ЦЕЛЬ: Выявление и оценка коммуникативных и организаторских склонностей школьников.
ОБОРУДОВАНИЕ: Текст опросника, карандаш, лист ответов.
ХОД РАБОТЫ: Ученику выдается экземпляр опросника и лист ответов. Лист ответов представляет собой обычный лист бумаги, на котором школьник проставляет номера вопросов от 1 до 40. Затем ученику дается следующая инструкция: «Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы в том порядке, в котором они излагаются. Если Ваш ответ на вопрос положительный, напишите «да» рядом с номером этого вопроса в листе ответов. Если ответ отрицательный, запишите рядом с номером соответствующего вопроса «нет». Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей, постарайтесь представить себе типичные ситуации. Не следует затрачивать много времени на обдумывание, отвечайте быстро».
Методика может применяться в 7 – 10 классах.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Результаты обрабатываются через сравнение ответов учащихся с ключом (отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям).
КЛЮЧ
«Коммуникативные склонности»
1 – да | 3 – нет | 5 – да | 7 – нет | 9 – да |
11 – нет | 13 – да | 15 – нет | 17 – да | 19 – нет |
21 – да | 23 – нет | 25 – да | 27 – нет | 29 – да |
31 – нет | 33 – да | 35 – нет | 37 – да | 39 – нет |
КЛЮЧ
«Организаторские склонности»
2 – да | 4 – нет | 6 – да | 8 – нет | 10 – да |
12 – нет | 14 – да | 16 – нет | 18 – да | 20 – нет |
22 – да | 24 – нет | 26 – да | 28 – нет | 30 – да |
32 – нет | 34 – да | 36 – нет | 38 – да | 40 – нет |
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных (Кк) и организаторских (Ко) склонностей школьников по формуле: К=0,05 . С, где
К — величина оценочного коэффициента,
С — количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне коммуникативных или организаторских склонностей, близкие же к 0 – о низком уровне. Первичные показатели Кк и Ко могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей:
Коммуникативные склонности | Организаторские склонностей | ||||
Кк | Баллы | Уровень | Ко | Баллы | Уровень |
0,10 – 0,45 | низкий | 0,20 – 0,55 | низкий | ||
0,46 – 0,55 | ниже среднего | 0,56 – 0,65 | ниже среднего | ||
0,56 – 0,65 | средний | 0,66 – 0,70 | средний | ||
0,66 – 0,75 | высокий | 0,71 – 0,80 | высокий | ||
0,76 – 1,00 | очень высокий | 0,81 – 1,00 | очень высокий |
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли Вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего мнения?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем то из ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими-нибудь другими занятиями, чем с людьми?
8. Если возникли какие-то помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли Вы отступаете от своих намерений?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вам включаться, в новые для вас компании?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удается устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей?
27. 27, Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?
28. 28 Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Налагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление малознакомую для Вас компанию?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе классе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Зерно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе Людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
АНКЕТА ИНТЕРЕСОВ
ЦЕЛЬ: Изучить преобладающие интересы школьника как проявления направленности личности.
ОБОРУДОВАНИЕ: лист с вопросами анкеты, лист ответов.
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
НРАВИТСЯ ЛИ ТЕБЕ…
1. Заниматься на уроках математики?
2. Участвовать в группе «Красных следопытов»?
3. Читать художественные произведения?
4. Собирать грибы, ягоды.
5. Слушать игру на музыкальных инструментах, пение.
6. Посещать выставки картин, скульптур.
7. Читать книги и журналы о путешествиях и путешественниках.
8. Наблюдать, как строят дом, прокладывают дорогу, ремонтируют водопровод.
9. Посещать спортивные соревнования.
10. После уроков встречаться с товарищами, играть в разные игры.
11. Участвовать в школьных олимпиадах по математике,
12. Заниматься историей на уроках в школе.
13. Сочинять стихи.
14. Наблюдать за жизнью птиц, насекомых,
15. Учиться петь и играть на музыкальных инструментах.
16. Рисовать карандашом, красками.
17. Смотреть телевизионные передачи о путешествиях.
18. Строить модели планеров, кораблей, игрушки.
19. Смотреть по телевидению спортивные передачи.
20. Организовывать в школе интересные пионерские дела.
21. Читать книги о великих математиках;
22. Посещать выставки, рассказывающие об истории народов, стран.
23. Рассказывать о разных случаях происшедших с тобой или другими людьми.
24. Сажать и ухаживать за деревьями, кустами.
25. Изучать ноты.
26. Собирать цветы и составлять букеты.
27. Ходить в турпоходы с целью изучения родного края.
28. Заниматься в школе на уроках труда.
29. Читать книги и статьи о спорте и спортсменах.
30. Проводить перемены между уроками с товарищами.
31. Посещать выставки новых счетных машин,
32. Читать книги с описанием исторических событий
33. Отгадывать кроссворды.
34. Разводить в квартире цветы.
35. Маршировать и танцевать под музыку.
36. Смотреть передачи по телевидению о картинах художников.
37. Слушать рассказы о путешествиях.
38. Ходить на выставки детского творчества (поделок).
39. Заниматься в спортивной секции.
40. Проводить каникулы в пионерском лагере.
41. Соревноваться с товарищами, кто первый решит задачу, пример,
42. Смотреть фильмы и телепередачи о далеком прошлом.
43. Заниматься на уроках русского языка и литературы.
44. Иметь дома животных и заботиться о них.
45. 45 Смотреть телевизионные музыкальные передачи.
46. Читать о жизни и работе художников.
47. Наниматься на уроках географии в школе.
48. Производить дома мелкий ремонт мебели, посуды хозяйственных вещей;
49. Заниматься на уроках физкультуры:
50. После школы быть одному;
51. Решать трудные задачи по математике.
52. Собирать и хранить старинные вещи.
53. Писать заметки в стенгазету
54. Выращивать растения на огороде.
55. Собирать фотографии композиторов, певцов, музыкантов;
56. Любоваться красивым пейзажем за городом.
57. Собирать фотографии и открытки о природе, людях, городах в разных странах.
58. Находить деревянные, металлические обрезки, проволоку и сберегать их «на всякий случай».
59. Собирать фотографии спортсменов – чемпионов СССР и мира.
60. Готовить с товарищами домашние задания.
61. Помогать товарищам по математике.
62. Изучать историю своей семьи и фамилии.
63. Писать письма знакомым, друзьям.
64. Состоять в обществе охраны природы.
65. Слушать пение птиц.
66. Заботиться о том, чтобы было красиво в квартире.
67. Ездить с родителями в другие города.
68. Читать в газетах и журналах разделы «Умелые руки».
69. Делать физзарядку.
70. Ходить в гости к товарищам и приглашать их к себе.
ЛИСТ ОТВЕТОВ
Фамилия Класс Дата
Прочитав внимательно каждый вопрос анкеты, поставьте в клетке с тем же номером ваш ответ:
++ — очень нравится
+ — нравится
— — не нравится
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ. Дать школьнику анкету И лист ответов. Объяснить: «На каждый вопрос дать ответ в листе ответов соответствующими знаками».
Экспериментатор делает подсчет баллов. Каждый крестик соответствует 5 баллам. Если в клетке два + это означает 10 баллов. Количество баллов заносится в последнюю строчку. Подсчитывается количество баллов по каждому столбцу.
Столбцы соответствуют интересам в:
1. математике
2. истории
3. лингвистике
4. природе
5. музыке
6. изобразительном искусстве
7. путешествиях
8. рукоделии, мастерстве
9. спорте
10. общении
ВЫВОД: делается вывод о преобладающем содержании интересов.
МЕТОДИКА «ДДО – М»
ЦЕЛЬ: выявить склонность к профессиям определенного типа.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1. опросник
2. лист ответов
3. карандаш
ХОД РАБОТЫ. Школьник получает опросник и лист ответов. Ему сообщается следующая инструкция: «Лежащий перед вами опросник включает 20 вопросов. Каждый вопрос имеет как бы два «крыла», соединенные союзом «или». Как отвечать на вопросы? Нужно спросить себя: «нравится ли мне занятие, которое стоит в первой половине вопроса? Если занятие скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в листе ответов в соответствующей клетке знак +. Если определенно нравится, то ++. Если очень нравится, то +++. Если скорее не нравится, чем нравится, то ставим знак –. Если определенно не нравится, то – –. Если очень не нравится, то – – –. Аналогично нужно оценить и то занятие, которое упомянуто во второй половине вопроса. Основное требование к Ответам: одно из двух занятий обязательно нужно предпочесть, т. е. нельзя одинаково оценить оба занятия в предлагаемой паре».
ЛИСТ ОТВЕТОВ «ДДО—М»
1а | 1б | 2а | 2б | 3а |
3б | 4а | 4б | 5а | 5б |
6а | 6б | 7а | ||
7б | 8а | 8б | ||
9а | 9б | |||
10а | 10б | |||
11а | 11б | 12а | 12б | 13а |
13б | 14а | 14б | 15а | 15б |
16а | 16б | 17а | ||
17б | 18а | 18б | ||
19а | 19б | |||
20а | 20б |
ОПРОСНИК ДДО – М
Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнять любую работу. Однако, если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможных, что бы Вы предпочли?
1а Ухаживать за животными | или | 1б Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) |
2а Помогать больным людям, лечить их | или | 2б Составлять таблицы, схемы, программы вычислительных машин. |
3а Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок | или | 3б Следить за состоянием, развитием растений |
4а Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т. д.) | или | 46 Доводить товары до потребителя (рекламировать, продавать) |
5а Обсуждать научно-популярные книги, статьи | или | 56 Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) |
6а Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) | или | 6б Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) |
7а Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) | или | 7б Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством – подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п. |
8а Сообщать, разъяснять или людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т. д.). | или | 8б Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) |
9а Ремонтировать вещи, или изделия (одежду, технику), жилище | или | 9б Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках |
10а Лечить животных | или | 10б Выполнять вычисления, расчеты |
11a Выводить новые сорта растений | или | 11б Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины или одежду, дома, продукты питания, т. д.). |
12а Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать | или | 12б Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить порядок) |
13а Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности | или | 13б Наблюдать, изучать жизнь микробов |
14а Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты | или | 14б Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т. п. |
15а Составлять точные описания – отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. | или | 15б Художественно описывать изображать события (наблюдаемые или представляемые) |
16а Делать лабораторные или анализы в больнице | или | 16б Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение |
17а Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий | или | 17б Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов |
18а Организовывать культпоходы сверстников или Младших (в театры, музей), экскурсии, туристские походы и т. п. | или | 18б Играть на сцене, принимать участие в концертах |
19а Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания | или | 19б Заниматься черчением, копировать чертежи, карты |
20а Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями лесов, садов | или | 20б Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ. Необходимо подсчитать количество положительных и отрицательных оценок в каждой из пяти колонок листа ответов и записать полученные суммы плюсов и минусов в соответствующие пустые клетки внизу колонок. 1-я колонка соответствует профессиям, связанным с природой; 2-я – профессиям, связанным с техникой; 3-я – профессиям, заключающимся в работе с людьми; 4-я – профессиям, связанным со знаковыми системами и 5-я – профессиям художественного типа. Далее необходимо выбрать ту колонку, в которой у школьника получилось наибольшее количество плюсов и наименьшее количество минусов. К этому типу профессий, следовательно, испытывает склонность школьник. Вполне вероятно, что в преимущественном положении окажется не одна, а две или три колонки. Это означает, что склонности не однозначны.
ВЫВОД. Делается заключение о профессиональных склонностях школьника.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 906.