1. Психологическая подготовка к процессу восприятия новой информации. Когда известно, что предстоит слушать длинное и сложное по содержанию выступление, возникает соблазн заранее решить, что слушать его не стоит. Именно здесь необходимо «поработать» над своей установкой к эффективному восприятию (создать правильную мотивацию). Если у вас будет положительный настрой на данное выступление, то вы сможете услышать много полезной информации, которая значительно расширит ваш кругозор. В любом сообщении всегда присутствует такая информация, которая раньше или позже может пригодиться. Важным аспектом умения эффективно слушать является анализ и сортировка услышанной информации, а также собственных представлений о ней. Как услышанное соотносится с тем, что мне уже известно? Что из сказанного я могу применить? Где это может быть использовано? В каких ситуациях данная информация может мне пригодиться?
2. Выделяйте основные положения и главные идеи лекции или выступления. Нельзя понять и запомнить все, что говорит лектор, однако очень важно сосредоточиться на главных мыслях и идеях, отделить факты и примеры от определений основных понятий и их самых важных свойств. Для этого необходимо обращать внимание на стандартные приемы построения любого выступления, в том числе лекции: формулировка темы и плана лекции, вводные фразы, которые используются, как правило, для перехода к новым положениям, «мостики» от одного предмета обсуждения к другому по ходу развития темы, примеры, словесные иллюстрации, выводы, заключения, рекомендации по применению материала. Старайтесь охватить главные мысли и идеи, а не отдельные факты. Если вы последуете этому совету, то факты и различные пояснения сами легко увяжутся с главной структурой, которую создаст ваш мозг.
3. Учитывайте психологические закономерности мышления. Обратите себе на пользу тот факт, что скорость мышления превосходит скорость речи выступающего. В процессе слушания повторяйте и «проговаривайте» про себя основные идеи лекции, резюмируйте их, старайтесь создавать мысленные образы услышанного. Во время выступления необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в речи говорящего, мысленно повторять услышанное «про себя», подытоживать сказанное. Подходящим моментом является, например, заявление выступающего о том, что он переходит к другому вопросу, а также в момент логического завершения любого этапа лекции. Сосредоточьтесь на том, о чем говорит выступающий. Старайтесь связать то, что вы услышали, с уже известным ранее, делайте выводы и обобщения, создавайте зрительные образы и ассоциативные связи с тем, что вам уже известно по каждой отдельной теме по мере их развития. Уточнение услышанного, перефразирование и переформулирование важнейших идей и положений лекций своими словами, подытоживание главных мыслей представляют основные приемы активной работы в процессе слушания. Существенным моментом в установлении обратной связи являются уточнение и прояснение значения и смысла сказанного, проверка своих предположений и подтверждение того, что вы все поняли правильно. Благодаря разнице в скорости речи и мыслительного процесса то, чем занят слушающий в процессе лекции, существенно влияет на количество и качество воспринимаемой информации и возможность вспомнить ее в дальнейшем.
4. Концентрируйтесь на позитивном. Не отвлекайтесь на внешние обстоятельства. Сядьте там, где вам будет видно и слышно лектора, где вас не будут отвлекать. Нужно сконцентрировать свое внимание, и тогда все шумы и помехи не будут вам мешать. Восприятие содержания гораздо важнее, чем оценка внешности говорящего, поэтому не позволяйте себе реагировать на манеру речи, голос, внешний вид выступающего. Не заостряйте внимание на своей рассеянности, так как ваш ум имеет способность блокировать, если захочет, практически все, на что вы не захотите обращать свое внимание. Старайтесь не поддаваться унынию и внутренне не сопротивляйтесь самому трудному материалу, а «погрузитесь» в него с энтузиазмом.
5. Слушайте оптимистически. Если вы слушаете с надеждой, верой и внутренней установкой на то, что приобретаете что-то полезное, то значительно увеличите вероятность того, что ваш ум найдет ценные взаимосвязи. Кроме того, весь процесс слушания станет намного приятней.
Старайтесь настроить себя на то, что предстоящая лекция или выступление очень полезны для вас, будьте готовы выслушать все сообщение до конца.
6. Учитесь слушать без предубеждений. Воздерживайтесь от возражений, следите за «горячими кнопками». Не позволяйте влиять на вас эмоциональным словам и выражениям, научитесь распознавать высказывания, доводящие вас до такого состояния, когда вы перестаете слушать и начинаете мысленно готовить возражения. Одним из способов противодействия является быстрый анализ причин, по которым эти слова и выражения вас задевают. Постарайтесь воздержаться от вынесения «приговора» до тех пор, пока полностью не поймете, о чем говорится в выступлении и на чем делается главный акцент.
7. Никогда не перебивайте выступающего. Не занимайте позиции обвинителя, не ищите неправильного в выступлении. Внезапное яростное возражение или несогласие с основными идеями лектора может привести к возникновению «психологической глухоты». Осуждение является частью негативного восприятия. Старайтесь сохранить ясную голову, для этого разберитесь с помощью вопросов, какой смысл говорящий вкладывает в те или иные формулировки и слова, проясните для себя их значение путем перефразирования сказанного своими словами или резюмирования.
8. Используйте разнообразные способы конспектирования. Чтобы улучшить свои способности усваивать и запоминать материал, нужно владеть разными способами конспектирования и ведения кратких записей основных положений выступления. В зависимости от содержания и характера выступления краткие записи могут содержать либо резюме, либо ключевые слова и фразы.
9. Регулярно практикуйтесь в совершенствовании своего умения слушать. Необходимо постоянно практиковаться в слушании и записывании лекций, докладов и других выступлений. Приобретайте опыт в процессе слушания сложной информации, требующей максимального умственного напряжения. Убедите себя в том, что ваше умение слушать постоянно улучшается и становится вашей отличительной особенностью. Старайтесь развивать навыки разговорного общения.
Если вы тренируете навыки разговорного общения,
то существует перспектива, что вас тоже будут слушать.
Конспектирование
Эффективное слушание любого выступления, в том числе и лекции,— важнейшее условие правильного составления конспекта. По отношению к записям слуховое восприятие должно носить опережающий и регулирующий характер: начинать записывать что-либо (кроме тех случаев, когда об этом специально просит преподаватель) следует в тот момент, когда мысль воспринята в ее относительно законченном виде, иначе записи могут оказаться механическими и ненужными.
Очевидно, что слушание лекций является лишь одной стороной единого процесса усвоения материала. Даже самая хорошая память не в состоянии удержать огромного потока информации, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо уметь записывать. Однако некоторые студенты считают, что не нужно тратить время и силы на конспектирование лекций, если есть учебники, библиотеки, конспекты других студентов. Ведь можно все узнать из них.
Между тем, исследования показали, что
! студенты, умеющие составлять толковые конспекты лекций и прочитанной литературы, учатся гораздо лучше тех, кто их пишет либо только для проформы — для преподавателя, либо списывает
у других студентов.
Во-первых, конспект — это запись материала лекции или учебника, сделанная вами самостоятельно.
Во-вторых, конспект помогает восстановить в памяти все содержание лекции или книги.
В-третьих, составление конспекта дисциплинирует студента, не дает ему расслабляться: завтра будет новый материал, и его надо будет тоже законспектировать.
В-четвертых, работа над составлением конспекта — это очень важный прием обучения.
Опытный лектор старается излагать трудный материал так, чтобы его можно было легко понять и законспектировать. Делая конспект, вы, по сути, составляете краткое резюме, только не с печатного текста, а со слов лектора. Даже если вам удалось записать всего несколько предложений, то и это поможет вдальнейшей работе.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 224.