Тема 1.1 Предмет, задачи профессионального консультирования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Маратканова Е.В.

Профессионально-личностное консультирование: Методические рекомендации для студентов / сост. Е.В. Мараткановой; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. –34 с.

 

 

Методические рекомендации адресованы студентам вузов для реализации учебного курса «Профессионально-личностное консультирование» по специальности «030300 – Психология».

В методических рекомендациях представлены материалы для проведения практических, лабораторных занятий по указанным курсам, контрольные задания.

Ведение

Рынок труда предъявляет повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения личности, к профессиональной квалификации специалиста, расширению его функций на предприятии, ответственности за свою профессиональную карьеру. Практически каждый может оказаться в ситуации реорганизации предприятия, смены работы. Таким образом профконсультирование становится необходимым на всех этапах профессионального развития специалиста.

Без серьезного изучения подходов методов и приемов профессионального консультирования, невозможна подготовка квалифицированных специалистов-психологов.

В основе программы — современные достижения отечественных и зарубежных исследователей, работающих как в сфере профессонального консультирования, так и в сфере смежных отраслей психологии (психология труда, профоринтология, акмеология, реабилитационная психология), а также социологии.

Содержание программы курса охватывает основные теоретические концепции, подходы к профконсультированию. Большое внимание в содержании программы уделяется истории становления отечественной системы профконсультирования, изучению современной проблематики этой области научного знания.

 

Цель курса — формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области профессионально-личностного консультирования, которые позволят в дальнейшем грамотно строить профессиональную деятельность при решении как научно-исследовательских, так и прикладных задач.

Задачи изучаемой дисциплины в соответствии с поставленной целью формулируются следующим образом:

 

Изучение опыта исторического развития и современного состояния отечественной и зарубежной школы профессионального консультирования;

Анализ основных теоретических подходов к профконсультированию;

Анализ теоретико-методологических оснований профконсультирования;

Изучение основных закономерностей и психологических механизмов оказания психологической помощи в ситуации выбора профессии, а также при потере и поиске работы;

Формирование у студентов практических умений и навыков в области организации и проведения профессионально-личностного консультирования;

Создание у студентов психологической установки на самостоятельную исследовательскую работу и использование полученных знаний на практике.

 

Формы и методы работы

На лекционных занятиях, построенных преимущественно в форме проблемного изложения, раскрываются основные теоретические положения курса. На практических занятиях акцент делается на работе студентов по овладению методами, техниками и приемами професионально-личностного консультирования

Формы и приемы преподавания направлены на создание условий для творческой работы студентов и проявление личностных качеств, необходимых для профессиональной работы.

Преподавание практической части курса предполагает активные формы работы студентов. В программе предусмотрено количество практических и лабораторных работ. Это необходимо для того, чтобы сделать теорию максимально приближенной к реальности и создать условия для практической отработки полученных теоретических знаний.

Тема 1.1 Предмет, задачи профессионального консультирования

При изучении данной темы важно определить предмет профессионального консультирования. Рассмотреть понятие профессионального консультирования в психологической теории и практике. Определить место профессионального консультирования в системе психологического консультирования, связь профессионального консультирования с другими областями психологического знания (возрастная психология, психология труда, профоринтология, акмеология, реабилитационная психология), а также социологии.

 

Литература:

1. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования [Текст]: Учебное пособие /Ф.С. Исмагилова Науч. ред. Э.Ф. Зеер. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.

2. Организация профориентационной и профконсультационной работы [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под общ, ред. Д-ра философ. Наук проф. В.А. Щегорцова. - Уфа: «Издательство «Диалог»-152 с.

3. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. / Б. С. Братусь // Вестник Моск.унив-та. Серия Психология.- 1980.- №2.- с. 3-12.

 

Шаг 5. Обобщение

Этап перехода от обсуждения к действию. Обобщение – это не только подведение итогов консультации, но и критерий эффективности проведенной совместной работы и, кроме того, возможность повлиять на дальнейшее поведение клиента.

Обобщение обязательно должно содержать план, программу дальнейших действий клиента:

проигрывание или детальное обсуждение нового поведения;

уточнение деталей;

предупреждение возможных рецидивов;

изложение клиентом программы своего нового поведения;

договор о следующей встрече, если она требуется.

На этом этапе обязательно надо предусмотреть:

Итоговые вопросы клиенту. (Что Вы собираетесь делать теперь? Что может помешать Вам в этом?)

Вопросы для обратной связи. (Все ли Вы поняли из нашей встречи? Не хотите ли добавить что-то? Не требуется ли что-то уточнить, прояснить?)

Обсуждение повторной встречи.

 

Таким образом, профессиональное консультирование направлено на решение проблем, связанных с профессиональным самоопределением, выбором профессии и места работы, путей самореализации личности в профессиональном труде, с профессиональной адаптацией и профессионализацией, прогнозированием карьеры, преодолением трудностей, кризисов и конфликтов, а так же с профессиональной реабилитацией работников, частично утративших трудоспособность.

Профконсультация стала актуальной в начале двадцатого столетия, ее возникновение было связано с проблемами выбора профессии. Выбор профессии долгое время рассматривался как поиск профессии, соответствующей психологическим характеристикам человека. Этот подход получил название диагностического. Профконсультация данного типа состоит из трех фаз:

изучение психических и личностных особенностей претендента на профессию (психодиагностическая фаза);

характеристики содержания труда, требований профессии и их описания в психологических терминах (профессиографическая фаза);

сопоставление индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии и принятия решения о пригодности человека (фаза принятия решения).

Основными недостатками диагностирующей профконсультации являются следующие:

игнорируется изменчивость, динамичность мира профессий, вследствие чего человеку в течение профессиональной жизни, возможно, не раз придется менять профессию

наличие огромного числа профессий и специальностей негативно сказывается на профессиографической компетенции психолога- консультанта

не принимается во внимание профессиональное развитие личности, изменение ее направленности, компетентности и профессионально важных качеств

консультируемый исключается из процесса принятия важного для него решения

Решающее значение в процессе принятия решения о выборе профессии имеют результаты диагностики. Консультируемому отводится пассивная роль. Диагноз однозначно определяет и прогноз будущей профессии.

Другой подход раскрывается в воспитательной концепции профконсультации. Сторонники этой концепции считают, что человека можно подготовить к выполнению любой профессии. Главное - правильно подобрать эффективные методы профессионального обучения. Отсюда и содержание этого типа профконсультации – изучение индивидуально-психологических особенностей человека и организация оптимального профессионального обучения.

Основной недостаток этого типа профконсультации – игнорирование психофизиологических различий людей.

Многие недостатки рассмотренных двух типов профконсультации исключает развивающая (активизирующая) консультация. Основное ее содержание – активизация процесса формирования психологической готовности личности к профессиональному самоопределению. Главный момент в этой профконсультации – перенесение акцента с акта выбора профессии или рекомендации по решению профессионально обусловленной проблемы на психологическую подготовку личности к определению своей позиции и самостоятельному принятию решения. Важным принципом этого типа консультирования является сотрудничество психолога с клиентом. Неприемлемы навязывание собственного мнения, директивные рекомендации, давление. Акцент делается на осознании консультируемым своей проблемы, его самоопределении и выработке решения.

 

Эффективность профконсультации определяется не только проработанностью поставленных профконсультационных задач, но и характером взаимодействия профконсультанта с клиентом. Чем выше активность клиента, его самостоятельность и инициативность, тем выше вероятность того, что принятые решения действительно будут реализованы.

 

 

Литература:

1. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования [Текст]: Учебное пособие /Ф.С. Исмагилова Науч. ред. Э.Ф. Зеер. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.

2. Климов, Е.А Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов. / Е.А. Климов.- Ростов-на- Дону, 2004- 304 с. (16 экз)

 

3. Организация профориентационной и профконсультационной работы [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под общ, ред. Д-ра философ. Наук проф. В.А. Щегорцова. - Уфа: «Издательство «Диалог»-152 с.

4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М., 1982.

 

 

Профессиональные выборы.

Иногда мы выбираем профессию, которая не соответствует внутренним запросам и возможностям индивидуума, что в дальнейшем может привести к формированию профессионального стресса, который выражается в неудовлетворенности своей работой, психосоматическими заболеваниями, хронической усталости.

Существует две категории наследственно – управляемых выборов, которые отличаются друг от друга степенью активности Я индивида по отношению к собственной наследственности:

Навязанный выбор или псевдо выбор происходит без подлинной диалектики между наследственностью и Я, выбор определяется его наследственностью.

Генотропический или оперотропический выбор связан с диалектикой между наследственной природой Я клиента. Через Я осознается доминирующее начало наследственности и по отношению к ней занимается определенная позиция.

 

Ознакомимся с перечнем навязанных наследственностью выборов человека.

1. Родительский сценарий. Это поведенческая модель, которая навязывается клиенту его родителями. Жизненные и профессиональные сценарии основываются в большинстве случаев на родительском программировании, которое придает жизни ребенка цель возможность получить опыт, Родительский сценарий, их не реализованный профессиональный путь может быть как успешным, так и не успешным. Сценарии могут быть сформулированы такими словами: «С твоими способностями нужно учиться на юриста», «Мы всю жизнь мечтали, что бы наш ребенок стал врачом».

2. Династический выбор. Это выбор, который навязывает индивиду продолжение профессиональных традиций семьи. Передача профессии из поколения в поколение приводит к образованию династий, специализирующихся на определенных видах деятельности со своими традициями, правилами поведения и отличительными особенностями. Одновременно с профессией происходит передача тайн ремесла, профессиональных секретов. Формулировки: «В нашем роду все мужчины были военными», «Мы - врачи».

3. «Родительское завещание». Этот выбор профессии, вызван сильной психоэмоциональной травмой в связи со смертью близких людей, полученной в детском или подростковом возрасте, и обусловленной чувством вины. В данном случае выбор «спасающей» или «защищающей» профессии навязывается травматической ситуацией и не связан с глубинной мотивацией личности, интересами, способностями, талантами. Этот выбор связан с чувством вины и долга. Например, после смерти одного из родителей от тяжелого заболевания, ребенок может принять решение стать врачом. Это исключает свободу выбора человека, поэтому рано или поздно человек вступит в конфликт с профессией, следствием чего может стать профессиональная деформация, характерологические измерения, психосоматические расстройства, невроз.

4. Консультационный выбор. Это предпочтение профессиональной деятельности, навязанной авторитетом консультанта. Мнение профконсультанта относительно перспективы выбора профессии часто оказывается решающим. В процессе консультации между клиентом и консультантом устанавливаются доверительные отношения, от которых зависит ее эффективность и результативность. Симпатии клиента сопровождаются «эффектом ожидания», смысл которого заключается в том, что он старается угодить своим выбором консультанту, подтвердить ожидания. Формулировки: «Результаты тестирования показали, что вам нужно выбрать профессию строителя».

5. Профессиональная эстафета. Это выбор, основанный на симпатии к человеку, который превращается в объект профессиональной идентификации. Подобного рода явления имеет место в тех случаях, когда профессиональная мотивация формируется путем «заражения личностью» другого человека, например, через воспитание и обучение. Формулировка: «Выбором профессии, я обязан нашему учителю биологии».

6. Телевизионыый выбор. Это навязывание через СМИ определенных видов деятельности, которые связаны с рекламой модных товаров, услуг и сопутствующих им профессий. Через СМИ проводится тотальная пропаганда определенных видов деятельности, которые будут приносить славу, деньги и власть. Среди них можно выделить группу так называемых «модных» профессий, которые в настоящее время косвенно навязываются молодежи. На сегодняшний день среди «модных» профессий, наибольшим спросом пользуются спросом профессии фотомодели, банкира, политика, переводчика, журналиста.

7. Компесаторный выбор. Это выбор деятельности, которая компенсирует дефекты развития личности. Некоторые профессии могут выступать в качестве компенсаторных для молодых людей с комплексом неполноценности, в основе которого лежит низкая самооценка и недостаток развития третичных половых признаков. Профессия как бы авансирует им недостающие качества, создавая при этом иллюзию изменений в характере, поведении и личности. Например, профессии офицер милиции или охранник. Выбранной профессии он будет сохранять верность до тех пор, пока психологическая проблема не будет решена. Формулировка: «Если я стану налоговым инспектором, меня станут бояться и уважать».

8. Стадый выбор. Это выбор, который делается индивидом под влиянием референтной группы при недостатке сведений о профессии и отсутствии сформированной мотивации. Свободный выбор индивида и перспективы его дальнейшего роста подавляются навязанным мнением группы, организации или государства, заинтересованных в рабочей силе с определенной квалификации. Этот выбор имеет место в подростковом возрасте, в период становления общественных и социальных качеств индивида. Профе6ссиональный кризис, вызванный ложным выбором профессии, начинается после формирования индивидуального Я личности и самосознания. Формулировка: «Мы с подругами пойдем учиться в театральный институт».

9. Социально – инфраструктурный выбор. Следствием этого выбора является профессия, навязанная факторами «производственной необходимости» и полностью исключающая возможность свободы. Люди выбирают профессию не на основе склонностей и предпочтений, а на основе необходимости обеспечить жизнедеятельность. Например, доминирование в небольшом административном центре градообразующего предприятия, что определяет выбор места работы для всех жителей. Формулировка: «А работать больше некуда идти».

10. Термально – прагматический выбор. Выбор обусловлен не соответствующей мотивацией, интересами и склонностями оптанта, а рейтингом выбираемой профессии. Профессия оценивается оптантом по параметрам престижа, необходимого образования, возможностей служебного роста, размера заработной платы и т.п. Этот выбор может быть основан на рекомендации авторитетных лиц, такой человек рационально планирует карьеру. Формулировка: «Для меня главное – хорошая заработная плата».

11. Криминогенный выбор или антипрофессия. При невозможности реализовать себя в социально полезной деятельности индивид с криминальными наклонностями совершает выбор антисоциальной профессии. Антипрофессия становится средством реализации желаний и удовлетворения потребностей, связанных с достижением богатства, славы, власти.

12. Патологический выбор. Это выбор профессии, детерминированный направленностью патологических тенденций индивида на профессиональную специфическую среду. При патологическом выборе приоритет профессии определяется манифестирующими или латентными психическими расстройствами, инверсией сексуальных целей или предрасположенностью индивида к сексуальным перверсиям (гомосексуализм, педофилия, фроттеризм).

Далее мы рассмотрим оперотропический выбор (opero – профессия, tropimus - притяжение), который определяется латентными генами оптанта, и называется генетически - детерминированным.

Оперотропический выбор происходит без участия сознания, т.е. мы даже не понимаем того, что наши действия по выбору профессии определяются латентными генами. Из множества вариантов оперотропического выбора профессии Л.Зонди выделил два:

 

1. Человек выбирает профессию, в которой задействованы индивиды со схожей генетической структурой. Например, психиатр – параноидная шизофрения – психически больные люди.

2. Человек выбирает такую профессию, в которой могут удовлетворятся в социально –приемлемой форме те потребности, удовлетворение которых несет в себе опасности для общественного благополучия. Например: пиромания – пожарный, садизм – мясник.

Изучив наследственно – управляемые выборы, можно отметит, что первый шаг на пути к свободе – это осознать навязанность выбора.

Далее мы рассмотрим свободный выбор человека. Свободные выборы человека называются также его тропическими или Я-управляемыми. Л.Зонди описывал свободные выборы так: "Клиент знает о своих инфантильных раннедетских переживаниях и травмах, но его Я преодолевает влияние наследственной природы и способно совершить свободный выбор''.

Ниже мы рассмотрим основные виды свободных выборов профессий, основную роль в которых играет «Я» клиента.

 

1.Сквозная профессия. После окончания образовательного учреждения многие выпускники меняют направление деятельности не потому, что неправильно выбрали будущую профессию, а потому что удовлетворил свой первоначальный интерес. Но при этом она не утратила значения в качестве образовательного фундамента, совокупности элементов профессионального опыта, условия совершения свободного выбора последующей деятельности.

2. Циклические профессии. В человеческом становлении существуют определенные этапы, через которые должен пройти индивид, что бы достигнуть вершины своего развития. Но человек может застрять на одном из этапов, на которой он может выбрать вид деятельности, подходящей для удовлетворения его желаний и потребностей и соответствовал настоящим возможностям. В этом случае частая смена профессий свидетельствует о личном росте и становлении специалиста. Человек движется внутри своего профессионального круга, с постоянным возвратом к основной деятельности, но уже на новом витке своего развития.

3. Профессия – трамплин. Существуют много профессий с высоким социальным статусом и перспективами карьерного роста, которыми человек может воспользоваться в качестве трамплина. Таким образом, поднимая человека на качественно новый, более высокий уровень притязаний, самоуважения, самооценку.

4. Профессия-ступенька. Это временная трудовая деятельность, которая представляет собой промежуточный этап на пути к реализации основного профессионального выбора. Добровольный выбор временной профессии индивидом можно рассматривать в качестве варианта свободного сознательного планирования карьеры.

Мы рассмотрели дифференциацию профессиональных выборов, фундаментом которых являются три основных класса профессиональных выборов, это навязанный выбор, оперотропический выбор свободный. Очень важно сделать свободный выбор профессии.

 

Литература:

1. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования [Текст]: Учебное пособие /Ф.С. Исмагилова Науч. ред. Э.Ф. Зеер. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.

2. Организация профориентационной и профконсультационной работы [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под общ, ред. Д-ра философ. Наук проф. В.А. Щегорцова. - Уфа: «Издательство «Диалог»-152 с.

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев.: Наукова думка.-1988.-144 с.

4. Бюжо Р. Консультант по профориентации: воспитатель интенциональности / Р. Бюжо - Лион. - 1989.- 16с.

5. Йенчке Б. Возрастающая роль сопровождения карьеры в начале столетия [Текст] / Йенчке Б. // Прикладная психология.- 1999.- №3.- с.1-11.

6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону.- Изд-во "Феникс".-1996.- 509 с.

7. Климов Е. А. Как выбрать профессию [Текст] / Е. А. Климов. - М.: Просвещение.-1990.-159 с.

8. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий [Текст] / Е. А. Климов. - Обнинск.- Изд-во "Принтер".-1993.

9. Михайлова Н. Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы / Н. Б. Михайлова //Психол.журн.-том 12, 1998.-с.91-102.

10. Рыжов В.А. Профессиональная ориентация и подготовка кадров в Великобритании [Текст] / Рыжов В.А. - М.: Высшая школа.- 1991.-158 с.

11. Суханова И.М. Технологии и методики психологической работы с безработными / И. М. Суханова, Н. И. Конюхов //«Профессиональный потенциал» № 2. Москва. 2001г.

12. Федеральная служба занятости России. Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки безработных: методические рекомендации – Москва. 1994г.

13. Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации / А.Р. Фонарев // Вопросы психологии -1997.- №2.- с-88-94.

 

План практического занятия

Ø Основные подходы к профконсультированию

Ø Диагностический и развивающий подходы.

Ø Теория Д.Сьюпера;

Ø Теория самоакуализации А.Маслоу;

Ø Теория личности в профессии Дж.Голланда;

Ø Личностно-деятельностный подход А.Н. Леонтьева;

Ø Подход К.К. Платонова.

Ø Теория профессионального самосознания Е.А.Климова, Б.С. Братусь, Н.С.Пряжникова.

Ø Теория профориентации Дж. Крамбольца.

 

Литература:

Организация профориентационной и профконсультационной работы: Учебно-методическое пособие/ Под общ, ред. Д-ра философ. Наук проф. В.А. Щегорцова: Научно методическое издание.- Уфа: «Издательство «Диалог»

Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учебное пособие / Науч. ред. Э.Ф. Зеер. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.

Кондаков И.М. Сухарев А.В. Методологические основания зарубежный теорий п

 

План практического занятия

Ø Типы профессионального консультирования

Ø Психологическая помощь.

Ø Специфика профконсультирования:

- в ситуации выбора профессии;

- в ситуации безработицы

Ø Возрастные особенности профконсультирования школьников.

Ø Возможности профконсультирования в организации. Подбор кадров, адаптация новых сотрудников, развитие персонала.

Ø Функции профконсультанта в службе занятости, центре профориентации молодежи.

 

Литература:

1. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988. № 1.-С. 77-82.

2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во

3. Климов Е.А. Путь в профессию. Ленинград. 1975 г.

4. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск. «Принтер». 1993 г.

5. Пряжников Н.С. Деловая игра как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении / Вопросы психологии. 1987 г. №4, с. 92-99.

6. Пряжников Н.С. Активные методы в профессиональном самоопределении

7. Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. Учебное пособие/

8. С.Н. Чистякова, Н.Ф. Родичев, Е.О. Черкашин.- М.: ОИЦ Академия, 2004.- 96 с

 

План практического занятия

Ø Технология работы профконсультанта по программам социально-профессиональной адаптации.

Ø Групповые формы работы по профконсультированию.

Ø Характеристика и алгоритм проведения программ профконсультирования:

-Новый старт;

-Активизация профессионального и личностного развития;

-Клуб ищущих работу:

-Технологическая сессия;

-Мастерские поиска работы;

-Есть диплом, что дальше?

- «Трамплин» и др.

Литература:

1. Гинзбург М.Г. Психологическое содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии.-1994.- №3.

2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. [Текст] - Киев.: Наукова думка.- 1984.- 208 с.

3. Левданская Ю.В. Изучение уровня интеллектуального развития безработных граждан. «Профессиональный потенциал» № 2. Москва. 2002 г.

4. Пряжников Н.С. Деловая игра как средство активизации учащихся в профессиональном самоопределении / Вопросы психологии. 1987 г. №4, с. 92-99.

5. Йенчке Б. Возрастающая роль сопровождения карьеры в начале столетия. // Прикладная психология.- 1999.- №3.- с.1

6. Фонтен О. Бихевиористская психология. //Обучение преподавателей мультипликаторов "Клубы ищущих работу" Екатеринбург: Тасис.- 1995.-20с.

7. Фромм Э. Человек для себя. [Текст] // Мн.: Коллегиум.- 1992.- с.236-237.

8. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи [Текст] (под ред. С.Н. Чистяковой, А.Я.Журкиной).- М.: Институт профессионального самоопределения молодежи РАО.-1993.-С.З-10.

9. Суханова И.М., Конюхов Н.И. Технологии и методики психологической работы с безработными. «Профессиональный потенциал» № 2. Москва. 2001г.

10. Снесарева Е.В. Профессиональная адаптация. Специальное предложение к журналу «Профессиональный потенциал» – Москва. 2001г.

11. Суханова И.М., Конюхов Н.И. Технологии и методики психологической работы с безработными. «Профессиональный потенциал» № 2. Москва. 2001г.

12. Федеральная служба занятости России. Организация и проведение занятий в группе психологической поддержки безработных. Методические рекомендации – Москва. 1994г.

13. Волошина И.А. Галицина О.В., Гребенщиков В.А., Знакова Т.А. Групповая работа как форма психологической поддержки человека в ситуации безработицы. // Вопр.психол..- 1999.-№4.- с.43-52.

План лабораторного занятия:

1 Структура психологического интервью.

2 Фокус-анализ;

3 Анализ проведенных интервью.

 

План лабораторного занятия

Просмотр и анализ видеоматериалов:

-психологический портрет безработного (стадии переживания стрессовой ситуации потери работы)

- групповые форм работы с безработными гражданами в службе занятости.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Вопросы для контроля и самоконтроля

1. Назовите причины различного понимания подходов к профконсультированию.

2. Перечислите основные направления профконсультирования.

3. Какие периоды выделяют в развитии системы оказания профконсультационных услуг?

4. Как развивалась отечественная система профконсультирования в 20–40-е годы?

5. Проведите исторический очерк профконсультирования за рубежом.

6. В чем особенность подхода к профконсультированию Дж.Голланда?

7. Приведите примеры структурных теорий профессионального развития (теории «индивидуальности» и др. (Э. Гинзберг, С.Гинзбург, Д.Сьюпер, Мак. Клелланд, Миллер. Леман).

8. Перечислите основные идеи Е.А. Климова в теории профессионализации.

9. Опишите подход Б.С. Братуся к проблеме развития личности в зрелом возрасте.

10. Каковы взгляды Б.В. Зейгарник на стратегии профконсультирования?

11. Что рассматривает В. Шадриков предметом системного анализа?

12. Описать структуру психологического интервью.

13. Какие психодиагностические методики применяются при проведении профконсультирования

14. Назовите компоненты структуры личности, которые необходимо учитывать в профконсультировании? (К.К Платонов)

15. Активизирующий подход к построению профессионального пути. Нарисовать концептуальную схему организации профконсультационного взаимодействия с клиентом. (Н.С. Пряжников).

16. Приведите примеры активизирующих методик Н.С.Пряжникова.

17. Основные особенности профконсультирования школьников?

18. В какой ситуации жизни, на ваш взгляд, запросы на профконсультационную работу наиболее высоки? Обоснуйте Ваш ответ.

19. Каковы источники и методы привлечения персонала в организацию?

20. Этапы собеседования при приеме на работу.

21. Опишите виды профессиональной адаптации новых сотрудников.

22. Приведите примеры методов оценки персонала организации.

23. Дайте определение понятию «коучер».

24. Составьте психологический портрет безработного гражданина, состоящего на учете в службе занятости.

25. Перечислить стадии эмоциональных переживаний в ситуации потери работы.(Лавье)

26. Характеристика программ социальной адаптации

27. Современные воззрения на профессиональное консультирование. На ваш взгляд, что включает в себя понятие «сопровождение профессиональной карьеры»?

Перечень тестов

1. Сравнительный анализ подходов к профконсультированию.

2. Типы профессионального консультирования.

3. Методы профессионального консультирования. Психологическое интервью.

4. Активизирующие методики Н.С.Пряжникова.

5. Основные особенности профконсультирования школьников.

 

6. Психологический портрет безработного гражданина, состоящего на учете в службе занятости. Стадии эмоциональных переживаний в ситуации потери работы.(Лавье)

7. Собеседование при найме на работу. Этапы собеседования.

8. Характеристика программ социальной адаптации

 

Темы реферативных работ:

1. Основные направления в современной проф-консультационной системе.

2. Возможности активизирующих методик в профконсультировании.

3. Технология сопровождения карьеры сотрудника.

4. Психологические и психофизиологические возможности и ограничения специалистов зрелого возраста.

5. Профессиональное развитие специалиста: кризисы, стагнации, самосохранение.

6. Мотивация профессиональной деятельности.

 

Темы курсовых и выпускных квалификационных работ:

1. Факторы развития профессиональной зрелости.

2. Профконсультирование безработных граждан.

3. Возможности активизирующих методик в профконсультировании.

4. Социально-психологический тренинг как средство повышения самооценки человека в ситуации потери работы

Учебно-методическое и ИНФОРМАЦИОННОЕ

Обеспечение ДИСЦИПЛИНЫ

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования [Текст]: Учебное пособие /Ф.С. Исмагилова Науч. ред. Э.Ф. Зеер. - М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с. ( 4 экз)\

2. Организация профориентационной и профконсультационной работы [Текст]: Учебно-методическое пособие / Под общ, ред. Д-ра философ. Наук проф. В.А. Щегорцова. - Уфа: «Издательство «Диалог»-152 с. ( 6 экз)

3. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев.: Наукова думка.-1988.-144 с.

Дополнительная:

1. Абульханова–Славская К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова–Славская. - Москва. «Мысль». 1991 г.

2. Бюжо Р. Консультант по профориентации: воспитатель интенциональности [Текст] / Р. Бюжо - Лион. - 1989.- 16с.

3. Борисова Е.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации / Е. М. Борисова, К.М. Гуревич // Вопросы психологии, 1988. № 1.-С. 77-82.

 

4. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте. [Текст] / Б. С. Братусь // Вестник Моск.унив-та. Серия Психология.- 1980.- №2.- с. 3-12.

5. Йенчке Б. Возрастающая роль сопровождения карьеры в начале столетия[Текст] / Йенчке Б. // Прикладная психология.- 1999.- №3.- с.1-11.

6. Йовайша Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников [Текст] / Л. А. Йовайша - М.:Педагогика.-1983.-128 с.

7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - Ростов-на-Дону.- Изд-во "Феникс".-1996.- 509 с.

8 Климов Е. А. Как выбрать профессию [Текст] / Е. А. Климов. - М.: Просвещение.-1990.-159 с.

9. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий [Текст] / Е. А. Климов. - Обнинск.- Изд-во "Принтер".-1993.

10. Михайлова Н. Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы / Н. Б. Михайлова //Психол.журн.-том 12, 1998.-с.91-102.

 

 

Ресурсы локального доступа:

ü Вопросы психологии [Электронный ресурс] : электрон. приложение к журналу «Вопросы психологии» – Электрон. дан. –М., сор. 2001. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

ü Словарь психолога-практика [Электронный ресурс] : электрон. словарь-справ. – Электрон. дан. – М., сор. 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Ресурсы удаленного доступа:

ü Сайт журнала «Вопросы психологии» – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/

ü Электронный ресурс «Психологического журнала» - Режим доступа: http://psychology.ras.ru/08.shtml

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать:

учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы),

карточки раздаточного материала по темам дисциплины,

аудиовизуальные материалы (видеотека: научно-популярные и учебные фильмы, общее количество 35 шт.),

специализированные аудитории (Научно-информационный методический центр «Психология» - ауд. 287; тренинговый зал - ауд 364, компьютерный класс с выходом в Internet - ауд.)

технические средства обучения (мультимедийный проектор hp mp 3222, ноутбук ASUS A3500G, видеокамера Panasonic 00676, видеокамера Panasonic NV-GS57EE, телевизор Hitachi, телевизор LG, видеомагнитофон JVC, видеомагнитофон LG, аудиопроигрыватель SAMSUNG, кодоскоп BRO FIZ, компьютеры: 6 машин – Celeron 800, 13 машин – Athlon 1800xp).

 

Маратканова Е.В.

Профессионально-личностное консультирование:

Методические рекомендации для студентов вузов

 

Подписано в печать Формат 60х84/16

Бумага дл

Дата: 2016-09-30, просмотров: 220.