Итак, сензитивность, гиперсоциализация и тревожность представляют базисную триаду невротического типа реагирования в прародительской, родительской семье и у детей с неврозами.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отношения по линии прародители–родители отличаются конфликтностью (чаще (в 40 %) у бабушки ребенка и его матери). В каждой третьей семье прародители характеризуются как чрезмерно строгие и деспотичные. Отмечается выраженный недостаток эмоциональной теплоты или ее отсутствие.

Недостаток тепла, заботы сопровождается чувством одиночества и тревоги, чем в немалой степени объясняется стремление родителей, особенно матерей, компенсировать свою предшествующую эмоциональную неудовлетворенность гиперопекой по отношению к детям, которая является своеобразным симптомом неудовлетворенности матери, ее защитой от страха одиночества, отчуждения в прошлом и настоящем.

На самом деле в гиперопеке нуждается не ребенок, а мать, которая становится зависимой от дисфункциональных отношений с ним. Мы не раз наблюдали явление, когда улучшение состояния ребенка, в том числе уменьшение его тревоги и страха, сопровождалось ухудшением эмоционального состояния матери. Почему? Потому что выздоровление ребенка делает менее актуальным и чрезмерную заботу о нем. В этих условиях невротическая потребность матери в избыточной заботе о ребенке оказывается неудовлетворенной. Она начинает остро ощущать свою «ненужность», отсутствие конкретной цели, неспособность переключить внимание на новые, конструктивные способы построения отношений с ребенком. Поэтому без предварительной или параллельной психокоррекционной работы с матерью (а лучше – со всей семьей) улучшить состояние больного неврозом ребенка оказывается зачастую весьма проблематично.

Главное патогенное значение гиперопеки состоит в том, что посредством ее ребенку передается беспокойство матери. Помимо этого, гиперопека означает и подмену общения со сверстниками навязываемым контактом со взрослым, и проявление несамостоятельности ребенка, пассивности, инфантильности.

В наибольшей степени гиперопека выражена у матерей при истерическом неврозе и неврозе навязчивых состояний. Если при истерическом неврозе она связана со страхом одиночества у матери и ее заостренной потребностью найти признание в ребенке, то при неврозе навязчивых состояний гиперопека обусловлена сверхценным страхом матери по поводу предполагаемой возможности несчастья с ребенком. Последним объясняется стремление матери неотрывно держать ребенка около себя, что уменьшает ее беспокойство, но создает болезненную зависимость ребенка от ее эмоционального состояния, а также проблемы при общении со сверстниками.

Тенденция к чрезмерно строгому, ограничивающему контролю проявляется у обоих родителей, но более выражена у матерей. Подобный контроль, как и гиперопека, может быть обусловлен невротическим состоянием родителей, но в отличие от гиперопеки он более характерологически мотивирован, прежде всего, доминантностью (властностью) и негибкостью мышления. Чрезмерный контроль выражается в стремлении родителей предупреждать активность ребенка, предписывать ему образ действий, ограничивать его самостоятельность, запрещать, часто наказывать, следить за попытками ребенка делать по-своему, без меры торопить и подгонять его.

Основное патогенное значение контроля заключается в ограничении подвижности детей, что повышает их возбудимость, к тому же он часто не достигает своей цели вследствие невротического состояния родителей и разногласий между ними. Но в этом случае родители больше кричат и наказывают детей, что опять же приводит к повышению их возбудимости. Ограничения чаще наблюдаются при неврастении детей, когда родители ценой перенапряжения ребенка и унижения чувства его «я» пытаются безоговорочно навязать ему свою волю, заставляя делать то, что он не может, не умеет или не хочет, когда они стремятся во что бы то ни стало «переплавить» одни черты темперамента ребенка на другие, не обращая внимания на своеобразие его психического развития и выносливость организма.

В подобных семьях отсутствуют жизнерадостные, непосредственные, ровные, гибкие и последовательные отношения родителей с детьми. Вместо этого часто по отношению к ребенку проявляются излишняя принципиальность, требовательность и нетерпимость, имеют место частые порицания при отсутствии одобрения и похвалы, несправедливые и незаслуженные наказания, слабая эмоциональная отзывчивость и поддержка, недостаточная душевная щедрость, теплота и искренность. Главное, что родители и дети не умеют общаться между собой, представлять себя на месте друг друга и сохранять ровные и непринужденные отношения.

Следует заметить, что требования родителей могут быть правильными в своей основе, но неадекватными по манере выражения, чему в немалой степени способствует их невротическое состояние. Избыточные и раздраженно-нетерпеливые требования родителей выступают в качестве непроизвольного ритуала защиты «я» от собственных проблем.

Невозможность критического признания этих проблем и их конструктивного преодоления порождает чувство внутренней неудовлетворенности и беспокойства, недовольства собой, повышение внутреннего напряжения и компенсаторную аффективно-агрессивную разрядку в виде «потока» требований, угроз, советов и предписаний.

Еще одна особенность – это непроизвольное внушение детям чувства личностной недостаточности особой манерой обращения с ними: «ты никогда и ничего не делаешь так, как нужно», «у тебя одни крайности, ты не можешь обойтись без фокусов», «смотри не сделай...», «если ты только...» и т. д.

Жизненный путь ребенка определяется в семье. В этом предопределении заключен высший, сверхчеловеческий закон, изменить который ребенок не в силах, по крайней мере до тех пор, пока не вырастет и не обретет какую-то меру самостоятельности.

Л.С. Выготский считал, что отношение ребенка к внешнему миру – зависимая и производная величина от его непосредственного опыта общения. Образ мира, образ поведения дети лепят непосредственно с родителей и других значимых взрослых (бабушек и дедушек, других ближайших родственников, воспитателей, учителей). Но глубина отпечатка, который оставляют родители в душе ребенка, не поддается никакому сравнению. Ребенок – губка, впитывающая как положительные, так и отрицательные стороны родительских поступков и характера. С самого раннего возраста в него закладывается то, что потом будет составлять суть человека, его личность.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 163.