МЕНЕДЖМЕНТ
Практикум для студентов всех форм
обучения специальности 080502
«Экономика и управление на предприятии»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Утверждены на заседании кафедры «Менеджмент в сфере сервиса», протокол № , от
Утверждены Методическим Советом НФ СПбГУСЭ, протокол № от
Рецензент
кандидат педагогических наук, доцент Тульских Е.Е.
Менеджмент: Практикум для студентов всех форм обучения специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»/Сост.: Т.М. Волкова; НФ ГОУ ВПО СПбГУСЭ – Великий Новгород, 2011. – 79 с.
В методических указаниях приведены основные моменты, на которые следует обратить внимание студентов при изучении тем курса, способствующие лучшему усвоению теоретического материала и его закреплению на практических занятиях.
Пособие предусматривает аудиторную и самостоятельную работу студентов.
© Новгородский филиал ГОУ ВПО
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики, 2011
© Т.М. Волкова составление, 2011
Содержание
Стр. | |
Введение ……………………………………………………….. | |
Тема 1 Введение в менеджмент……………………………… | |
Тема 2 Методы менеджмента………………………………… | |
Тема 3 История менеджмента………………………………... | |
Тема 4 Организация как система управления……………... | |
Тема 5 Типы организационных структур…………………... | |
Тема 6 Управленческие решения……………………………. | |
Тема 7 Коммуникации в управлении………………………. | |
Тема 8 Планирование как функция менеджмента………... | |
Тема 9 Организация как функция менеджмента ………… | |
Тема 10 Мотивация как функция менеджмента ………….. | |
Тема 11 Контроль как функция менеджмента ……………. | |
Тема 12 Личность менеджера………………………………... | |
Тема 13 Стили руководства…………………………………... | |
Тема 14 Управление конфликтами………………………….. | |
Библиография…….…………………………………………….. | |
Введение
В условиях трансформирующейся экономики страны важнейшей задачей выступает формирование гибкой системы управления экономикой. Динамичные изменения организационно-правовых условий бизнеса, усиление конкуренции и повышение требований к качеству продукции и услуг в стране свидетельствуют о том, что только эффективный практический менеджмент способен обеспечить сохранение и устойчивое развитие организаций, адаптацию их к постоянно меняющейся рыночной среде.
Менеджмент – как наука о рациональной организации управления предприятием, нацеленная на предпринимательский успех. Понятие «менеджмент» трактуется как наука управления, процесс управления, искусство управления, функция управления, группы людей, управляющих организацией.
Содержанием теории менеджмента являются законы и закономерности целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Возрастает значение систем знаний, позволяющих не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию, рыночную политику организацией, служащую опорой при постановке задач и осуществлении управленческой практики.
Нередко можно слышать, что управление – это искусство. Творческий подход к решению нестандартных проблем, возникающих в деятельности руководителя, умение управлять сложными взаимоотношениями людей, мотивировать их – это действительно искусство. В связи с этим изучение менеджмента не может опираться лишь на четкие правила и процедуры, рекомендации. В реальной жизни практически всегда нужно вырабатывать собственные альтернативы, искать собственные пути решения проблем.
Практикум ставит целью систематизировать практические вопросы по менеджменту. В нем содержатся вопросы, задачи, тесты, набор ситуаций для анализа по основным темам курса. В формировании тем практикума учитывались требования государственных стандартов по специальности «Экономика и управление на предприятии» При составлении практикума использовалась литература, перечень которой приведен в конце.
Тема 2 Методы менеджмента
Задание 2.1
Прочитайте текст и ответьте на вопрос «Какие шаги вы могли бы предпринять, чтобы улучшить положение?»
Вам поручено управлять группой из четырех человек. Эта группа новая. Три человека пришли в нее из других секций, а четвертый только что принят на работу.
При поверхностном взгляде группа достаточно хорошо справляется с должностными обязанностями, большинство работников трудолюбивы и усердно работают. До сих пор не возникло ссор или споров. Кажется, что они довольны. Тем не менее вы озабочены тем, что в целом достижения не так высоки, как могли бы быть. Но очевидных затруднений в работе нет. Ситуация выглядит так, что каждый работает индивидуально и взаимодействие между ними отсутствует.
Вы подняли этот вопрос и попросили работников высказать свое мнение. Их мнение таково, что каждый работает достаточно хорошо и ваши ожидания, очевидно, слишком высоки.
3адание 2.2
Прочитайте текст и ответьте на вопрос «Что вы должны предпринять, чтобы достичь максимально своих целей?»
Ваш отдел (секция) достигает основных целей. Но это результат усилий только нескольких индивидуумов. Отношения в группе плохие. Групповые встречи (собрания) часто перерастают в шумные ссоры. В коллективе накопилось много невысказанного, так как все боятся конфликтов.
Когда появляется ошибка в работе или проблема, вы узнаете о ней спустя много времени. И тогда уже трудно будет определить, кто виноват.
Если вы пытаетесь что-то изменить, это становится проблематичным, так как люди упираются, спорят по мелочам, стараются переложить ответственность на других или используют возможность посчитаться друг с другом. Те, кто работают на должностях дольше других, - самые несносные.
Вам удалось достичь определенных перемен. Но при этом пришлось использовать давление на людей и проявить больную настойчивость.
Вам иногда кажется, что каждый должен быть ответственным за свою работу. Многое приходится проверять и исправлять. Это всегда потеря времени и источник споров. Тем не менее, вы уверены, что очередные нововведения встретят сопротивление. Вы знаете, что необходимо, но боитесь, что если вы начнете действовать правильно, то ничего не достигнете.
Задание 2.3
Прочитайте текст и ответьте на вопрос «Что можно предпринять, чтобы улучшить работу команды?»
Вы приняли руководство отделом (секцией). Ваш предшественник вел спокойную жизнь и запустил свои обязанности настолько, что они превратились в проблему. Вами были предприняты попытки улучшить ситуацию, но улучшение было недолгим. У вашего предшественника были прекрасные технико- технологические навыки, и это держало его в компании.
Вы поняли, что персонал не заинтересован в работе и циничен.
Ответ сотрудников на все: «Мы уже видели это раньше, тогда это не работало, и сейчас ничего не получится». Многие считают, что усердно работают и без них дисциплины не будет. Точка зрения другого менеджера - они «кучка бездельников», без которых будет только лучше. Все же эту группу жалко потому, что ими плохо управляли, и это не их вина с точки зрения вашей карьеры вам необходимо показать успехи в управлении этим отделом (секцией).
Все изменения команда считает ненужными. В вас они видят человека, который хочет сделать себе имя за их счет. Они уже решили, что за их счет вы сделаете себе карьеру. Они против всего, что принципиально меняет ситуацию.
Задание 2.4
Прочитайте текст и ответьте на вопрос «Что можно сделать, чтобы улучшить ситуацию?»
Вы отвечаете за работу отдела (секции), который плохо справляется с работой. Эти проблемы существовали годами, но лишь в последнее время эти проблемы стали известны всем, вне отдела.
3а короткое время управления вы попытались улучшить работу каждого и группы в целом. Все были очень довольны. Никто не спорил, казалось, все принимали предлагаемые изменения. Тем не менее, когда вы проконтролировали, проверили ситуацию, изменения просто не произошли. И снова все были вежливы, соглашались с необходимостью перемены, но ничего опять не изменилось.
Когда вы высказали это людям, они ответили, что это выше их возможностей или что они не понимают, чего вы хотите. Вы попытались заставить каждого изложить на бумаге то, что они хотели бы. Но это тоже не подействовало.
Вы озабочены тем, что, когда вы начинаете подгонять одного или двоих, другие воспринимают этих людей как жертвы. Каждый в отдельности огорчен, если ему не удается выполнять ваши требования. Вас огорчает то, что вы знаете, что у них большой потенциал, но он не используется.
Результаты работы вызывают озабоченность руководства работой отдела. Идет речь о закрытии или реорганизации отдела.
Задание 2.5
Прочитайте текст и ответьте на вопрос «Какие шаги необходимо предпринять, чтобы решить накопившиеся проблемы?»
В группе, которой вы управляете, есть как старые, так и только что принятые работники. Новые работники все еще обучаются.
В общем в команде хорошая рабочая обстановка и· хорошие отношения, опытный персонал помогает новичкам достичь определенного уровня. В последнее время отношение к новичкам меняется. Растет недовольство и неудовлетворенность по отношению к тому, что новый персонал не вполне справляется; принимая во внимание высокие стандарты работы.
Вас беспокоит то, что если негативное отношения к новичкам будет развиваться, прежняя хорошая командная работа будет разрушена, и группе уже никогда не удастся достичь прежних высоких результатов.
Задание 2.6
Прочитайте текст и ответьте на вопрос «Что нужно сделать, чтобы добиться доверия и сотрудничества в вашем отделе?»
Вы управляете группой опытных работников, которые· хорошо знакомы с работой отдела и с требованиями к работе в этом отделе. Однако после нескольких лет работы ваша группа не достигла ожидаемого уровня работы.
На прошлой неделе вы говорили об этой проблеме и о том, как ее решить. Вы заметили нежелание определенных людей обсуждать этот вопрос. Некоторые говорят, что нет ничего серьезного, что это обычные трудности в нашей организации. Вам кажется, что низкая эффективность работы в вашей группе зависит от плохой работы смежного отдела, с которым ваши сотрудники имеют неформальные отношения. Отделы часто помогают друг другу решать некоторые проблемы, но иногда проблемы не решаются вовремя.
Вам не нравится, что симпатии ваших работников смежному отделу мешают выполнению работы, развитию доверия и сотрудничества в вашем отделе.
Задание 2.7
Прочитайте текст и ответьте на вопрос «Какие шаги необходимы, чтобы улучшить ситуацию?»
Вы управляете группой работников хорошо. подготовленных профессионально и большим стажем. Ожидалось, что эта группа будет показывать высокие результаты, но, несмотря на высокий потенциал, группа выглядит незаинтересованной и недееспособной. Сначала вы думали, что это результат того, что сотрудники через некоторое время пойдут на пенсию.
Затем вы поговорили с группой и с каждым сотрудником индивидуально, чтобы выяснить, в чем проблема. Но группа неохотно говорила о том, что вызывает проблемы в работе, хотя было все же сказано, что трудности возникли из-за недоработок в предыдущей смене.
Вы обеспокоены тем, что некоторые работники совершенно потеряли интерес к работе и их производительность снижается. А участники вашей группы не могут понять, почему руководство поручает им ответственную работу, усложняет ее, тем, что без предупреждения взваливает на их плечи недоработки предыдущей бригады.
Задание 2.8
Прочитайте текст и ответьте на вопрос «Что нужно сделать, чтобы создать в группе обстановку доверия и свободного обмена идеями, без боязни репрессий?»
Недавно вы стали руководителем давно сформированной группы работников. Предыдущий руководитель считал, что людей надо жестко контролировать и что необходимо подчиняться начальнику и уважать его.
Несмотря на огромный опыт, работники выполняют свои обязанности посредственно. Они делают все, что Bы от них требуете, но никогда не проявляют инициативу. Как с начальником, им удобно с вами общаться на определенной дистанции и только по работе. Их производительность снижается.
Вы попытались показать, что цените знания и опыт группы: спрашивали их мнения и предложения по поводу повышения эффективности труда. Сотрудники отмалчивались. Вы думаете, что группа все еще не доверяет вам и боится, что любые замечания или предложения будут рассмотрены как критика в ваш адрес. Они боятся стать вашей жертвой и быть обвиненными при первой же возможности.
Задание 2.9
Прочитайте текст и ответьте на вопрос «Какие шаги нужно предпринять, чтобы улучшить ситуацию?»
Вы сформировали команду из заинтересованных и трудолюбивых работников в достаточно короткий период времени. Большинство работает хорошо, а некоторые преуспевают с тех пор как перешли в ваш отдел. Они все знающие работники, хорошо работают в команде, стараются обсуждать вопросы, согласовывать мнения и быстро выполнять решения.
Однако часто собрания в коллективе проходят неформально в нерабочее время. Ваше беспокойство по, поводу некоторых, решений, принятых на них, растет. Иногда вас вообще не приглашают на собрания, и вы не можете повлиять на решение. Несколько раз, принятые без вашего ведома, решения отрицательно влияли на работу других отделов (секций):
Двое из группы, кажется, стараются захватить лидерство. Отношения пока нормальные, но есть почва для конфликта. Другие члены группы склоняются к той или другой стороне. Это также причина для беспокойства.
Вы рекомендовали своим подчиненным быть более ответственными за свою работу. Вам это удалось. Но вы обеспокоены тем, что ваши рекомендации сотрудники восприняли негативно, а ваш стиль руководства - как «тяжелую руку», что отрицательным образом повлияет на работу и ухудшит результаты.
Тема 3 История менеджмента
Задание 3.1
Внимательно прочтите представленные ниже утверждения.- Отметьте· неверные утверждения и перефразируйте их так, чтобы получились правильные. Приведите примеры.
1. В японской модели управления труд оплачивается в зависимости от возраста и стажа работы в фирме.
2. Ф. Тейлор явился инициатором экспериментов в г. Хоторне.
3. Установление расценок должно основываться на точном знании, а не на догадках.
4. Чем выше разделение труда, тем выше его производительность .
5. Социальные и психологические потребности человека точно так же эффективны в качестве стимулов, как деньги.
6. Ситуационный подход нацелен на тщательный анализ каждой· конкретной ситуации.
7. Участие в прибыли предприятия лишь его акционеров - признак японской национальной модели управления предприятием.
8. Менеджмент как наука выделяет административную, научную и школу «человеческих отношений,).
9. Количественный подход в управлении нацеливает на повышение производительности труда.
10. Менеджерам следует опираться на теоретические знания.
11. Наиболее схожей с российской моделью управления предприятием является американская модель.
12. Зарождение менеджмента относится к концу XIX в.
13. Менеджмент - это наука, практика и искусство.
14. Узкая специализация труда свидетельствует о высокой организации производства.
15. Лучше, иметь дело с отдельными людьми, чем с группой.
16. Подбор персонала с учетом физиологических и интеллектуальных способностей - это вывод, к которому, пришел опытным путем Тейлор.
17. Рационализация производственного процесса - идея, принадлежащая Э. Мэйо.
18. Подготовка менеджеров в CШA является трехступенчатой.
19. Американские менеджеры традиционно ориентированы на индивидуальные ценности и результаты.
20. Руководителей готовят сами фирмы на основе концепции « обучения посредством опыта), перемещая их по разным должностям - это одна из основ американской национальной модели.
Задание 3.2
Заполните таблицу, изложив в ней различные школы и направления в менеджменте в хронологической последовательности.
№ п/п | Школа или направление в менеджменте | Годы возникновения | Основные представители | Основные достижения | Основные недостатки | Степень использования научных достижений прошлых лет в современных условиях |
Тема 8 Планирование как функция менеджмента
Задание 8.1
Составьте письменный план уборки офиса на группу из 4 чел., используя диаграмму Ганта.
«Уборка офиса»
Инструкция:
Вs являетесь руководителями подразделения завода "Российский металлург". Вчера в офисе завода отмечался юбилей одного из ваших коллег. Местом проведения был конференц-зал, но потом празднование распространилось по другим помещениям.
На предприятии давно и безуспешно ведётся борьба за аккуратное отношение сотрудников к технике, рабочим местам и офисному оборудованию. Работники довольно небрежны в отношении своего помещения. Они предпочитают есть и пить на своих рабочих местах, заливают чаем компьютеры, портят столы, в кабинетах то и дело бегают тараканы. Уборщицы ежедневно собирают грязную посуду по всем углам. Генеральный директор человек импульсивный, но демократичный. Он часто на совещаниях прибегал к увещаниям и уговорам. Говорил, что такое отношение сотрудников к помещению, в котором они проводят большую часть дня не допустимо. Однако и его терпение не выдержало. Он сообщил за неделю до празднования, что если сотрудники не перестанут есть, пить и курить на рабочих местах, то уборкой офиса после торжественного. мероприятия будут заниматься сами сотрудники.
Сотрудники прослушали это сообщение без особого внимания.
Но вчера вечеринка закончилась тем, что ген. дир. сообщил, что, несмотря на его предупреждения, беспорядок в кабинетах и за их пределами продолжается, поэтому сейчас произойдёт жеребьёвка, и 4 сотрудников должны будут посвятить субботу уборке офиса после торжеств. Качество уборки будет проверять лично в понедельник.
Вы - один из счастливчиков, кому выпало убирать помещение.
Картина в офисе на сегодняшний день:
-паласы затоптаны
-посуда грязная
-раковина в туалете забита, кран не закручивается;
-на столах грязь и пыль, застывшие пятна от кофе и чая
-шторы пожелтели от табака
-окна не мыты
-на потолках паутина
-по всему офису бегают тараканы, несколько раз видели крысу.
Всё это предстоит ликвидировать вашей группе сегодня, в субботу в течение 8-ми часов.
В ходе предварительного обсуждения стало известно, что один из вас очень боится высоты, даже не может стоять на табуретке, у второго - аллергия на все виды бытовой химии (от взаимодействия с препаратами возникают проблемы с дыханием), у третьего - очень плохое зрение, четвёртый - не переносит насекомых и крыс (охватывает паника).
Известно, что:
- общая площадь офиса-300 кв. м, высота потолков-4м
- окна-20штук (2,5м на 3м), снять шторы с одного окна-10 мин.,
- повесить-10мин. Вымыть1 окно-30 мин.
- в офисе-50 столов, вымыть каждый-5мин.
- вымыть посуду за всеми сотрудниками-2часа
- снять паутину с потолков-3ч.
- площадь паласа-150м, пропылесосить-2ч.
Время указано для выполнения работы одним человеком.
У вас в распоряжении:
1. Моющие пылесосы-2шт.
2 Стремянки(высотой 2 м)-3шт.
3.Моющее средство для посуды-1банка
4. Бюджет на всю уборку-2 900 руб.
Предварительно завхоз снабдил вас информацией с тел. и адресами о следующих услугах:
1. Мойщики-1 400 руб.-1 чел. на день работы.
2. Уничтожение бытовых насекомых-560 руб., специалисты приезжают в течение 2 -х часов с момента вызова. Выполняют работу в течение 20 мин.
После этого сутки ничего нельзя делать.
3. Крысоловы-420 руб. Приезжают через1 час после вызова. выполняют работу в течение 15 мин.
4. Сантехник-280 руб. приходит в течение 10 мин., выполняет работу за 15 мин.
5. Cтирка штор в течение дня-1120 руб., забирают в течение часа, привозят через 5 часов.
6. Магазин хозяйственных товаров в 15 мин. ходьбы - можно приобрести всё необходимое для уборки (средство для мытья окон-50 руб., средствово для мытья мебели-50 руб., тряпки, губки - по 30 руб., швабры-100 руб., средство от тараканов и крыс- от 20 до 300 руб., стремянка-200 руб.) Время на закупку-30 мин
Задание 8.2
«Ремонт в домике Вини Пуха».
Вам необходимо составить график ремонта на 2 дня, используя сетевой график. Постарайтесь закончить как можно раньше.
К вам в помощь пришли:
- Пятачок (исполнительный, но низкорослый),
- Ослик И-А (постоянно сомневается, нельзя давать задания одному),
- Сова (быстро принимает решения, но не может таскать тяжести),
- Кролик (хорошо считает и кладет плитку и линолеум).
Дела:
- Вынос и занос мебели – 1 час.
- Покупка краски, кисточек, растворителя для окон и стен – 2 часа.
- Подготовка окон к покраске – 1 час.
- Покраска окон – 2 час.
- Покраска стен – 4 часа.
- Прокладка электрической проводки, розеток – 3 часа.
- Покупка линолеума – 2 часа.
- Настилка линолеума – 2 часа.
- Побелка потолка – 1 час.
- Замена канализационных и водопроводных труб – 3 часа.
- Наклейка плитки в ванной – 3 часа.
- Подготовка ванной – 2 часа.
Приглашены:
- Слон-электрик на 3 часа.
- Тигра-водопроводчик на 3 часа.
За ними должен кто-то следить!
Алгоритм выполнения задания:
1) Нарисовать сетевой график ремонта.
2) Отметить взаимосвязанные виды работ стрелками и разместить на листе в той последовательности, в которой они могут выполняться.
3) Используя бланк, составить план выполнения ремонта.
9.00 | 10.00 | 11.00 | 12.00 | 13.00 | 14.00 | 15.00 | 16.00 | 17.00 |
обед |
Задание 8.3
«График выходных»
Вам надо сделать график выходных. У вас на предприятии работает 7 человек: старший продавец, зам. старшего продавца, 3 продавца, 1 стажер, 1 кассир.
Задача: по максимуму удовлетворить пожелания.
Общие условия:
1) В день работает не более 3-х продавцов, кроме воскресенья, кассир и стажер не считаются.
2) Зам. ст. продавца и кассир работают в те дни, когда отдыхает ст. продавец
3) В воскресенье учет, поэтому работают все, кроме одного продавца.
4) Ст.продавец.: кроме пт., сб., вс. Обязательно во вторник выходной – у мужа день рождения, а в среду – отдыхает после дня рождения.
5) Зам. ст. пр.: Обязательно надо выходной в понедельник – приезжает теща.
6) 1-ый продавец: во вторник надо в больницу;
7) 2-ой продавец: понедельник и четверг – экзамены в вузе на весь день;
8) 3-ий продавец: надо три выходных дня подряд.
9) Стажер: ставите выходные в среду – учеба по продукту, а в пятницу - экзамен.
10) Кассир: хочет как можно меньше выходных.
Задание 8.4
Как успеть…
Составьте план Вашего отдыха, используя диаграмму Ганта.
Вы приехали отдыхать в Египет (Турцию, Италию и т.д. не важно). На отдыхе Вы планировали:
1. покататься на скутере,
2. загореть на зависть всем,
3. посмотреть древние развалины ....
и т.д. 30 пунктов (допишите сами)
Вы приехали и в первый же день заболели. Провалялись все 9 дней с температурой. А когда выздоровели, оказалось, что у Вас всего 1 день, постарайтесь все успеть.
Тема 12 Личность менеджера
Задание 12.1
Дайте определение следующим качествам менеджера или лица, принимающего решение.
1) Коммуникабельность
2) Проницательность
3) Экспрезентность
4) Компетентность.
5) Аттрактивность
6) Педантичность
7) Креативность
8) Собранность
9) Латентность
10) Активность
11) Честность
12) Полезность
13) Уверенность
14) Грамотность
15) Аккуратность
16) Решительность
17) Превентивность
18) Ответственность
19) Безинерционность
20) Целеустремленность.
Задание 12.2
Тест «Уровень логического мышления»
Мышление - процесс отображения общих свойств предметов и явлений, нахождение закономерных связей и отношений между ними. Нижеследующая методика определения уровня развития логического мышления предусматривает использование теста «Закономерности числового ряда», который позволяет оценить логический аспект мышления.
Необходимо найти закономерность построения 20 числовых рядов и прибавить число, которого не хватает. Время на выполнение задания - 10 минут. По результатам обработки теста следует определить собственный уровень развития логического мышления, используя следующие нормативные значения ответов в баллах:
1-5 - низкий уровень мышления;
6-8 - ниже среднего;
9-12 - средний уровень мышления;
13-16 - выше среднего уровня;
17-20 - высокий уровень мышления.
Тест: «Закономерности числового ряда»
№ п/п | Числовые ряды | Ответ | ||||||
Задание 12.3
Анкета «Ваш имидж руководителя» (С.С.Носов)
Анкета состоит из девяти вопросов, на которые Вам нужно ответить «да», либо «нет».
1.Влияет ли на ваше отношение к человеку то, как он одет?
2.Стараетесь ли вы следить за модой в одежде и аксессуарах?
3.Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, обращаете ли вы внимание на то, как вы смотритесь?
4.Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?
5.Когда вы выступаете с речью, пытаетесь ли вы представить, как вы сейчас выглядите со стороны?
6.Носите ли вы дорогие аксессуары?
7.Следите ли вы за тем, чтоб в вашей речи не было сорных слов?
8.Для вас важнее стиль, чем удобство в одежде?
9.Откажитесь ли вы от запланированной встречи с коллегами, если вдруг по пути ваша одежда пришла в негодность?
Оценивание выраженности внешнего имиджа у руководителя производится путем суммирования всех утвердительных ответов. Сумма 1-3 балла – говорит о низкой выраженности внешнего имиджа, 3-6 – средняя выраженность, 6-9 баллов – высокая выраженность внешней составляющей имиджа.
Тема 13 Стили руководства
Задание 13.1
Прочитайте и текст и ответьте на вопросы.
«Александр»
Александр, владелец и генеральный директор страховой компании в С.Петербурге, по своей природе человек решительный. Он всегда сам определял задания для менеджеров отделов и планы продаж для подразделений. Но однажды он принял участие в семинаре «Стили управления и лидерства». Тренер, ведущий семинар, рассказал о различных стилях управления и при этом однозначно и категорично утверждал, что самый лучший стиль – демократический, который позволяет вовлечь сотрудников в процесс принятия решений и, соответственно в процесс их реализации. Вернувшись в офис, Александр пригласил подчиненных менеджеров и объяснил им, что теперь он ждет от них идей по поводу плана продаж на следующий месяц. Срок представления планов – ближайший понедельник. В понедельник Александр, слушая доклады менеджеров по планам продаж, все мрачнел и мрачнел. После последнего выступления Александр сердито накричал на менеджеров, обвинив их в стремлении устроить себе легкую жизнь. Он кричал: «Я доверился вам, а вы меня обманули, предложив планы, реализовать которые ничего не стоит, вы думаете, что я настолько глуп, чтобы одобрить ваши бредовые предложения… Это была моя ошибка – доверять вам, завтра же вы получите реальные планы продаж и поверьте, вам придется серьезно потрудиться, чтобы выполнить их»,- добавил он
Вопросы:
1. Какой стиль управления использует Александр?
2. Что Александр сделал неправильно?
3. Как будут вести себя менеджеры в дальнейшем?
4. Как следовало поступить Александру?
5. Какие решения проблемы Вы можете предложить?
Задание 13.2
Диагностика склонности к определенному стилю руководства (Е.П.Ильин)
Шкалы: автократический, демократический, либеральный стиль управления
Методика представляет собой опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако при этом надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.
Инструкция к тесту
Представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружком.
Тест
1. При принятии важных решений вы:
1. посоветуетесь с коллективом;
2. постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;
3. примете решение единолично.
2. При организации выполнения задания:
1. предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;
2. не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;
3. будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.
3. При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:
1. будете жестко контролировать каждого из них;
2. доверите осуществление контроля самим подчиненным;
3. посчитаете, что контроль не обязателен.
4. В экстремальной для коллектива ситуации:
1. будете советоваться с коллективом;
2. возьмете все руководство на себя;
3. полностью положитесь на лидеров коллектива.
5. Строя взаимоотношения с членами коллектива:
1. будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
2. будете общаться, в основном если к вам обратятся;
3. будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.
6. При управлении коллективом:
1. будете оказывать помощь подчиненным в их личных делах;
2. посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости вмешиваться;
3. будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.
7. В отношениях с членами коллектива:
1. будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;
2. будете поддерживать только деловые отношения;
3. будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.
8. По отношению к замечаниям со стороны коллектива:
1. не допустите замечаний в свой адрес;
2. выслушаете и учтете замечания;
3. отнесетесь к замечаниям безразлично.
9. При поддержании дисциплины:
1. будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;
2. сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;
3. учтете, что поддержание дисциплины – это не ваш конек, и не будете оказывать давление на подчиненных.
10. В отношении того, что о вас подумает коллектив:
1. вам будет безразлично;
2. постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;
3. внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.
11. Распределив полномочия между собой и подчиненными:
1. будете требовать, чтобы вам докладывали обо всех деталях;
2. будете полагаться на исполнительность подчиненных;
3. будете осуществлять только общий контроль.
12. При возникновении затруднений при принятии решения:
1. обратитесь за советом к подчиненным;
2. советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;
3. примете советы подчиненных, даже если их не просили.
13. Контролируя работу подчиненных:
1. будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;
2. будете выискивать в первую очередь недостатки, которые надо исправить;
3. осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).
14. Руководя подчиненными:
1. сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;
2. будете в основном использовать просьбу, а не приказ;
3. вообще не умеете приказывать.
15. При недостатке знаний для принятия решения:
1. будете решать сами – ведь вы же руководитель;
2. не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;
3. постараетесь отложить решение: может, все образуется само собой.
16. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:
1. будете строгим, даже придирчивым;
2. будете требовательным, но справедливым;
3. к сожалению, будете не очень требовательным.
17. В отношении нововведений:
1. будете скорее консервативным (как бы чего не вышло);
2. если они целесообразны, то охотно их поддержите;
3. если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.
18. Вы считаете, что в нормальном коллективе:
1. подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;
2. должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;
3. исполнители могут быть предоставлены сами себе.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
№ Ответы № Ответы
А Б В А Б В
1 Д Л А 10 А Л Д
2 Д Л А 11 А Л Д
3 А Д Л 12 Д А Л
4 Д А Л 13 Д А Л
5 Д А Л 14 А Д Л
6 Д А Л 15 А Д Л
7 Д А Л 16 А Д Л
8 А Д Л 17 Л Д А
9 А Д Л 18 Д А Л
За каждый сделанный выбор проставляется по 1 баллу.
• А – автократический стиль руководства;
• Д – демократический стиль руководс<
Дата: 2016-10-02, просмотров: 691.