В семьях, где принято жестокое обращение к ребенку, тот становится своеобразным «козлом отпущения», на которого другие члены семьи проецируют свои проблемы.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Его считают отличающимся от других: либо слишком активным, либо слишком пассивным, и он становится объектом агрессии членов семьи. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, иметь недостаток, который раздражает, появиться на свет вопреки желанию родителей. В ребенке родитель может видеть те черты, наличие которых он ощущает, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, различные протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя: борьба с нежеланным качеством кого-то другого помогает ему верить, что у него самого этого качества нет.

Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными качествами и слабостями ребенка, о мерах наказания, к которым они в связи с этим прибегают. В высказываниях родителей сквозит уверенность в том, что подросток неисправим. Нередко они полны инквизиторских интонаций с характерным стремлением в любом поступке видеть проявление дурных качеств подростка, с которыми родитель борется.

Жестокость родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят. Он ищет способы разрешения проблемы как стать любимым, как защитить себя и, увы, очень часто это делает путем копирования агрессивного поведения родителей. Такие дети часто не могут в должной мере осознать свою агрессивность, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.

Авторитарный. Родители отдают приказания и ждут, что те будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Взрослые безоговорочно верят в силу своего слова: «Я же тебе сказал(а)!», «Ну, сколько раз повторять?!», «Ты что, русского языка не понимаешь?», «Я же тебя предупреждал(а)». Глубоко заблуждаются родители, которые понимают жесткие требования как средство давления на ребенка с целью добиться беспрекословного повиновения.

Жесткая требовательность, лишенная уважения к личности ребенка, превращается в принуждение, сковывает его активность, самостоятельность.

Нередко отцу и матери легче заставить ребенка выполнить то или иное требование, чем вызвать у него желание поступать так всегда. Родители считают, что для достижения воспитательной цели все средства хороши, забывая о том, что суть воспитания не в принуждении, не слепом повиновении, а в побуждении ребенка сознательно поступать так, как подобает.

Активное стремление изменять, исправлять, уличать, а также критическое отношение к ребенку – повседневный настрой авторитарного родителя. Ему кажется, что он «уже заранее» видит в ребенке якобы складывающиеся дурные свойства, а на самом деле эти дурные свойства рождаются только потому, что о ребенке думают и высказываются плохо («думаете, что я плохой – получите»). Вспомним, что писал в своем дневнике Печорин: «...Такова была моя участь с самого детства, все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали – и они появились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли; я стал злопамятным; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть... Я говорил правду – мне никто не верил; я начал обманывать...».

Дети в семьях с авторитарным стилем воспитания, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми, агрессивными, авторитарными – подобием своих родителей; в юношеском возрасте часто демонстративны, ведут себя вызывающе, пытаются скрыть за маской развязности свою зависимость, неуверенность и тревожность.

Впрочем, в семье с авторитарным стилем воспитания могут вырасти дети, непохожие друг на друга. В книгах по психологии можно найти описание предположительного конечного результата воспитания пятерых детей в семье, где господствует авторитарный стиль родительского воспитания. Расклад предположительно таков: двое детей перенимают методы воспитания своих родителей и становятся точно такими же родителями для своих детей. Из оставшихся трех один становится негативистом с озлобленностью и непрерывной потребностью к самоутверждению, другой – бесхребетным, безответственным прожигателем жизни, третий – невротиком с депрессивными проявлениями и повышенным риском самоубийства.

Либеральный (попустительско-снисходительный). Родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, предоставляют ребенку полную свободу выбора, в том числе и выбора непосильного, не по возрасту. Строится эта «свободная педагогика» на расхожих модных либеральных мифах («ребенок лучше знает, что ему нужно», «дети мудрее нас» и тому подобному). Родители открыты для общения с детьми, однако, доминирующее направление общения – от ребенка к родителям. Они считают себя не авторитетными, заботливыми наставниками, а «партнерами» детей, что, безусловно, является вредной моделью поведения, поскольку когда родители перестают быть авторитетом для детей, воспитание становится невозможным.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 161.