Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебная работа студента-практиканта

Общие психолого-педагогические требования к уроку иностранного языка

1. Организационные:

- наличие продуманного плана урока;

- организованность учеников;

- своевременная подготовка учебно-методического обеспечения урока (ТСО, наглядность, доска).

2. Дидактические:

- организационная четкость проведения урока, правильная формулировка темы, понятная и достижимая цель и конкретные задачи, рациональное использование учебного времени;

- уверенное владение методикой обучения и воспитания;

- безукоризненная организация учебной деятельности учеников на уроке, продуманная, мастерски организованная, гибкая и разнообразная, динамическая и эмоциональная тактика управления учебно-воспитательным процессом, формы и приемы которого разнообразны;

- рациональное управление познавательной и практической деятельностью обучающихся, их воспитанием и интеллектуальным развитием;

- комплексная реализация на уроке общепринятых, а также специфических дидактических принципов обучения.

3. Воспитательные:

- постановка воспитательной цели урока и соответствующих задач по интеллектуальному воспитанию обучающихся, воспитанию высоких моральных качеств – патриотизма, ответственности, эстетического вкуса, культуры поведения и общения, культуры профессиональной деятельности;

- соответствие цели, содержания, методов и средств обучения общечеловеческим гуманитарным ценностям, идеям педагогики сотрудничества;

- обеспечение тесной связи урока с реальной действительности, жизненными потребностями и требованиями, формированием у обучающихся стремления к активной деятельности;

- учет индивидуальных особенностей обучающихся с целью обеспечения всестороннего гармоничного развития их личности на основе их склонностей, способностей и интересов.

4. Психологические:

- изучение и учет на уроке возрастных и индивидуальных психологических особенностей каждого обучающегося;

- реализация личностно-ориентированного подхода к обучающимся как основы педагогики сотрудничества;

- соблюдение педагогического такта;

- умение владеть собой, способность осуществлять интеллектуальное, эмоционально-волевое и моральное воздействие на обучающихся средствами вербальной и невербальной коммуникации.

5. Гигиенические:

- соблюдение температурного режима, норм освещения, чистоты учебного помещения;

- избегание однообразия в учебной работе с целью предупреждения переутомления школьников.

Методические требования к уроку иностранного языка

1. Речевая направленность урока. Определение овладения иноязычной речевой деятельностью как основной цели обучения иностранному языку предусматривает формирование, развитие и совершенствование речевых умений четырех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма. Для достижения такой цели необходима практическая ориентация урока, то есть, преобладание обучения иноязычному общению над сообщением знаний и их осмыслением. Каждый урок должен иметь конкретную практическую цель, подразумевающую формирование и развитие речевых навыков и умений. С другой стороны, речевая направленность урока означает коммуникативный характер процесса обучения. Такие упражнения как повторение за учителем, перевод, составление или преобразование предложений по образцу, пересказ текста и т.д. также должны быть подчинены коммуникативным целям и иметь коммуникативное задание. Большую часть учебного времени необходимо отводить иноязычной речевой деятельности, мотивированной определенной целью, в варьируемых ситуациях общения. Выполняя коммуникативное упражнение, обучающийся выполняет поставленную учителем речемыслительную задачу, его иноязычная речь связана с конкретной естественной или смоделированной ситуацией общения. Коммуникативная атмосфера должна пронизывать весь урок, начиная с формулировки учителем задач урока и заканчивая подведением итогов урока, когда учитель оценивает работу учеников, делая акцент на их достижениях именно в овладении коммуникацией.

2. Комплексность урока. Эта особенность урока обусловлена природой речи, в которой все виды речевой деятельности взаимодействуют, способствуя формированию друг друга. На уроке все аспекты языка – фонетический, лексический, грамматический, графический – изучаются во взаимосвязи, взаимообусловленным является и обучение видам речевой деятельности. Так, каждая доза языкового материала должна прорабатываться во всех видах речевой деятельности. Например, усваивая структуру активного грамматического минимума, необходимо предусмотреть упражнения в употреблении и понимании этого явления во всех видах речевой деятельности. Для усвоения структуры пассивного грамматического минимума необходима практика в чтении или аудировании. Это, однако, не означает, что на уроке в равной степени развиваются все виды речевой деятельности. Один или два из них будут преобладать над другими.

3. Иностранный язык – и цель, и средство обучения. Это положение связано с использованием средств речевой наглядности для овладения иноязычной деятельностью, что реализуется благодаря речи учителя. Речь учителя выполняет две важные функции. Во-первых, она используется для организации учителем обучения и воспитания на уроке. Следовательно, она должно быть выразительна, убедительна, грамотна, экономна. Во-вторых, речь учителя иностранного языка, в отличие от учителей других предметов, является средством обучения – образцом для подражания, опорой, которую может использовать ученик, стимулом, побуждающим к речи. Поэтому она должно быть нормативна, аутентична, адаптивна, разнообразна по средствам выражения мысли. Создание иноязычной атмосферы на уроке должно стать одной из задач учителя, поэтому он должен стремиться к ведению урока исключительно на иностранном языке. Вначале целесообразно переводить ученикам свои распоряжения на родной язык, а со временем ограничить ее использование только самыми необходимыми ситуациями. Однако, при всей значимости речи самого учителя, она не должна занимать более 10% времени урока. Остальное время должно быть отдано речи обучающихся.

4. Высокая активность речемыслительной деятельности обучающихся. Эффективность урока определяется степенью речемыслительной деятельности обучающихся. Задача учителя заключается в привлечении их к активной внутренней умственной и внешней речемыслительной деятельности и поддержании ее в течение урока. К факторам, стимулирующим речемыслительной деятельность, относятся: использование содержательного и информативного учебного материала, соответствующего интеллектуальному развитию обучающихся; постановка целей, побуждающих обучающихся к решению коммуникативных задач, к высказыванию собственных мыслей; применение приемов обучения, дающих возможность каждому ученику принимать непосредственное участие в речевой деятельности и максимально увеличивающих их активное время на уроке (самостоятельная работа, коллективные формы обучения и т.д.). Стимулирование активности обучающихся должно быть связано с развитием у них речевой инициативы. Доминировать на уроке должен ученик, а не учитель. Такое требование соответствует личностно-деятельностному подходу, согласно которому в центре обучения находится субъект – ученик. Учитель в контексте этого подхода организует, направляет и корректирует учебный процесс, исходя из интересов ученика, уровня его знаний и умений.

5. Разнообразие форм работы обучающихся. Учитывая современную тенденцию обучения, согласно которой ученик рассматривается как субъект учебной деятельности, актуальным является применение таких ее форм, которые интенсифицируют обучение, побуждают к активной работе каждого ученика и вместе с тем дают ему возможность самому регулировать темп и условия выполнения деятельности. Требование разнообразия форм работы особенно важно для обучения устной речи, требующей взаимных контактов, что и должен обеспечить учитель на уроке. Особый эффект в этом смысле дает сочетание индивидуальных форм работы с коллективными. К индивидуальным формам относят работу во фронтальном режиме, опрос отдельных обучающихся, индивидуально-массовые тренировки (самостоятельное синхронное выполнение заданий по аудированию, чтению, письму, а также говорению в режиме «ученик-диктор», проговаривание или чтение хором за учителем или диктором). Коллективные формы работы охватывают коллективно-массовое тренировки в парах без изменений или с изменением партнеров и в малых группах от трех до пяти участников, хоровое реплицирование в режиме «группа – группа», «группа – один ученик», «один ученик – группа». Коллективные формы работы обучающихся являются перспективными для обучения общению. Они не только увеличивают активное время деятельности обучающихся, но и снижают состояние тревожности, помогают преодолеть боязнь ошибок, формируют у обучающихся чувство коллективизма.

6. Мотивационное обеспечение учебной деятельности. Мотивация, под которой понимают побудительные силы к изучению иностранного языка, обусловлена субъективным миром ученика, она определяется его собственными желаниями, страстями, личностной заинтересованностью в учении. На уроке иностранного языка мотивация обеспечивается рядом факторов. Во-первых, материал, используемый на уроке, должен быть интересным, соответствовать вкусам и предпочтениям обучающихся. Это может быть не только интересный текст, но и современная песня, поэзия, юмор и т.д. Во-вторых, приемы работы с учебным материалом должны привлекать учеников. Этому способствуют коллективные формы работы, где ученик чувствует себя субъектом общения, обучающие игры, которые ставят учеников в жизненную ситуацию, проблемные задания к упражнениям, которые способствуют интеллектуальному развитию ученика. В-третьих, ученик должен осознавать уровень своей успешности в изучении иностранного языка, так как это вызывает удовлетворение собой, ощущение прогресса в учении. Успешность учения достигается доступными и посильными учебными задачами, его оценкой со стороны учителя и обучающихся. Чтобы задача была посильной, ученик должен иметь возможность воспользоваться образцом выполнения действия, необходимыми опорами, ключами для самокоррекции, что может обеспечиваться использованием разнообразных вспомогательных средств обучения. Оценку успешности не следует отождествлять исключительно с баллом. Учитель должен широко использовать поощрительные реплики оценочного характера. В-четвертых, на мотивацию обучения положительно влияет благоприятный психологический климат на уроке. Атмосфера спокойной уравновешенности, взаимного доверия, чувство равноправия, партнерства в общении вызывает у обучающихся удовлетворение от учебного процесса, желание в нем участвовать. Благоприятно влияют также моменты релаксации, которые снимают усталость у обучающихся, повышают их общий тонус и, таким образом, препятствуют спаду мотивации. Знание учителем вышеупомянутых мотивационных средств и их применение способствует успешному обучению иностранному языку.

Планирование уроков иностранного языка

Успешность планирования уроков обусловлена следующими факторами:

- знанием целей обучения и программных требований к речевым навыкам и умениям обучающихся в каждом классе;

- знанием содержания учебно-методического комплекса;

- знанием условий обучения: возрастных особенностей обучающихся, специфики конкретного класса;

- знанием основных методических требований к современному уроку иностранного языка;

- учетом дидактических и методических принципов обучения.

В соответствии с программой, обучение иностранному языку предполагает комплексное достижение практической, общеобразовательной, развивающей и воспитательной целей.

Практическая цель предполагает формирование у обучающихся межкультурной иноязычной коммуникативной компетенции, которая включает речевую (умение говорить, аудировать, писать, читать на иностранном языке), языковую (лексические, грамматические, произносимые, графические навыки), социокультурную, дискурсивную и компенсаторную компетенции.

Общеобразовательная цель предполагает ознакомление с культурой народа через изучение языка и ознакомление с языком через культуру. Достижение этой цели означает развитие способности обучающихся к осуществлению межкультурного общения, требует стимулирования обучающихся постоянно увеличивать и углублять объем знаний по иностранному языку, о собственной стране и странах изучаемого языка, умение соотносить свою культуру с инофонной, видеть различия и сходства в системах норм, обязанностей, прав, мировосприятии их носителей и т.д., принятые в различных социумах.

Развивающая цель направлена на развитие языковой и речевой способностей школьников, их индивидуальности (как индивидуумов, субъектов деятельности, личностей), тех их качеств, сторон психических процессов и механизмов, которые лежат в основе овладения иноязычной речевой деятельностью и играют важную роль для процессов познания, воспитания и обучения (интеллект, внимание, память, мышление, толерантность); развитие способностей обучающихся, обеспечивающих успешное функционирование познавательной, эмоционально-оценочной, творческой и мотивационной сфер школьников, а также формирование интереса к учебно-познавательной деятельности в целом.

Воспитательная цель обучения иноязычной культуре предполагает формирование, становление, обогащение и совершенствование духовного мира школьников через творческое наследие доступной им культуры, положительное отношение и уважение к иностранному языку и культуре народов собственной страны и стран изучаемого языка.

Исходя из общих конечных целей обучения, учитель определяет конкретные цели урока: практическую, общеобразовательную, развивающую, воспитательную.

Формулируя практическую цель, учитель определяет, чему конкретно он будет учить школьников на этом уроке. Целесообразно начинать формулировки практической цели словам «учить» или «научить». например:

- учить обучающихся рассказывать о ____ в объеме 7-8 фраз на основе речевой ситуации с опорой на логико-синтаксическую схему;

- учить обучающихся обмениваться репликами на уровне диалогического единства «утверждение - утверждение» на основе речевой ситуации;

- учить обучающихся извлекать основную информацию из прочитанного текста;

- учить обучающихся употреблять грамматическую структуру ______ на уровне одной фразы;

- учить обучающихся употреблять новые лексические единицы (_____) на уровне сверхфразового единства;

- учить обучающихся понимать незнакомые слова на основе контекста.

Если подается новый языковой материал, то формулировка практической цели может быть следующей:

- ознакомить обучающихся с функцией, формой, особенностями употребления грамматической структуры ________ и учить правильно использовать ее на уровне фразы;

- ознакомить обучающихся со значением, формой, особенностями употребления лексических единиц (_____) и учить правильно их использовать в знакомых грамматических структурах на уровне фразы;

- ознакомить обучающихся с правилом чтения буквы _____; учить читать слова по правилу.

Планируя достижение развивающей, воспитательной, общеобразовательной целей, учитель должен четко определить соответствующий потенциал учебного материала урока и своих действий на нем. Формулировку развивающей цели можно начинать словом «развивать»:

- развивать сообразительность обучающихся;

- развивать интеллектуальную гибкость учеников.

Формулировка воспитательной цели, как правило, начинается словом «воспитывать»:

- воспитывать хороший вкус;

- воспитывать культуру общения.

Формулировку общеобразовательной цели можно начинать словами: «расширить представление» или «формировать представление», например:

- расширить представления обучающихся о традициях страны изучаемого языка;

- формировать представление учеников о национальном костюме.

Рекомендации по составлению тематического плана уроков

Начинается планирование уроков составлением тематического плана. Он позволяет учителю видеть в целом цикл уроков по теме, роль и место каждого урока в нем и благодаря этому подбирать наиболее эффективные методы, приемы и средства для решения промежуточных задач для достижения конечных целей по овладению обучающимися конкретными речевыми навыками и умениями в рамках соответствующей темы. Для составления тематического плана необходимо:

а) определить характер и объем языкового и речевого материала каждого урока, предусмотренного авторами учебника;

б) изучить соответствующие методические рекомендации «Книги для учителя» (при условии ее наличия) и сформулировать цели каждого урока с учетом этапов работы над учебным материалом и требований программы;

в) определить необходимые для достижения цели методы и приемы обучения;

г) спланировать домашнее задание;

д) обеспечить необходимое оснащение урока как техническими, так и традиционными средствами обучения;

е) учитывать специфику работы в данном классе (уровень подготовки учеников, их познавательную активность, умение выполнять определенные виды упражнений, интерес к иностранному языку, отношение к учителю).

Образец схемы для составления тематического плана

Тема: ______________________________

№ урока Тип урока Цели урока Языковой материал Говорение Аудирование чтение Письмо Оснащение урока Домашнее заджание

Рекомендации по составлению планов-конспектов уроков

Тематический план является основой для поурочного планирования, в котором раскрывается конкретное содержание каждого урока. С учетом специфики иностранного языка как учебного предмета в процессе планирования и составления плана-конспекта каждого конкретного урока тематического цикла необходимо помнить, что:

- на уроке иностранного языка формируются речевые навыки и умения;

- содержанием урока является определенный комплекс упражнений, выполняемых в четкой последовательности;

- задачи урока определяются согласно его места в тематическом цикле;

- организация языкового материала должна быть комплексной;

- для формирования конкретных аспектных речевых навыков и для развития умений в разных видах речевой деятельности должен выполняться соответствующий комплекс упражнений;

- речевая практика (упражнения) должна имитировать процесс речевого общения, т.е. иметь коммуникативную направленность, мотивированность и ситуативную обусловленность;

- эффективность урока определяется степенью речевой активности обучающихся;

- урок должен предусматривать систематический и планомерный контроль уровня сформированности речевых навыков и умений обучающихся и способствовать осуществлению дифференцированного подхода к их обучению;

- содержание урока должно готовить обучающихся к выполнению домашнего задания;

- урок должен проводиться на иностранном языке в доступной для понимания учениками форме;

- деятельность учителя должна вызывать интерес и познавательную активность обучающихся;

- в процессе планирования необходимо учитывать возрастные особенности учеников.

Образец оформления плана-конспекта урока

Дата ___________ План-конспект уроку № ___ в ___ классе

Тема: __________ Подтема: ______________________________________

Цели:

Практическая(ие) ________________________________________________

Образовательная(ые) _____________________________________________

Развивающая(ие) ________________________________________________

Воспитательная(ые) ______________________________________________

Оснащение урока: _______________________________________________

Схематический план урока

Начало уроку .......................................................................................................... время

І. Организация класса ............................................................................................ 2 мин.

П. Речевая / фонетическая зарядка ....................................................................... 3 мин.

Основная часть урока............................................................................................. 35 мин.

ІІІ-VІ

Заключительная часть урока

VІІ. Объяснение домашнего задания ................................................................... 2 мин.

VІІІ. Подведение итогов урока. Оценивание учеников.................................... 3 мин.

Эффективность планирования в определенной степени обусловлена учетом данных предварительно проведенного методического анализа языкового материала урока. Этот анализ базируется на сопоставлении значений, формы, особенностей применения новых для обучающихся языковых явлений иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических, графических) с соответствиями нормами родного языка или уже усвоенными похожими явлениями иностранного языка. Методический анализ языкового материала урока целесообразно проводить по следующей схеме:

Дата: 2016-10-02, просмотров: 222.