Методы управления функциональными подсистемами организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Данное направление связано со структурой организации, в которой имеются функциональные подсистемы управления маркетингом, инновациями, производством, финансами, персоналом и т. п. Методы управления, применяемые здесь, отражают специфику постановки целей и определения состава работ, необходимых для их выполнения. Они детально рассматриваются в конкретных дисциплинах, посвященных функциональному аспекту управления организациями.

5.1.2. Методы выполнения общих функций управления. Методы управления, применяемые в различных функциональных подсистемах организации, связаны с выполнением общих функций, которые составляют содержание процесса управления. Поэтому, несмотря на специфику каждой функциональной подсистемы организации, в ней обязательно осуществляются такие действия, как планирование, организация, координация, контроль и мотивация. Этот подход заложен в основу второго направления классификации методов управления. Он позволяет сгруппировать и создать фонды методов, используемых организацией для выполнения любой из функций менеджмента, вне зависимости от того, в какой подсистеме она реализуется.

Специалисты по планированию, осуществляющие разработку прогнозов, используют в своей работе методы экстраполяции, регрессионного анализа, построения сценариев, моделирования, мозговой атаки, экспертный, дельфийский метод, метод факторного анализа, формирования дерева проблем и решений и т.д.

Выполнение функции организации базируется на методах, учитывающих закономерности функционирования и развития организаций социально-экономического типа. Среди них методы: проектирования организаций и структур управления; реструктуризации; организации производства, труда и управления и др.

Методы мотивации включают все виды и формы побуждения людей к труду: оплаты труда, премиальных систем, участия в прибылях, моральных стимулов, повышения в должности, обучения и т.д.

Осуществление функции координации в первую очередь возложено на руководителей разного уровня, которые должны обеспечить непрерывность и эффективность протекания всех процессов производства и управления в организации. Это требует использования методов коммуникации, в составе которых выделяются группы методов межличностных коммуникаций, сбора, обработки и передачи информации.

Методы, применяемые при выполнении функции контроля, зависят от характера учетных, аналитических и контрольных операций. Статистический учет базируется на методах сбора, обработки и интеграции данных за определенный период времени. Методы контроля за деятельностью организации характеризуются большим разнообразием в связи с тем, что сама функция контроля охватывает практически все операции и процедуры, выполняемые в организации для достижения ее целей.

5.1.3. Методы решения проблем. Методы принятия управленческих решений – третье направление классификации, которое базируется на представлении процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем и использования возможностей. В соответствии с этим выделяют группы методов, связанных с постановкой проблем; выявлением причин их возникновения, разработкой и выбором решения, а также организацией выполнения. Все они в свою очередь включают различные модели решения проблем, которые требуют тщательного изучения и анализа.

В качестве примера использования специфических методов и моделей управления организационными системами ниже в 5.2 рассматривается задача распределения ресурсов.

 

5.2. Распределение ресурсов

Рассмотрим простейшую двухуровневую организационную систему, состоящую из Центра и некоторого числа n однотипных Элементов (в данном случае Потребителей). Центр на основании заявок Потребителей (в размере si) должен распределить имеющийся в его распоряжении ресурс (в количестве R). Если (ситуация дефицита), то необходимо определить по некоторому правилу хi – объемы ресурсов, выделяемых i-му Потребителю.

Механизм прямых приоритетов

Наряду с размерами заявок Центр учитывает приоритет каждого Потребителя, который задается числом Аi. В соответствие с механизмом прямых приоритетов распределение осуществляется по правилу

(3)

где γ – общий для всех потребителей параметр – определяется из условия

(4)

(весь ресурс распределяется без остатка).

Самый простой случай возникает при равенстве всех приоритетов. Тогда, очевидно, хi= γsi, откуда γ=R/ .

(все заявки пропорционально «урезаются» путем умножения на γ).

Пример 8. Пусть 5 Потребителей подали заявки в размере 5, 8, 12, 7 и 8. Имеющийся в распоряжении Центра ресурс R=32. Как распределить этот ресурс при равенстве приоритетов?

Определяем коэффициент

γ=R/ =32/40=0,8.

Решение находим в виде хi= γsi:

х1= 0,8∙5=4, х2=0,8∙8=6,4, х3=0,8∙12=9,6, х4= 0,8∙7=5,6, х5=0,8∙8=6,4.

Отметим недостатки этого метода при равенстве приоритетов.

Во-первых, каждый потребитель получает меньше, чем просит, а может быть ситуация, когда Потребителю требуется именно si ресурса, меньшее количество не хватает на осуществления проекта.

Во-вторых, данный механизм «толкает» Потребителей к завышению заявок в условиях дефицита, поскольку, чем больше Потребитель просит, тем больше получает. Центр при этом не имеет возможности узнать реальные запросы потребителей.

Ситуация несколько меняется, если приоритеты разные.

Пример 9. Пусть в дополнение предыдущему примеру заданы приоритеты Потребителей А1=1, А2=2, А3=3, А4=4, А5=5.

Задача решается в несколько шагов. На первом шаге вычисляем

γ1=R/ =32/125=0,256.

Вычисляем первый вариант решения хi= γ1Аisi:

х1=0,256∙5=1,28, х2=0,256∙16=4,096, х3=0,256∙36=9,216, х4=0,256∙28=7,168, х5=0,256∙40=10,24.

Приводим выделенные объемы в соответствие с (2), т.е. х4=7, х5=8.

Теперь остается распределить R=32 – 7 – 8=17 единиц ресурса между оставшимися Потребителями. На втором шаге вычисляем

γ2=R/ =17/57=0,298.

Вычисляем второй вариант решения хi= γ2Аisi:

х1=0,298∙5=1,5 х2=0,298∙16=4,77, х3=0,298∙36=10,73. Это решение удовлетворяет (2), следовательно, это окончательное решение.

Отметим, что заявки с наиболее высоким приоритетом удовлетворены полностью, но возникает проблема объективности установления приоритетов.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 209.