Но один человек не в состоянии выполнять полноценно обязанности двоих. От чего-то придется отказаться.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Большую роль в появлении отклонений в развитии личности у таких детей играют конфликтные переживания, возникающие под влиянием неблагоприятной обстановки дома.

Конфликтные переживания приводят к различным формам неправильного поведения у детей, прежде всего к реакциям протеста. Такие реакции чаще всего возникают при наличии алкоголизма одного из родителей, например отца. Ребенок становится грубым, непослушным, возбудимым. Вначале это может проявляться только в присутствии отца, при приходе пьяных родственников или знакомых. Затем такое поведение становится привычным: ребенок стремится все сделать назло, не выполняет требований взрослых, становится агрессивным, хмурым, недоброжелательным по отношению к сверстникам. Постепенно конфликтные ситуации усиливаются и нарастают.

Наряду с активными реакциями протеста могут отмечаться пассивные реакции, когда ребенок уходит из дома или из школы. В семье он старается избегать встреч с пьющим отцом, прячется, боится идти домой; затем постепенно начинает избегать общения и со сверстниками, становится замкнутым.

У созависимых детей, в силу их общей невротизации, повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, наблюдается повышенная склонность к возникновению таких форм асоциального поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, мелкое воровство, бродяжничество, а также табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, патологическое сексуальное поведение.

По наблюдениям Е.М. Мастрюковой, Г.В. Грибановой, А.Г. Московкиной характерной особенностью детей при семейном алкоголизме является двигательная расторможенность или гипердинамический синдром. С раннего возраста эти дети отличаются двигательным беспокойством, неусидчивостью, недостаточной целенаправленностью, импульсивностью. Во всех случаях выражены нарушения концентрации активного внимания. Эти отклонения поведения обычно сочетаются с раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, склонностью к колебаниям настроения, иногда с агрессивностью и негативизмом. Обращает на себя внимание однообразие в их поведении, неумение довести до конца любое начатое дело.

Дети, которым свойственны истерические реакции, стремятся быть в центре внимания окружающих, командовать и подчинять себе других. Они постоянно стремятся к первенству, неуживчивы со сверстниками. В эмоциональной сфере чрезвычайно бурно проявляются аффективные реакции. Эмоциональные проявления достаточно однообразны и стереотипны. Основная направленность положительных эмоций – это получение все новых и новых удовольствий.

При наличии выраженной физической ослабленности и психической истощаемости формируются астено-депрессивные и фобические симптомы. Астено-депрессивные симптомы проявляются в виде крайне низкой психической работоспособности в сочетании с пониженным фоном настроения. При фобическом синдроме отмечается повышенная склонность к страхам, общая тревожность, беспокойство. Все эти психические состояния могут стать благоприятной основой для приобщения подростков к алкоголизму и наркомании.

Для взрослых детей, выросших в семье с алкоголезависимым отцом или матерью, характерно следующее:

– им трудно следовать задуманному плану, реализовывать его от начала до конца; они могут иметь хорошее намерение, но не видят конкретных путей его реализации; жизнь кажется им хаотичной;

– они плохо распоряжаются своим временем, не умеют выделять главное и располагать дела в порядке, удобном для исполнения;

– склонны приврать, даже в тех случаях, когда легко сказать и правду;

– они негативно относятся к себе;

– постоянно ищут внимания и одобрения от других;

– боятся поражений, заранее отказываются от победы;

– их супружеские отношения сложны, порой драматичны;

– страх одиночества делает их эмоционально зависимыми, поэтому они очень стараются привязать к себе хотя бы одного человека, но людей это только отталкивает;

– они чрезмерно уступчивы, даже когда это вредит им;

– очень эмоционально реагируют на то, что неподвластно их силам;

– тяготеют к ненадежным связям, так как они хорошо воспроизводят знакомые по детству взаимоотношения;

– чрезвычайно ответственны или избегают любой ответственности. Им сложно отказывать, так как трудно переносить неодобрение. Они могут загонять себя до полного морального или физического истощения;

– у них плохо развито чувство локтя и взаимодействия. Они привыкли полагаться только на себя, и все делать только для себя, ведь именно таким образом они могли выжить в атмосфере ненадежной семьи. Однако, с виду они кажутся вполне коммуникабельными;

– часто блокируют себя в определенном порядке событий или действий, отказываясь рассматривать варианты, а также видеть отрицательный эффект своих установок;

– жаждут получать быстрые положительные результаты, не готовы ждать;

– ощущают себя не такими, как все, сторонятся общества из страха быть не признанными;

– боятся людей, наделенных какой-либо властью;

– не выносят критики, хотя сами часто осуждают;

– зачастую становятся алкоголиками или наркоманами, или выбирают себе супруга (супругу), зависимого (зависимую) от алкоголя (наркотиков);

– путают любовь с жалостью;

– склонны к тревожным переживаниям, сами создают конфликты, отказываясь от мирных возможностей их разрешения.

 

Нет человека, который бы не хотел, чтобы его любили. Любовь нам нужна как воздух, как благоприятная среда, в которой мы можем всесторонне развиваться, творить, совершенствоваться, учиться любить Бога и людей.

Наиболее интенсивно человек развивается в детстве. Для ребенка родители призваны создать обстановку любви, безопасности и заботы, в которой бы он не боялся исследовать себя, внешний мир, окружающих людей, их взаимоотношения. Через ощущение родительской любви ребенок учится быть открытым любви Божией, которая изливается на каждого человека, учится быть проводником этой любви в мир. Родители должны осознавать, что ребенок – это великий дар, который дает Господь для того, чтобы воспитать ребенка для Бога и что ребенок вовсе не собственность родителей.

 

 

Наиболее важной, особой ролью родительской деятельности является любить и воспитывать своих детей, формировать в них живую веру в Бога, осознание своей ценности в очах Божиих и чувство уверенности в том, что с Ним в этой жизни возможно все (Мк. 9, 23).

Если вы взращиваете в своих детях самостоятельность и ответственность, если вы воспитываете их с осознанием возможностей и перспектив, открывающихся в их жизни, – вы выполняете свои родительские обязанности в наивысшем смысле этого слова.

В семьях с авторитетным стилем воспитания дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся и обладают адекватной самооценкой. В юношеском возрасте дети ведут себя разумно, ответственно, в меру независимо. Проблемы становления взрослого «я» минимальны, возрастные кризисы сглажены. Такие дети обладают разумной верой в себя и собственные силы, способны развивать сильные стороны своей личности. Как правило, создают крепкие и счастливые семьи, имеют живую и крепкую веру в Бога.

Чрезмерно опекающий. Когда отец зависим от алкоголя, мать нередко реализует невротическую потребность в любви на ребенке, уделяя ему крайне много времени, сил и внимания. Его воспитание становится центральным делом их жизни. К типичным высказываниям таких мам относятся: «Все, что я делаю, я делаю ради своего ребенка», «Мой ребенок для меня – самое главное в жизни», «Заботы о ребенке занимают большую часть моего времени» и прочее.

В результате длительной чрезмерной опеки ребенок отстает в развитии, теряет способность справляться со стоящими перед ним вполне решаемыми задачами, утрачивает активность, ответственность, ждет, что за него решат задачи взрослые, и, прежде всего, родители.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, у матери возникает страх – страх перед нарастающей самостоятельностью подростка, в результате чего появляется стремление удержать рядом с собой. Эта психологическая установка проявляется косвенно, например, в высказываниях о том, что ей (матери) никто не нужен, кроме сына (дочери), и в характерном противопоставлении идеализированных отношений с ребенком не удовлетворяющим отношениям с алкоголезависимым мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына (друзьям дочери), хотя чаще они проявляют ее неосознанно в виде многочисленных придирок к ним.

При чрезмерно опекающем стиле воспитания у многих матерей наблюдается тенденция переложить на детей свои психологические проблемы, «пожаловаться», «поделиться трудностями», «получить поддержку, поскольку больше не от кого» и тому подобное. Такой эмоциональный груз детям нести оказывается не по плечу.

Дети, выросшие при чрезмерно опекающем стиле родительского воспитания, становятся капризными, привередливыми, безответственными, не способными принимать решения, склонными к алкоголизму, социальной пассивности. Подобные черты все больше и больше становятся свойственны современным юношам, воспитывавшимся чисто в женском кругу. В их поведении и характере сохраняется много детского, не соответствующего возрасту. Они заметно отстают в развитии эмоционально-волевой сферы. Подобных детей называют инфантильными.

Жестокий. К негативному результату в развитии личности ребенка приведет и другая педагогическая позиция родителей, противоположная чрезмерной опеке – жестокая власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают.

В юношеском возрасте дети, выросшие при либеральном стиле воспитания, склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, зачастую имеют те или иные нервно-психические нарушения.

В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. В основном же игнорируют нормы и правила, принятые в обществе, не обладают самоконтролем, страдают от комплекса неполноценности, плохо приспособлены к кропотливому труду. Не умеют строить крепкую семью, склонны к «гражданским бракам», «свободной любви». Испытывают депрессию из-за недостатка эмоционального тепла, склонны к самоубийствам. Нередко приобретают зависимость от алкоголя, наркотиков или азартных игр.

Безразличный (отстраненно-равнодушный). Родители не устанавливают для детей почти никаких ограничений, они поглощены устройством своей личной жизни. Безразличны к собственным детям, закрыты для общения с ними. Частый случай: выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака. В подобных семьях детям катастрофически не хватает родительской любви. Для родителей с таким стилем воспитания характерны высказывания типа: «Я его (или ее) совершенно не понимаю. Ничего о нем (о ей) не знаю – где бывает, с кем дружит. Он (она) мне ничего не рассказывает».

Дети предоставлены сами себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушное отношение родителей. Они с благодарностью воспринимают заинтересованное, доброжелательное отношение со стороны старшего, способны привязаться к воспитателям, относятся к ним с большой теплотой, доверием. Хорошо если старший окажется добрым и отзывчивым человеком, однако часто дети из семей с безразличным стилем воспитания (особенно подростки) легко вовлекаются в различные сектантские или криминальные сообщества, во главе которых стоят лица, преследующие далеко не благовидные цели.

Росс Кэмпбелл писал: «Десятки религиозных сект или таинственных банд и группировок улавливают умы множества прекрасных подростков по всей стране. Как получается, что этим детям с такой ловкостью промывают мозги, восстанавливая их против родителей и всяческих авторитетов и властей, подчиняя их всевозможным эксцентрическим доктринам? Главная причина та, что подростки никогда не чувствовали искренней любви и заботы своих родителей. Они чувствуют, что были лишены чего-то важного, что их родители упустили шанс дать им нечто жизненно необходимое. Что же это? Да, да, именно безусловная, безоговорочная любовь».

Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к проблемному поведению.

Это практически неизбежный путь к употреблению наркотиков, алкоголизму и прочим формам девиантного поведения.

Несогласованный. Беда, если наше настроение, влияет на то, что сегодня мы разрешили ребенку что-либо, а завтра – запретили. Поступая так, мы разрушаем и без того нестойкую картину мира ребенка. Это первый грех непоследовательности.

Вторая беда выражается в несогласованности слов и действий взрослых, с которыми общается ребенок. Разногласия по поводу воспитания и реакций на поведение ребенка у различных членов семьи – явление распространенное.

Любовь к ребенку требуется соединять с любовью к Богу. Надо помнить, что основным воспитующим фактором должны быть не тонкие психологические приемы, а духовное совершенствование родителей совместно с ребенком.

В основе методики христианского воспитания лежит задача духовного совершенствования. Но по сути дела духовное совершенствование – цель всей христианской жизни. К сожалению, реально соответствовать этой задаче мы можем только в самой малой степени. Но не забудем – сила Божия совершается в немощи, когда человек надеется не столько на себя, чрезмерно возвеличивая свои способности и умения, а уповает на милость Божию, испрашивает благословения на грядущую деятельность. Главное же для нас – осознание задач труда, усилие в его совершенствовании, покаяние при его недостаточности, смиренное принятие попущенных Богом результатов. И тогда, по слову Господню – «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27) – благодать Божия восполнит наши немощи.

 

 

О заниженной самооценке

 

Проблема алкогольной зависимости в психологическом отношении – это прежде всего проблема заниженной самооценки зависимого человека. Чем характеризуется этот комплекс? Человек с заниженной самооценкой (комплексом неполноценности, комплексом жертвы) как бы боится себя самого, не доверяет себе, бежит от своих внутренних проблем и внешней реальности, терзается болезненным чувством вины, считает себя неполноценным человеком.

С первого взгляда может показаться, что большинство людей обладают адекватной самооценкой. Но на самом деле они с детства страдают от комплекса неполноценности. Одна из величайших трагедий нашего времени заключается в том, что многие талантливые актеры, художники, поэты, писатели, учителя, инженеры, врачи, ученые являются жертвами заниженной самооценки. Некоторые широко известные личности пристрастились к наркотикам, алкоголю, азартным играм и даже пошли на самоубийство, только чтобы убежать от своего «я», которое они не могли принять, а зачастую даже ненавидели.

Из-за заниженной самооценки люди страдают от ожидания неудачи, тревожности, беспомощности, незащищенности, отверженности, одиночества, обид, мнительности, пессимизма, тоски, страхов, депрессии, болезненно ощущают собственную неполноценность, любят акцентировать свои немощи вплоть до «бегства в болезнь», нерационально тратят свои (а порой и чужие) деньги, увлекаются стяжательством, тщетно пытаясь хоть чем-то заполнить внутреннюю пустоту. Они осознанно или неосознанно принимают установку, что с ними «что-то не так». Считают, что недостойны, чтобы их любили и сами не способны на настоящую любовь.

Комплекс неполноценности постоянно толкает их к сравнению с другими. Люди с заниженной самооценкой нередко одержимы мыслями о том, что о них подумают и внутренне зависят от этого. Они чувствуют себя слабыми и не способными действовать эффективно. При этом нередко впадают и в другую крайность – ожидают похвалы за все, что делают.

Они плохо управляют своими эмоциями, часто проявляют гнев, раздражительность, но не особо задумываются о причинах своих поступков и с трудом признают свои ошибки. Характерная черта людей с заниженной самооценкой – несгибаемая уверенность в том, что они жертвы и кто-то (но только не они) виноваты в их страданиях. Страдающие этим комплексом часто стремятся привлечь симпатии окружающих через жалось к себе.

Люди с комплексом неполноценности не принимают себя, не довольны собой, чувствуют себя обделенными, испытывают сильное нервно-психическое напряжение, тоску, а потому пытаются притупить внутренний дискомфорт с помощью алкоголя, курения, переедания, лекарственных препаратов, телевизора, компьютера, азартных игр и прочих средств бегства от себя и жизни в мир иллюзий. Чрезмерное потакание вредным привычкам позволяет хотя бы на время снять неприятие себя как личности, уклониться от разрешения внутренних проблем, избежать встречи с реальностью.

Поскольку люди с комплексом неполноценности не умеют уважительно относиться к себе, то постоянно требует уважения, одобрения и похвалы к себе от других, даже незнакомых людей. Но одобрения и похвалы им никогда не бывает достаточно. Обычно они прочно прицепляются к близким и тиранят их. Люди с низкой самооценкой превращаются в эмоциональных террористов, манипулируя окружающими и добиваясь своего не мытьем, так катанием. При этом им окружающие не важны сами по себе, как личности, поэтому часто лишь делают вид, что слушают других, а на самом деле в это время поглощены собой или слушают без понимания. Зачастую имитируют доверие другим людям, тонко манипулируют ими.

Люди с заниженной самооценкой – эгоисты. Им трудно думать о чужих заботах, они по большей части фокусируются на получении того, что нужно им, а не другим людям, хотя запросто могут подчинять свои потребности потребностям других – тех, от кого как-то зависят. Эти люди «любят» с такими претензиями и эгоизмом, с такими собственническими притязаниями, так жестко «вцепляются» в своего супруга (супругу), что жить с ними становится невыносимо.

Комплекс неполноценности нередко сопровождается неестественным страхом совершить ошибку. Боясь не справиться с чем-то, люди с заниженной самооценкой зачастую вообще ничего не предпринимают или надолго откладывают дела. Они с неохотой принимают решения, так как сильно сомневаются, что могут сделать «правильный выбор». Поэтому, если ничего не делать, то и ошибок не будет.

Люди, которые не могут жить в ладу с собой, стремятся скрыть это. Они не позволяют окружающим догадаться о своих истинных чувствах. Они надевают различные маски, чтобы скрыть свое истинное лицо. Истинные их состояния – агрессия, нытье или замкнутость в себе.

Для них характерно отсутствие в поведении гибких стратегий. Они многократно, с незавидным упорством «наступают на одни и те же грабли». Маниакальное однообразие стратегии и тактики приводит к тому, что негативные ситуации не только повторяются, но и утяжеляются, приводя ко все большим страхам, тоске и депрессии.

У людей с заниженной самооценкой них нет ясности в отношении своих главных жизненных целей, они плохо управляют собственной жизнью и со временем превращают ее в череду одинаковых, безрадостных дней, наполненных лавиной дел, усталостью, растерянностью, раздражением, страхами, отчаянием, опустошением. А если и есть конкретные цели, то их трудно осуществить, ибо отсутствует вера в способность это сделать. Они прячут «голову в песок», уходя от реальных проблем «в себя» или в круг таких же закомплексованных особ.

Люди с заниженной самооценкой плохо переносят критику. Они могут критиковать самих себя, но не для того, чтобы с ними согласились, а для того, чтобы возразили, и дали подтверждение собственной значимости. Критикуя открыто самих себя, такие люди чувствуют боль и гнев, если с их словами соглашаются. Попробуйте сказать человеку с комплексом неполноценности, что вы согласны с тем, что он никуда не годится, мало на что способен, и он затаит враждебные чувства по отношению к вам.

Люди с данным комплексом склонны обвинять других, жаловаться на них, мстить и враждовать с людьми, поскольку отказываются принять тот факт, что каждый сам ответствен зато, что с ним происходит. Гораздо легче переложить вину на кого-то другого, чем сказать «это моя проблема» или «это я должен измениться».

Вы заметили, как часто в жизни людям стараются привить комплекс неполноценности? Это встречается повсеместно: в семьях, детских садах, школах, вузах, в армии, на предприятиях.

 

 

Психология насилия

 

Другим фактором способствующим заниженной самооценки личности и деструктивным межличностным отношениям является психология насилия, глубоко укоренившаяся в душах наших соотечественников. Установление диктатуры пролетариата, как формы управления народом в после революционное время в России, привело к установлению насилия как формы отношения между людьми нашего общества. Именно научение насилию как форме человеческого общения, насаждаемой сверху, привело к изменению исторической парадигмы культуры общения русского народа. Это произошло как на уровне «государственная структура – человек», так и «общественная организация – человек» и «человек – человек». Если в православной России евангельское «любовь к ближнему» было главным идеалом в отношениях между христианами, что и откладывало свой позитивный отпечаток и на государственные отношения и систему воспитания, то в богоборческий период все коренным образом изменилось. Отношение к человеку не как драгоценному образу Божьему, а как заурядному винтику в системе государственной машины, обесценило человеческую жизнь, уничтожило заповедь любви в межличностных отношениях. Массовое уничтожение людей во имя мифических ценностей, породила новую заповедь «насилия и равнодушия».

Это отразилась во всех сферах государственно-человеческих отношений и особенно наглядно проявилось в области педагогики. Советская педагогика выстроила свои отношения с учащимся во многом на насилии, подавлении его незаурядности и самобытности, в формирование ребенка по заданному сверху стандарту. Основания этого стандарта уходят в атеистическое представление о человеке как о животном, об обществе, где личное всегда подчинено общему. И, по этой логике, если идеи государства требуют, применить насилие к отдельной личности, то его надо применить во имя эфемерных идей полезности для всего общества.

За время существования советской власти этот тип отношений вкоренился в души нескольких поколений, закрепился в родовом человеческом сознании и превратился в черту поведения большинства современных россиян. Во многом этим и можно объяснить процветания насилия и агрессивного поведения в нашем обществе. Так согласно данным современной статистики:

– 70% женщин признаются, что в общении с мужьями испытывают психологический дискомфорт.

– 70 % мужчин и 5О% женщин не считают непристойные шутки и замечания в адрес женщины насилием.

– Лишь 3% женщин и 5% мужчин полагают, что в российских семьях насилия не существует.

Рукоприкладство – очевидная, но не единственная форма насилия, от которого может страдать один из супругов. Психологическое насилие не наносит физических травм, но оттого не перестает быть жестокостью. Побои в семье слабого – лишь видимая часть насилия. Для окружающих незаметными остаются иные формы жестокого обращения между супругами, которое многие – прежде всего те, от кого оно исходит, – и вовсе не считают насилием. Психологическое насилие – это удар, который не оставляет следов, это молчание вместо слов, презрение вместо внимания. Можно ли подсчитать, сколько женщин и мужчин сегодня страдают от унизительных замечаний своих партнеров, агрессивных выпадов, криков, хлопанья дверями, пренебрежения, эмоционального шантажа?... И если открытое физическое насилие нас возмущает, мы сознаем, что оно противоречит нормальным отношениям, то психологическое насилие сегодня можно обнаружить в очень многих «нормальных» семьях. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда люди даже не понимают, что проявляют насилие, настолько оно вошло в привычку их повседневного поведения.

При этом такая модель поведения очень часто действительно усваивается с детства, из родительской семьи. Многие действительно наследуют такой стиль поведения: поскольку мы учимся строить свои отношения по моделям поведения наших родителей, которые, в свою очередь, учились по моделям своих и так далее. Кроме того, если с ребенком в детстве жестоко обращались, игнорировали его потребности как личности, впоследствии ему будет очень трудно выбрать иную форму общения с близкими, поскольку других он просто не знает. При этом насилие, особенно психологическое, нередко исходит и со стороны слабого пола. Разве редкость – женские насмешки, ругань, оскорбления, пренебрежительное отношение к партнеру? Если в самых очевидных случаях физической жестокости, конечно, доминируют мужчины (как физически более сильные), то в вопросах психологического насилия некоторые женщины перегоняют мужчин. Заметим, тема женского психологического насилия не нова: достаточно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке»…

Причины таких патологических отношений, как мы уже показали, кроются в безбожном воспитании и усвоении ложных стереотипов поведения. Человек с таким выработанным типом отношений никогда не сможет быть счастливым. Так как любое насилие и агрессия свойственны демоническому миру и делают обладателя этих деструктивных качеств, подвластным миру падших духов. Бог есть любовь, милость и мир; дьявол – насилие, злоба, ненависть. Для обретения полноты радости и счастья человек должен духовно и психически приблизиться ко Иисусу Христу. Любовь к Богу и ближнему должны стать главным мотивом его жизненной позиции.

 

 

Правила поведения с детьми

 

Если ваш супруг (супруга) страдает от алкогольной зависимости, мы советуем прислушаться к рекомендациям специалистов, предлагающим следующие правила поведения с детьми:

1. Работайте над собой и над личностным развитием – ваши дети учатся путем подражания. Вы являетесь для них образцом поведения – хотите вы того или нет. Будьте такими, какими бы вы хотели видеть своих детей. Если вы будете постоянно напряжены или тревожны, тогда в вашем доме будет напряженная атмосфера (Сравните со словами царицы-мученицы Александры Феодоровны: «Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле. Они должны учить своих детей примером своей жизни»).

2. Прислушайтесь к своим детям – сядьте с ними, посмотрите с любовью им в глаза и послушайте, что они вам говорят. Пусть почувствуют, что вы любите, уважаете их, интересуетесь их делами. То, что вы их слушаете, вовсе не означает, что вы соглашаетесь с ними. Иногда вы услышите что-то невообразимое, но разве вы в их возрасте не имели страшных мыслей? Разве сейчас у вас сейчас нет негативных взглядов? То, что вы их слушаете без нравоучений, обозначает лишь начало диалога.

3. Говорите правду, будьте честными по отношению к ним – у детей, чей папа или мама зависимы от алкоголя могут быть проблемы с оценкой реальности. Не надо говорить, что он не должен иметь те или иные чувства. Чувства истинны, поэтому необходимо говорить с детьми именно о них, обучать детей тому, что делать с чувствами.

4. Информируйте своего ребенка об алкогольной и наркотической зависимости, отвечайте на все вопросы, которые только у него появятся.

5. Убедите своих детей участвовать в православных психологических группах личностного развития, что поможет вам и вашему ребенку лучше себя чувствовать и понимать.

6. Алкоголизм является семейной проблемой, поэтому необходимо ребенку помочь преодолевать его созависимость.

7. Не бойтесь быть нежными и любящими с детьми. Исполнение каждого каприза в качестве компенсации за нанесенные прежде обиды из-за алкоголизма в семье не являются нежностью или любовью. Ребенку необходимо говорить, что вы его любите, ему достаточно времени, оказывать знаки внимания. Ребенок хочет быть убежденным, что он любим.

8. Дети должны учиться отвечать за свое поведение. Если подросток разбил окно, то он должен решить, как его поправить, если опоздал на обед, как самому его разогреть.

 

 

Но один человек не в состоянии выполнять полноценно обязанности двоих. От чего-то придется отказаться.

Супруга не может перестать зарабатывать деньги и кормить семью, она не может перестать стирать, готовить, убирать. И тогда она отказывается от того, что является самым ценным в материнской роли. Она перестает эмоционально участвовать в жизни ребенка. Это значит, что она не читает ему на ночь сказки, не разговаривает по душам, не провожает утром в школу; то есть перестает делать то, что никто кроме нее сделать не может и без чего ребенок не может расти полноценной личностью. Личностью, которая чувствует себя любимой. Именно это чувство дает нам ощущение радости от собственного существования. Лишаясь всего этого, ребенок будет чувствовать себя неуютно, у него будет ощущение того, что в доме стало небезопасно, как во время землетрясения.

Давайте рассмотрим подробнее те структурные компоненты психологического портрета созависимого ребенка, которые больше всего влияют на характер становления его личности (по В.М. Целуйко):

1. «Этот ужасный секрет семьи». Родители пытаются скрыть от детей все плохое, что связано с алкоголизацией, хотя сделать это достаточно трудно. Поэтому вся семья вынужденно играет роль вполне благополучной; сокрытие семейных проблем становится образом жизни. Вследствие этого дети оказываются жертвами двойного стандарта: с одной стороны, они видят и понимают, что происходит в их семье на самом деле, а с другой – боятся открыто говорить об истинном положении вещей и своих проблемах не только с окружающими людьми, но и с близкими, становятся замкнутыми.

«Не говорите никому или мы будем опозорены» – обычное вербальное или невербальное послание созависимых взрослых детям в семье пьющего человека.

Семья с «ужасным секретом алкоголизма» должна тратить массу энергии на контроль за имиджем. Созависимые должны быть всегда на стороже. Они живут в страхе, что столь оберегаемый имидж благополучия может рухнуть по воле случая. Хотя секрет семьи со временем раскрывается, дети уже привыкают жить в мире мнимого благополучия и не видят правды, потому что их никто не учил быть открытыми по отношению к своим проблемам и чувствам.

2. «Жизнь в укрытии». По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство. Поэтому всеми силами они стремятся скрыть позор своей семьи от соседей и сверстников, не могут обсуждать интересующие их вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что «страшная семейная тайна» станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность. В этих условиях секретность, увертки, обман становятся неотъемлемыми компонентами жизни, открытые коммуникации перестают существовать не только в семье, но и за ее пределами. Подозрительность и злобность не позволяют членам семьи открыто проявлять свои положительные переживания, потому что в семьях такого рода не практикуются эмоционально теплые взаимоотношения, там не знают истинной цены разделенного горя или радости, нет взаимной поддержки и любви. Вместо этого – вечные трения, недоверие и скептицизм, которые порождают зависть и ревность. Чем больше секретности, тем больше запутанности, борьбы, конфликтов, ссор, разъединения членов семьи, психологической изоляции и одиночества.

3. «Двойственная реальность». Ребенку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним – чувство надежности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребенок чувствует свое бессилие и потому, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх и тревогу.

4. «Послания с двойным смыслом». Ребенок, живущий с алкоголезависимым родителем, довольно часто слышит такое, что содержит в себе противоречивый смысл. Подобные обращения к детям называют смешанными посланиями или информацией с двойным смыслом. Например, мать говорит ребенку: «Я тебя люблю, иди, гуляй, не мешай мне работать». Если бы была произнесена только первая часть высказывания «Я тебя люблю», ребенку было бы ясно, какие чувства матери к нему обозначают эти слова. Но услышанное послание в целом заставляет его думать о том, что матери вообще не до него, ее заботы связаны с чем-то другим. Он находится в смятении, не знает, в какую часть послания можно верить.

Парадоксальна также ситуация, когда родители требуют от ребенка говорить только правду, а сами всеми силами пытаются скрывать от окружающих то, что на самом деле происходит в семье. Еще большим парадоксом для ребенка являются его взаимоотношения с пьющим родителем (отцом). В трезвом виде отец бывает внимательным, ласковым, заботливым, а в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивным, злым и даже жестоким. Ребенку трудно разобраться, каков его отец на самом деле; он не может поверить в «плохого папу», пытается отрицать правду, связанную с его скверным поведением. Амбивалентное отношение к отцу в зависимости от его состояния побуждает ребенка испытывать тягостные переживания по поводу того, что окружающие, да и сам отец могут это заметить. Подобная двойственность чувств, испытываемых по отношению к пьющему отцу, изматывает ребенка, может привести даже к нервному истощению.

5. «Борьба, конфликты, ссоры». Родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Родительские конфликты оказывают на ребенка психотравмирующее воздействие. Часто в ссорах родителей он видит свою вину и ищет решение семейной проблемы внутри себя. Кроме того, постоянно наблюдаемые конфликты, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще.

6. «Страхи, тревожные предчувствия». Как уже отмечалось нами выше, поведение людей, употребляющих алкоголь, отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека. Родители могут использовать агрессивные угрозы для демонстрации своей силы. Все это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной.

7. «Разочарования». В семьях с созависимыми отношениями взрослые привыкают к невыполнению своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, их угнетает такая безответственность родителей. Но, приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, а просто перестают ждать обещанного. Для формирования их личности такое отношение родителей не проходит бесследно. В душе дети считают, что родители совершили предательство, и поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Подобные детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что даже взрослыми продолжают чувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, оставаясь социально незрелыми и инфантильными.

8. «Слишком быстрое взросление». В силу сложившихся в семье обстоятельств, связанных с пристрастием к алкоголю кого-то из родителей (а иногда и обоих), старшие дети вынуждены брать на себя их функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим брат

Дата: 2016-09-30, просмотров: 192.