МЕТОДИКА «УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛЬ: Изучение уровня притязаний школьника.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. набор карточек с написанными на них номерами от 1 до 10 (15).

2. набор задач различной степени трудности. Содержание задач может быть различным в зависимости от Возраста школьников. Это могут быть математические задачи, головоломки, ребусы и т, д. Главное – создать заинтересованность у школьника в решении задач. Кроме того, однотипные по содержанию задачи должны различаться по степени сложности. Количество задач может быть 10 – 15, Возможные варианты заданий можно найти в книге: «Практические занятия по психологии», ред. Петровский А. В. М., 1972, С, 18 – 27.

ХОД РАБОТЫ:

Карточки с номерами раскладываются перед испытуемым по порядку возрастания номеров. Затем испытуемому сообщается инструкция: «Перед вами лежат номера задач различной трудности. № 1, 2, 3 – самые легкие, далее следуют задачи немного труднее, а №№ 14, 15 самые трудные. Задачи на карточках не написаны, задачу я дам вам после того, как вы выберете номер. На решение каждой задачи дается некоторое время, которое вам неизвестно. Я слежу за временем по секундомеру. Если вы не успеете за отведенное время написать ответ, задача будет считаться нерешенной. Выбирайте, пожалуйста, сами, какой номер задачи вы хотите решать».

После объяснения инструкции испытуемый выбирает номер задачи. Экспериментатор фиксирует номер выбора, дает испытуемому задачу, соответствующую выбранному номеру, одновременно включает секундомер. Время для решения каждой задачи экспериментатор может регулировать произвольно, тем самымискусственно(!), создавая ситуацию успеха или неуспеха. Реальные успехи испытуемого в данном опыте не играют никакой роли, важна только его реакция на (не) успех. О результатах решения каждой задачи испытуемому сообщается сразу: «решил» или «не решил». После этого испытуемый по собственному желанию выбирает номер следующей задачи и т. д. Количество выборов может быть различным, ориентировочно 6 – 8. Перед -последним выбором испытуемый предупреждается о том, что выбор последний. В ходе эксперимента тщательно протоколируются все высказывания испытуемого и фиксируются все особенности поведения.

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА

№ выбираемой задачи решение («+» или «—») высказывания, поведение
           

 

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. По результатам строим график

№№ выбранной карточки

2. Для оценки уровня притязаний наиболее информативны первый и последний выборы, а также общая тенденция к выбору легких или трудных задач.

3. Об адекватности уровня притязаний можно судить на основе анализа влияния предыдущего результата на последующий выбор:

4. Если под влиянием успеха выбирает более трудную; а под влиянием неуспеха – более легкую задачу, то уровень притязаний адекватный.

5. Переход к легким задачам после неудач и наоборот, переход к трудным после успехов, может быть резким или плавным. Резкие переходы свидетельствуют об эмоциональной неустойчивости испытуемого.

ВЫВОД. Делается заключение об уровне притязаний (очень высокий, высокий, средний, низкий) и степени его адекватности.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ

ЦЕЛЬ: изучение уровня и адекватности самооценки школьника.

ХОД РАБОТЫ. Эксперимент проводится в виде свободной беседы. Экспериментатор проводит на чистом листе бумаги длинную верти­кальную линию и говорит: «Допустим, на этой линии расположи­лись все ученики твоего класса: вот здесь вверху (показ) – самые высокие, а здесь внизу (показ) – самые низкие. Как ты думаешь, где твое место среди одноклассников по росту? Поставь этим карандашом отметку – черту в том месте, где, как ты думаешь, ты находишься». Затем рядом проводится еще одна такая же черта и предлагается аналогичная задача: «Представь, что на этой линии расположились люди всего мира по уму. Вверху пусть будут самые умные (талантливые), внизу самые глупые, а в середине – средние. Где бы ты определил свое место? Отметь карандашом. А цветными карандашами отметь положение на этой шкале своего соседа по парте и своего учителя». На третьей линии таким же образом располагают всех одноклассников школьника по характеру:

«Наверху расположены твои одноклассники с самым хорошим характером, внизу – с самым плохим. Укажи свое место на этой линии». Четвертая линия – распределение всех одноклассников по счастью: наверху – самые счастливые, внизу – несчастные.

ОБРАЗЕЦ

рост ум характер счастье

Ѕ Ѕ Ѕ Ѕ

Затем следует наиболее интересный и ответственный этап спровоцированной беседы. Экспериментатор беседует с испытуемым относительно всех его оценок, начиная с 4-ой шкалы; затем №№ 2, 3. Шкала № 1 не анализируется.

Испытуемому задают различные вопросы в зависимости от его самооценки. Цель вопросов – выяснить критерии оценок школьника.

Например, по вопросу о счастье: каких людей он считает несчастливыми (если сам он счастлив) ? что он понимает под счастьем? что ему не хватает для полного счастья? от чего зависит счастье?

Осторожно ведут опрос самооценки по уму: каких людей считает самыми умными, каких – самыми глупыми, какими качествами своего ума недоволен.

Опрос по характеру имеет целью выяснить, какими чертами у себя не доволен какие черты считает самыми плохими, какие самыми хорошими

ВЫВОД. Делается заключение об уровне самооценки (высокая, низкая) и, по возможности, о ее адекватности (адекватная, завышенная, заниженная).

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

МЕТОДИКА «ОБЪЕМ ВНИМАНИЯ»

ЦЕЛЬ: Изучение индивидуальных особенностей объема внимания и точности восприятия простейших объектов.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Набор из 15-ти карточек (см. приложенный образец, приложение № 1). На каждой карточке нарисована квадратная сетка из 16-ти равных клеток. В каждой сетке – несколько точек (от 2-х до 8-ми), расположенных в случайном порядке.

2. Бланк, на котором 15 пустых сеток, таких же, как на карточках.

ХОД РАБОТЫ. До начала эксперимента испытуемый получает бланк. Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Сейчас я буду показывать Вам на очень короткое время карточки. На каждой карточке по несколько точек, по-разному расположенных. (Для примера показать любую карточку). Ваша задача – запомнить, сколько точек на карточке и как они расположены. После того как будет показана первая карточка, Вы на бланке в первой квадратной сетке отметьте расположение точек. Если запомнили количество точек, но не помните расположения некоторых из них, то ставьте крестики около сетки. Например, Вы помните, что точек 8 и помните расположение 6-ти из них. Ставьте 6 точек в соответствующих клетках сетки и два крестика рядом с сеткой. После показа второй карточки точки будете ставить во второй сетке и т. д. Вопросы есть? Приготовьтесь. Внимание!» После команды: «Внимание!» экспериментатор последовательно предъявляет испытуемому на короткое время (около 0,1 с) каждую из 15-ти карточек. Порядок предъявления карточек случайный.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 200.