Тема 3.2 Профконсультирование в службе занятости населения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При изучении данной темы рассматривается психологический портрет клиента службы занятости, изучается технология работы профконсультанта, функции профконсультанта в службе занятости населения:

-профинформация,

-профотбор,

-психологическая поддержка,

-организационно-методическая работа.

Следует обратить внимание на особенности индивидуальных и групповых профконсультационных форм работы.

Следует рассмотреть характеристику профконсультационных программ (программы обучения выбору профессиональной сферы, развития профессиональной зрелости, моделирования карьеры, технологии самостоятельного и эффективного поиска работы)

Актуально изучение методов активизации профессионального самоопределения в групповой профконсультации. (Н.Самоукина, С.Чистякова Н.Пряжников, А.Чернявская, Д.Пелетье, Р. Бюжо, Д.Сьюпер)

Отдельный интерес представляет специфика профконсультационной работы с различными слоями населения в службе занятости.

Особо важно рассмотреть требования, предъявляемые к профконсультанту.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТНОГО.

Практикой профконсультирования и многочисленными теоретическими исследованиями собрано достаточно доказательств того, что потеря работы вследствие вынужденного увольнения ведёт к различным негативным изменениям в поведении и эмоциональных реакциях людей. Для потерявших работу, как правило, характерно:

1) Переживание состояния депрессии;

2) Снижение чувства удовлетворения жизнью;

3) Усиление чувства одиночества и социальной изоляции;

4) Потеря ощущения времени, отсутствие распорядка дня;

5) Нарастание апатии, пассивности и покорности;

6) Преобладание настроений пессимизма и фатализма в отношении к жизни в целом;

7)Потеря стремления к упорядоченности в своей жизни;

8) Повышение возбудимости и агрессии.

 

Теряя работу, человек утрачивает возможность удовлетворять свои высшие потребности. К таким потребностям относят, как правило, потребности в самореализации, социальных связях и контактах. Активизируется потребность в безопасности: страшит неизвестность завтрашнего дня, когда нет уверенности в собственных возможностях что-либо изменить, на что-то повлиять, и нет чувства жизненной стабильности. Затрудняется реализация потребностей низших уровней: приходится ограничивать себя в средствах, нет возможности реализовать себя в целенаправленной активности.

Постепенно по мере продолжения периода безработицы нарушается целостность иерархии мотивов. Значимые мотивы (например, забота о своём авторитете, профессиональной компетентности) теряют свою актуальность, а менее значимые (проблема времяпрепровождения) начинают выступать на первый план. Неудовлетворённость потребностей, нарушение их привычной иерархии вызывают у безработного страдание, беспокойство и другие отрицательные эмоции вплоть до открытой агрессии.

Потеря работы неизбежно сопровождается изменениями в поведении человека. Наиболее простыми являются изменения, носящие внешний характер, и относящиеся, например, к организации дня. У безработного появляется много свободного времени. Режим дня теряет для него свою актуальность: человек может опоздать на встречу. Подобные действия безработного являются следствием естественной утраты им самоорганизованности, снижения актуальности ориентировки во времени.

Французский психолог Лавье, исходя из положения, что эмоциональные переживания оказывают огромное влияние на поведение безработного, разработал типологию переживаний безработного (эта типология активно используется специалистами франц. агентств занятости). Таким образом, по его мнению, любой человек, теряющий работу, неизбежно и закономерно проходит определённые стадии переживаний:

 

1) Шок, эмоциональное потрясение. Иногда человек переживает эту стадию, ещё не уволившись с предприятия, а только узнав о предстоящем увольнении. Во многих случаях это кратковременное состояние сопровождается чувством облегчения: событие, которое давно ожидалось, наконец свершилось, а, следовательно, закончилась тягостная неопределённость.

2) Стадия неприятия действительности. Безработный отказывается верить в то, что с ним случилось. Отказ принять травмирующую действительность тем острее, чем неожиданнее и маловероятнее для человека была потеря работы.

3) Гнев, негодование по поводу того, что произошло. Открытое возмущение безработный может адресовать кому угодно: родственникам, бывшим коллегам, всем, кто его окружает или мог быть хотя бы косвенным виновником произошедшего.

4) Депрессия, подавленность, тоска, состояние, близкое к полному отчаянию. Резко снижается волевая регуляция и поисковая активность. Это стадия “ухода в себя”, когда безработный примиряется с мыслью об отсутствии перспектив, бесполезности попыток что-либо изменить, о собственной ненужности.

5) Переоценка ценностей – она либо происходит, либо нет. Безработный пересматривает отношение к себе и ситуации. Это стадия формирования намерений действовать, стремления любыми средствами пытаться изменить ситуацию, вырваться из неё. Если переоценки ценностей не происходит, то ситуация принципиально не меняется – сохраняется ощущение бесперспективности и собственной ненужности.

 

Австрийский специалист Л. Пельцман описывает 4 фазы у стрессовых состояний в связи с потерей работы:

1) Состояние неопределённости и шока. На этой фазе страх и эмоции выступают как факторы риска. В результате человек становится легко подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. При чем патогенным фактором становится не сама потеря работы, а длящаяся угроза того, что это произойдёт.

2) Субъективное облегчение и конструктивное приспособление к ситуации. Эта фаза длится 3-4 месяца после потери работы. Причём в начале этой фазы можно наблюдать некоторую эйфорию от наличия свободного времени, наблюдается улучшение состояния здоровья.

3) Утяжеление состояния – наступает после 6 месяцев отсутствия работы. Наблюдается утяжеление состояния – особенно подрываются силы противостояния неприятностям.

4) Беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Эта фаза характеризуется не только беспомощностью и примирением со сложившейся ситуацией, но и даже боязнью найти работу.

 

В зависимости от уровня активности и самостоятельности, безработных можно условно разделить на 4 типа:

1) Безработные первого типа не нуждаются в услугах службы занятости. Они полностью самостоятельны и сохраняют способность быстро справиться с ситуацией и найти подходящую работу. Как правило, это специалисты, которые хорошо владеют несколькими профессиями или специальностями, имеют разнообразный опыт работы и потому достаточно конкурентоспособны на рынке труда. Они могут даже не быть зарегистрированы в центре занятости.

2) Безработные второго типа, как правило, регистрируются в центре занятости, стремясь максимально использовать все предлагаемые им услуги. Они самостоятельно принимают решения о том, какая работа является для них наиболее подходящей. Как правило, их профессиональные планы достаточно адекватны и обоснованны, в результате безработные этого типа сравнительно быстро трудоустраиваются.

3) Безработные третьего типа долго и болезненно переживают потерю работы. Длительное время они заняты именно своими переживаниями, а не поиском нового места работы. Только по истечении года наступает стадия переоценки ценностей, и при помощи социально-реабилитационных программ безработный может принять решение об изменении своей профессиональной ситуации.

4) Безработные четвёртого типа – люди, для которых потеря работы неизбежно оборачивается глубокими, необратимыми социальными потерями в остальных сферах жизни. Это потенциальные алкоголики, наркоманы, социально опустившееся элементы, для которых потеря работы становится провокационным толчком к неблагоприятным личностным сдвигам. Во многих странах для таких категорий лиц существует хорошо разработанная государственная система социальной реабилитации. В нашей службе занятости имеют место только отдельные курсы, где ведётся работа с такими людьми. Службе занятости взаимодействовать с подобными людьми сложно, так как сотрудники часто оказываются не готовы к работе с такой сложной категорией населения, так как такая работа требует не только специальной подготовки, но и опыта.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 285.