Чтобы научиться вести краткие записи, где отражались бы наиболее важные положения лекции, целесообразно использовать следующие приемы.
1. Запись обычно производится в специальной тетради или на листах А4.
2. Пишите разноцветными ручками, карандашами, выделяя цветом разные идеи, события, даты и т.п.
3. В зависимости от ваших представлений пространственно разносите записи в разные части листа, т.е. разбивайте информацию на логические блоки.
Понятия лучше записывать в одной части листа, их определения — рядом, лучше в столбик, выделяя ключевые слова. Например:
Xapaктер — совокупность устойчивых свойств индивида
в которых выражаются:
- способы его поведенияи
- способы эмоциональногореагирования.
4. Основные понятия и подчиненные имстоит фиксировать в разных частях зрительного пространства. Мозгу будет легко «сканировать» логику.
5. Вы можете использовать систему рамок так, чтобы определенному типу понятий строго соответствовала определенная форма рамок: прямоугольных, овальных, фигурных...
6. Легко разработать систему стрелок, скобок, логических значков,указывающих на причинно-следственные отношения тех смысловых частей, которые вы уже закодировали пространственно.
7. Ни в коем случае не экономьте бумагу!Оставляйте свободное
место между различными смысловыми единицами, блоками. Для того чтобы глаз мог мгновенно выхватить необходимый зрительный объект, на пространстве листа он не должен сливаться с остальными.
8. В конспекте лекции необходимо оставлять широкие поля (не менее 5 см), на которых можно записать свои мысли, возникающие параллельно с мыслями, высказанными лектором, а также вопросы, которые могут возникнуть в процессе слушания, чтобы получить на них ответы в ходе самостоятельной работы над материалом лекции, при изучении рекомендованной литературы или непосредственно у преподавателя в конце лекции. Кроме того, поля необходимы для мелких чертежей, рисунков, поясняющих схем и диаграмм, которые занимают по многим предметам значительную часть лекции. На полях можно поместить цитаты, взятые из учебника или восстановленные по памяти из содержания лекции при обработке ее конспекта. Для уточнения деталей лекции требуется ее перечитывание.
Конспект статьи, монографии, лекции работает на вас эффективнее,
если поля будут находиться слева!
Дело в том, что информация из правого зрительного полуполя перерабатывается левым полушарием мозга, а из левого полуполя зрения - правым полушарием.
(Полушарие, которое регулирует осуществление той или иной функции, называется доминантным,ведущим. Доминантным по речи, по произвольной регуляции поведения в целом, по осуществлению логических операций у большинства людей является левоеполушарие.
Доминантным по восприятию цветовых, предметных, пространственных образов, мелодии, речевой интонации, тембра голоса, непроизвольной переработке информации является правое полушариеголовного мозга)
Поэтому зарисовки и пометки лучше делать на полях (слева), а текст записывать справа. (Вспомните, что самое дорогое рекламное место в газете - правый верхний угол).
9. Составляя конспект лекции, необходимо между строчками оставлять некоторый интервал. Это связано с тем, что иногда возникает необходимость вписать в первоначальный текст лекции одну или несколько строчек, имеющих принципиальное значение и почерпнутых из других источников. Расстояние между строками необходимо также для подчеркивания отдельных слов или целых групп слов (чтобы привлечь внимание к данному месту в тексте при повторном чтении). Обычно подчеркивают или отмечают маркером правила, определения, выводы.
10. Записи по ходу слушания должны быть вцелом достаточно полными по содержанию, удобными для последующей работы с ними и экономными по технике их выполнения.
11. Обязательно выделяйте главные положения, ключевые слова и опорные пункты в тексте. Основные положения выделяйте абзацами, отступами. Отдельные слова пишите прописными буквами, подчеркивайте важные фразы и предложения. Все это способствует привлечению внимания к самому главному. Некоторые студенты пишут на лекциях «сплошным потоком» — не делая абзацев, не используя подчеркивание и даже не оставляя полей. Такие записи очень неудобны для последующей работы.
12. Разработайте свою собственную систему сокращений, запомните их значения и не меняйте их. Лучше всего значение сокращений записать в конце вашей рабочей тетради, иначе через некоторое время вы можете запутаться в своих записях.
13. Приводите в порядок свои конспекты сразу после лекции. Работа с конспектами — один из лучших способов самостоятельной учебы. Перечитывая записи, вы видите, что пропущено, что непонятно. Пока информация еще свежа в памяти, можно все поправить. Лучше всего заново переписать наспех сделанный конспект, это поможет лучшему пониманию материала. Никогда не ведите конспекты небрежно: не раз потом пожалеете. Хороший конспект — это один из путей, ведущих к успешной учебе.
При повторении материала выделяйте разными цветами то, что считаете нужным.
Внимание! Не физиологично пользоваться яркими маркерами для кодирования информации. Ваши глаза не должны уставать! Используйте фломастеры или маркеры только пастельных тонов.
Основное отличие конспекта от текста — отсутствие или значительное снижение избыточности, т.е. удаление отдельных слов или частей текста, не выражающих существенной информации, а также замена развернутых оборотов текста более лаконичными словосочетаниями (свертывание). При конспектировании основную информацию следует записывать подробно, а дополнительные и вспомогательные сведения, примеры—очень кратко. Умение отделять основную информацию от второстепенной — одно из главных требований к конспектирующему.
Хорошие результаты в выработке такого умения дает прием, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции:
1) разбивка текста на части по смыслу;
2) нахождение в каждой части текста слова, краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, которые бы выражали основной смысл этой части. Такие слова или фразы называются ключевыми.
Не пишите того, что и так понятно.
Сравним три записи:
1) 988 год — Крещение населения столицы Древней Руси города Киева по распоряжению великого князя киевского Владимира. Вроде все по теме.
2) 988 г. — Крещение киевлян по распоряжению Владимира. Тоже правильно.
3) 988 — Крещение Киева Владимиром. И так можно сказать.
То, что было подчеркнуто в первой записи, называется «второстепенная информация».
Аккуратное выполнение конспекта должно сочетаться со скоростью записи. Нормальная скорость — 120 знаков в минуту, но при хорошей тренировке ее можно увеличить до 150 знаков в минуту. Студентам редко удается записывать лекцию дословно, да в этом и нет необходимости. Как правило, лектор диктует в замедленном темпе те положения лекции, которые считает особенно важными.
Дословная же запись лекции часто превращается в чисто механический процесс и приносит мало пользы. Конечно, надо записывать математические определения и доказательства, которые приводит на доске лектор, переносить в конспект его рисунки, таблицы и графики. Но следует помнить, что важнейшими являются именно те положения, фактические соображения, логические построения, для доказательства которых и делаются выкладки. Между тем нередко это основное не привлекает внимания студентов, и принципиальные мысли и положения не находят отражения в записях.
Ведение конспекта создает особенно благоприятные условия для запоминания прослушанного, так как в этом процессе принимают участие
слух,
зрение,
рука.
Эта работа помогает сосредоточиться. Однако она способствует запоминанию только в том случае, если студент понимает излагаемый материал либо прикладывает к тому максимум усилий. При механическом ведении конспекта, состоящем в простом записывании слов лектора, присутствие на лекции превращается в почти бесполезную трату времени.
?Как же совместить при конспектировании лекции эти два момента: с одной стороны, осмысленную, а не механическую, запись (это требует определенных затрат времени) и, с другой стороны, почти дословное фиксирование отдельных принципиальных положений?
Рекомендуется применять систему условных сокращений (Смотри приложение). В первую очередь сокращаются длинные слова и те, что повторяются в речи лектора чаще всего. При этом само сокращение должно быть по возможности кратким.
Основные термины, повторяющиеся наиболее часто, могут быть выделены как ключевые слова и обозначены начальными заглавными буквами этих слов (аббревиатура). Ключевые слова записываются первый раз полностью, после чего в скобках дается их аббревиатура. Например, ультравысокая частота (УВЧ), дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК). Если аббревиатура состоит из одной буквы, то после неё ставится точка: конституция (К.). Для указания на принадлежность к аббревиатуре полезно подчеркнуть вводимое сокращение: далее в тексте будет фигурировать только аббревиатура (без скобок иподчеркивания). Ключевые слова и словосочетания могут быть двух видов:
1) глобальные для данного курса, дисциплины, они проходят через весь курс или крупный раздел. Так, для курса физики можно использовать следующие обозначения: жидкость (ж.), газ (г.);
2) частные, используемые в пределах данной лекции или двух-трех смежных лекций (например, сельскохозяйственный (с/х); производительные силы (пр. с.), идеальный газ (ид. г.), критический (кр.).
Ключевые слова могут выделяться студентами самостоятельно либо с помощью лектора.
Количество ключевых слов не должно быть очень большим
(иначе может возникнуть путаница в их использовании): не более 10 глобальных и 2—3 по данной лекции.
Наиболее удобно сокращать слово по начальной его части, базируясь на корне. Например, аппарат (апп.), коэффициент (коэфф.), однократный (однокр.). В отдельных случаях целесообразна сокращенная запись латинским алфавитом: максимум (max), минимум (min), температура (t°).
Почему при беглом чтении мы часто не замечаем явных опечаток? Да потому, что мы читаем не по буквам, а «схватываем» слова по ходу фразы. Опыт народов Востока говорит, что можно писать, пропуская почти все гласные буквы, а текст достаточно хорошо понятен. Такой прием (он, кстати, лежит в основе стенографии) не вызывает затруднений при чтении конспекта, поскольку при мысленном воспроизведении текста эти буквы всё равно произносятся более или менее ясно. Как мы уже говорили, слово «велосипед» легко узнается в сокращении влспд, «центро-бежный» — цнтрбж, «парламент» — прлмнт. Однако, этот прием сокращенной записи усваивается труднее, чем предыдущие, и редко используется студентами при конспектировании.
Сокращенная запись лекции является очень заманчивой, ведь она экономит наши силы и время. Однако при этом необходимо учитывать два момента:
1) чрезмерное сокращение слова (особенно если оно повторяется не очень часто и сокращение не является привычным) может затруднить последующую работу с конспектом;
2) сокращение многих слов подряд, особенно если оно сопровождается изъятием окончаний, приводит к потере структуры фразы: становятся неясными падеж, лицо и число. Поэтому
сокращенные слова следует чередовать с несокращенными
или с теми, в которых при сокращении вы сохранили окончания.
Процесс записи облегчается при использовании сокращений общепринятых вспомогательных слов: так как (т.к), например (напр.), так далее (т.д.), таким образом, главным образом (т.о.; гл. обр.), смотри (см.), может быть (м.б.), так называемый (т.н.). Этот список может быть продолжен.
Кроме того, полезно найти и постоянно использовать удачные сокращения часто встречающихся слов, например: кт. или ктр. — который, нек. — некоторый, неск. — несколько и т.п.
Значительно ускоряет запись и облегчает ее чтение унификация сокращений группы синонимов. Так, для сокращенной записи близких по смыслу вводных слов — таким образом, так как, поэтому, в связи с этим, по этим причинам — обычно достаточно одной и той же аббревиатуры, основанной на сочетании «таким образом»: т.о. (конечно же, не исключаются и другие формы сокращенной записи, например «поэт.»). Разумеется, такая унификация в отдельных случаях (когда надо подчеркнуть какие-то оттенки фразы) может оказаться непригодной, но в большинстве случаев она применима.
О символах, используемых при сокращенной записи.Приемы сокращенной записи не предусматривают жестких правил: различные слова и словосочетания могут быть сокращенно записаны различными способами. Кроме того, существует целый ряд символов, которыми целесообразно пользоваться при ведении конспектов.
Для сокращенной текстовой записи может быть с успехом использована математическая символика. Так, во фразе «чем, больше температура, тем меньше плотность газа при постоянном давлении» слова «больше» и «меньше» могут быть заменены символами > и <. Слово «предел» заменяется обозначением lim, вместо слова «выводы» удобно писать знак суммы Σ и т.д. Влияние каких-либо факторов на процесс можно изобразить знаком функциональной зависимости f(x).
К математической символике примыкает грамматическая знаковая символика, позволяющая кратко выразить отношение к конспектируемому материалу: подчеркивание особо важных фрагментов предложения, запись их крупными буквами, восклицательный знак в скобках после основной или ударной фразы (или вопросительный, выражающий сомнение в правильности записанного).
Однако использование символов часто носит индивидуальный характер. Такие сокращения — это ваша «личная собственность». Их вы не найдете в словарях, но от этого они не становятся хуже, напр.:
> — больше,
>й — больший,
< — меньше,
<я ч. — меньшая часть,
= — равно,
? — вопрос,
?ы — вопросы,
?ить — спросить,
?ил — спросил,
?ала — спрашивала,
=> — следовательно,
+ — а также.
Цифры тоже можно использовать для ускорения записи. Например: 10 км — десять километров, 10-й км или 10. км — десятый километр. В качестве примера индивидуальных находок приведем те, которые легко понимаются сразу: об1ил — объединил, об1ние — объединение, у2ние — удвоение, па3от — патриот, 4ь — четверть, о5 — опять.
Символы денежных единиц можно использовать для обозначения стран. Например: J проиграла 2. мир. войну, F, V победили. — Япония проиграла Вторую мировую войну, Франция, Великобритания — победили. Но тут надо следить, чтобы «американизация» не перепуталась с «долларизацией» ($изация).
«Ситуативные» сокращения
Аббревиатуры, словарные и собственные сокращения могут быть дополнены «ситуативно понятными» сокращениями. Это допустимые усечения повторяющегося слова или повторяющейся части соседних слов.
1) Сокращается общая часть одного (или более) из стоящих рядом слов, имеющих общий последний компонент, например: двух- и трехъязычные словари, хлебо-, мясо- и сырозаготовки; или в подражание им: до- и перегнать Америку (догнать и перегнать); гипер- и инфляция (гиперинфляция и инфляция).
2) В изданиях справочного и энциклопедического характера заглавное (толкуемое) слово в самом тексте статьи обозначается сокращенно, например: «АБАК — древние конторские счеты. А-и имели вид доски с углублениями на 10 камешков». В языковых словарях повторяющаяся часть слова заменяется «тильдой» (~): «teeth —зуб, tooth — ~ы». В индивидуальных системах при удвоении, повторе слова или его части используется знак R (repetition, повтор). Для него (дабы не путать с буквой) стоит выбрать особый дизайн, но такой, чтобы не мешал писать быстро, напр.: R в кружке — ®.
Свои ситуативные сокращения терминов, которые постоянно повторяются, полезно вводить для каждой лекции, доклада, реферата. Например: Абсолютизм — самодержавная власть, = неограниченная монархия. В эпоху Просвещ[ения] в 3[ападной] Eвp[one] распр[остранилась] ф[орма] просвещен. А. (В квадратных скобках даны те части слов, которые могут быть сокращены.)
3) Наибольшую экономию дает усечение конца слова. (Конечно, в тех пределах, в которых окружение позволяет его восстановить.) Используйте опыт стенографии, где не прописываются окончания прилагательных, глаголов, зависимых слов. В словарях и энциклопедиях также обычно применяются сокращения этих групп слов. В прилагательных и причастиях допускается отсечение окончаний и суффиксов: «-альный», «-анный», «-ельный», «-ельский», «-енный», «-еский», «-иальный», «-ионный», «-ованный» и др.
Умеренно индивидуализируйте сокращения.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 223.