Тема 2.2 Основные стратегии консультирования.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Традиционно выделяют две основные стратегии в профессиональном самоопределении: диагностическую и развивающую. Однако можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы.

Допустимые стратегии.

Тестологическая. В ее основе – стандартизированные испытания профпригодности. Основные преимущества данного подхода: 1) при грамотном использовании тестов ( при наличии корректных норм, при использовании батареи методик, при проведении обследования, растянутого во времени, и т. п.) можно получить достоверные результаты; 2) с помощью тестов легко создавать видимость большой и наукообразной работы; 3) тесты позволяют формировать у клиентов мотивацию на самопознание. Основные недостатки тестов: 1) очень сложно полностью стандартизировать процедуру обследования и сами тесты; 2) большинство профессиональных тестов просто некачественные; 3) часто тесты не позволяют учитывать меняющиеся способности клиента (особенно подростка), рекомендации по результатам обследования имеют невысокую прогностичность.

Информационно – просветительская. Главная задача – вооружить клиента необходимой информацией. Так как в данный период переизбыток информации, то проконсультант должен помочь разобраться клиенту.

Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и самоопределение можно «рационально просчитать». Наиболее популярны разработка и использование компьютерных методов при принятии решения. Но использование данного метода как вспомогательного средства.

«Глубинная», психоаналитическая стратегия. Она основана на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направлении этих стремлений в позитивное русло.

«Гуманистическо – психотерапевтическая». Базируется на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи недооценивают роль социума в формировании личности, хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры.

Организационно – управленческая. В основе этой стратегии – работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, что облегчает работу конкретного профконсультанта.

«Частичные услуги». Стратегия предполагает ограниченную помощь: например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Так как не всегда возможно оказать полноценную помощь при профессиональном выборе.

Идеалогическая. В основе этой стратегии – предположение о том, что на жизненные выборы оказывает сильное влияние господствующие в обществе идеи.

Принудительная. Подобная стратегия для особых случаев. А именно: в ряде случаев это выбор профессии и местот работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства.

Активизирующая. В основе - реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важное условие – активная, творческая позиция профконсультанта.

Нежелательные стратегии

Стратегия «обмана». Профкоесультант знает какую сторону обманывать либо заказчика, либо клиента.

Самообмана. Здесь психологт оказывает неполноценную помощь или просто « манипулирует» клиентом.

Дерективное консультирование. Психолог легко очаровывает клинета, создает атмосферу безогаворочного доверия, а клиент при этом прибывает в заблуждении, что работает со «знающим» специалистом.

Игра в « терапию». Несерьезность профконсультаций, перекладывает всю ответственность на клиента.

Деструктивно-рекамендательная. Выражается в стремлении «круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться таким образом самому.

Адаптивно-манипулятивная. Главная проблема профконсультанта не позволять манипулировать собой

 

Профконсультант всегда должен знать когда и какую методику надо применять.

Современному психологу и практику и профконсультанту важно понимать каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессии.

В самом общем виде профессиограмма это описательно- технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме для решения определенных задач (описание качеств человека необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности – психограмма.)

А так же учитываются профессионально важные качества в построении психограммы.

Литература:

1. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования [Текст]: Учебное пособие /Ф.С. Исмагилова Науч. ред. Э.Ф. Зеер. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.

2. Бюжо Р. Консультант по профориентации: воспитатель интенциональности [Текст] / Р. Бюжо - Лион. - 1989.- 16с.

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев.: Наукова думка.-1988.-144 с.

4. Борисова Е.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации [Текст] / Е. М. Борисова, К.М. Гуревич // Вопросы психологии, 1988. № 1.-С. 77-82.

5. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л. А. Йовайша - М.:Педагогика.-1983.-128 с.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону.- Изд-во "Феникс".-1996.- 509 с.

7. Рыжов В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании [Текст] / Рыжов В.А. - М.: Высшая школа.- 1991.-158 с.

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 446.