Традиционно выделяют две основные стратегии в профессиональном самоопределении: диагностическую и развивающую. Однако можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы.
Допустимые стратегии.
Тестологическая. В ее основе – стандартизированные испытания профпригодности. Основные преимущества данного подхода: 1) при грамотном использовании тестов ( при наличии корректных норм, при использовании батареи методик, при проведении обследования, растянутого во времени, и т. п.) можно получить достоверные результаты; 2) с помощью тестов легко создавать видимость большой и наукообразной работы; 3) тесты позволяют формировать у клиентов мотивацию на самопознание. Основные недостатки тестов: 1) очень сложно полностью стандартизировать процедуру обследования и сами тесты; 2) большинство профессиональных тестов просто некачественные; 3) часто тесты не позволяют учитывать меняющиеся способности клиента (особенно подростка), рекомендации по результатам обследования имеют невысокую прогностичность.
Информационно – просветительская. Главная задача – вооружить клиента необходимой информацией. Так как в данный период переизбыток информации, то проконсультант должен помочь разобраться клиенту.
Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и самоопределение можно «рационально просчитать». Наиболее популярны разработка и использование компьютерных методов при принятии решения. Но использование данного метода как вспомогательного средства.
«Глубинная», психоаналитическая стратегия. Она основана на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направлении этих стремлений в позитивное русло.
«Гуманистическо – психотерапевтическая». Базируется на уважительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать, что гуманистические психологи недооценивают роль социума в формировании личности, хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры.
Организационно – управленческая. В основе этой стратегии – работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений, что облегчает работу конкретного профконсультанта.
«Частичные услуги». Стратегия предполагает ограниченную помощь: например, только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Так как не всегда возможно оказать полноценную помощь при профессиональном выборе.
Идеалогическая. В основе этой стратегии – предположение о том, что на жизненные выборы оказывает сильное влияние господствующие в обществе идеи.
Принудительная. Подобная стратегия для особых случаев. А именно: в ряде случаев это выбор профессии и местот работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства.
Активизирующая. В основе - реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важное условие – активная, творческая позиция профконсультанта.
Нежелательные стратегии
Стратегия «обмана». Профкоесультант знает какую сторону обманывать либо заказчика, либо клиента.
Самообмана. Здесь психологт оказывает неполноценную помощь или просто « манипулирует» клиентом.
Дерективное консультирование. Психолог легко очаровывает клинета, создает атмосферу безогаворочного доверия, а клиент при этом прибывает в заблуждении, что работает со «знающим» специалистом.
Игра в « терапию». Несерьезность профконсультаций, перекладывает всю ответственность на клиента.
Деструктивно-рекамендательная. Выражается в стремлении «круто менять судьбы людей» и часто самоутверждаться таким образом самому.
Адаптивно-манипулятивная. Главная проблема профконсультанта не позволять манипулировать собой
Профконсультант всегда должен знать когда и какую методику надо применять.
Современному психологу и практику и профконсультанту важно понимать каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессии.
В самом общем виде профессиограмма это описательно- технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме для решения определенных задач (описание качеств человека необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности – психограмма.)
А так же учитываются профессионально важные качества в построении психограммы.
Литература:
1. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования [Текст]: Учебное пособие /Ф.С. Исмагилова Науч. ред. Э.Ф. Зеер. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.
2. Бюжо Р. Консультант по профориентации: воспитатель интенциональности [Текст] / Р. Бюжо - Лион. - 1989.- 16с.
3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев.: Наукова думка.-1988.-144 с.
4. Борисова Е.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации [Текст] / Е. М. Борисова, К.М. Гуревич // Вопросы психологии, 1988. № 1.-С. 77-82.
5. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л. А. Йовайша - М.:Педагогика.-1983.-128 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону.- Изд-во "Феникс".-1996.- 509 с.
7. Рыжов В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании [Текст] / Рыжов В.А. - М.: Высшая школа.- 1991.-158 с.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 446.