Шаг 3. Формулирование желаемого результата
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Совместно с клиентом проводится работа по такому определению цели, при котором клиент принял бы ее как свою и она была бы достаточно ясна для него. Чтобы желаемый результат был описан клиентом, ему можно задать следующие вопросы:

Чего Вы хотите добиться?

Что должно произойти, когда проблема будет решена?

Основные требования, которым должен соответствовать желаемый результат:

Конкретность. Формулируемый результат должен иметь критерии для оценки того, достигнут он или нет, и если достигнут, то в какой степени.

Контекстуализация. Важно четко обозначать контекст, в который должен быть включен желаемый результат.

Экологичность. Следует убедиться в том, что желанные изменения и все возможные последствия результата действительно полезны или, по крайней мере, не несут в себе вреда для конкретного клиента.

Эгоответственность. На клиента возлагается ответственность за реализацию намеченного плана, за осуществление всех действий, направленных на достижение поставленной цели, только от него зависит, будет ли достигнута эта цель.

Позитивность. Формулировка желаемого результата должна быть представлена в терминах «достигнуть», а не «избежать».

Побочные (вторичные) выгоды. Что может потерять клиент, достигая желаемого результата? Как управлять изменениями без потери вторичных выгод?

Одной из эффективных техник является техника перемещения в будущее. Клиенту предлагают переместиться в будущее и посмотреть на вещи так, как будто результат уже достигнут, чтобы перенести это знание в настоящее и чтобы результат подталкивал его вперед.

Шаг 4. Выработка альтернативных решений

Прорабатываются разные варианты решения данной проблемы. Выработка альтернативных решений требует, чтобы профконсультант совместно с клиентом выполнил следующее:

Генерирование альтернативных форм поведения, позволяющих решить проблему;

Работа с нерациональными идеями подхода к проблеме;

Сравнение новых форм поведения между собой;

Введение стимулов для нового поведения;

Выбор.

В практике профессионального консультирования совет часто оказывается не только не лишним или полезным, но даже необходимой частью этого шага. Выработать и представить рекомендации – это и есть одна из основных задач профконсультанта.

Возможные решения проблемы могут быть объединены в два подхода: 1) изменение ситуации; 2) изменение отношения клиента к ситуации и, как следствие, изменение самого клиента. Это позволит ему влиять на окружающую его реальность и конкретную ситуацию.

Шаг 5. Обобщение

Этап перехода от обсуждения к действию. Обобщение – это не только подведение итогов консультации, но и критерий эффективности проведенной совместной работы и, кроме того, возможность повлиять на дальнейшее поведение клиента.

Обобщение обязательно должно содержать план, программу дальнейших действий клиента:

проигрывание или детальное обсуждение нового поведения;

уточнение деталей;

предупреждение возможных рецидивов;

изложение клиентом программы своего нового поведения;

договор о следующей встрече, если она требуется.

На этом этапе обязательно надо предусмотреть:

Итоговые вопросы клиенту. (Что Вы собираетесь делать теперь? Что может помешать Вам в этом?)

Вопросы для обратной связи. (Все ли Вы поняли из нашей встречи? Не хотите ли добавить что-то? Не требуется ли что-то уточнить, прояснить?)

Обсуждение повторной встречи.

 

Таким образом, профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором профессии и места работы, путей самореализации личности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а так же с профессиональной реабилитацией работников, частично утративших трудоспособность.

Профконсультация стала актуальной в начале двадцатого столетия, ее возникновение было связано с проблемами выбора профессии. Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск профессии, соответствующей психологическим характеристикам человека. Этот подход получил название диагностического. Профконсультация данного типа состоит из трех фаз:

изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию (психодиагностическая фаза);

характеристики содержания труда, требований профессии и их описания в психологических терминах (профессиографическая фаза);

сопоставление индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии и принятия решения о пригодности человека (фаза принятия решения).

Основными недостатками диагностирующей профконсультации являются следующие:

игнорируется изменчивость, динамичность мира профессий, вследствие чего человеку в течение профессиональной жизни, возможно, не раз придется менять профессию

наличие огромного числа профессий и специальностей негативно сказывается на профессиографической компетенции психолога- консультанта

не принимается во внимание профессиональное развитие личности, изменение ее направленности, компетентности и профессионально важных качеств

консультируемый исключается из процесса принятия важного для него решения

Решающее значение в процессе принятия решения о выборе профессии имеют результаты диагностики. Консультируемому отводится пассивная роль. Диагноз однозначно определяет и прогноз будущей профессии.

Другой подход раскрывается в воспитательной концепции профконсультации. Сторонники этой концепции считают, что человека можно подготовить к выполнению любой профессии. Главное - правильно подобрать эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и содержание этого типа профконсультации – изучение индивидуально-психологических особенностей человека и организация оптимального профессионального обучения.

Основной недостаток этого типа профконсультации – игнорирование психофизиологических различий людей.

Многие недостатки рассмотренных двух типов профконсультации исключает развивающая (активизирующая) консультация. Основное ее содержание – активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению. Главный момент в этой профконсультации – перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения. Важным принципом этого типа консультирования является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.

 

Эффективность профконсультации определяется не только проработанностью поставленных профконсультационных задач, но и характером взаимодействия профконсультанта с клиентом. Чем выше активность клиента, его самостоятельность и инициативность, тем выше вероятность того, что принятые решения действительно будут реализованы.

 

 

Литература:

1. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования [Текст]: Учебное пособие /Ф.С. Исмагилова Науч. ред. Э.Ф. Зеер. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.

2. Климов, Е.А Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. / Е.А. Климов.- Ростов-на- Дону, 2004- 304 с. (16 экз)

 

3. Организация профориентационной и профконсультационной работы [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под общ, ред. Д-ра философ. Наук проф. В.А. Щегорцова. - Уфа: «Издательство «Диалог»-152 с.

4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М., 1982.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 189.