Расчету подлежат все одиночные зубчатые передачи, а в групповых передачах - более нагруженные, т.е. передающие больший крутящий момент.
При большом перепаде передаточных отношений в группе передач с одинаковым модулем в менее нагруженных передачах (например, в ускоряющих) следует скорректировать ширину зубчатых колес в сторону уменьшения.
В соответствии с ГОСТ 21354-75 производится расчет на контактную выносливость активных поверхностей зубьев и расчет зубьев на выносливость при изгибе.
Предварительно определяется ориентировочное значение модуля по напряжениям изгиба по приведенной на рис. 6.2. номограмме или проектировочным расчетом на выносливость зубьев при изгибе по формуле:
(6.6)
где Km - вспомогательный коэффициент, для прямозубых передач Km = 14 ;
TiF - исходная рaсчетная нагрузка (передаваемый крутящий момент), Нм (кгс · м);
KFB - коэффициент, унитывающий распределение нагрузки по ширине венца;
YF1 - коэффициент, учитывающий формулу зубы;
z1 - число зубьев шестерни;
yBd - вспомогательный параметр;
sFP1 - допускаемое напряжение, МПа (кгс/мм2).
При определении модуля по формуле (6.6) необходимые для расчета данные берут из ГОСТ 21354-75. Допускаемые напряжения при предварительном расчете модуля по номограмме следует брать из табл.6.1.
Следует обравить внимание на особенность выбора расчетной нагрузки (крутящего момента) при расчете зубчатых передач и уточненном раечете валов универсальных металлорежущих станков.
При большом диапазоне регулирования Rn частоты вращения шпинделя определние крутящего момента M по минимальному числу оборотов шпинделя приведет к увеличению габаритов коробки, так как размеры шестерен и других деталей зависят от М. Поэтому для определения крутящего момента M в коробках скоростей универсальных станков в качестве расчетного числа оборотов Пр берут не минимальное число оборотов nmin , а расчетное
(6.7)
и по нему рассчитывают крутящий момент (или по ГЧВ расчетная ступень
zp = z / 4 + 1 , (6.8)
т.е. первая ступень второй четверти снизу). В этом случае на трех четвертях диапазона регулирование чисел оборотов будет осуществляться с постоянной мощностью, а на одной четверти нижних чисел оборотов - с постоянным моментом M (рис.6.3), который ограничивается не мощностью электродвигателя, а прочностью или долговечностью деталей привода. Как видно из ГЧВ (рис.6.4) расчетным числом оборотов для вала V будет не 80 об/мин, а np = 160 об / мин.
Расчет модуля шестерни в групповой передаче между валами IV и V следует определять при np = 400 об / мин.
Такое ограничение крутящего момента следует считать целесообразным еще и потому, что в средних условиях эксплуатации 80...90% машинного времени станки общего назначения работают с потреблением мощности N < 0,5 Nном и на нижнюю четверть диапазона приходится лишь 5...10% машинного времени [6].
В пояснительной заииске приводится расчет одной групповой передачи на контактную выносливость и на выносливость зубьев при изгибе, а результаты расчета всех других передач, приводятся в виде табл.6.2.
Диаметры и длины ступиц зубчатых колес в коробке скоростей можно определить по номограмме (Рис. 6.5).
Уточненный расчет валов.
Уточненный расчет валов производится после того, как завершен расчет зубчатых колес и известны все их параметры, намечены места
посадки колес, подшипников и прочих деталей на валы, т.е. когда известна компоновка развертки коробки передач. Целью такого расчета является проверка приближенно определенных диаметров валов с учетом изгибающих и крутящих моментов от всех сил, действующих на вал в различных сечениях. В записке приводится схема свертки валов привода с передачами, оказывающими наибольшее влияние на деформацию валов (Рис.6.6). Расчет валов ведется в следующем порядке:
а) рассчитываются усилия, действующие в передачах. Так, например, для цилиндрических прямозубых передач окружная и радиальная составляющие, действующей в зацеплении силы, соответственно равны
(6.9)
(6.10)
где Mk - крутящий момент, кгс·см;
Dн - диаметр начальной окружности зубчатого колеса, установленного на рассчитываемом валу, см;
a - угол зацепления;
б) составляется схема нагружения вала по типу (рис.6.7). Для этого действующие силы на вал раскладываются на горизонтальные и вертикальные составляющие и по уравнениям курса сопротивления материалов, подсчитываются изгибающие момента в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
в) строятся эпюры изгибающих моментов в обеих плоскостях;
г) определяется суммарный изгибающий момент в различных сечениях вала по формуле:
(6.11)
д) строится эпюра суммарного изгибающего момента;
е) строится эпюра наибольшего крутящего момента;
ж) определяется приведенный момент по четвертой теории прочности
(6.12)
и строится эпюра приведенного момента;
з) по анализу эпюр определяется опасное сечение вала. Составляется уравнение прочности
(6.13)
где [s] - допускаемое напряжение, кгс/см2;
W - момент сопротивления в опасном сечении, см3.
Для круглого сплошного сечения
(6.14)
Для круглого полого сечения
, (6.15)
где d - наружный диаметр вала, см;
d0 - диаметр отверстия вала, см.
Подставив выражение (6.14) в уравнения прочности (6.13), определяют диаметр вала в опасном сечении
(6.16)
Допускаемые напряжения [sи ] берутся из табл.6.3.
Примечание. Действие сил и моментов можно рассматривать не в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а в любых двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
В записке приводится полный расчет одного из валов привода, а результаты расчета остальных валов сводятся в табл.6.4 с приведением в ней схем нагрузок.
Таблица 6.4
№ вала | Схема нагрузок (расчетная схема) | Rя2 | Rяв | Rв2 | Rвb | Мк | Ми | Мпр | d вала расч. | d вала прин.. |
Дата: 2016-10-02, просмотров: 203.