ЦЕЛЬ: Выявить мотивы учебной деятельности школьника методом анкетирования.
ОБОРУДОВАНИЕ: анкета, карандаш.
ХОД РАБОТЫ: Учитель сообщает ученику следующую инструкцию: «Внимательно прочитайте анкету и подчеркните те пункты, которые соответствуют Вашим стремлениям и желаниям. Анкету можно дополнить». Ученик получает анкету.
АНКЕТА
1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.
2. Учусь потому что заставляют родители;
3. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии;
4. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.
6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет среди товарищей по учебе.
7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
10. Учусь потому, что хочу больше знать.
11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.
13. ___________________________________________
ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
Проведите классификацию мотивов. Например, приведенные мотивы можно разделить на следующие группы:
а) широкие социальные мотивы: №.№ 3, 5.
б) мотивация благополучия 4
в) престижная мотивация №№ 6, 12
г) мотивация избегания .№№ 2, 9.
д) мотивация содержанием №№ 7,10
е) мотивация процессом №№ 11, 1.
ж) узкие социальные мотивы № 8
ВЫВОД: Выделите ведущие Мотивы учебной деятельности Школьника, приведите их качественный анализ:
а) богатство и разнообразие Мотивов,
б) социальная ценность мотивов,
в) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов (мотивы группы «д» и «е»).
МЕТОДИКА «ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?»
ЦЕЛЬ: с помощью анкетирования установить нравственные представления учащихся (о чуткости, принципиальности, честности, справедливости, дисциплинированности, ответственности).
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ: Ученикам предлагается в письменном виде привести хорошо известные им примеры:
1. Совершенного тобой или кем-то другим принципиального поступка.
2. Зла, сделанного тебе другими.
3. Доброго дела, свидетелем которого ты был.
4. Совершенного кем-то бесчестного поступка.
5. Справедливого поступка твоего знакомого.
6. Безвольного поступка известного тебе человека.
7. Проявленной кем-то из твоих друзей безответственности.
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ Качественный анализ ответов учащихся позволяет определить степень сформированности у них понятий о некоторых нравственных качествах, которая может быть оценена как:
1) неправильное представление,
2) правильное, но недостаточно полное и четкое,
3) полное и четкое представление о нравственном качестве.
МЕТОДИКА «КАК ПОСТУПИТЬ?»
ЦЕЛЬ: изучить отношение к нравственным нормам, определяющим принципиальность личности.
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ: Школьнику предлагается несколько проблемных ситуаций. Он должен
решить, как он повел бы себя в каждой из этих ситуаций. Примеры ситуаций:
1. Тебе одному (одной) известно, что одноклассник нашел потерянный учителем листок с решением контрольной работы. Что бы ты сделал(а)?
2. Несколько твоих одноклассников сговорились сорвать урок. Что ты будешь делать?
3. Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты один (одна) случайно видел (а) это. Товарищ не хочет сознаваться. Назовешь ли ты при разборе этого происшествия имя провинившегося?
4. Заболела учительница. Учитель параллельного класса дал вам задание. Но ребята вместо работы затеяли игру. Что будешь делать ты?
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ: По результатам выполнения всего набора задач каждого школьника можно отнести к одной из четырех следующих групп:
Учащихся, которые при выполнении задач часто принимали ошибочное решение – выбранные ими акты поведения противоречили содержанию моральных норм, включают в 1 группу (неустойчивое отношение).
Школьники, готовые отказаться от своего решения при малейшем «давлении», должны быть отнесены во II группу (недостаточно устойчивое, пассивное отношение).
В III группу входят те ребята, которые активно отстаивали свое мнение, но в некоторых исключительных случаях склонны к компромиссным решениям.
IV группу составляют ученики, которые сумели при выполнении всех заданий сделать правильный выбор – активно устойчивое отношение к нравственным нормам.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ
МЕТОДИКА «НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ»
Цель: выявить коллективистическую или индивидуалистическую направленность личности.
В зависимости от возраста школьников эксперимент может быть проведен в различных вариантах, но суть остается одна и та же: к учащимся обращаются с просьбой оказать помощь педагогам, шефам, подшефным. Перед школьниками должна возникнуть альтернатива: помочь или не помочь, работать бескорыстно или за награду, сказать правду или промолчать и т. п. Ситуации выбора, которые создает учитель, ни в коем случае не должны выглядеть как оценочные или обучающие, т. к. в таком случае их диагностическое или воспитательное значение будет сведено на нет. Учащиеся должны быть уверены, что их выбор не обернется против них самих. Естественность ситуации для учащихся – необходимое условие проведения эксперимента. Приведем два возможных варианта его осуществления:
ВАРИАНТ1.
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ: Па уроке физкультуры или во время игры (например, в походе, в лесу и т.п.) ребятам предлагается разыграть три первенства: личное, между звеньями и между классами. Имеются три мишени, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Необходимо попасть мячом в одну из мишеней. Попадание в цель приносит очко: в личный счет – мишень слева, в счет звена – мишень посредине, в счет класса – мишень справа. Мяч бросается 10 раз: Если мяч не попал в мишень, то снимается очко, при этом школьник должен указать, за чей счет снять очко: за его личный счет; за счет звена или за счет класса;
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ. Подсчитывается число очков, набранных учеником в личный счет, в счет звена, в счет класса; По этим данным учитель может судить о направленности ученика;
В А Р И А Н Т 2.
ХОД ВЫПОЛНЕНИЯ: На уроках Труда учащиеся изготовляют елочные или другие игрушки. После этого перед ними ставится проблема, кому передать эти игрушки: каждому ученику для домашней елки (для подарка родным), для класса или для детского сада. Возможны и другие варианты выбора, которые должен сделать ученик в пользу коллектива, общества или в свою пользу
Дата: 2016-09-30, просмотров: 264.