Как научиться эффективно слушать лекцию
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Чтобы восприятие было полным и осмысленным, реко­мендуется заранее готовиться к лекции, для этого полезно повто­рить предыдущий материал. Тогда восприятие нового материала будет более эффективным. Нужно сформировать у себя установ­ку на то, что материал, который будет сейчас излагаться, очень важен как для усвоения последующей информации, так и для дальнейшей учебы, для будущей профессии.

Необходимо быть готовым к лекции, к ее записи еще до при­хода лектора в аудиторию, так как уже в первую минуту объяв­ляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затруднено. В ходе слушания лекции надо помнить название темы и соответствующий план изложения. Весь материал лекции, все обоснования, разъяснения, примеры необходимо постоянно соотносить с главными теоретическими положениями.

Эффективность познавательной деятельности студента в процессе слушания лекций всецело зависит от направленности его внимания. Известный русский педагог Константин Дмитри­евич Ушинский (1824—1870/71) назвал внимание той дверью, через которую проходит все, что входит в душу человека из внеш­него мира.

В деятельности студента на лекции проявляются различные свойства внимания:

· устойчивость,

· концентрация,

· объем,

· распре­деление,

· переключение.

Каждое из них весьма существенно. Например, устойчивость и концентрация позволяют студенту длительное время сосредоточиваться на своей работе даже при внешних раздражителях и помехах. Главное в том, чтобы процесс записи во время лекции не мешал слуховому восприятию мате­риала. В первую очередь необходимо усвоить материал на слух, понять и осмыслить его.

Работа студента на лекции — сложный процесс, сочетающий в себе три вида деятельности:

 

слушание, осмысливание и соб­ственно конспектирование (запись).

 

Причем умение слушать, как один из важных методов восприятия информации, используется намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые. Дан­ный канал передачи информации наиболее часто задействуется в учебном процессе. Психологи установили, что время, которое мы посвящаем разным видам коммуникации, в среднем распре­деляется следующим образом:

около 40% времени мы тратим на слушание,

до 35% — на разговоры,

до 16% — на чтение,

до 9% — на письмо.

При этом средняя эффективность слушания состав­ляет всего 25%, тогда как около 70% своего времени (без учета сна) мы проводим в вербальном общении.

Слышать и слушать — не одно и то же. Мы многое слышим, не слушая, и часто осознаем, что услышали тот или иной звук только после того, как он прекратился. Например, в тихой ком­нате мы можем слышать тиканье часов, однако мы редко слуша­ем его, иногда мы вспоминаем о часах только в тот момент, когда они вдруг остановились. Умение слушать подразумевает гораздо более утонченный мыслительный процесс, чем просто умение слышать. Чтобы научиться слушать эффективно, требуются затраты времени и сил, но это — самый простой и доступный спо­соб получения полезной информации. Он требует определенной дисциплины и затрат энергии. Причем умение слушать эффек­тивно — не врожденное, данное нам от природы, оно является при­обретаемым и его необходимо постоянно развивать.

Процесс слушания и понимания требует подчас значитель­ного умственного напряжения и бывает затруднен целым рядом причин.

1. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в 4 раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, мы можем отвлекаться от речи гово­рящего, начинаем думать о чем-то постороннем, наши мысли витают где-то далеко. Большая разница между ско­ростью речи и мыслительного процесса может стать глав­ным препятствием эффективного слушания.

2. Избирательность внимания.Мы с детских лет привык­ли слышать одновременно многое, не уделяя всему пре­дельного внимания. Попытка внимательно слушать все и всегда — непосильное занятие. Поэтому мы приучаем­ся последовательно выбирать то, что представляет для нас наибольший интерес. Привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.

3. «Антипатия» к чужим мыслям. Нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой. Прошлый опыт человека, его убеж­дения становятся своеобразными фильтрами, сквозь призму которых воспринимаются чужая точка зрения и чужие мысли. Это приводит к появлению барьеров, мешающих прислушиваться к чужому мнению и новой необычной информации.

4. Потребность в репликах и критических суждениях. Чья-то речь может вызвать у нас потребность немедлен­но возразить. Мы уже не слушаем, наши мысли заняты формулированием комментариев или критических суж­дений, с которыми мы хотим выступить по окончании речи. У некоторых людей существует очень вредная при­вычка: постоянно перебивать говорящего, сразу же выска­зывать свое мнение, даже не дослушав до конца.

5. Предвзятое слушание. Этот барьер на пути эффектив­ного слушания возникает тогда, когда у нас уже сформи­ровано свое мнение о том, что будет сказано. Когда мы ожидаем услышать нечто определенное, то часто не прислушиваемся к тому, что именно говорится. Мы как бы заранее навешиваем на информацию ярлык «ненужной, неинтересной, чрезвычайно сложной или не дающей ничего нового».

6. Уникальное восприятие информации. На слуховое восприятие, как и на любое другое, оказывают сильное вли­яние прошлый опыт человека, воспоминания, установки, интересы, убеждения, ожидания, предположения, чув­ства, предрассудки, окружение, образующие своеобраз­ные фильтры. Таким образом, слушание — процесс — субъективный и выборочный. Информация, противоре­чащая убеждениям и установкам слушателя, может либо совсем не восприниматься, либо восприниматься иска­женно в позитивную или негативную сторону. Фильтр прошлого опыта, например, может заставить слушателя ожидать услышать то, что отвечает его стремлениям или желаниям. Информация, которую мы получаем, как бы просеяна через наши фильтры, обработана нами и уже не является сырой.

7. Сильные чувства — барьер на пути к эффективному слушанию. Они могут вызвать дезорганизацию воспри­нимаемой информации, ее искажение и путаницу. Филь­тры прошлого опыта выстраиваются также в тех случа­ях, когда обсуждаются такие вопросы, которые нам не хочется обсуждать по различным эмоциональным при­чинам. В качестве средства защиты мы выдвигаем противоречивую мысль или используем в речи слова, вызывающие непри­ятные ассоциации. Некоторые слова могут создавать барьер на пути к эффективному восприятию, так как вызывают определенные сильные чувства. Такие слова, несущие в себе определенный эмоциональный заряд, получили название «горячих кнопок» или «красных флажков». У каждого человека свои «красные флажки». Примеры негативно заряженных фраз: «маменькин сынок», «примитивный», «неудачник», «вы обязаны, должны...», «вам следует...», «вам нужно...» т.п.

Могут ока­зать сильное влияние на манеру слушать также положи­тельные слова и фразы. Человека могут настолько переполнять положительные эмоции, что он уже не сможет внимательно вслушиваться в последующее выступление.

8. Ощущение угрозы при появлении информации, кото­рая может заставить нас изменить свое восприятие. Потенциальное изменение восприятия может вызывать довольно сильные чувства. Многие люди не хотят менять свое восприятие, свои привычные установки и убежде­ния, для этого им приходится либо избегать того, что гово­рится, либо искажать услышанное.

9. Семантические барьеры. Каждый человек придает сло­вам свое собственное значение, мы словно фильтруем их сквозь свой личный опыт, свои убеждения, знания, образование и воспитание. В результате не существует двух людей, которые в одно и то же слово вкладывали бы один и тот же смысл. Поэтому значения слов могут соответствовать характеристике не собственно слов, а конкретных людей, это слова высказывающих и воспри­нимающих.

 

Слово— это представление о предмете, кото­рый оно описывает,

это не сам предмет.

 

Поэтому для гово­рящего данное слово может обозначать нечто иное, чем для слушателя. Помочь разобраться в том, что сказал говорящий, может практика резюмирования, служащая проверкой правильности вашего понимания. Мы судим о людях по тому, как понимаем то, что увидели и услы­шали, мы оцениваем знания и мотивацию любого чело­века с помощью своих семантических фильтров.

10. Некоторые люди бывают поглощены не столько самим процессом слушания, сколько тем, как они при этом выглядят в глазах других.

Из-за перечисленных трудностей у некоторых людей выра­батываются вредные привычки, мешающие эффективному вос­приятию информации и затрудняющие установление контакта с выступающим:

· привычка перебивать, не дослушав говорящего до конца;

· поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступле­нии не будет ничего нового или ценного для вас, преж­девременное заключение о том, что положения лекции или доклада неверны или не заслуживают вашего внимания и, как следствие этого, поспешный отказ от усилий выслушать выступающего;

· стремление не слушать, а постараться поскорее предуга­дать заранее, что скажет выступающий;

· повышенное внимание к недостаткам в наружности, речи выступающего, его манерам (например, если голос или манеры говорящего кажутся неприятными, то появляет­ся желание «отключиться»); повышенная восприимчи­вость к незначительным отвлекающим моментам (шар­канье ногами, кашель и т.д.);

· привычка слушать выступающего не глядя на него, в то время как хорошие лекторы подкрепляют свою речь выразительными жестами и богатой мимикой;

· привычка делать вид, что вы внимательно слушаете, хотя на самом деле заняты другими мыслями;

· отрицательные эмоции в случаях, когда выступающий выдвигает непонятную вам идею, противоречивую мысль или использует в речи слова, вызывающие у вас непри­ятные ассоциации;

· если вам в процессе слушания становится неинтересно, то вы начинаете фантазировать, критиковать происходя­щее;

· вы стремитесь побыстрее придумать свое собственное мнение по поводу услышанного, поэтому слушаете невни­мательно и заняты формулировкой своего ответа, своих критических замечаний;

· вы постоянно заняты оцениванием говорящего, поэтому эффективность слушания зависит от вашей критической оценки.

Итак, слышать и слушать — не одно и то же. Отождествле­ние этих двух разных умений может сформировать неверное пред­ставление о том, что умение эффективно слушать является врож­денным, данным нам от природы и, следовательно, не нужно предпринимать никаких усилий по его развитию. Это опасное заблуждение может привести к пренебрежительному отношению к этому интеллектуальному умению, а в результате к искаженному пониманию и даже потере важной и необходимой информа­ции, к сужению своих возможностей в получении образования и самообразования.

Умение слушать требует от студента владения целым набо­ром приемов умственной деятельности, а также определенной дис­циплины, затрат воли и энергии, причем важно знать, что умение слушать является приобретаемым, усваиваемым и развиваемым.

При выполнении любой деятельности, и в первую очередь учебной, человек, умеющий эффективно слушать, имеет суще­ственные преимущества перед теми людьми, которые данными навыками не обладают.


 

 

 

В ходе исследований, проведенных аме­риканскими психологами, было обнаружено, что самым важным качеством, необходимым для эффективно работающих менедже­ров, является именно умение слушать своих клиентов, подчинен­ных и просто окружающих.


Что же нужно, чтобы процесс слушания стал эффектив­ным?

Каждый слушатель должен разделять ответственность за качество общения с выступающим.

 

Лектор отвечает за эффек­тивность выступления,

а аудитория — за эффективность слуша­ния.

 

Нужно приучиться поддерживать непрерывное внимание к выступающему. Основная установка здесь — не поддаться соблазну отвлечься и не дать воли посторонним мыслям. Для это­го необходимо постоянно или периодически поддерживать усилием воли свой «настрой на одной волне» с лектором. Важную роль может сыграть мысленный диалог с самим собой, направ­ленный на осознание реального значения настоящего момента для своего ближайшего и далекого будущего, на поиски полезного и нужного для себя, на представление позитивных или негатив­ных последствий и результатов сегодняшней деятельности или безделья. Также полезно бывает вспомнить о своих потерях в рабочем времени — за день, неделю, месяц, семестр (хотя бы один раз такой подсчет следует произвести). Уже само это может создать у вас рациональную деловую установку.

Чтобы понять, как организованы наши мысли, можно вспом­нить о каком-то событии или интересном выступлении. В голове будут образы и отдельные слова, отражающие суть выступления. Как показали современные исследования,

 

наш мозг оперирует не предложениями, а ключевыми словами и образами в их взаи­мосвязи и зависимости.

 

Слова, в сжатой и точной форме отража­ющие смысл сказанного или написанного, получили название ключевых слов.

 



Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.