Схема методического анализа языкового материала урока
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Новый языковой материал Возможные ошибки, обусловленные Пути предупреждения ошибок
межъязыковой интерференцией внутренне-языковой интерференцией
1. фонетический      
2. лексический      
3. грамматический      
4. графический      

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА УРОКОВ

ПО иностраннОМУ ЯЗЫКУ

Анализ урока – важное звено профессиональной подготовки студентов в период преддипломной практики. Его цель: углублять знания по методике преподавания иностранного языка; развивать исследовательские, конструктивно-планировочные, коммуникативно-обучающие и организационные профессиональные умения будущего учителя; способствовать формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.

Конкретные задачи проведения анализа урока:

- овладеть умениями фиксированного наблюдения за деятельностью учителя или студента-практиканта и правильной ее интерпретации;

- научиться определять пути устранения замеченных недостатков с учетом причин их возникновения и конкретных условий обучения;

- овладеть умениями самоанализа, позволяющих сравнивать свои действия с принятыми в методике эталонами, искать и находить эффективные приемы обучения, развития и воспитания обучающихся;

- овладеть умением оперативно перестроить намеченные действия в зависимости от конкретных изменений учебной ситуации.

За период преддипломной практики умения студентов анализировать уроки развиваются постепенно. Сначала студенты учатся проводить с опорой на схему общий целостный анализ урока, оценивая реализацию учителем основных требований к уроку иностранного языка: его целенаправленность, содержательность, речевую активность обучающихся, соответствие речевого поведения учителя целям, содержанию и условиям обучения, результативность урока. После этого на базе общего анализа студенты овладевают анализом отдельных элементов урока по индивидуальным заданиям методиста (компонентный анализ), затем – углубленным анализом урока.

Рекомендации к организации и проведению методического анализа уроков

Общий анализ урока

1. Методист планирует посещение урока практикантами с тем, чтобы они были подготовлены к целенаправленному наблюдению за деятельностью обучающихся и учителя.

2. Студент пользуется схемой анализа урока как опорой на уроке.

3. Во время урока студенты письменно разрабатывают «фотографию» всего урока, фиксируя объекты анализа в соответствии со схемой.

4. После урока заслушивается самоанализ студента, проводившего урок (цели, обоснование этапов и приемов достижения поставленных целей; что удалось, что нет, что сделал бы иначе).

5. Студенты, посетившие урок, проводят его анализ по схеме (рецензент дает полный анализ урока).

6. Методист вместе со студентами подводит итоги, выделяет наиболее удачные этапы и приемы обучения и формулирует рекомендации для всех студентов по предупреждению профессиональных ошибок и способам совершенствования учебной деятельности.

Образец оформления «фотографии урока»

Этап урока Время Замечания к этапам урока + - Примечания
Начало 8.00 -8.02 Мобилизующее начало урока, его эффективность      
    Единые требования      
    Методика опроса, качество знаний, степень активизации обучающихся      
    Повторение выученного материала      
    Вопросы сравнительного, развивающего, обобщающего характера      
    Логическая связь нового с выученным      
    Методика изучения нового материала      
    Проблемно-развивающий характер заданий      
    Полнота изложения программного материала. Элементы новизны, развивающие любознательность обучающихся      
    Мыслительная, творческая активность обучающихся, степень самостоятельности      
    Дифференциация обучения      
    Практическая часть      
    Применение ТСО, наглядности      
    НОТ учителя и учеников      
    Методика закрепления, степень усвоения нового материала учениками      
    Дополнительная литература      
    Домашнее задание: методика, объем      
    Эмоциональная сторона урока      

Схема общего анализа урока

1. Целеустремленность урока:

1) определить тему урока и место в ситуативно-тематическом цикле, тип урока;

2) назвать цели урока: практическую, общеобразовательную, развивающую, воспитательную;

3) установить соответствие поставленных целей месту урока в ситуативно-тематическом цикле и типа урока.

2. Структура и содержание урока:

1) выделить этапы урока в их последовательности;

2) установить соответствие приемов обучения основным целям урока;

3) оценить рациональность соотношение тренировочных и речевых упражнений;

4) назвать применявшиеся вспомогательные средства обучения, оценить их уместность и эффективность;

5) определить развивающую, образовательную, воспитательную ценность речевого материала урока и упражнений, их соответствие возрастным интересам обучающихся.

3. Активность обучающихся на уроке:

1) определить основные формы взаимодействия учителя и обучающихся на уроке, их место (на каком этапе, для решения каких задач) и эффективность;

2) определить приемы стимулирования речевой и умственной активности обучающихся.

4. Речевое поведение учителя:

1) определить соответствие речи учителя языковой норме, ее адаптированность до уровня языковой подготовки обучающихся и требований школьной программы;

2) оценить четкость и доступность формулировки учителем задач и обращенность его речи к ученикам;

3) обосновать целесообразность использования учителем родного языка на уроке;

4) установить соотношение речи учителя и обучающихся на уроке.

5. Результативность урока:

1) назвать, чему научились обучающиеся на уроке;

2) определить соответствие уровня сформированности речевых навыков и умений поставленным целям;

3) оценить объективность и мотивационный потенциал выставленных оценок.

Поэлементный анализ урока

1. Методист знакомится с планом-конспектом урока студента, который предстоит наблюдать и анализировать другим студентам группы, отмечает для себя положительные (отрицательных) стороны, интересные находки, творческие решения и т.п.

2. По результатам ознакомления с планом методист намечает объекты анализа и подбирает соответственно с ними задания для студентов.

3. Методист дает задание студентам, которые посещают урок.

4. Во время урока студенты в дневнике разрабатывают «фотографию» всего урока, фиксируя как можно подробнее объекты своего наблюдения.

5. После урока заслушивается самоанализ студента, проводившего урок.

6. Студенты, посещавшие урок, делают краткие замечания по общему анализа урока (целеустремленность, содержательность, активность обучающихся).

7. Студенты проводят детальный анализ намеченных объектов в соответствии с заданиями.

8. Методист вместе со студентами подводит итоги и формулирует рекомендации для всех студентов по предотвращению методических и речевых ошибок, а также пути совершенствования учебной деятельности.

Задания для проведения анализа отдельных элементов урока

1. Определите цели (практические, общеобразовательные, воспитательные, развивающие) и тип урока. Проследите за тем, какие приемы использовались для достижения основных целей урока, дайте оценку их эффективности. Определите связь этого урока с предыдущими уроками тематического цикла.

2. Выделите этапы урока и зафиксируйте время, которое отводилось на каждый из них. Определите степень соответствия структуры урока его целям.

3. Зафиксируйте этапы урока; определите задачи и содержание каждого из них. Обратите внимание на то, как осуществляется переход от одного этапа к другому.

4. Зафиксируйте упражнения, которые использовались на уроке. Обратите внимание на четкость инструкций учителя и соответствие им действий обучающихся, на обеспеченность упражнений (по необходимости) образцом, на наличие контроля. Определите формы взаимодействия учителя и обучающихся при проведении упражнений, оцените их эффективность.

5. Запишите упражнения, которые использовались на каждом этапе урока, фиксируя их последовательность. Определите тип, вид использованных упражнений. Оцените их соответствие поставленным целям и этапам формирования речевых навыков или речевых умений. Определите соотношение между языковыми и речевыми упражнениями. Укажите, какие упражнения вы могли бы предложить, если были нарушения в выборе типа, вида упражнений или в их последовательности, рациональном соотношении языковых и речевых упражнений.

6. Проследите за использованием на уроке зрительной вербальной (невербальной) наглядности. Зафиксируйте, на каком этапе какие конкретные средства наглядности применялись, определите их цель. Оцените соответствие использованной наглядности поставленным целям, ее целесообразность и достаточность, качество и эстетичность исполнения.

7. Проследите за использованием дидактического раздаточного материала на уроке. Зафиксируйте, на каком этапе урока и с какой целью используется раздаточный материал. Оцените соответствие его содержания поставленной цели. Охарактеризуйте форму и качество контроля при работе обучающихся с раздаточным материалом. Оцените качество изготовления учителем раздаточного материала.

8. Проследите за использованием технических средств обучения на уроке. Зафиксируйте, на каком этапе, с какой целью ТСО применялись учителем. Оцените методическую целесообразность их использования.

9. Проследите за проведением игр на уроке. Зафиксируйте, на каком этапе, какой вид игры, с какой целью использовался. Оцените соответствие игры поставленной цели и возрастным особенностям обучающихся. Охарактеризуйте организацию игры учителем (четкость установок, управления действиями обучающихся во время игры, четкость итогов).

10. Проследите за достижением воспитательной, общеобразовательной, развивающей целей урока. Определите, какие приемы использовал учитель для воспитания учеников, развития их познавательных интересов, памяти, внимания, воображения и т.д., для формирования навыков самостоятельной работы над языком, для расширения их общего и филологического кругозора. Обратите внимание на то, какой дополнительный материал использовался с этой целью. Укажите, какие конкретные воспитательные, общеобразовательные, развивающие цели были достигнуты на уроке, какой потенциал не был использован.

11. Проследите за речью учителя на уроке. Оцените ее правильность, выразительность, обращенность, эмоциональную окрашенность. Обратите внимание на экономность речи учителя, ее дидактичность (включение изученного материала, а также того, который изучается и будет изучаться в ближайшее время). Следите за тем, как учитель адаптирует свою речь (мимика, жесты, повторы, упрощения, трансформации, опоры). Зафиксируйте, когда он говорит на родном языке, есть ли в этом необходимость. Установите соотношение между речью учителя и обучающихся на уроке.

12. Проследите за ошибками обучающихся на уроке. Определите их характер (произносительные, лексические, грамматические и т.д.). Установите причину и предложите возможные пути их устранения. Обратите внимание на то, какие способы устранения и исправления ошибок использует учитель. Оцените их эффективность. Какие возможности для предотвращения и устранения ошибок не были использованы учителем?

13. Проследите за дисциплиной в классе и организации урока. Определите степень интенсивности работы обучающихся на уроке. Обратите внимание на то, не было ли потеряно время (когда, сколько, по какой причине). Зафиксируйте, какие приемы использует учитель для экономии времени и большей эффективности урока. Заметьте, как учитель реагирует на нарушение дисциплины. Следите за теми моментами, когда учитель использует разрядки, а также за тем, какие формы разрядок он использует.

14. Проследите за тем, как использует учитель доску на уроке. Зафиксируйте, какие записи были сделаны на доске до урока, какие делались во время урока. Определите их цель. Оцените грамотность записей, их соответствие каллиграфической норме, правильность расположения, их целесообразность и достаточность.

15. Проследите за опросом обучающихся и оценкой уровня сформированности их речевых навыков и умений. Зафиксируйте, сколько учеников было опрошено на уроке, сколько учеников получили оценку за урок. Отметьте объекты контроля. Определите виды, формы, приемы контроля. Установите их соответствие объектам контроля. Обратите внимание на то, как оценивались речевые действия учеников, как велся учет оценок. Проанализируйте выставленные учителем оценки за урок. Оцените их объективность, воспитательный и мотивационный потенциал.

16. Проследите за организацией и проведением начала урока. Обратите внимание на то, готов ли класс к уроку (доска, дидактические пособия, технические средства, все необходимое на партах обучающихся) и не было ли потеряно время из-за плохой организации. Определите, в какой форме проводилось начало урока, его цель. Оцените приемы, которые использовал учитель для их достижения. Охарактеризуйте связь этого этапа урока со следующими. Укажите, как по-другому можно было начать этот урок.

17. Проследите за проведением речевой зарядки. Обратите внимание на мотивированность речевых действий обучающихся. Сформулируйте цель речевой зарядки. Определите приемы, которые использовал учитель для достижения поставленной цели. Оцените их эффективность. Обратите внимание на материал, который использовал учитель для речевой зарядки, оцените его воспитательный (общеобразовательный) потенциал. Определите связь речевой зарядки со следующими этапами урока.

18. Проследите за проведением фонетической зарядки. Определите ее цель, приемы ее достижения и оцените их соответствие. Обратите внимание на то, применялась ли фонограмма, оцените ее целесообразность. Охарактеризуйте связь фонетической зарядки со следующими этапами урока. Оцените готовность учителя к проведению фонетической зарядки (соблюдение правильности произношения, знание наизусть стихов, рифмовок, скороговорок, пословиц, которые являются материалом для фонетической зарядки, их правильное синтагматическое членение, интонирование).

19. Проследите за проведением заключительного этапа урока. Обратите внимание на то, своевременным ли было его проведение. Зафиксируйте, как учитель подводит итоги урока, на что обращает внимание (что делали или чему научились, что умеем), как обеспечивает осознание обучающимися достигнутого уровня овладения языком. Оцените своевременность и четкость объяснения домашнего задания, его подготовленность ходом урока. Дайте оценку объективности, воспитательного и мотивационного потенциала выставленных учителем оценок.

20. Проследите за проверкой домашнего задания и объяснением нового. Зафиксируйте, на каком этапе учитель проверял домашнее задание обучающихся, его связь с целью урока: Определите, какие формы и приемы контроля используются учителем, оцените их эффективность. Обратите внимание на приемы активизации обучающихся, а также на то, было ли обеспечено осознание и исправление ошибок всеми учениками.

21. Проследите за подачей домашнего задания. Зафиксируйте время, когда учитель задает домашнее задание, обоснуйте целесообразность момента. Обратите внимание на своевременность объяснения домашнего задания. Определите содержание, объем и цели домашнего задания. Оцените его подготовленность ходом урока, а также то, будет ли оно служить базой для работы на следующем уроке. Обратите внимание на четкость, доступность объяснений учителя, на учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Проследите, проверил ли учитель правильность записи домашнего задания обучающимися в дневниках.

22. Проследите за подачей новых лексических единиц (ЛЕ). Определите, к какому словарю относятся новые ЛЕ. Обратите внимание на то, как учитель проводит ознакомление с ЛЕ, учтена ли их принадлежность к определенному словарю. Определите, какие способы семантизации использует учитель, оцените их соответствие природе ЛЕ и возрастным особенностям обучающихся. Обратите внимание на то, учтены ли все возможные трудности усвоения новых ЛЕ. Зафиксируйте, как учитель контролирует понимание новых ЛЕ и оцените эффективность использованных приемов. Обратите внимание на то, как учитель обеспечивает активность всех учеников. Запишите упражнения, которые использует учитель для тренировки обучающихся в употреблении / понимании новых ЛЕ. Определите их тип, вид и оцените их эффективность и достаточность. Дайте оценку решению общеобразовательных, развивающих задач.

23. Проследите за объяснением нового грамматического материала, определите, к какому грамматическому минимуму он принадлежит. Обратите внимание на то, как учитель проводит ознакомление с новым грамматическим явлением, учтена ли его принадлежность к определенному грамматическому минимуму. Зафиксируйте, как учитель контролирует понимание функции грамматической структуры (ГС), оцените эффективность приемов контроля. Определите, в какой форме было подано правило по формообразованию, оцените целесообразность такой формы. Установите, учтены ли все трудности усвоения данного грамматического явления. Запишите упражнения, которые использует учитель для усвоения нового грамматического материала. Определите их тип, вид и оцените их эффективность и достаточность. Дайте оценку решению общеобразовательных, развивающих задач, отметьте, все ли было использовано учителем.

24. Проследите за организацией усвоения ЛЕ или ГС на уроке. Определите, к какому минимуму они принадлежат. Обратите внимание на то, создал ли учитель необходимую мотивацию для употребления языкового материала. Запишите упражнения, которые использовал учитель для формирования соответствующих навыков. Определите их тип, вид. Оцените адекватность использованных упражнений и их последовательность задачам данного этапа формирования навыков, их достаточность. Определите эффективность использования языковых и переводных упражнений. Обратите внимание на то, какие трудности испытывали ученики в усвоении языкового материала. Какие пути для их преодоления вы смогли бы предложить? Зафиксируйте формы взаимодействия учителя и обучающихся при выполнении упражнений, оцените их эффективность.

25. Проследите знание техники чтения. Запишите упражнения, применявшиеся учителем, оцените их соответствие поставленной цели. Обратите внимание на форму сообщения нового правила чтения. Оцените эффективность и целесообразность такой формы с учетом возрастных особенностей обучающихся. Укажите, какие трудности испытывали ученики в чтении, что вы могли бы предложить для их преодоления. Зафиксируйте, как учитель контролировал правильность (скорость) чтения и какие приемы использовал для активизации всех обучающихся. Оцените их эффективность.

26. Проследите за процессом обучения письму. Определите объект обучения (каллиграфия, орфография, запись). Запишите упражнения, которые использует учитель, оцените их адекватность объекту обучения и соответствующей цели. Обратите внимание на то, были ли учтены все трудности усвоения материала; что вы могли бы предложить для их преодоления? Зафиксируйте, как учитель контролирует письменную работу обучающихся, оцените эффективность использованных приемов.

27. Проследите за освоением монологической речи на уроке. Определите этап развития умений монологической речи и его соответствие месту урока в ситуативно-тематическом цикле. Обратите внимание на то, как учитель мотивирует говорение обучающихся, правильно ли создает учебно-речевые ситуации. Запишите, какие упражнения использует учитель, и оцените их соответствие данному этапу развития умений монологической речи. Зафиксируйте, какие опоры использует учитель, оцените их целесообразность и эффективность. Установите, соответствуют ли самостоятельные высказывания учеников программным требованиям. Обратите внимание на то, как учитель привлекает внимание всего класса к индивидуальными высказываниям обучающихся. Дайте оценку решению воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач.

28. Проследите за освоением диалогической речи на уроке. Определите этап развития умений диалогической речи и его соответствие месту урока в тематическом цикле. Обратите внимание на то, как учитель мотивирует говорение учеников, правильно ли создает учебно-речевые ситуации. Запишите, какие упражнения использует учитель, и оцените их соответствие данному этапу развития умений диалогической речи. Зафиксируйте, какие вспомогательные средства обучения использует учитель, оцените их целесообразность и эффективность. Установите, соответствует ли диалогическая речь обучающихся требованиям программы. Зафиксируйте формы взаимодействия учителя и обучающихся и обучающихся между собой во время проведения упражнений, оцените их эффективность. Дайте оценку решению воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач.

29. Проследите за обучением чтению. Определите, какому виду чтения учатся ученики. Обратите внимание на то, подготовлены ли ученики к чтению, какие приемы применяет для этого учитель. Заметьте, как мотивируется чтение обучающихся. Зафиксируйте, как организуется работа над текстом, соответствует ли она виду чтения, которому обучаются ученики. Определите способы контроля понимания текста. которые использовал учитель, оцените их соответствие виду чтения и эффективность. Дайте оценку решению воспитательных, общеобразовательных, развивающих задач, укажите, что не было учтено учителем.

30. Проследите за обучением аудированию. Дайте оценку текста для аудирования (построен на знакомом языковом материале, содержит незнакомые ЛЕ, информативная ценность, воспитательная направленность). Заметьте, как подавался аудиотекст ученикам (речь учителя, звукозапись). Обратите внимание на то, подготовлены ли ученики к аудированию, какие приемы использует для этого учитель. Оцените их соответствие тексту. Зафиксируйте, как организуется прослушивание текста. Обратите внимание на то, как мотивируется деятельность обучающихся, получают ли они задания на извлечение определенной информации. Запищат, какие способы контроля понимания текста использует учитель, оцените их достаточность и эффективность. Отметьте, какие трудности испытывали ученики в аудировании, определите их причины. Дайте оценку достижению воспитательных, общеобразовательных, развивающих целей.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 226.