Как эффективно работать на лекции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как эффективно работать на лекции

 

 

 

 

Издание 2-е

 

Ярославль

2007 год

УДК37

ББК74

 

 

Составитель: Хмаро Наталья Владимировна – доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат педагогических наук.

Рецензент: Русина Н.А. доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат психологических наук.

Как эффективно работать на лекции.Ярославль, Аверс Плюс, 2007,
32 с. Библиогр. 7.

 

Лекция является одной из ведущих форм организации учебного процесса в вузе. От умения студентов эффективно работать на лекции зависит успех в обучении. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации работы на лекционных занятиях, основам конспектирования адресованы студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.

 

Утверждено и разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 1 от 31.10.06)

 

Содержание

Введение......................................................................................................... 4

Особенности лекционной формы обучения в вузе....................................... 5

Как научиться эффективно слушать лекцию................................................ 7

Конспектирование......................................................................................... 15

Приложение................................................................................................... 23

Контрольные вопросы и задания................................................................. 25

Эталоны ответов............................................................................................ 29

Литература..................................................................................................... 31

Введение

Учебный процесс в вузе организуется таким образом, чтобы каждый этап учебной деятельности студента не только непосред­ственно продолжал ряд предшествующих либо являлся их обоб­щением, но и одновременно подготавливал студента к последу­ющему этапу, предусматривающему усвоение более сложных структур, достижение более емких обобщений. Если глубокая проработка лекционного материала и рекомендованной литера­туры является лучшей подготовкой к очередному семинару, прак­тическому занятию, коллоквиуму, то последние готовят студен­та к будущему экзамену, а все это в целом плюс непосредственная подготовка и сдача экзамена помогут его становлению как спе­циалиста. У тех студентов, которые плохо осознают иерархию форм обучения, не умеют распределять силы и строить свою дея­тельность в соответствии с общей структурой обучения, возни­кают большие трудности.

Обучение в вузе состоит из аудиторной и самосто­ятельной подготовки, причем в гораздо большей степени сту­дент должен учиться самостоятельно или в общении с товари­щами.

Аудиторная подготовка предусматривает:

- посещение студентом лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий, консультаций и добросовестное конспектирование;

- сдачу в установленные сроки выполненных самосто­ятельно и в письменной форме различных заданий;

- отчеты в устной форме по другим заданиям.

Самостоятельная подготовка предусматривает:

- внимательное чтение и продумывание лекций, решение задач и выполнение различных упражнений;

- библиотечную работу с разнообразной литературой, веде­ние записей, конспектов;

- обсуждение учебного материала с другими студентами;

- выполнение различных самостоятельных работ, написа­ние рефератов, подготовку докладов и т.д.

Основной каркас учебной деятельности студента задан учебным расписанием, сочетающим различные формы аудиторной работы и предусматривающим прохождение опре­деленных программ в установленные сроки. Поэтому первоочеред­ной задачей студента на данном этапе является скорейшее ознакомление с учебным распорядком, программами, возможное согласование индивидуального ритма работы с обязательным ритмом аудиторных занятий. Надо построить свою внеаудиторную самостоятельную работу так, чтобы она наилучшим образом гото­вила его к восприятию очередной лекции, к выступлению на семи­наре, эффективной работе на практическом занятии, зачете, экзамене и т.д. Это значит также уметь в ходе аудиторной работы (лекции, семинара) организовать дело так, чтобы в наибольшей степени облегчить себе последующую самостоятельную работу. Например, подготовка к семинару или практическому занятию во многом будет зависеть от того, правильно ли вы записывали лекции.

Поскольку вся учебная деятельность студента формально подразделяется на аудиторную и внеаудиторную работу, правомер­но задать вопрос: как же следует учиться в аудитории и за ее пре­делами, каковы оптимальные условия работы студента на лекции, семинаре, практическом занятии и в ходе подготовки к ним? Попы­таемся ответить на эти вопросы.

 

Конспектирование

Эффективное слушание любого выступления, в том числе и лекции,— важнейшее условие пра­вильного составления конспекта. По отношению к записям слу­ховое восприятие должно носить опережающий и регулиру­ющий характер: начинать записывать что-либо (кроме тех случаев, когда об этом специально просит преподаватель) сле­дует в тот момент, когда мысль воспринята в ее относительно законченном виде, иначе записи могут оказаться механически­ми и ненужными.

Очевидно, что слушание лекций является лишь одной стороной единого процесса усвоения материала. Даже самая хоро­шая память не в состоянии удержать огромного потока инфор­мации, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо уметь записывать. Однако некоторые студенты считают, что не нужно тратить время и силы на конспектирование лекций, если есть учебники, библиотеки, конспекты других студентов. Ведь можно все узнать из них.

Между тем, исследования показали, что

 

! студенты, умеющие составлять толковые конспекты лекций и прочитанной литера­туры, учатся гораздо лучше тех, кто их пишет либо только для проформы — для преподавателя, либо списывает

у других сту­дентов.

 

Во-первых, конспект — это запись материала лекции или учебника, сделанная вами самостоятельно.

Во-вторых, конспект помогает восстановить в памяти все содержание лекции или книги.

В-третьих, составление конспекта дисциплинирует студен­та, не дает ему расслабляться: завтра будет новый материал, и его надо будет тоже законспектировать.

В-четвертых, работа над составлением конспекта — это очень важный прием обучения.

Опытный лектор старается излагать трудный материал так, чтобы его можно было легко понять и законспектировать. Делая конспект, вы, по сути, составляете краткое резюме, только не с печатного текста, а со слов лектора. Даже если вам удалось записать всего несколько предложений, то и это поможет вдаль­нейшей работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите основные закономерности слухового восприятия.

2. 2. иаль-
выхватить необходимый
Перечислите причины, мешающие эффективно слушать лекцию, доклад или другие выступления.

3. Как улучшить умение слушать?

4. Какие вы можете привести советы по оптимизации процесса слушания и преодолению вредных привычек, мешающих эффективно слушать?

5. Как правильно конспектировать лекции?

6. Что вы знаете о системе условных сокращений, применяемых при конспектировании лекций и ведении других записей?

Задание 1.

Все наши убеждения влияют на систему ценностей и психологические установки относительно тех или иных типов поведения других людей, поэтому нам трудно прислушиваться к чужим взглядам или принимать чужое поведение.

· Можете ли вы привести пример, подтверждающий это утверждение, или оно для вас неверно?

Задание 2.

Эталоны ответов

Задание 4.

1. Хазары — это название древнего народа тюрк­ского происхождения, то есть они являются ис­торическими родственниками многих совре­менных народов, например: турок, татар, казахов, киргизов, якутов и др. Хазары были тюрки = татары, казахи, киргизы, якуты...Были подчеркнуто, потому что сейчас их нет. А знак «равно» понятен каждому. Турки пропу­щены в списке, потому что само собой разуме­ется, что они являются тюрками.

2. Генерал Скобелев прославился как герой при освобождении Болгарии от турецкого владыче­ства в русско-турецкую войну 1877—1878 годов. Ген. Скобелев освобождал Болгарию от турок в 1877-78. Ген. — это общепринятое сокращение.

3. Семиотика — это современная наука о знако­вых системах (системы знаков — это, напри­мер, язык, светофор, погоны военнослужащих, деньги, буквы, цифры, шахматы, жесты, дорож­ные знаки и т.д.).

Семиотика — наука о системах знаков = язык, светофор, погоны, деньги...

4. 996 годторжественное открытие великим князем киевским Владимиром церкви Успения Богородицы, названной «Десятинной», потому что он отдавал ей «десятую часть от богатств своих и своих городов».

996 — открытие Владимиром церкви Успения Богородицы — «Десятинной». Можно еще сократить, потому что «Успение» — обязательно «Богородицы».

5. Первая часть Библии (Ветхий Завет) была на­писана на древнееврейском языке (иврите). Это очень экономное письмо. В нем, как и в араб­ском, обязательно обозначаются только соглас­ные. Евреи и арабы пишут справа налево. В древнееврейском языке Ветхого Завета Биб­лии (иврите) и арабском пишут только соглас­ные, справа налево.

Как видите, можно менять строй фразы и поря­док слов. От этого краткость только выигрывает.

 

Задание 5.

1. Ольга (около 890—969 годов) — первая христи­анская киевская княгиня. Возможно, родилась в Пскове и была, по преданию, дочерью Олега, завоевавшего Киев. Ольга сочетала в себе неза­урядный ум и редкие государственные качества. Она реформировала систему управления госу­дарством, стремилась к расширению междуна­родных связей.

2. Система условных знаков употребляется в раз­личных областях жизни. Так называемые ини­циальные аббревиатуры употребляются боль­шей частью в качестве сокращенных названий государств и организаций, например: РФ, ООН. Сравните: Российская Федерация, Орга­низация Объединенных Наций.

3. Географические карты показывают взаимное расположение различных географических объ­ектов. Общеупотребительные условные сокра­щения на них — это Большой/ая/ое, водохра­нилище, город, гора, глубина, княжество, край, Малый/ая/ое, море, озеро, область, остров, ре­ка, поселок, село, провинция, пролив, пустыня и другие.

Задание 6.

1. Святослав (погиб в 972 г.) — киевск. кн., сын Игоря и Ольги. Возм., р. ок. 942 г. Стремился к расширению гос. границ Руси, росту ее между-нар. авторитета. Прославился воен. походами, разгромил Хазарск. каганат.

2. Сперанский Мих. Мих., гр., (1772—1839). Сын сельск. свящ., С. служил в МВД перед тем к. стать советником имп. Александра 1, к-рый по­ручил ему разработку плана гос. преобразований. С. — т. наз. «ситуативное» сокращение, фами­лия Сперанский уже была упомянута в этом тексте.

3. Аракчеев Ал. Ан., гр., (1769—1834). Выходец из семьи мелкопоместн. дворян, А. сделал стреми­тельную воен. карьеру при Павле 1, насаждая в войсках мелочную и жестокую прусскую мушт­ру. Став воен. министром в 1808, в 1810 он подал в отставку в знак несогласия с преобразова­тельными планами Сперанского.

Литература

1. Беркли А.М. Забытое искусство слушать. СПб.- 1997.

2. Валеева Н.Ш., Гончарук Н.П. Психология и культура умственного труда. – М., 2004.

3. Гарунов М.Г, Александров Е.М. Как слушать, конспектировать и прорабатывать лекции.- Иваново, 1979.

4. Граф В., Ильясов И., Ляудис В. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. – М.,1981.

5. Илюшечкин В.И., Сосновский В. Т. Учись учиться в вузе. – Армавир, 1988.

6. Наумченко И.Л. Самостоятельный учебный труд студентов. – Саратов, 1984.

7. Шаповал В. В., Митрофанов К. Г. Как быстро и правильно написать конспект. – М., 2004.

 

 

ДЛЯ ЗАМЕТОК

 

 

Отпечатано в ООО «Аверс Плюс»

150003, г. Ярославль, ул. Советская, 78. Тел. 97-69-22.

Тираж 800 экз. Заказ № 31. Усл. п. л. 2.

Как эффективно работать на лекции

 

 

 

 

Издание 2-е

 

Ярославль

2007 год

УДК37

ББК74

 

 

Составитель: Хмаро Наталья Владимировна – доцент кафедры педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат педагогических наук.

Рецензент: Русина Н.А. доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии с курсом ФПК(п), кандидат психологических наук.

Как эффективно работать на лекции.Ярославль, Аверс Плюс, 2007,
32 с. Библиогр. 7.

 

Лекция является одной из ведущих форм организации учебного процесса в вузе. От умения студентов эффективно работать на лекции зависит успех в обучении. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации работы на лекционных занятиях, основам конспектирования адресованы студентам, аспирантам и преподавателям высших учебных заведений.

 

Утверждено и разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом академии (протокол № 1 от 31.10.06)

 

Содержание

Введение......................................................................................................... 4

Особенности лекционной формы обучения в вузе....................................... 5

Как научиться эффективно слушать лекцию................................................ 7

Конспектирование......................................................................................... 15

Приложение................................................................................................... 23

Контрольные вопросы и задания................................................................. 25

Эталоны ответов............................................................................................ 29

Литература..................................................................................................... 31

Введение

Учебный процесс в вузе организуется таким образом, чтобы каждый этап учебной деятельности студента не только непосред­ственно продолжал ряд предшествующих либо являлся их обоб­щением, но и одновременно подготавливал студента к последу­ющему этапу, предусматривающему усвоение более сложных структур, достижение более емких обобщений. Если глубокая проработка лекционного материала и рекомендованной литера­туры является лучшей подготовкой к очередному семинару, прак­тическому занятию, коллоквиуму, то последние готовят студен­та к будущему экзамену, а все это в целом плюс непосредственная подготовка и сдача экзамена помогут его становлению как спе­циалиста. У тех студентов, которые плохо осознают иерархию форм обучения, не умеют распределять силы и строить свою дея­тельность в соответствии с общей структурой обучения, возни­кают большие трудности.

Обучение в вузе состоит из аудиторной и самосто­ятельной подготовки, причем в гораздо большей степени сту­дент должен учиться самостоятельно или в общении с товари­щами.

Аудиторная подготовка предусматривает:

- посещение студентом лекций, семинаров, практических, лабораторных занятий, консультаций и добросовестное конспектирование;

- сдачу в установленные сроки выполненных самосто­ятельно и в письменной форме различных заданий;

- отчеты в устной форме по другим заданиям.

Самостоятельная подготовка предусматривает:

- внимательное чтение и продумывание лекций, решение задач и выполнение различных упражнений;

- библиотечную работу с разнообразной литературой, веде­ние записей, конспектов;

- обсуждение учебного материала с другими студентами;

- выполнение различных самостоятельных работ, написа­ние рефератов, подготовку докладов и т.д.

Основной каркас учебной деятельности студента задан учебным расписанием, сочетающим различные формы аудиторной работы и предусматривающим прохождение опре­деленных программ в установленные сроки. Поэтому первоочеред­ной задачей студента на данном этапе является скорейшее ознакомление с учебным распорядком, программами, возможное согласование индивидуального ритма работы с обязательным ритмом аудиторных занятий. Надо построить свою внеаудиторную самостоятельную работу так, чтобы она наилучшим образом гото­вила его к восприятию очередной лекции, к выступлению на семи­наре, эффективной работе на практическом занятии, зачете, экзамене и т.д. Это значит также уметь в ходе аудиторной работы (лекции, семинара) организовать дело так, чтобы в наибольшей степени облегчить себе последующую самостоятельную работу. Например, подготовка к семинару или практическому занятию во многом будет зависеть от того, правильно ли вы записывали лекции.

Поскольку вся учебная деятельность студента формально подразделяется на аудиторную и внеаудиторную работу, правомер­но задать вопрос: как же следует учиться в аудитории и за ее пре­делами, каковы оптимальные условия работы студента на лекции, семинаре, практическом занятии и в ходе подготовки к ним? Попы­таемся ответить на эти вопросы.

 





Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.