Основные идеи Е. А. Климова в профессионализации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Е. А. Климов выдвинул идею индивидуального оптимального стиля деятельности. Его подход основывается на следующих предпосылках:

1. Индивидуальный стиль деятельности – обобщенная характеристика индивидуальных особенностей человека, складывающихся и проявляющихся в его деятельности;

2. ИСД – устойчивая система приемов, способов работы и подготовки к ней, позволяющая людям с разными индивидуальными особенностями добиваться равной эффективности в профессиональной деятельности;

3. ИСД – это деятельностное проявление индивидуальности (стиль руководства, лидерства, деловой стиль);

4. Признаки ИСД: устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная определенными личностными качествами и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным требованиям;

5. Ядро ИСД составляют 2 категории: особенности, благоприятствующие успеху в данной обстановке; особенности, противодействующие успеху;

6. ИСД не определяется только комплексом природных особенностей человека, это интегральный эффект взаимодействия человека с предметной и социальной средой;

7. Имеются широкие возможности преодоления недостаточного развития одних способностей за счет их компенсации другими;

данный подход предоставляет значительные возможности в сфере профессионального самоопределения, профессионального развития и достижение профессионального мастерства.

 

Подход Б. С. Братуся в проблеме развития личности в зрелом возрасте

Д. Б. Эльконин указал, что возможной движущей силой психического развития является противоречие между мотивационно-потребностной и операционально-технической сферами ведущей деятельности. Б. С. Братусь сделал данное противоречие предметом психологического анализа не только в детском, но и в зрелом возрасте. Причина психологических неблагополучий лежит в неумении и неготовности человека пересмотреть свои мотивы и цели, умения и навыки.

Механизм развития личности – это закономерно возникающее противоречие между двумя сторонами деятельности: мотивационной и познавательной.

Конструктивные пути решения этого противоречия:

- совершенствование операционально-технической стороны деятельности и достижение соответствия между ней и смыслообразующим мотивом;

- изменение смысловой ориентации.

Неконструктивные пути:

- появление защитных мотивов, направленных на приспособление к противоречию;

- появление ложнокомпенсаторной деятельности.

 


Е.А КЛИМОВ о профессиональном консультировании.

В ходе консультирования составляется профессиональный план. В идеале профессиональный план должен иметь более полную структуру:

1. главная цель (что я буду делать, какой вклад внесу, чего достигну).

2. ближайшие и отдаленные конкретные цели (первая область деятельности, специальность, работа; чему и где учиться; первый трудовой пост после окончания учения, перспективы повышения мастерства);

3. пути и средства достижения ближайших целей (изучение справочной литературы, беседы со знающими людьми, самообразование, поступление в определенное профессиональное учебное заведение – на курсы, техникум, вуз);

4. внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия);

5. внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности);

6. запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для непосредственной реализации основных вариантов («если не получится здесь, то пойду туда…).

Поскольку профессиональные планы – это представления, образы, то многие их особенности зависят от склада ума, характера, опыта оптанта.

Процесс планирования жизненного пути длительный и проходит ряд этапов:

1) ориентировочное планирование (рассматриваются важность, осуществимость, посильность разных целей, конкурирующих вариантов, возможность овладения профессиями разных типов; уточняется область приложения сил, профессионального роста);

2. организационное планирование (обдумываются, перебираются, обосновываются, оцениваются условия, пути и средства достижения избранных целей);

3. планирование последовательности конкретных исполнительных действий, поступков (что, когда, как будет сделано для достижения целей);

4. перепланирование и допланирование (перестройка жизненных планов в соответствии с новыми сведениями о профессиях, об учебных заведениях).

Индивидуальная психологическая консультация – совместная деятельность, с одной стороны, выбирающего, проектирующего , с другой – лица, руководящего этим выбором, проектирование с общественных позиций. Профконсультация представляет собой частный случай взаимодействия определенного формирующегося субъекта деятельности с требованиями общества в отношении нужной ему производительной силы.

 


Дата: 2016-09-30, просмотров: 373.