Как эффективно работать на лекции
Издание 2-е
Ярославль
2007 год
УДК37
ББК74
Составитель: Хмаро Наталья Владимировна – доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат педагогических наук.
Рецензент: Русина Н.А. доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат психологических наук.
Как эффективно работать на лекции.Ярославль, Аверс Плюс, 2007,
32 с. Библиогр. 7.
Лекция является одной из ведущих форм организации учебного процесса в вузе. От умения студентов эффективно работать на лекции зависит успех в обучении. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации работы на лекционных занятиях, основам конспектирования адресованы студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.
Утверждено и разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 1 от 31.10.06)
Содержание
Введение......................................................................................................... 4
Особенности лекционной формы обучения в вузе....................................... 5
Как научиться эффективно слушать лекцию................................................ 7
Конспектирование......................................................................................... 15
Приложение................................................................................................... 23
Контрольные вопросы и задания................................................................. 25
Эталоны ответов............................................................................................ 29
Литература..................................................................................................... 31
Введение
Учебный процесс в вузе организуется таким образом, чтобы каждый этап учебной деятельности студента не только непосредственно продолжал ряд предшествующих либо являлся их обобщением, но и одновременно подготавливал студента к последующему этапу, предусматривающему усвоение более сложных структур, достижение более емких обобщений. Если глубокая проработка лекционного материала и рекомендованной литературы является лучшей подготовкой к очередному семинару, практическому занятию, коллоквиуму, то последние готовят студента к будущему экзамену, а все это в целом плюс непосредственная подготовка и сдача экзамена помогут его становлению как специалиста. У тех студентов, которые плохо осознают иерархию форм обучения, не умеют распределять силы и строить свою деятельность в соответствии с общей структурой обучения, возникают большие трудности.
Обучение в вузе состоит из аудиторной и самостоятельной подготовки, причем в гораздо большей степени студент должен учиться самостоятельно или в общении с товарищами.
Аудиторная подготовка предусматривает:
- посещение студентом лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий, консультаций и добросовестное конспектирование;
- сдачу в установленные сроки выполненных самостоятельно и в письменной форме различных заданий;
- отчеты в устной форме по другим заданиям.
Самостоятельная подготовка предусматривает:
- внимательное чтение и продумывание лекций, решение задач и выполнение различных упражнений;
- библиотечную работу с разнообразной литературой, ведение записей, конспектов;
- обсуждение учебного материала с другими студентами;
- выполнение различных самостоятельных работ, написание рефератов, подготовку докладов и т.д.
Основной каркас учебной деятельности студента задан учебным расписанием, сочетающим различные формы аудиторной работы и предусматривающим прохождение определенных программ в установленные сроки. Поэтому первоочередной задачей студента на данном этапе является скорейшее ознакомление с учебным распорядком, программами, возможное согласование индивидуального ритма работы с обязательным ритмом аудиторных занятий. Надо построить свою внеаудиторную самостоятельную работу так, чтобы она наилучшим образом готовила его к восприятию очередной лекции, к выступлению на семинаре, эффективной работе на практическом занятии, зачете, экзамене и т.д. Это значит также уметь в ходе аудиторной работы (лекции, семинара) организовать дело так, чтобы в наибольшей степени облегчить себе последующую самостоятельную работу. Например, подготовка к семинару или практическому занятию во многом будет зависеть от того, правильно ли вы записывали лекции.
Поскольку вся учебная деятельность студента формально подразделяется на аудиторную и внеаудиторную работу, правомерно задать вопрос: как же следует учиться в аудитории и за ее пределами, каковы оптимальные условия работы студента на лекции, семинаре, практическом занятии и в ходе подготовки к ним? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Конспектирование
Эффективное слушание любого выступления, в том числе и лекции,— важнейшее условие правильного составления конспекта. По отношению к записям слуховое восприятие должно носить опережающий и регулирующий характер: начинать записывать что-либо (кроме тех случаев, когда об этом специально просит преподаватель) следует в тот момент, когда мысль воспринята в ее относительно законченном виде, иначе записи могут оказаться механическими и ненужными.
Очевидно, что слушание лекций является лишь одной стороной единого процесса усвоения материала. Даже самая хорошая память не в состоянии удержать огромного потока информации, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо уметь записывать. Однако некоторые студенты считают, что не нужно тратить время и силы на конспектирование лекций, если есть учебники, библиотеки, конспекты других студентов. Ведь можно все узнать из них.
Между тем, исследования показали, что
! студенты, умеющие составлять толковые конспекты лекций и прочитанной литературы, учатся гораздо лучше тех, кто их пишет либо только для проформы — для преподавателя, либо списывает
у других студентов.
Во-первых, конспект — это запись материала лекции или учебника, сделанная вами самостоятельно.
Во-вторых, конспект помогает восстановить в памяти все содержание лекции или книги.
В-третьих, составление конспекта дисциплинирует студента, не дает ему расслабляться: завтра будет новый материал, и его надо будет тоже законспектировать.
В-четвертых, работа над составлением конспекта — это очень важный прием обучения.
Опытный лектор старается излагать трудный материал так, чтобы его можно было легко понять и законспектировать. Делая конспект, вы, по сути, составляете краткое резюме, только не с печатного текста, а со слов лектора. Даже если вам удалось записать всего несколько предложений, то и это поможет вдальнейшей работе.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите основные закономерности слухового восприятия.
2. 2. иаль-
выхватить необходимый
Перечислите причины, мешающие эффективно слушать лекцию, доклад или другие выступления.
3. Как улучшить умение слушать?
4. Какие вы можете привести советы по оптимизации процесса слушания и преодолению вредных привычек, мешающих эффективно слушать?
5. Как правильно конспектировать лекции?
6. Что вы знаете о системе условных сокращений, применяемых при конспектировании лекций и ведении других записей?
Задание 1.
Все наши убеждения влияют на систему ценностей и психологические установки относительно тех или иных типов поведения других людей, поэтому нам трудно прислушиваться к чужим взглядам или принимать чужое поведение.
· Можете ли вы привести пример, подтверждающий это утверждение, или оно для вас неверно?
Задание 2.
Эталоны ответов
Задание 4.
1. Хазары — это название древнего народа тюркского происхождения, то есть они являются историческими родственниками многих современных народов, например: турок, татар, казахов, киргизов, якутов и др. Хазары были тюрки = татары, казахи, киргизы, якуты...Были подчеркнуто, потому что сейчас их нет. А знак «равно» понятен каждому. Турки пропущены в списке, потому что само собой разумеется, что они являются тюрками.
2. Генерал Скобелев прославился как герой при освобождении Болгарии от турецкого владычества в русско-турецкую войну 1877—1878 годов. Ген. Скобелев освобождал Болгарию от турок в 1877-78. Ген. — это общепринятое сокращение.
3. Семиотика — это современная наука о знаковых системах (системы знаков — это, например, язык, светофор, погоны военнослужащих, деньги, буквы, цифры, шахматы, жесты, дорожные знаки и т.д.).
Семиотика — наука о системах знаков = язык, светофор, погоны, деньги...
4. 996 год — торжественное открытие великим князем киевским Владимиром церкви Успения Богородицы, названной «Десятинной», потому что он отдавал ей «десятую часть от богатств своих и своих городов».
996 — открытие Владимиром церкви Успения Богородицы — «Десятинной». Можно еще сократить, потому что «Успение» — обязательно «Богородицы».
5. Первая часть Библии (Ветхий Завет) была написана на древнееврейском языке (иврите). Это очень экономное письмо. В нем, как и в арабском, обязательно обозначаются только согласные. Евреи и арабы пишут справа налево. В древнееврейском языке Ветхого Завета Библии (иврите) и арабском пишут только согласные, справа налево.
Как видите, можно менять строй фразы и порядок слов. От этого краткость только выигрывает.
Задание 5.
1. Ольга (около 890—969 годов) — первая христианская киевская княгиня. Возможно, родилась в Пскове и была, по преданию, дочерью Олега, завоевавшего Киев. Ольга сочетала в себе незаурядный ум и редкие государственные качества. Она реформировала систему управления государством, стремилась к расширению международных связей.
2. Система условных знаков употребляется в различных областях жизни. Так называемые инициальные аббревиатуры употребляются большей частью в качестве сокращенных названий государств и организаций, например: РФ, ООН. Сравните: Российская Федерация, Организация Объединенных Наций.
3. Географические карты показывают взаимное расположение различных географических объектов. Общеупотребительные условные сокращения на них — это Большой/ая/ое, водохранилище, город, гора, глубина, княжество, край, Малый/ая/ое, море, озеро, область, остров, река, поселок, село, провинция, пролив, пустыня и другие.
Задание 6.
1. Святослав (погиб в 972 г.) — киевск. кн., сын Игоря и Ольги. Возм., р. ок. 942 г. Стремился к расширению гос. границ Руси, росту ее между-нар. авторитета. Прославился воен. походами, разгромил Хазарск. каганат.
2. Сперанский Мих. Мих., гр., (1772—1839). Сын сельск. свящ., С. служил в МВД перед тем к. стать советником имп. Александра 1, к-рый поручил ему разработку плана гос. преобразований. С. — т. наз. «ситуативное» сокращение, фамилия Сперанский уже была упомянута в этом тексте.
3. Аракчеев Ал. Ан., гр., (1769—1834). Выходец из семьи мелкопоместн. дворян, А. сделал стремительную воен. карьеру при Павле 1, насаждая в войсках мелочную и жестокую прусскую муштру. Став воен. министром в 1808, в 1810 он подал в отставку в знак несогласия с преобразовательными планами Сперанского.
Литература
1. Беркли А.М. Забытое искусство слушать. СПб.- 1997.
2. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда. – М., 2004.
3. Гарунов М.Г, Александров Е.М. Как слушать, конспектировать и прорабатывать лекции.- Иваново, 1979.
4. Граф В., Ильясов И., Ляудис В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.
5. Илюшечкин В.И., Сосновский В. Т. Учись учиться в вузе. – Армавир, 1988.
6. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. – Саратов, 1984.
7. Шаповал В. В., Митрофанов К. Г. Как быстро и правильно написать конспект. – М., 2004.
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Отпечатано в ООО «Аверс Плюс»
150003, г. Ярославль, ул. Советская, 78. Тел. 97-69-22.
Тираж 800 экз. Заказ № 31. Усл. п. л. 2.
Как эффективно работать на лекции
Издание 2-е
Ярославль
2007 год
УДК37
ББК74
Составитель: Хмаро Наталья Владимировна – доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат педагогических наук.
Рецензент: Русина Н.А. доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат психологических наук.
Как эффективно работать на лекции.Ярославль, Аверс Плюс, 2007,
32 с. Библиогр. 7.
Лекция является одной из ведущих форм организации учебного процесса в вузе. От умения студентов эффективно работать на лекции зависит успех в обучении. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации работы на лекционных занятиях, основам конспектирования адресованы студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.
Утверждено и разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 1 от 31.10.06)
Содержание
Введение......................................................................................................... 4
Особенности лекционной формы обучения в вузе....................................... 5
Как научиться эффективно слушать лекцию................................................ 7
Конспектирование......................................................................................... 15
Приложение................................................................................................... 23
Контрольные вопросы и задания................................................................. 25
Эталоны ответов............................................................................................ 29
Литература..................................................................................................... 31
Введение
Учебный процесс в вузе организуется таким образом, чтобы каждый этап учебной деятельности студента не только непосредственно продолжал ряд предшествующих либо являлся их обобщением, но и одновременно подготавливал студента к последующему этапу, предусматривающему усвоение более сложных структур, достижение более емких обобщений. Если глубокая проработка лекционного материала и рекомендованной литературы является лучшей подготовкой к очередному семинару, практическому занятию, коллоквиуму, то последние готовят студента к будущему экзамену, а все это в целом плюс непосредственная подготовка и сдача экзамена помогут его становлению как специалиста. У тех студентов, которые плохо осознают иерархию форм обучения, не умеют распределять силы и строить свою деятельность в соответствии с общей структурой обучения, возникают большие трудности.
Обучение в вузе состоит из аудиторной и самостоятельной подготовки, причем в гораздо большей степени студент должен учиться самостоятельно или в общении с товарищами.
Аудиторная подготовка предусматривает:
- посещение студентом лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий, консультаций и добросовестное конспектирование;
- сдачу в установленные сроки выполненных самостоятельно и в письменной форме различных заданий;
- отчеты в устной форме по другим заданиям.
Самостоятельная подготовка предусматривает:
- внимательное чтение и продумывание лекций, решение задач и выполнение различных упражнений;
- библиотечную работу с разнообразной литературой, ведение записей, конспектов;
- обсуждение учебного материала с другими студентами;
- выполнение различных самостоятельных работ, написание рефератов, подготовку докладов и т.д.
Основной каркас учебной деятельности студента задан учебным расписанием, сочетающим различные формы аудиторной работы и предусматривающим прохождение определенных программ в установленные сроки. Поэтому первоочередной задачей студента на данном этапе является скорейшее ознакомление с учебным распорядком, программами, возможное согласование индивидуального ритма работы с обязательным ритмом аудиторных занятий. Надо построить свою внеаудиторную самостоятельную работу так, чтобы она наилучшим образом готовила его к восприятию очередной лекции, к выступлению на семинаре, эффективной работе на практическом занятии, зачете, экзамене и т.д. Это значит также уметь в ходе аудиторной работы (лекции, семинара) организовать дело так, чтобы в наибольшей степени облегчить себе последующую самостоятельную работу. Например, подготовка к семинару или практическому занятию во многом будет зависеть от того, правильно ли вы записывали лекции.
Поскольку вся учебная деятельность студента формально подразделяется на аудиторную и внеаудиторную работу, правомерно задать вопрос: как же следует учиться в аудитории и за ее пределами, каковы оптимальные условия работы студента на лекции, семинаре, практическом занятии и в ходе подготовки к ним? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 290.