициенты точности выполнения задания (А) для каждого временного промежутка (A1, A2,...., A8) no формуле: A=(N-r)/(N+r)
5. Все найденные показатели занести в таблицу:
Временные промежутки 30 сек. | Фон | Ответы испытуемого | Характернее внимания | |||
m | r | p | S | А | ||
1. | Без помех | |||||
2. | Без помех | |||||
3. | С помехами | |||||
4. | Без помех | |||||
5. | Без помех | |||||
6. | Без помех | |||||
7. | С помехами | |||||
8. | Без помех |
6. Построить график динамики устойчивости внимания, для чего по оси абсцисс отложите все 30-ти секундные отрезки времени (T1,Т2,...,Т8), а по оси ординат – скорости выбора (S1, S2, .... S8)
7. Вычислить условный показатель концентрации внимания по формуле: К=Aп/Абп где А3+А7 Ап — точность выполнения задания на фоне помех Ап= (А3+А7 )/2
Абп — точность выполнения задания без помех.
Абп= (A1+A2+A4+A5+A6+A8)/6
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ
1. Необходимо качественно проанализировать график динамики устойчивости внимания. Если скорость выбора на протяжении всего эксперимента была стабильной, то внимание, следовательно, было устойчивым. Возрастание или снижение скорости выбора свидетельствует о колебании внимания в сторону повышения или снижения концентрации соответственно.
2. Сравните показатель концентрации внимания данного испытуемого со среднегрупповыми показателями и сделайте вывод об индивидуальных особенностях концентрации внимания. Если индивидуальный показатель выше среднегрупповых то внимание данного испытуемого является высоко концентрированным, если наоборот – концентрация низкая.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ВОСПРИЯТИЯ
ЦЕЛЬ: определение типа восприятия школьника.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. 12 ситуативных картин (Предлагаемый набор см. в приложении № 6).
2. Каждая из картин имеет 12 однословных наименований – подписей. Все названия по существу правильно отражают содержание картин.
3. Бланк ответов.
СЛОВА – НАЗВАНИЯ К ТАБЛИЦАМ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТИПА ВОСПРИЯТИЯ
1. | кукла | письмо | луг | двор |
2. | игра | просьба | приволье | спорт |
3. | дружба | радость | удивление | обида . |
4. | Буратино | пионеры | девочки | бабушка |
5. | глупость | новость | движение | игра |
6. | симпатия | надежда | любопытство | безразличие |
7. | толстяк | ящик | парашют | мальчик |
8. | сходство | сообщение | событие | старость |
9. | любопытство | грусть | радость | страх |
10. | ребенок | ученики | подруги | футболист |
11. | непонимание | поздравление - | отдых | шалость |
12. | уверенность | тоска | огорчение | печаль |
1. | крыша | дорога | газета | мужчина |
2. | ловкость | поездка | приветствие | ловкость |
3. | неуверенность | страх | доброта | радость |
4. | кошка | лето | сквер | утка |
5. | гибкость | опоздание - | отдых | гибель |
6. | глупость | уверенность | гордость | надежда |
7. | скворечник | автомобиль | пешеход ; | спортсмен |
8. | разбой | необходимость | ошибка | полет |
9. | смелость | сомнение | удивление | безразличие |
10. | труба | юноша | читатель | натуралист |
11. | грабеж | спешка | рассеянность | развлечение |
12. | беспечность | волнение | обида | горе |
1. | окна | девочка | дворник | бедняк |
2. | момент | движение | сходство | арифметика |
3. | тоска | удовольствие | печаль | тоска |
4. | галка | собака | мальчик | сирота |
5. | покой | спутники | разрушение | наука |
6. | надежда | радость | радость | восхищение |
7. | часы | лето | забор | оборванец |
8. | жизнь | бег | гибель | учеба |
9. | смятение | опасение | сожаление | сомнение |
10. | мостовая | тропинка | зима | нищий |
11. | безмолвие | отдых | забава | знание |
12. | радость | преданность | тоска | надежда |
ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор дает испытуемому набор слив – названий к рисункам и бланк для ответов. Сообщает ему следующую инструкцию: «Сейчас я вам покажу по очереди 12 рисунков Рисунки пронумерованы в соответствующем порядке. К каждому рисунку даны 12 наименований. После того, как я покажу первый рисунок, Вы должны выбрать из первого столбца из 12 предложенных названий только одно, то, которое по вашему мнению больше всех соответствует содержанию рисунка. Номер выбранного названия поставьте в бланке для ответов против номера таблицы. Работайте быстро, не задумывайтесь. Аналогичное задание вы должны выполнить по отношению ко всем 12-ти рисункам». Время работы испытуемого с одним рисунком не должно превышать 1 мин.
ОБРАЗЕЦ БЛАНКА ДЛЯ ОТВЕТОВ.
Номер таблицы | Номер выбранного названия рисунка |
От 1 до 12 |
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
При обработке результатов учитывается, что слова-подписи Для каждой картинки подобраны таким образом, что из 12-ти слов четыре носят конкретный, образный характер (№№ 1, 4, 7, 10), четыре слова – абстрактный характер (№№ 2, 5, 8, 11) и четыре слова – эмоциональный характер (№№3, 6, 9, 12). Подсчитывается количество слов-наименований в каждой из трех групп. ВЫВОД. Делается вывод о типе восприятия школьника:
1. Если большинство ответов относится к первой группе, это означает, что при восприятии ученик ориентируется прежде всего неконкретные, образные особенности воспринимаемых объектов.
2. Если большинство ответов относится ко второй группе, то это означает, что восприятие данного школьника носит ярко выраженный обобщенный характер.
3. Если большинство ответов относится к третьей группе, это означает, что восприятие данного школьника носит ярко выраженный эмоциональный характер.
4. Если испытуемый предпочитает примерно одинаковое количество слов из 3-х указанных групп, его можно отнести к группе, условно названной гармоническим типом.
МЕТОДИКА «ТИП ПАМЯТИ»
ЦЕЛЬ: Выявить тип памяти школьника.
ОБОРУДОВАНИЕ: Четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках.
дирижабль | самолет | пароход | волк |
лампа | чайник | собака | бочка |
яблоко | бабочка | парта | коньки |
карандаш | ноги | сапоги | самовар |
гроза | хомут | сковородка | пила |
утка | бревно | калач | весло |
обруч | свеча | роща | загадка |
мельница | машина | гриб | пальто |
попугай | журнал | шутка | прогулка |
листок | малина | воротник | книга |
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА: Эксперимент проводится в 4 серии. В каждой серии предъявляется один ряд слов. Ученик получает задание запомнить как можно больше слов и по команде экспериментатора записать запомненные слова на листке.
В первой серии экспериментатор читает вслух слова первого ряда. Интервал между словами при чтении – 5 секунд, записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда, затем отдых 10 минут.
Во второй серии ученик в течение одной минуты читает про себя слова второго ряда. Записывает те слава, которые сумел запомнить. Отдых 10 минут.
В третьей серии экспериментатор читает ученику слова 3-го ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое слово и «записывает» их в воздухе. Затем ученик записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
В четвертой серии экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
1 Проводится проверка правильности воспроизведения (порядок слов роли не играет).
2. Результаты заносятся в таблицу:
Вид памяти | Количество удержанных слов (а) | Коэффициент вида памяти C=a/i0 |
слуховая | ||
зрительная | ||
моторно-слуховая | ||
комбинированная |
Чем ближе коэффициент С к 1, тем лучше развит у школьника соответствующий вид памяти.
ВЫВОД: По преобладающему у школьника виду памяти делается вывод о его типе памяти.
МЕТОДИКА МЮЛЛЕРА – ШУМАНА
ЦЕЛЬ: определение типа памяти школьника.
ОБОРУДОВАНИЕ: 10 рядов бессмысленных слогов по 7 слогов в каждом ряду.
НАБОР СЛОГОВ К ЭКСПЕРИМЕНТУ
1. | КАС | ТОБ | МИЛ | ВАК | БЫМ | РЯС | ЛЮР |
2. | ЗОР | ТЫМ | ГИС | ВАГ | ДЯК | ЛЮБ | РЕЖ |
3. | ШУК | ФАМ | СОП | ГИР | ДЮМ | ЛЫФ | БЕШ |
4. | НУМ | ЧАГ | БИЛ | ЗЕН | ШОТ | ГЫР | ЦЕЖ |
5. | ДЮВ | МОП | ВЕК | ЛЯХ | САБ | ХИД | ШЕС |
6. | ЖИП | ПУС | НАГ | РЕХ | ТОЗ | ЗЕК | ФУД |
7. | ТЫМ | ЛЫБ | НУМ | ЗЕН | ХИР | БЕВ | САШ |
8. | НЕШ | БАГ | ЗУВ | ЧЕМ | ГЫР | ДЯХ | ТЮС |
9. | ДИР | МЕК | ЛЕФ | ВОМ | СИХ | ДАХ | РИШ |
10. | ПЫГ | НИП | РЕБ | ТОС | ЗАП | ФИМ | ШОН |
ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА. В эксперименте перед школьником ставится задача запомнить ряд слогов в любой последовательности. Экспериментатор зачитывает первый ряд слогов со скоростью один слог в сек. После прочтения испытуемый записывает то, что запомнил. Затем, зачитывается второй ряд и так далее.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
1. В каждом ряду проверяется правильность воспроизведения гласных и согласных звуков (не слогов!). Результаты заносятся в таблицу.
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
№ ряда | количество правильно воспроизведенных гласных звуков | количество правильно воспроизведенных согласных звуков |
ВСЕГО |
2. Вычислить частость правильного воспроизведения гласных звуков по формуле Мг=m/70, где Mr — искомая частость, m —количество правильно воспроизведенных гласных.
3. Вычислить частость правильного воспроизведения согласных звуков по формуле Мс=n/140, где Mc—искомая частость, n - количество правильно воспроизведенных согласных.
4. Проводится качественный анализ ошибок. В частности, подсчитывается, сколько раз школьник перепутал согласные, близкие по звучанию, но различные по написанию. Например, вместо «Г» написал «К», вместо «З» написал «С», вместо «Ж» – «Ш» и т. д. Затем вычисляется частость перепутывания согласных по формуле Мп= R/88,где Мп искомая частость, R – количество ошибок указанного вида. 88 – количество парных согласных в экспериментальном материале.
ВЫВОД: Вывод о типе памяти школьника делается на основе следующих показателей:
1. Склонность к воспроизведению гласных звуков свидетельствует о слуховом типе памяти.
2. Склонность к преимущественному воспроизведению согласных звуков свидетельствует о зрительном типе памяти.
3. Дополнительный критерий. Если преобладает зрительная память, то человек не допускает ошибок при воспроизведении согласных, близких по звучанию, но различных по начертаниям.
4. Дополнительный критерий. Можно дать задание испытуемому произнести какие-нибудь слова в обратном порядке. Быстрее с этим заданием справляются те, у кого преобладает зрительная память, т. к. человек представляет это слово написанным или напечатанным.
5. Если испытуемый шевелит губами при чтении про себя и воспоминании о прочитанном или наблюдается равномерное раскачивание головы и туловища испытуемого в ходе опыта, то это свидетельствует о преобладании моторного типа памяти.
6. Тип может быть как «чистым», так и комбинированным.
МЕТОДИКА «АССОЦИАЦИИ»
ЦЕЛЬ: выявить значение различных ассоциаций для успешности запоминания.
ОБОРУДОВАНИЕ: набор из 50-ти пар слов (5 рядов по 10 слов). Слова в пары связаны ассоциациями разного вида. Выделяются 5 видов" ассоциаций: «целое – часть», «предмет – свойство», «необычное сочетание», «контраст», «причина – следствие».
НАБОР СЛОВ К МЕТОДИКЕ
«АССОЦИАЦИИ»
1. палец — ноготь
2. мак — красивый
3. степь — колокол
4. похвала — порицание
5. ветер — буря
6. часы — стрелка
7. сахар — сладкий
8. окно — буква
9. громкий — тихий
10. порох — взрыв
11. дом — крыша
12. снег — белый
13. забор — лампа
14. покой — движение
15. яд — смерть
16. голова — волосы
17. уголь — черный
18. 28.спичка — голод
19. сладкий — горький
20. дождь — грязь
21. институт — аудитория
22. пух — легкий
23. папироса — абажур
24. храбрость —трусость
25. учение — знание
26. глаз — зрачок
27. трава — зеленая
28. ягода — свечка
29. награда — наказание
30. мороз — холодно
31. книга — страница
32. бритва — острая
33. тетрадь — парус
34. светлый — темный
35. лето — тепло
36. город — улица
37. колесо — круглое
38. камин — толпа
39. любовь — ненависть
40. солнце — свет
41. поезд — вагон
42. василек — синий
43. дым — правило
44. высокий — низкий
45. работа — усталость
46. рука—ладонь.
47. путь — длинный
48. паровоз — столб
49. холодный — горячий
50. рана — боль
ХОД РАБОТЫ. Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Поставь в тетради порядковые номера от 1 до 50. Я тебе прочитаю 50 пар слов один раз. Потом я буду читать только первое слово, а ты должен будешь вспомнить и под соответствующим номером записать второе слово». Далее выполняется работа в соответствии с инструкцией.
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
По каждому из пяти видов ассоциаций подсчитывается % правильно воспроизведенных слов.
ВЫВОД. Делается вывод о том, что у данного школьника наиболее эффективно запоминание, построенное на ассоциациях такого-то (таких-то) вида(ов).
Дата: 2016-09-30, просмотров: 396.