Евпаторийский институт социальных наук
Кафедра филологических дисциплин и методик их преподавания
«УТВЕРЖДАЮ»
Заместитель директора
по учебно-воспитательной и научной работе Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского»
____________ В.И.Фадеев
«______»_______________2016 г.
ПРОГРАММА ПРАКТИКИ
«ПРоизводственНАЯ (педагогическая) ПРАКТИКА»
по направлению подготовки
45.03.01 «Филология»
профиль «Зарубежная филология
(английский и французский языки)»
квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Евпатория – 2016 год
Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ВО № 33807 от 25.08.2014 г. по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» и учебного плана по бакалаврской программе по направлению подготовки 45.03.01 «Филология» от __.__.2016 г.
Разработчик:доцент, кандидат педагогических наук Каменский А. И.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания, протокол № __ от __.__.2016 г.
Заведующая кафедрой филологических дисциплин
и методик их преподавания И. Б. Каменская
__.__.2016 г.
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией Евпаторийского института социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «КФУ имени В. И. Вернадского», протокол № __ от __.__.2016 г. и признана соответствующей ФГОС ВО 45.03.01 «Филология»
__.__.2016 г. Председатель ________________ (В. И. Фадеев)
1. Аннотация программы практики
Вид практики: производственная педагогическая по получению профессиональных умений и опыта профессиональной педагогической деятельности
Форма проведения практики: выполнение обязанностей учителя английского / французского языка в общеобразовательной школе.
Способы проведения практики:стационарная. Практика осуществляется в виде непрерывного цикла во время, свободное от теоретического обучения, согласно утвержденному учебному плану.
Места прохождения практики, базовые для прохождения практики по дисциплине:общеобразовательные учреждения г. Евпатории, с которыми заключены договора о проведении производственной практики бакалавров филологии: ЕУВК «Интеграл», ЕОШ № 13, ЕОШ № 16 (договора от 17.11.2014 г., 17.11.2014 г. и 18.11.2014 г. соответственно)
Сроки прохождения практики: 6 недель в 7 семестре (1-6 недели).
Виды и формы контроля
Объект контроля | Вид контроля | Форма контроля |
Планирование учебной деятельности по предмету | Текущий | Проверка тематического планирования. Проверка поурочного планирования |
Промежуточный | Проверка планов-конспектов 12 проведенных практикантом уроков | |
Наблюдение за педагогической деятельностью | Текущий | Обсуждение 5 посещенных практикантом уроков |
Промежуточный | Проверка осуществленного практикантом общего и углубленного анализа 1 посещенного им урока | |
Учебная деятельность по предмету | Текущий | Посещение и анализ руководителем уроков, проводимых практикантом. |
Промежуточный | Проверка дневника практики, применявшихся средств наглядности и методической записки к ним | |
Воспитательная деятельность | Текущий | Обсуждение 2 посещенных практикантом внеклассных мероприятий Посещение и анализ руководителем внеклассного мероприятия, проведенного практикантом |
Промежуточный | Проверка осуществленного практикантом анализа посещенного им воспитательного мероприятия Проверка психолого-педагогической характеристики класса Проверка плана-конспекта проведенного практикантом воспитательного мероприятия |
2. Перечень результатов прохождения практики, соотнесенных с результатами освоения образовательной программы
№ пп | Индекс компетенции | Планируемые результаты обучения | |
ПК-5 | Способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по английскому / французскому языку в организациях основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования | ||
ПК-6 | Умение готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик | ||
ПК-7 | Готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися |
3. Место практики в структуре ООП:
Производственная педагогическая практика является обязательным видом практики Блока 3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 45.03.01 «Филология».
Прохождение производственной педагогической практики требует наличия у студентов знаний, умений и компетенций, полученных в результате изучения дисциплин «Педагогика» «Психология», «Методика преподавания английского языка», «Методика преподавания французского языка», «Основы интенсификации обучения иностранным языкам», а также теоретических и практических лингвистических дисциплин профиля «Зарубежная филология (английский и французский языки)».
Предшествующие и последующие дисциплины и виды практик
Номер семестра | Предшествующие дисциплины и виды практик | Номер семестра | Последующие дисциплины и виды практик |
Детская англоязычная литература / Англоязычная сказка | Лингвострановедение французского языка | ||
1-2 | Практический курс английского языка | Английский язык: стилистика | |
2-3 | Практический курс французского языка | Теория и практика перевода | |
Английский язык: теоретическая фонетика | Преддипломная практика | ||
3-6 | Углубленный практический курс английского языка | ||
Практикум по грамматике английского / французского языка | |||
Английский язык: лексикология | |||
Педагогика | |||
4-6 | Углубленный практический курс французского языка | ||
Учебная (языковая) практика | |||
Психология | |||
Спецкурс по методике преподавания иностранных языков | |||
Деловой английский язык / Бизнес-курс французского языка | |||
5-6 | Лингвострановедение английского языка | ||
5-6 | Методика преподавания английского языка | ||
Английский язык: теоретическая грамматика | |||
6-7 | Методика преподавания французского языка | ||
Производственная практика (педагогическая в летнем оздоровительном лагере) |
Объем практики
Номер курса | Номер семестра | Объем в зачетных единицах | Продолжительность практики | |
В неделях | В академических часах | |||
Содержание и формы отчетности по практике
5.1 Содержание практики, структурированное по закрепляемым навыкам/видам деятельности с указанием отведенного на них количества академических часов и видов выполняемых работ
Номер недели семестра | Наименование раздела практики | Наименование закрепляемых навыков / видов деятельности | Количество академических часов, отводимых на каждый вид работ, и формы их выполнения | ||
Количество академических часов всего | В том числе | ||||
Под руководством преподавателя/руководителя от предприятия | Самостоятельно | ||||
1. Подготовительный (пассивный) этап | Рефлексия педагогического наблюдения | ||||
Планирование учебной деятельности | |||||
Планирование воспитательной деятельности | |||||
2-5 | 2. Основной этап | Проведение уроков по иностранному языку | |||
Проведение внеклассных мероприятий | |||||
Подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий | |||||
3. Заключительный этап | Рефлексия собственного педагогического опыта | ||||
Итого: |
Содержание заданий и форм отчетности по разделам практики
Наименование закрепляемых навыков / видов деятельности | Задание | Количество часов, отводимых на выполнение задания | Формы отчетности и содержание отчетных мероприятий | ||||
Форма контроля (письменные, устные, с использованием технических средств) | Вид контрольного мероприятия | Требования к отчетным материалам по практике | |||||
Требования к содержанию отчетных материалов | Сроки предоставления отчетных материалов | ||||||
Рефлексия педагогического наблюдения | Посещение и анализ 5 уроков иностранного языка | письм. | Проверка анализа 1 урока | Поэлементный анализ урока по прилагаемой схеме (см. схему 1) | 6 день практики | ||
Посещение и анализ 2 внеклассных мероприятий | письм. | Проверка анализа 1 мероприятия | Общий анализ внеклассного мероприятия по прилагаемой схеме (см. схему 2) | 8 день практики | |||
Планирование учебной деятельности | Тематический план серии уроков | письм. | Проверка тематического плана | Тематический план должен охватывать весь основной этап практики, соответствовать программе соответствующего этапа обучения, быть утвержденным руководителем практики от учебной организации | 6 день практики | ||
Поурочное планирование | письм. | Проверка планов-конспектов уроков | Планы-конспекты 12 зачетных уроков должны отражать цели урока, все компоненты урока, методическое обеспечение урока, расчет учебного времени по видам учебной деятельности, содержание деятельности учителя и обучающихся | Последняя неделя практики | |||
Планирование воспитательной деятельности | |||||||
Планирование воспитательного мероприятия | письм. | Проверка плана-конспекта воспитательного мероприятия | Поэлементный анализ воспитательного мероприятия по прилагаемой схеме (см. схему 3) | Последняя неделя практики | |||
Подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий | Отбор и разработка раздаточного материала и наглядных пособий для проведения занятий и внеклассных мероприятий | письм. | Проверка раздаточного материала и наглядных пособий для проведения занятий и внеклассных мероприятий | Раздаточный материал должен соответствовать цели и задачам урока / мероприятия, предусматривать возможность дифференциации учебных заданий, соответствовать принципам посильности и доступности. Наглядные пособия должны соответствовать цели и задачам урока / мероприятия, способствовать активизации зрительного / слухового восприятия обучающихся, быть понятными и эстетичными | Последняя неделя практики | ||
Проведение уроков по иностранному языку | Проведение 24 уроков по иностранному языку | устная, письм. | Посещение, самоанализ, анализ уроков | Проведенные 12 контрольных уроков должны быть отражены в планах-конспектах уроков, занесены в дневник практики и оценены руководителем практики | Последняя неделя практики | ||
Проведение внеклассных мероприятий | Проведение 1 внеклассного мероприятия по иностранному языку | устная, письм. | Посещение, самоанализ, анализ внеклассного мероприятия | Проведенное внеклассное мероприятие должно быть отражено в плане-конспекте мероприятия, занесено в дневник практики и оценено руководителем практики | Последняя неделя практики | ||
Рефлексия собственного педагогического опыта | Выступление на итоговой конференции по практике, оформление отчетной документации | устная, письм. | Выступление на итоговой конференции по практике, проверка отчетной документации | Дневник практики должен отражать все посещенные и проведенные практикантом уроки и воспитательные мероприятия с указанием тем и дат посещения / проведения; все проведенные уроки и внеклассное мероприятие должны быть оценены руководителем практики | Итоговая конференция по практике |
6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике
6.1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы
№ пп | Индекс компетенции | Содержание компетенции (или ее части) | Раздел практики, обеспечивающий этапы формирования компетенции | В результате прохождения раздела практики, обеспечивающего формирование компетенции (или ее части) обучающийся должен: | ||
знать | уметь | владеть | ||||
ПК-5 | Способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку в организациях основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования | 1, 2 | сущность коммуникативно-обучающей, воспитательной, развивающей, образовательной функций учебно-воспитательного процесса по иностранному языку | квалифицированно применять современные принципы, методы, способы, формы, приемы и средства обучения четырем видам иноязычной речевой деятельности и основам литературоведческого анализа; прогнозировать пути формирования и развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности ученика, его познавательных и умственных способностей в процессе овладения языком и литературой; помогать ученикам овладевать умениями учиться, расширять свой кругозор, познавать себя и мир; осуществлять самостоятельный научный поиск и решать научно-исследовательские задачи по проблематике методики обучения иностранным языкам | логическим методическим мышлением; содержанием учебного предмета; навыками успешной профессиональной коммуникации с целевой аудиторией; навыками работы в педагогической команде; навыками рефлексии результатов коммуникации и учебной деятельности обучающихся, коррекции стратегии проведения занятий и внеклассных мероприятий в зависимости от полученных результатов | |
ПК-6 | Умение готовить учебно- методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик | 1, 2 | требования к тематическому, календарному и поурочному планированию; требования к содержанию и форме учебного материала при обучении различным видам иноязычной речевой деятельности; виды и функции наглядности при обучении иностранному языку; типологию учебных текстов; возрастные особенности обучающихся; типологию, функции и принципы применения ТСО | осуществлять тематическое, календарное, поурочное планирование; готовить учебно-методические материалы для проведения занятий, внеклассных мероприятий на основе существующих методик с учетом специфики обучения видам иноязычной речевой деятельности и возрастных особенностей детей | навыками изготовления, подбора и целесообразного применения различных видов наглядных пособий и ТСО | |
ПК-7 | Готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися | воспитательный потенциал филологических знаний; возрастные особенности обучающихся | помогать ученикам овладевать умениями учиться, расширять свой кругозор, познавать себя и мир | навыками прогнозирования путей формирования и развития интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфер личности ученика, его познавательных и умственных способностей в процессе овладения языком |
Планирование уроков иностранного языка
Успешность планирования уроков обусловлена следующими факторами:
- знанием целей обучения и программных требований к речевым навыкам и умениям обучающихся в каждом классе;
- знанием содержания учебно-методического комплекса;
- знанием условий обучения: возрастных особенностей обучающихся, специфики конкретного класса;
- знанием основных методических требований к современному уроку иностранного языка;
- учетом дидактических и методических принципов обучения.
В соответствии с программой, обучение иностранному языку предполагает комплексное достижение практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей.
Практическая цель предполагает формирование у обучающихся межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает речевую (умение говорить, аудировать, писать, читать на иностранном языке), языковую (лексические, грамматические, произносимые, графические навыки), социокультурную, дискурсивную и компенсаторную компетенции.
Общеобразовательная цель предполагает ознакомление с культурой народа через изучение языка и ознакомление с языком через культуру. Достижение этой цели означает развитие способности обучающихся к осуществлению межкультурного общения, требует стимулирования обучающихся постоянно увеличивать и углублять объем знаний по иностранному языку, о собственной стране и странах изучаемого языка, умение соотносить свою культуру с инофонной, видеть различия и сходства в системах норм, обязанностей, прав, мировосприятии их носителей и т.д., принятые в различных социумах.
Развивающая цель направлена на развитие языковой и речевой способностей школьников, их индивидуальности (как индивидуумов, субъектов деятельности, личностей), тех их качеств, сторон психических процессов и механизмов, которые лежат в основе овладения иноязычной речевой деятельностью и играют важную роль для процессов познания, воспитания и обучения (интеллект, внимание, память, мышление, толерантность); развитие способностей обучающихся, обеспечивающих успешное функционирование познавательной, эмоционально-оценочной, творческой и мотивационной сфер школьников, а также формирование интереса к учебно-познавательной деятельности в целом.
Воспитательная цель обучения иноязычной культуре предполагает формирование, становление, обогащение и совершенствование духовного мира школьников через творческое наследие доступной им культуры, положительное отношение и уважение к иностранному языку и культуре народов собственной страны и стран изучаемого языка.
Исходя из общих конечных целей обучения, учитель определяет конкретные цели урока: практическую, общеобразовательную, развивающую, воспитательную.
Формулируя практическую цель, учитель определяет, чему конкретно он будет учить школьников на этом уроке. Целесообразно начинать формулировки практической цели словам «учить» или «научить». например:
- учить обучающихся рассказывать о ____ в объеме 7-8 фраз на основе речевой ситуации с опорой на логико-синтаксическую схему;
- учить обучающихся обмениваться репликами на уровне диалогического единства «утверждение - утверждение» на основе речевой ситуации;
- учить обучающихся извлекать основную информацию из прочитанного текста;
- учить обучающихся употреблять грамматическую структуру ______ на уровне одной фразы;
- учить обучающихся употреблять новые лексические единицы (_____) на уровне сверхфразового единства;
- учить обучающихся понимать незнакомые слова на основе контекста.
Если подается новый языковой материал, то формулировка практической цели может быть следующей:
- ознакомить обучающихся с функцией, формой, особенностями употребления грамматической структуры ________ и учить правильно использовать ее на уровне фразы;
- ознакомить обучающихся со значением, формой, особенностями употребления лексических единиц (_____) и учить правильно их использовать в знакомых грамматических структурах на уровне фразы;
- ознакомить обучающихся с правилом чтения буквы _____; учить читать слова по правилу.
Планируя достижение развивающей, воспитательной, общеобразовательной целей, учитель должен четко определить соответствующий потенциал учебного материала урока и своих действий на нем. Формулировку развивающей цели можно начинать словом «развивать»:
- развивать сообразительность обучающихся;
- развивать интеллектуальную гибкость учеников.
Формулировка воспитательной цели, как правило, начинается словом «воспитывать»:
- воспитывать хороший вкус;
- воспитывать культуру общения.
Формулировку общеобразовательной цели можно начинать словами: «расширить представление» или «формировать представление», например:
- расширить представления обучающихся о традициях страны изучаемого языка;
- формировать представление учеников о национальном костюме.
Рекомендации по составлению тематического плана уроков
Начинается планирование уроков составлением тематического плана. Он позволяет учителю видеть в целом цикл уроков по теме, роль и место каждого урока в нем и благодаря этому подбирать наиболее эффективные методы, приемы и средства для решения промежуточных задач для достижения конечных целей по овладению обучающимися конкретными речевыми навыками и умениями в рамках соответствующей темы. Для составления тематического плана необходимо:
а) определить характер и объем языкового и речевого материала каждого урока, предусмотренного авторами учебника;
б) изучить соответствующие методические рекомендации «Книги для учителя» (при условии ее наличия) и сформулировать цели каждого урока с учетом этапов работы над учебным материалом и требований программы;
в) определить необходимые для достижения цели методы и приемы обучения;
г) спланировать домашнее задание;
д) обеспечить необходимое оснащение урока как техническими, так и традиционными средствами обучения;
е) учитывать специфику работы в данном классе (уровень подготовки учеников, их познавательную активность, умение выполнять определенные виды упражнений, интерес к иностранному языку, отношение к учителю).
Образец схемы для составления тематического плана
Тема: ______________________________
№ урока | Тип урока | Цели урока | Языковой материал | Говорение | Аудирование | чтение | Письмо | Оснащение урока | Домашнее заджание |
Рекомендации по составлению планов-конспектов уроков
Тематический план является основой для поурочного планирования, в котором раскрывается конкретное содержание каждого урока. С учетом специфики иностранного языка как учебного предмета в процессе планирования и составления плана-конспекта каждого конкретного урока тематического цикла необходимо помнить, что:
- на уроке иностранного языка формируются речевые навыки и умения;
- содержанием урока является определенный комплекс упражнений, выполняемых в четкой последовательности;
- задачи урока определяются согласно его места в тематическом цикле;
- организация языкового материала должна быть комплексной;
- для формирования конкретных аспектных речевых навыков и для развития умений в разных видах речевой деятельности должен выполняться соответствующий комплекс упражнений;
- речевая практика (упражнения) должна имитировать процесс речевого общения, т.е. иметь коммуникативную направленность, мотивированность и ситуативную обусловленность;
- эффективность урока определяется степенью речевой активности обучающихся;
- урок должен предусматривать систематический и планомерный контроль уровня сформированности речевых навыков и умений обучающихся и способствовать осуществлению дифференцированного подхода к их обучению;
- содержание урока должно готовить обучающихся к выполнению домашнего задания;
- урок должен проводиться на иностранном языке в доступной для понимания учениками форме;
- деятельность учителя должна вызывать интерес и познавательную активность обучающихся;
- в процессе планирования необходимо учитывать возрастные особенности учеников.
Образец оформления плана-конспекта урока
Дата ___________ План-конспект уроку № ___ в ___ классе
Тема: __________ Подтема: ______________________________________
Цели:
Практическая(ие) ________________________________________________
Образовательная(ые) _____________________________________________
Развивающая(ие) ________________________________________________
Воспитательная(ые) ______________________________________________
Оснащение урока: _______________________________________________
Схематический план урока
Начало уроку .......................................................................................................... время
І. Организация класса ............................................................................................ 2 мин.
П. Речевая / фонетическая зарядка ....................................................................... 3 мин.
Основная часть урока............................................................................................. 35 мин.
ІІІ-VІ
Заключительная часть урока
VІІ. Объяснение домашнего задания ................................................................... 2 мин.
VІІІ. Подведение итогов урока. Оценивание учеников.................................... 3 мин.
Эффективность планирования в определенной степени обусловлена учетом данных предварительно проведенного методического анализа языкового материала урока. Этот анализ базируется на сопоставлении значений, формы, особенностей применения новых для обучающихся языковых явлений иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических, графических) с соответствиями нормами родного языка или уже усвоенными похожими явлениями иностранного языка. Методический анализ языкового материала урока целесообразно проводить по следующей схеме:
ПО иностраннОМУ ЯЗЫКУ
Анализ урока – важное звено профессиональной подготовки студентов в период преддипломной практики. Его цель: углублять знания по методике преподавания иностранного языка; развивать исследовательские, конструктивно-планировочные, коммуникативно-обучающие и организационные профессиональные умения будущего учителя; способствовать формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.
Конкретные задачи проведения анализа урока:
- овладеть умениями фиксированного наблюдения за деятельностью учителя или студента-практиканта и правильной ее интерпретации;
- научиться определять пути устранения замеченных недостатков с учетом причин их возникновения и конкретных условий обучения;
- овладеть умениями самоанализа, позволяющих сравнивать свои действия с принятыми в методике эталонами, искать и находить эффективные приемы обучения, развития и воспитания обучающихся;
- овладеть умением оперативно перестроить намеченные действия в зависимости от конкретных изменений учебной ситуации.
За период преддипломной практики умения студентов анализировать уроки развиваются постепенно. Сначала студенты учатся проводить с опорой на схему общий целостный анализ урока, оценивая реализацию учителем основных требований к уроку иностранного языка: его целенаправленность, содержательность, речевую активность обучающихся, соответствие речевого поведения учителя целям, содержанию и условиям обучения, результативность урока. После этого на базе общего анализа студенты овладевают анализом отдельных элементов урока по индивидуальным заданиям методиста (компонентный анализ), затем – углубленным анализом урока.
Рекомендации к организации и проведению методического анализа уроков
Общий анализ урока
1. Методист планирует посещение урока практикантами с тем, чтобы они были подготовлены к целенаправленному наблюдению за деятельностью обучающихся и учителя.
2. Студент пользуется схемой анализа урока как опорой на уроке.
3. Во время урока студенты письменно разрабатывают «фотографию» всего урока, фиксируя объекты анализа в соответствии со схемой.
4. После урока заслушивается самоанализ студента, проводившего урок (цели, обоснование этапов и приемов достижения поставленных целей; что удалось, что нет, что сделал бы иначе).
5. Студенты, посетившие урок, проводят его анализ по схеме (рецензент дает полный анализ урока).
6. Методист вместе со студентами подводит итоги, выделяет наиболее удачные этапы и приемы обучения и формулирует рекомендации для всех студентов по предупреждению профессиональных ошибок и способам совершенствования учебной деятельности.
Образец оформления «фотографии урока»
Этап урока | Время | Замечания к этапам урока | + | - | Примечания |
Начало | 8.00 -8.02 | Мобилизующее начало урока, его эффективность | |||
Единые требования | |||||
Методика опроса, качество знаний, степень активизации обучающихся | |||||
Повторение выученного материала | |||||
Вопросы сравнительного, развивающего, обобщающего характера | |||||
Логическая связь нового с выученным | |||||
Методика изучения нового материала | |||||
Проблемно-развивающий характер заданий | |||||
Полнота изложения программного материала. Элементы новизны, развивающие любознательность обучающихся | |||||
Мыслительная, творческая активность обучающихся, степень самостоятельности | |||||
Дифференциация обучения | |||||
Практическая часть | |||||
Применение ТСО, наглядности | |||||
НОТ учителя и учеников | |||||
Методика закрепления, степень усвоения нового материала учениками | |||||
Дополнительная литература | |||||
Домашнее задание: методика, объем | |||||
Эмоциональная сторона урока |
Схема общего анализа урока
1. Целеустремленность урока:
1) определить тему урока и место в ситуативно-тематическом цикле, тип урока;
2) назвать цели урока: практическую, общеобразовательную, развивающую, воспитательную;
3) установить соответствие поставленных целей месту урока в ситуативно-тематическом цикле и типа урока.
2. Структура и содержание урока:
1) выделить этапы урока в их последовательности;
2) установить соответствие приемов обучения основным целям урока;
3) оценить рациональность соотношение тренировочных и речевых упражнений;
4) назвать применявшиеся вспомогательные средства обучения, оценить их уместность и эффективность;
5) определить развивающую, образовательную, воспитательную ценность речевого материала урока и упражнений, их соответствие возрастным интересам обучающихся.
3. Активность обучающихся на уроке:
1) определить основные формы взаимодействия учителя и обучающихся на уроке, их место (на каком этапе, для решения каких задач) и эффективность;
2) определить приемы стимулирования речевой и умственной активности обучающихся.
4. Речевое поведение учителя:
1) определить соответствие речи учителя языковой норме, ее адаптированность до уровня языковой подготовки обучающихся и требований школьной программы;
2) оценить четкость и доступность формулировки учителем задач и обращенность его речи к ученикам;
3) обосновать целесообразность использования учителем родного языка на уроке;
4) установить соотношение речи учителя и обучающихся на уроке.
5. Результативность урока:
1) назвать, чему научились обучающиеся на уроке;
2) определить соответствие уровня сформированности речевых навыков и умений поставленным целям;
3) оценить объективность и мотивационный потенциал выставленных оценок.
Поэлементный анализ урока
1. Методист знакомится с планом-конспектом урока студента, который предстоит наблюдать и анализировать другим студентам группы, отмечает для себя положительные (отрицательных) стороны, интересные находки, творческие решения и т.п.
2. По результатам ознакомления с планом методист намечает объекты анализа и подбирает соответственно с ними задания для студентов.
3. Методист дает задание студентам, которые посещают урок.
4. Во время урока студенты в дневнике разрабатывают «фотографию» всего урока, фиксируя как можно подробнее объекты своего наблюдения.
5. После урока заслушивается самоанализ студента, проводившего урок.
6. Студенты, посещавшие урок, делают краткие замечания по общему анализа урока (целеустремленность, содержательность, активность обучающихся).
7. Студенты проводят детальный анализ намеченных объектов в соответствии с заданиями.
8. Методист вместе со студентами подводит итоги и формулирует рекомендации для всех студентов по предотвращению методических и речевых ошибок, а также пути совершенствования учебной деятельности.
Задания для проведения анализа отдельных элементов урока
1. Определите цели (практические, общеобразовательные, воспитательные, развивающие) и тип урока. Проследите за тем, какие приемы использовались для достижения основных целей урока, дайте оценку их эффективности. Определите связь этого урока с предыдущими уроками тематического цикла.
2. Выделите этапы урока и зафиксируйте время, которое отводилось на каждый из них. Определите степень соответствия структуры урока его целям.
3. Зафиксируйте этапы урока; определите задачи и содержание каждого из них. Обратите внимание на то, как осуществляется переход от одного этапа к другому.
4. Зафиксируйте упражнения, которые использовались на уроке. Обратите внимание на четкость инструкций учителя и соответствие им действий обучающихся, на обеспеченность упражнений (по необходимости) образцом, на наличие контроля. Определите формы вза
Дата: 2016-10-02, просмотров: 240.