О причинах комплекса неполноценности человека можно узнать, заглянув в его детство. Ребенок входит в мир, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. Заниженная самооценка формируется, когда ребенка не достаточно любят, о нем не достаточно заботятся, когда он растет в неспокойной травмирующей семейной обстановке, а стиль родительского воспитания оставляет желать лучшего. Обычно один или оба родителя сами страдают от заниженной самооценки.
Зарождение комплекса неполноценности происходит с первой ошибкой, когда ребенка называют «плохой девочкой» или «плохим мальчиком». Ребенок убеждает себя, что он плохой, неудачник, неполноценный человек, когда на самом деле неодобрение могли заслуживать только какие-то его действия, но не он сам.
Дети часто усваивают следующее: любовь нужно заслужить или чем-то за нее заплатить. Они делают вывод: сами по себе они никакой ценности не представляют, ценностью обладает что-то иное – успехи, способность делать то, чего ожидают другие, быть «хорошим».
За первые пять или шесть-семь лет ребенок формирует свою самооценку почти исключительно на основе информации, которую получает в семье. Потом он идет в школу, на него начинают влиять и другие факторы, однако роль семьи по-прежнему остается очень важной.
Как воспитать ребенка, чтобы он в жизни страдал от заниженной самооценки?
Нет ничего проще, ибо арсенал средств для воспитания жертвы велик. Вот некоторые из них:
1. Не давайте достаточного внимания, заботы и любви ребенку или, гипер опекайте его. «Откупайтесь» от него подарками.
2. Принимайте ребенка только на определенных условиях, покажите ему, что он заслуживает любовь родителей только тогда, когда соответствует их ожиданиям (очень часто явно завышенным). Внушите ребенку, что он должен «заработать» любовь родителей. Но не просто заработать, а еще и заплатить за то беспокойство, которое он «причинил» родителям своим рождением и существованием.
3. Не любите своего супруга (супругу). Отстранитесь от него (ее) или почаще проявляйте агрессию, устраивайте конфликтные ситуации, раздражайтесь, предъявляйте претензии.
4. Разведитесь или сделайте так, чтобы отец ребенка мало что значил в семье.
5. Будьте нетерпимы к ошибкам ребенка, критичны к нему. Если он ошибся или потерпел, неудачу говорите, сочувственно: «А я тебя предупреждала» или торжествующе: «Я ведь предчувствовал(а)!», а если добился успеха, то надо сказать, что это случайно. При каждом его новом промахе не забудьте ему напомнить о тех, которые были много лет назад. Почаще напоминайте ребенку, что если вы когда-нибудь умрете (смертельно заболеете), то причиной этого будет он. В общем, воспитывайте в ребенке чувство вины, неуверенности, несостоятельности, беспомощности. Пусть он усвоит убеждение, что все его старания обречены на провал, пусть думает: «Если уж мои родители так говорят и поступают, то я точно ужасен, неполноценен, не способен на успех и не могу быть любимым».
6. Как можно чаще произносите следующее:
– Мне за тебя стыдно!
– Ты вечно…
– У меня из-за тебя голова разболелась!
– Я все отдала тебе!
– Я на тебя всю жизнь положил(а)!
– Когда ты был(а) маленьким (маленькой), я ночей не спал(а)!
– Ради тебя с твоим отцом (твоей матерью) живу, не развожусь.
– Если бы не ты, я бы давно уже…
– Так вот как ты к матери (отцу) относишься…
– И в кого ты такой уродился.
– Из тебя ничего путного не получится.
– Руки у тебя не оттуда растут.
– Чего от тебя ждать?
– С таким характером будешь всю жизнь страдать.
– Я же говорил(а)…
– Ты нас разочаровал.
– Ты мне не нравишься.
– Совести у тебя нет.
– Что скажут наши знакомые, когда узнают, что ты…
– Как я теперь людям в глаза буду смотреть?
– Лучше бы я умер(ла)!
– Я не буду тебя любить, пока ты…
– Если бы ты любил (уважал, жалел) меня, ты бы так не поступал!
– Ладно, тебе меня не жаль, ты хоть других пожалей!
– Я сам(а) знаю, что тебе надо.
– Я в твои годы...
7. Как можно чаще принимайте решения за ребенка.
8. Балуйте и потакайте всем его желаниям, особенно когда он капризничает или плачет, пусть учится добиваться своего посредством манипулирования другими людьми и конфликтов, пусть усвоит, что его желания должны немедленно удовлетворяться.
9. Если ребенок притворится больным, проявите чрезмерную заботливость и беспокойство. Тогда вместо того, чтобы разрешать свои психологические конфликты, он научится заболевать и привыкнет к роли страдальца.
10. Постоянно сравнивайте ребенка с детьми родственников или знакомых и пусть всякий раз такое сравнение будет не в его пользу.
11. Будьте замкнутыми. Не подавайте ребенку пример нормального общения с окружающими.
12. Лелейте свой собственный комплекс неполноценности. Пусть ребенок берет с вас наглядный пример, как жить хронической жертвой людей и обстоятельств.
13. Сделайте так, чтобы ваш ребенок стыдился своей природной сексуальности.
14. Почаще лгите себе, чтобы ребенок усвоил отрицание как способ психологической защиты.
Помните: ребенок с заниженной самооценкой имеет предрасположенность к различного рода зависимостям от психоактивных веществ. Постарайтесь своевременно распознать и остановить формирование патологической зависимости у своего ребенка.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 184.