1) Общие экономические факторы:
1) спрос
2) приносимый им доход (от характера операционной деятельности, возм. прибыли)
3) время (насколько быстро собственник начинает получать доход после приобретения актива
4) риск (вероятность получения дохода в будущем)
5) контроль (на стоимость будет влиять право контроля, которое получает собственник)
Стоимость 1 акции в составе контрольного пакета всегда будет выше, чем стоимость той же акции в составе не контрольного пакета
6) ликвидность (рынок платит премию за активы, которые можно быстро перепродать с минимальным риском потери стоимости)
Стоимость ЗАО всегда ниже, чем стоимость такого же ОАО, т.к. при ЗАО акции перепродать гораздо труднее. Они стоят ниже на 35 -50 %.
7) уровень квалификации управленческого персонала, наличие научной базы, масштаб и качество активов. Качество активов – это прогрессивность и изношенность машин и оборудования.
8) диверсифицированность производства
Индекс степени диверсификации – индекс ХерфендаляХиршмана
d = 1/ сумма (от i=1 доN) Zi2
Zi-доля объёма продаж фирмы, приходящаяся на iй вид деятельности
N –общее число видов деятельности, в которых занята фирма
Если d =1, фирма действует только в одной сфере, риск высокий, низкий уровень диверсификации
Если d =10 , Фирма действует в 10 продуктовых линиях, на каждый из которых приходится по 10 % объема продаж
9) наличие ограничений (регулирование деятельности фирмы со стороны государства, чем меньше ограничений, тем больше стоимость фирмы)
10) соотношение спроса и предложения
11) наличие или отсутствие вертикальной производственной интеграции
2. Физические факторы
- природные (земля, ресурсы и т.п)
- уровень развития инфраструктуры
3. Социальные факторы
- уровень и стиль жизни населения
- уровень занятости в стране
- доходы населения
- средний уровень цен
4. Политические факторы:
- политика гос-ва в области защиты окружающей среды
- налоговая политика
- и т.п.
Понятие цены бизнеса не совпадает с понятием стоимость бизнеса. Рыночная цена компании может отклоняться от ее реальной внутренней стоимости в силу следующих факторов:
- вынужденная продажа (рейдерские захваты)
- плохая осведомленность сторон обо всех обстоятельствах купли продажи
- сознательное искажение фактов относительно объекта купли – продажи.
Принципы оценки бизнеса:
Выделяют 3 группы принципов оценки:
1. Принципы, основанные на представлениях собственников (принципы пользователя предприятием):
- принцип полезности (бизнес обладает стоимостью только в том случае, когда он может быть полезен потенциальному или реальному собственнику. Под полезностью бизнеса понимается его способность приносить доход)
- принцип замещения ( максимальная стоимость п\я характеризуется наименьшей ценой, по которой м.б. продан другой объект с той же полезностью)
- принцип ожидания или принцип предвидения ( полезность бизнеса определяется тем, во сколько сегодня оценивается прогнозные доходы от владения бизнеса)
2. Принципы, связанные с эксплуатацией собственности
- принцип вклада
Вклад – это любое добавление к стоимости п\я, которое обеспечивает повышение стоимости в размерах, превышающих затраты. =>приобретение любого дополнительного актива будет целесообразно если прирост стоимости компании будет выше, чем стоимость этого актива.
- принцип предельной производительности (принцип возрастающей и уменьшающейся отдачи)
- принцип сбалансированности или пропорциональности ( означает, что максимальный доход от п\я можно получить при соблюдении оптимальных величин факторов производства)
3. Факторы, обусловленные действием внешней среды
- принцип соответствия (если п\е соответствует рыночным стандартам, цена на него будет колебаться в пределах среднерыночного значения. Если п\е не соответствует требованиям рынка по оснащенности производства, технологии, уровню доходности и т.п, то цена на него будет ниже среднерыночной)
- принцип регрессии (если п\е характеризуется излишними улучшениями применительно к рыночным условиям, его реальная цена не будет отражать его реальную стоимость и будет ниже реальных затрат на его формирование)
- принцип прогрессии (в результате функционирования соседних объектов, обеспечивающих улучшенную инфраструктуру, рыночная цена п\я окажется выше его реальной стоимости)
- принцип конкуренции (если в отрасли ожидается обострение конкурентной борьбы, то стоимость п\я будет снижаться. В силу того, что проникновение в отрасль других п\й увеличивает предложение и снижает норму прибыли. Поэтому при оценке компаний, данный принцип необходимо учесть путем занижения прогнозируемых на будущее доходов, либо увеличения фактора риска, закладываемого в ставку дисконтирования)
- принцип зависимости от внешней среды (стоимость п\я зависит от экономической и политической стабильности в стране)
- принцип изменения стоимости (на стоимость влияет изменение политических, экономических и социальных факторов и изменение уровня цен. Кроме того бизнес проходит через циклы роста, зрелости и упадка, поэтому стоимость бизнеса будет действительна не более 90 дней.)
- принцип экономического разделения (стоимость объекта возрастает, если право на него можно разделить на 2 права и более. Пример – предоставление лицензии, продажа патента, предоставление права пользования)
- принцип наилучшего и наиболее эффективного использования (на основе анализа фактора стоимости необходимо разработать юридически и технически осуществимый наиболее эффективный вариант использования собственности)
Это все был ответ на 1й вопрос госэкзамена--------------------
ВОПРОС
Дата: 2016-10-02, просмотров: 191.