Зависимости подростка от психоактивных веществ
Психоактивное вещество (ПАВ) – химическое вещество (например, наркотик, алкоголь), способное вызывать при однократном приеме эйфорию, либо другие желательные с точки зрения потребителя психотропные эффекты, а при систематическом приеме – патологическую зависимость. Приведем тест, который вам поможет своевременно распознать формирование патологической зависимости у ребенка.
Вопрос | Баллы |
I. Обнаруживали ли вы у ребенка: | |
1. Снижение успеваемости в школе в течение последнего года | |
2. Неспособность рассказать вам о том, как протекает общественная жизнь в школе | |
3. Потерю интереса к спортивным и другим внеклассным мероприятиям | |
4. Частую, непредсказуемую смену настроения | |
5. Частые синяки, порезы, причины появления которых он не может объяснить | |
6. Частые простудные заболевания | |
7. Потерю аппетита, похудание | |
8. Частое выпрашивание у вас или родственников денег | |
9. Понижение настроения, негативизм, критическое отношение к обычным вещам и событиям | |
10. Самоизоляцию, уход от участия в семейной жизни | |
11. Скрытность, уединенность, задумчивость, длительное прослушивание магнитофонных записей | |
12. Позицию самозащиты в разговоре об особенностях поведения | |
13. Гневливость, агрессивность, вспыльчивость | |
14. Нарастающее безразличие к окружающему, потерю энтузиазма | |
15. Резкое снижение успеваемости | |
16. Татуировки, следы ожогов сигаретой, порезы на предплечьях | |
17. Бессонницу, повышенную утомляемость, сменяющуюся необъяснимой энергией | |
18. Нарушение памяти, способность мыслить логически | |
19. Отказ от утреннего туалета, незаинтересованность в смене одежды и т. п. | |
20. Нарастающую лживость | |
21. Чрезмерно расширенные или суженные зрачки | |
22. Значительные суммы денег без известного источника дохода | |
23. Частый запах спиртного или появление запаха гашиша от одежды | |
24. Потерю памяти на события, проходившие в период опьянения | |
25. Наличие шприца, игл, флаконов, закопченной посуды, марганца, уксусной кислоты, ацетона, растворителей | |
26. Наличие неизвестных таблеток, порошков, соломы, травы и т. п., особенно если их скрывают | |
27. Состояние опьянения без запахов спиртного | |
28. Покраснение глазных яблок, коричневатый налет на языке, следы от уколов | |
II. Слышали ли вы от ребенка: | |
1. Высказывания о бессмысленности жизни | |
2. Разговоры о наркотиках | |
3. Отстаивание своего права на употребление наркотиков | |
III. Сталкивались ли вы со следующим: | |
1. Пропажей лекарств из домашней аптечки | |
2. Пропажей из дома денег, ценностей, книг, одежды и т. д. | |
IV. Случалось ли с вашим ребенком: | |
1. Задержание в связи с употреблением опьяняющих средств на дискотеках, вечерах и т. д. | |
2. Задержание в связи с вождением автомобиля в состоянии опьянения | |
3. Совершение кражи | |
4. Арест в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков | |
5. Другие противоправные действия, происходящие в состоянии опьянения (в том числе алкогольного) |
Интерпретация результатов. Если отмечается существование более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2 000 баллов, можно с большой вероятностью предполагать химическую зависимость.
Для окончательного разрешений сомнений рекомендуются следующие действия:
1. Попытаться вызвать подростка на откровенный разговор (лучше это сделать тому человеку, с которым у подростка имеются доверительные отношения).
2. Срочно обратиться к специалистам (желательно в специализированные центры по профилактике и лечению наркозависимости или к подростковому наркологу, семейному психологу, подростковому психологу, психотерапевту).
T. Dimmoff и S. Carper предлагают родителям, прежде, чем они «набросятся» на своих детей, провести некоторый самоанализ:
– каким образом вы расслабляетесь после тяжелого дня? Если алкоголем, сигаретами, то вы обучаете такому поведению и ребенка;
– во время праздника на вашем столе обязательно есть алкоголь? Если не бывает ни одного праздника без возлияний, то этому обучаются и ваши дети;
– много ли таблеток в вашей аптечке? Бывают ситуации, когда нам требуются лекарства, однако некоторые взрослые «начиняют» себя препаратами до состояния отупения, подавая детям соответствующий пример.
Перед тем, как начинать воспитательный разговор с ребенком, родители должны внести коррективы в собственное поведение.
Правила поведения с детьми
Если ваш супруг (супруга) страдает от алкогольной зависимости, мы советуем прислушаться к рекомендациям специалистов, предлагающим следующие правила поведения с детьми:
1. Работайте над собой и над личностным развитием – ваши дети учатся путем подражания. Вы являетесь для них образцом поведения – хотите вы того или нет. Будьте такими, какими бы вы хотели видеть своих детей. Если вы будете постоянно напряжены или тревожны, тогда в вашем доме будет напряженная атмосфера (Сравните со словами царицы-мученицы Александры Феодоровны: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни»).
2. Прислушайтесь к своим детям – сядьте с ними, посмотрите с любовью им в глаза и послушайте, что они вам говорят. Пусть почувствуют, что вы любите, уважаете их, интересуетесь их делами. То, что вы их слушаете, вовсе не означает, что вы соглашаетесь с ними. Иногда вы услышите что-то невообразимое, но разве вы в их возрасте не имели страшных мыслей? Разве сейчас у вас сейчас нет негативных взглядов? То, что вы их слушаете без нравоучений, обозначает лишь начало диалога.
3. Говорите правду, будьте честными по отношению к ним – у детей, чей папа или мама зависимы от алкоголя могут быть проблемы с оценкой реальности. Не надо говорить, что он не должен иметь те или иные чувства. Чувства истинны, поэтому необходимо говорить с детьми именно о них, обучать детей тому, что делать с чувствами.
4. Информируйте своего ребенка об алкогольной и наркотической зависимости, отвечайте на все вопросы, которые только у него появятся.
5. Убедите своих детей участвовать в православных психологических группах личностного развития, что поможет вам и вашему ребенку лучше себя чувствовать и понимать.
6. Алкоголизм является семейной проблемой, поэтому необходимо ребенку помочь преодолевать его созависимость.
7. Не бойтесь быть нежными и любящими с детьми. Исполнение каждого каприза в качестве компенсации за нанесенные прежде обиды из-за алкоголизма в семье не являются нежностью или любовью. Ребенку необходимо говорить, что вы его любите, ему достаточно времени, оказывать знаки внимания. Ребенок хочет быть убежденным, что он любим.
8. Дети должны учиться отвечать за свое поведение. Если подросток разбил окно, то он должен решить, как его поправить, если опоздал на обед, как самому его разогреть.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 185.