Нужно помнить непреложное правило: ребенок не должен знать об разногласиях взрослых по поводу его воспитания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Если кто-то из членов семьи считает, что разрешение или запрет, поощрение или наказание со стороны другого неверно, дождитесь времени, когда ребенка не будет рядом, и разрешите свои споры путем выстраивания диалога и готовности идти на обоюдные уступки.

Не обсуждайте вопросы воспитания при ребенке, не давайте ему повод понять, что если мама что-то не разрешила, то надо обратиться к папе. Это вредно по следующим причинам.

Причина первая. Таким поведением вносится в картину мира ребенка несогласованность и дисгармония. Папа и мама, два самых значимых, любимых и важных человека в жизни ребенка говорят разное о том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Чью позицию принять?

Вторая причина. Находясь под психологическим напряжением по поводу выбора кого слушаться, ребенок может перейти к манипулированию. Он сначала интуитивно, а со временем осознанно, начинает использовать родительские разногласия, получать выгоду для себя, добиваясь удовлетворения своих желаний или капризов от того, кто окажется наиболее удобным объектом манипулирования.

Третья причина. Роли «карающего» и «милующего» могут закрепиться за каждым из родителей. А закрепление этих противоположных ролей опасно не только тем, что ребенок будет бояться или даже ненавидеть сурового родителя. Опасность таится и в том, что «сердобольный» отец (или мать) начнут самоутверждаться за счет своей «плохой» половины. И в один прекрасный день ребенка спровоцируют на попытку коалиции – с «добрым» родителем против «злого».

Причина четвертая. Бабушки и дедушки (особенно если они живут в одной квартире с молодой семьей) могут тоже вступить в коалицию с кем-то против кого-то. Тут уж не за горами у молодых родителей грядет развод. Во всяком случае, вероятность к тому велика.

Психологами доказано, что за развитием подросткового и юношеского нормоотклоняющегося поведения, в том числе и зависимостей от психоактивных веществ (наркотиков, алкоголя), часто стоят не любящие своих детей родители. А главное требование к гармоничному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребенка в родительской любви возможно правильное формирование его психологии, только на основе любви возможно воспитать духовно-нравственное поведение, только любовь способна научить любви и сформировать адекватную самооценку.

Родители должны осознавать, что каждая негативная оценка личности ребенка типа «Вот бестолочь! Ничего из тебя путного не выйдет!» или «Эх! Горе ты мое!» какой бы ситуацией она не вызывалась, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а помочь ему исправить неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.

Любовь к ребенку требуется соединять с любовью к Богу. Надо помнить, что основным воспитующим фактором должны быть не тонкие психологические приемы, а духовное совершенствование родителей совместно с ребенком.

В основе методики христианского воспитания лежит задача духовного совершенствования. Но по сути дела духовное совершенствование – цель всей христианской жизни. К сожалению, реально соответствовать этой задаче мы можем только в самой малой степени. Но не забудем – сила Божия совершается в немощи, когда человек надеется не столько на себя, чрезмерно возвеличивая свои способности и умения, а уповает на милость Божию, испрашивает благословения на грядущую деятельность. Главное же для нас – осознание задач труда, усилие в его совершенствовании, покаяние при его недостаточности, смиренное принятие попущенных Богом результатов. И тогда, по слову Господню – «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27) – благодать Божия восполнит наши немощи.

 

 

О заниженной самооценке

 

Проблема алкогольной зависимости в психологическом отношении – это прежде всего проблема заниженной самооценки зависимого человека. Чем характеризуется этот комплекс? Человек с заниженной самооценкой (комплексом неполноценности, комплексом жертвы) как бы боится себя самого, не доверяет себе, бежит от своих внутренних проблем и внешней реальности, терзается болезненным чувством вины, считает себя неполноценным человеком.

С первого взгляда может показаться, что большинство людей обладают адекватной самооценкой. Но на самом деле они с детства страдают от комплекса неполноценности. Одна из величайших трагедий нашего времени заключается в том, что многие талантливые актеры, художники, поэты, писатели, учителя, инженеры, врачи, ученые являются жертвами заниженной самооценки. Некоторые широко известные личности пристрастились к наркотикам, алкоголю, азартным играм и даже пошли на самоубийство, только чтобы убежать от своего «я», которое они не могли принять, а зачастую даже ненавидели.

Из-за заниженной самооценки люди страдают от ожидания неудачи, тревожности, беспомощности, незащищенности, отверженности, одиночества, обид, мнительности, пессимизма, тоски, страхов, депрессии, болезненно ощущают собственную неполноценность, любят акцентировать свои немощи вплоть до «бегства в болезнь», нерационально тратят свои (а порой и чужие) деньги, увлекаются стяжательством, тщетно пытаясь хоть чем-то заполнить внутреннюю пустоту. Они осознанно или неосознанно принимают установку, что с ними «что-то не так». Считают, что недостойны, чтобы их любили и сами не способны на настоящую любовь.

Комплекс неполноценности постоянно толкает их к сравнению с другими. Люди с заниженной самооценкой нередко одержимы мыслями о том, что о них подумают и внутренне зависят от этого. Они чувствуют себя слабыми и не способными действовать эффективно. При этом нередко впадают и в другую крайность – ожидают похвалы за все, что делают.

Они плохо управляют своими эмоциями, часто проявляют гнев, раздражительность, но не особо задумываются о причинах своих поступков и с трудом признают свои ошибки. Характерная черта людей с заниженной самооценкой – несгибаемая уверенность в том, что они жертвы и кто-то (но только не они) виноваты в их страданиях. Страдающие этим комплексом часто стремятся привлечь симпатии окружающих через жалось к себе.

Люди с комплексом неполноценности не принимают себя, не довольны собой, чувствуют себя обделенными, испытывают сильное нервно-психическое напряжение, тоску, а потому пытаются притупить внутренний дискомфорт с помощью алкоголя, курения, переедания, лекарственных препаратов, телевизора, компьютера, азартных игр и прочих средств бегства от себя и жизни в мир иллюзий. Чрезмерное потакание вредным привычкам позволяет хотя бы на время снять неприятие себя как личности, уклониться от разрешения внутренних проблем, избежать встречи с реальностью.

Поскольку люди с комплексом неполноценности не умеют уважительно относиться к себе, то постоянно требует уважения, одобрения и похвалы к себе от других, даже незнакомых людей. Но одобрения и похвалы им никогда не бывает достаточно. Обычно они прочно прицепляются к близким и тиранят их. Люди с низкой самооценкой превращаются в эмоциональных террористов, манипулируя окружающими и добиваясь своего не мытьем, так катанием. При этом им окружающие не важны сами по себе, как личности, поэтому часто лишь делают вид, что слушают других, а на самом деле в это время поглощены собой или слушают без понимания. Зачастую имитируют доверие другим людям, тонко манипулируют ими.

Люди с заниженной самооценкой – эгоисты. Им трудно думать о чужих заботах, они по большей части фокусируются на получении того, что нужно им, а не другим людям, хотя запросто могут подчинять свои потребности потребностям других – тех, от кого как-то зависят. Эти люди «любят» с такими претензиями и эгоизмом, с такими собственническими притязаниями, так жестко «вцепляются» в своего супруга (супругу), что жить с ними становится невыносимо.

Комплекс неполноценности нередко сопровождается неестественным страхом совершить ошибку. Боясь не справиться с чем-то, люди с заниженной самооценкой зачастую вообще ничего не предпринимают или надолго откладывают дела. Они с неохотой принимают решения, так как сильно сомневаются, что могут сделать «правильный выбор». Поэтому, если ничего не делать, то и ошибок не будет.

Люди, которые не могут жить в ладу с собой, стремятся скрыть это. Они не позволяют окружающим догадаться о своих истинных чувствах. Они надевают различные маски, чтобы скрыть свое истинное лицо. Истинные их состояния – агрессия, нытье или замкнутость в себе.

Для них характерно отсутствие в поведении гибких стратегий. Они многократно, с незавидным упорством «наступают на одни и те же грабли». Маниакальное однообразие стратегии и тактики приводит к тому, что негативные ситуации не только повторяются, но и утяжеляются, приводя ко все большим страхам, тоске и депрессии.

У людей с заниженной самооценкой них нет ясности в отношении своих главных жизненных целей, они плохо управляют собственной жизнью и со временем превращают ее в череду одинаковых, безрадостных дней, наполненных лавиной дел, усталостью, растерянностью, раздражением, страхами, отчаянием, опустошением. А если и есть конкретные цели, то их трудно осуществить, ибо отсутствует вера в способность это сделать. Они прячут «голову в песок», уходя от реальных проблем «в себя» или в круг таких же закомплексованных особ.

Люди с заниженной самооценкой плохо переносят критику. Они могут критиковать самих себя, но не для того, чтобы с ними согласились, а для того, чтобы возразили, и дали подтверждение собственной значимости. Критикуя открыто самих себя, такие люди чувствуют боль и гнев, если с их словами соглашаются. Попробуйте сказать человеку с комплексом неполноценности, что вы согласны с тем, что он никуда не годится, мало на что способен, и он затаит враждебные чувства по отношению к вам.

Люди с данным комплексом склонны обвинять других, жаловаться на них, мстить и враждовать с людьми, поскольку отказываются принять тот факт, что каждый сам ответствен зато, что с ним происходит. Гораздо легче переложить вину на кого-то другого, чем сказать «это моя проблема» или «это я должен измениться».

Вы заметили, как часто в жизни людям стараются привить комплекс неполноценности? Это встречается повсеместно: в семьях, детских садах, школах, вузах, в армии, на предприятиях.

 

 

Психология насилия

 

Другим фактором способствующим заниженной самооценки личности и деструктивным межличностным отношениям является психология насилия, глубоко укоренившаяся в душах наших соотечественников. Установление диктатуры пролетариата, как формы управления народом в после революционное время в России, привело к установлению насилия как формы отношения между людьми нашего общества. Именно научение насилию как форме человеческого общения, насаждаемой сверху, привело к изменению исторической парадигмы культуры общения русского народа. Это произошло как на уровне «государственная структура – человек», так и «общественная организация – человек» и «человек – человек». Если в православной России евангельское «любовь к ближнему» было главным идеалом в отношениях между христианами, что и откладывало свой позитивный отпечаток и на государственные отношения и систему воспитания, то в богоборческий период все коренным образом изменилось. Отношение к человеку не как драгоценному образу Божьему, а как заурядному винтику в системе государственной машины, обесценило человеческую жизнь, уничтожило заповедь любви в межличностных отношениях. Массовое уничтожение людей во имя мифических ценностей, породила новую заповедь «насилия и равнодушия».

Это отразилась во всех сферах государственно-человеческих отношений и особенно наглядно проявилось в области педагогики. Советская педагогика выстроила свои отношения с учащимся во многом на насилии, подавлении его незаурядности и самобытности, в формирование ребенка по заданному сверху стандарту. Основания этого стандарта уходят в атеистическое представление о человеке как о животном, об обществе, где личное всегда подчинено общему. И, по этой логике, если идеи государства требуют, применить насилие к отдельной личности, то его надо применить во имя эфемерных идей полезности для всего общества.

За время существования советской власти этот тип отношений вкоренился в души нескольких поколений, закрепился в родовом человеческом сознании и превратился в черту поведения большинства современных россиян. Во многом этим и можно объяснить процветания насилия и агрессивного поведения в нашем обществе. Так согласно данным современной статистики:

– 70% женщин признаются, что в общении с мужьями испытывают психологический дискомфорт.

– 70 % мужчин и 5О% женщин не считают непристойные шутки и замечания в адрес женщины насилием.

– Лишь 3% женщин и 5% мужчин полагают, что в российских семьях насилия не существует.

Рукоприкладство – очевидная, но не единственная форма насилия, от которого может страдать один из супругов. Психологическое насилие не наносит физических травм, но оттого не перестает быть жестокостью. Побои в семье слабого – лишь видимая часть насилия. Для окружающих незаметными остаются иные формы жестокого обращения между супругами, которое многие – прежде всего те, от кого оно исходит, – и вовсе не считают насилием. Психологическое насилие – это удар, который не оставляет следов, это молчание вместо слов, презрение вместо внимания. Можно ли подсчитать, сколько женщин и мужчин сегодня страдают от унизительных замечаний своих партнеров, агрессивных выпадов, криков, хлопанья дверями, пренебрежения, эмоционального шантажа?... И если открытое физическое насилие нас возмущает, мы сознаем, что оно противоречит нормальным отношениям, то психологическое насилие сегодня можно обнаружить в очень многих «нормальных» семьях. Нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда люди даже не понимают, что проявляют насилие, настолько оно вошло в привычку их повседневного поведения.

При этом такая модель поведения очень часто действительно усваивается с детства, из родительской семьи. Многие действительно наследуют такой стиль поведения: поскольку мы учимся строить свои отношения по моделям поведения наших родителей, которые, в свою очередь, учились по моделям своих и так далее. Кроме того, если с ребенком в детстве жестоко обращались, игнорировали его потребности как личности, впоследствии ему будет очень трудно выбрать иную форму общения с близкими, поскольку других он просто не знает. При этом насилие, особенно психологическое, нередко исходит и со стороны слабого пола. Разве редкость – женские насмешки, ругань, оскорбления, пренебрежительное отношение к партнеру? Если в самых очевидных случаях физической жестокости, конечно, доминируют мужчины (как физически более сильные), то в вопросах психологического насилия некоторые женщины перегоняют мужчин. Заметим, тема женского психологического насилия не нова: достаточно вспомнить «Сказку о рыбаке и рыбке»…

Причины таких патологических отношений, как мы уже показали, кроются в безбожном воспитании и усвоении ложных стереотипов поведения. Человек с таким выработанным типом отношений никогда не сможет быть счастливым. Так как любое насилие и агрессия свойственны демоническому миру и делают обладателя этих деструктивных качеств, подвластным миру падших духов. Бог есть любовь, милость и мир; дьявол – насилие, злоба, ненависть. Для обретения полноты радости и счастья человек должен духовно и психически приблизиться ко Иисусу Христу. Любовь к Богу и ближнему должны стать главным мотивом его жизненной позиции.

 

 

Дата: 2016-09-30, просмотров: 198.