МЕТОДИКА «ОБЪЕМ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ЦЕЛЬ: определение объема кратковременной памяти.

МАТЕРИАЛ К ЭКСПЕРИМЕНТУ: 4 набора по 7 рядов цифр.

 

1 набор: 2 набор:
1) 3 8 5 0 1) 5 3 1 7
2) 9 1 4 2 7 2) 2 0 6 4 9
3) 7 9 6 4 1 2 3) 1 5 9 3 4 2
4) 8 2 5 9 3 7 1 4) 7 2 0 4 6 9 1
5) 7 2 9 3 1 8 0 4 5) 1 7 2 6 4 9 5 3
6) 2 5 3 8 1 7 4 9 0 6) 4 6 3 1 2 0 5 9 7
7) 6 3 5 4 9 0 2 7 1 8 7) 3 8 2 5 7 6 4 0 1 9
3 набор: 4 набор:
1) 1 8 3 4 1) 3 8 4 2
2) 5 7 1 2 6 2) 5 2 7 1 9
3) 3 0 7 4 2 6 3) 0 6 8 3 7 1
4) 7 4 1 8 5 3 2 4) 1 7 0 5 8 9 3
5) 8 3 6 1 7 5 2 9 5) 7 4 8 1 3 0 6 5
6) 2 7 0 8 4 1 6 5 3 6) 6 3 8 5 2 7 4 1 9
7) 0 6 2 7 1 3 8 4 9 5 7) 8 3 2 7 4 1 0 9 6 5

 

ХОД РАБОТЫ: Опыт включает 4 серии, задания в которых одинаковые, но в каждой следующей серии используется новый набор цифр.

Экспериментатор сообщает испытуемому следующую инструкцию: «Слушайте .меня внимательно и ничего не пишите. Я назову вам несколько, цифр. Когда я кончу, по моей команде «Пишите», вы напишете на листе бумаги в строчку те цифры, которые запомнили. Постарайтесь запомнить числа в той последовательности, в какой я их буду называть. Каждый новый ряд цифр пишите с новой строчки. По окончании опыта (т. е. после каждого седьмого ряда) под последним рядом проведите вертикальную черту. Внимание. Начали!»

Затем экспериментатор по одному разу громко и однотонно, без выделения отдельных элементов, с интервалом в одну секунду между цифрами, читает по очереди каждый ряд, начиная с самого короткого. После прочтения КАЖДОГО ряда испытуемые записывают ряд, как они его запомнили. Затем, зачитывается новый ряд и т.д.

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1) Сверить результаты каждого опыта с предъявленным материалом. Иногда для этого привлекают самих испытуемых, но в этом случае они могут внести какие-либо исправления в текст, поэтому это нежелательно. Знаком «+» помечаются правильно воспроизведенные ряды. Знаком «–» помечаются ряды, воспроизведенные не полностью, с ошибками или в другой последовательности.

2) Составить сводную таблицу результатов по всем 4-м опытам

 

 

№№ ряда длина ряда воспроизведение количество воспроизвед.
    1 опыт 2 опыт 3 опыт 4 опыт рядов
4 + + + + 4
5 + + — + 3
 
 
 
 
 
             

 

3) Вычислить объем памяти по формуле: У=А+ m/n , где

У – объем памяти

А – наибольшая длина ряда (количество цифр в нем), который испытуемый во всех четырех опытах воспроизвел правильно n – число опытов

n=4

m — количество правильно воспроизведенных рядов, более длинных, чем А.

ВЫВОД. На основе сопоставления результатов изучаемого школьника со среднегрупповыми результатами сделать вывод о большом, нормальном или маленьком объеме памяти.

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

МЕТОДИКА «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИИ»

ЦЕЛЬ: Изучить способность ученика устанавливать логические связи между понятиями.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1, специальный бланк (образец см. ниже), 2.ручка

ХОД РАБОТЫ: Испытуемому выдается бланк и сообщается сле­дующая инструкция: «Посмотрите, под № 1 слева написано два слова – сверху ЛОШАДЬ, внизу ЖЕРЕБЕНОК. Какая между ними связь? Жеребенок детеныш лошади. А справа под №1 тоже сверху одно слово КОРОВА, а внизу 5 слов на выбор. Из них нуж­но выбрать только одно, которое будет так же относиться к слову

КОРОВА, как ЖЕРЕБЕНОК к ЛОШАДИ, т. е. чтобы оно обозначало детеныша КОРОВЫ. Это будет теленок. Подчеркиваем слово

ТЕЛЕНОК. Итак, нужно сначала установить, как связаны между собой слова, написанные слева и затем установить такую те связь справа. Так же решаются все задачи».

• БЛАНК К ЗАДАНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИЙ»

1. Лошадь Корова
Жеребенок   2. Школа Пастбище, рога, молоко, теленок, бык   Больница
Обучение   3. Яйцо Доктор, ученик, учреждение, лечение, больной   Картофель
Скорлупа   4. Ложка Курица, огород, капуста, суп, шелуха   Вилка
Каша   5. Коньки Масло, нож, тарелка, мясо, посуда   Лодка
Зима   6. Ухо Лед, каток, весна, лето, река   Зубы
Слышать   7. Собака Видеть, лечить, рот, щетка, жевать   Щука
Шерсть   8. Пробка Овца, ловкость, рыба, удочки, чешуя   Камень
Плавать   9. Чай Пловец, тонуть, гранит, возить, каменщик   Суп
Сахар Вода, тарелка, крупа, соль, ложка

 

 

10. Дерево Рука
Сук   11 Дождь Топор, перчатка, нога, палец, работа   Мороз
Зонтик 12.   Песня Палка, холод, сани, зима, шуба   Картина
Глухой   13. Нож Хромой, слепой, художник, рисунок, больной   Стол
Сталь   14. Рыба Вилка, дерево, стул, пища, скатерть   Муха
Сеть   15. Утро Решето, комар комната, жужжать, паутина   Зима
Ночь   16. Птица Мороз, день, январь, осень, сани   Человек
Гнездо Люди,птенец, рабочий,зверь, дом

 

КЛЮЧ К ЗАДАНИЮ «ОБРАЗОВАНИЕ ПРОСТЫХ АНАЛОГИИ»

1. Теленок 2. Лечение 3. Шелуха 4. Мясо 5. Лето 6. Жевать 7. Чешуя 8. Тонуть 9 Соль 10. Палец 11. Шуба 12. Слепой 13. Дерево 14. Паутина 15. Осень 16. Дом.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ

По ключу проверяется правильность подчеркивания слов. Подсчитывается количество правильных ответов.

ВЫВОД. На основе сравнения результатов изучаемого ученика со среднегрупповыми результатами, полученными в одновозрастной группе, делается вывод об уровне развития у данного школьника изучаемой способности.

МЕТОДИКА ЛАЧИНСА

ЦЕЛЬ: Выявить индивидуальные особенности проявления ригидности (т. е. костности) и подвижности мышления (т. е. пластичности).

ОБОРУДОВАНИЕ: 1. бланк с десятью арифметическими задачами (образец см. ниже),

2.ручка

ХОД ЭКСПЕРИМЕНТА. Экспериментатор выдает испытуемому бланк и сообщает инструкцию: «На Вашем бланке имеется десять задач, для решения которых Вам необходимо выполнить элементарные арифметические операции. Прямо на бланке записывайте арифметические действия, использованные Вами для решения каждой задачи. Решайте задачи последовательно от 1-ой до 10-ой. Последовательность решения задач изменять нельзя. Если вы не можете решить какую-либо задачу, пропустите ее и решайте следующую. Время решения не ограничено».

БЛАНК К МЕТОДИКЕ ЛАЧИНСА

N 1. Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л. — как отмерить 10л.?

№ 2. Даны три сосуда: 37, 24, 2л. — как отмерить 9 л.?

3. Даны три сосуда: 39, 22, 2л. — как отмерить 13 л.?

№ 4. Даны три сосуда: 38, 25 и 2 л. — как отметить 9 л.?

№ 5. Даны три сосуда: 29, 14 и 2 л. — как отмерить 11 л.?

№ 6. Даны три сосуда: 28, 14, 2л. — как отмерить 10 л.?

№ 7. Даны три сосуда: 27, 12 и 3 л. — как отмерить 9 л.?

№ 8. Даны три сосуда: 30, 12 и 3 л. — как отмерить 15 л.?

№ 9. Даны три сосуда: 28, 7 и 5 л. — как отмерить 12 л.?

№ 10. Даны три сосуда: 26, 10 и 3 л. — как отмерить 10 л.?

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

1. Экспериментатор проверяет правильность и рациональность решений испытуемого. Первые пять задач имеют только одно решение. Они могут быть решены только путем последовательного вычитания обоих меньших чисел из большего, например, задача № 1: 37–21–3–3=10. Задачи № 6–8 и 10 имеют два решения: сложное (в три или два арифметических действия) и простое (в два, одно или ноль действий). Задача № 9 может быть решена только одним способом: 7+5=12.

2. Следует обратить особое внимание на рациональное решение задач № 6–10. Если большинство этих задач испытуемый решил нерациональным способом под влиянием стереотипа, выработанного при решении задан № 1–5, то, следовательно, у него проявляется ригидность мышления. Об этом же свидетельствует отсутствие решения задачи № 9. О высокой пластичности, подвижности мышления свидетельствуют обратные результаты, а именно: использование рациональных приемов при решении задач № 6–10.

ВЫВОД: Следует указать особенность мышления испытуемого, которая проявилась в данном эксперименте: ригидность или пластичность (подвижность).

Дата: 2016-09-30, просмотров: 204.