Методология рыночного (сравнительного) подхода. Сравнительная характеристика методов.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рыночный подход основан на сравнении оцениваемого объекта с аналогами, рыночная цена которых известна. Он предполагает, что наиболее вероятной величиной ст-ти оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичной фирмы, зафиксированная рынком. Конкретно подход сводится к следующему. Для Оц. рыночной ст-ти закрытой или не имеющей размещенных на фондовом рынке акций открытой комп. среди открытых компаний с достаточно ликвидными акциями находят компанию-аналог (той же отрасли, того же размера, с той же системой бухгалтерского учета, того же «возраста» и пр.), которую оценивает сам фондовый рынок, и, с соответствующими корректировками, переносят эту оценку на оцениваемое предприятие. Основой рыночного подхода, доказывающей возможность его применения, являются следующие положения:1. Оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынком цены на схожие предприятия. При наличии развитого рынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акции наиболее интегрально учитывает факторы (соотношение спроса и предложения, уровень риска, перспективы развития отрасли и т.п.), влияющие на величину ст-ти собственного капитала предприятия.2. Рыночный подход базируется на принце альтернативных инвестиций. Особенности бизнеса интересуют инвестора только с позиции получения дохода. Стремление получить максимальный доход на вложенные инвестиции при адекватном риске и свободном размещении капитала обеспечивает выравнивание рыночных цен.3. Цена предприятия отражает его производственные и фин. возможности, положение на рынке, перспективы, следовательно, в сходных предприятиях должно совпадать соотношение между ценой и такими финансовыми параметрами, как прибыль, дивиденды, объем реализации и т.д.

В зависимости от целей, объекта и конкретных условий Оц. сравнительный подход предполагает использование трех основных методов:• метод рынка капитала;• метод сделок (метод продаж);• метод отраслевой специфики (отраслевых коэфф).

14. Метод рынка капитала Метод рынка капитала основан на рыночных ценах акций предприятия, сходных с оцениваемым предприятием. Данные о ст-ти акций сопоставимых аналогичных предпр при соответствующих корректировках могут служить ориентирами для определения ст-ти акций оцениваемого предприятия. Преимущество этой методики заключается в использовании фактической информации, имеющейся на фондовом рынке, а не прогнозных данных, имеющих неопределенность, как в случае применения методик доходного подхода. Алгоритм метода рынка капитала включает четыре этапа:

Этап 1. Выбор компаний-аналогов.Поиск и отбор сопоставимых компаний — ключевой момент при использовании данного подхода. Выбор действительно сопоставимых компаний является одним из наиболее сложных этапов в применении этого метода. Поиск и отбор сопоставимых компаний производится, в свою очередь, последовательными шагами. На первом шаге происходит формирование списка компаний, которые могут быть отобраны в качестве сопоставимых. На втором шаге составляется уже окончательный список аналогов, который позволяет аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. На этом этапе критерии сопоставимости оцениваемой комп. и аналога ужесточаются.В качестве критериев отбора могут быть использованы следующие характеристики:• размер предприятия;• структура капитала;• рынки сбыта и закупок;• стадия жизненного цикла;• территориальное местоположение;• степень независимости от ФПГ;• индивидуальные особенности применяемой системы бухгалтерского учета.При выборе компаний по указанным критериям важным является наличие финансовой отчетности отобранных компаний. Этап 2. Определение рыночной ст-ти комп.-аналога.Наблюдаемая на фондовом рынке цена одной акц комп. аналога (Ран) умножается на количество ее акций, находящихся в обращении (Nобр), и, таким образом, получается рыночная цена комп.-аналога (Цан):Цан = Ран × Nобр,Где Nобр = N – Nвык – Nнеразм;N — общее количество акц комп.-аналога;Nвык — число акций, выкупленн компанией-аналогом;Nнеразм — количество акций комп.-аналога, выпущенных ею, но еще не размещ на рынке.Этап 3. Составление ценовых мультипликаторов по комп.-аналогу.Ценовой мультипликатор — это коэффициент, показывающий соотношение между рыночной ценой предприятия или акции и финансовой базой. Для расчета мультипликатора необходимо:1) определить цену акции по всем компаниям, выбранным в качестве аналога, — это даст значение числителя в формуле;2) вычислить финансовую базу (прибыль, выручку и т.п.) либо за определенный период времени, либо по состоянию на дату Оц. — это будет величина знаменателя.

Выбор наиболее уместного мультипликатора определяется в каждой конкретной ситуации.

В процессе Оц. аналитик стремится исчислить максимально возможное количество мультипликаторов, поскольку применение их к финансовой базе оцениваемой комп. приведет к появлению нескольких вариантов ст-ти, существенно отличающихся друг от друга. Поэтому большое число используемых мультипликаторов поможет оценщику выявить область наиболее обоснованной величины.Этап 4. Расчет ст-ти оцениваемой комп..Стоимость оцениваемой комп. (Цоц) определяется как произведение одного из переносимых на нее полученных для комп. аналога мультипликаторов на соответствующую базу. Если оцениваемая компания и компания-аналог различаются стоимостью используемого кредита, налоговым статусом, а также долей в совокупном капитале и общей величиной используемого заемного капитала, то в этом случае используется особенный ценовой мультипликатор, который устраняет влияние на цену комп. доли и массы заемного капитала:(Цена комп.-аналога + Заемный капитал комп.-аналога) / Прибыль до процентов и налогов.

 

15.Особенности использ зарубежных компаний-аналогов в рыночном подходе.

Если на мировом фондовом рынке можно найти открытую компанию с ликвидными акциями, аналогичную оцениваемой комп., и установить ее цену, то при практическом использовании этого аналога в рыночном подходе предлагается осуществить две дополнительные корректировки ст-ти (Соц), полученной на последнем шаге алгоритмов, которые реализуют метод рынка капитала, сделок или отраслевой специфики:Сскорр = Соц × k1 × k2.Цель первой корректировки (k1) — учесть, как в стране оцениваемой комп. и в стране комп.-аналога участники фондового рынка реагируют на объявленные и прошедшие аудит чистые прибыли, т.е. учесть разную чувствительность рынков к показываемым компаниями прибылям. Формула для расчета коэффициента k1: k1 = (Р / Е)нац / (Р / Е)заруб,где (Р / Е)нац и (Р / Е)заруб — средний рыночный коэффициент «Цена / Прибыль» соответственно в стране оцениваемой комп. и в зарубежной стране подобранной комп.-аналога.

Цель второй корректировки (k2) — учесть, как в стране оцениваемой комп. и в стране комп.-аналога участники фондового рынка реагируют на перспективы доходов компаний, т.е. учесть степень доверия рынков к перспективам компаний путем сопоставления сравнительной относительной капитализации фондовых рынков. Формула для расчета коэффициента k2:

k2 = (Относит рыночная капитализация открытых компаний страны, резидентомкоторой является оцениваемая компания) / (Относит рыночная капитализацияоткрытых компаний страны, резидентом которой является компания-аналог).

16. Методология имущественного (затратного) подхода. Сравнительная характеристика методов.

Имущественный подход предполагает поэлементную оценку объекта. Общую стоимость объекта получают суммированием стоимостей всех его элементов. Применение подхода дает пессимистическую оценку объекта, однако в российских условиях, когда фондовый рынок еще не сформирован, а рыночная информация отсутствует, этот подход часто оказывается единственно

возможным. Сущность подхода состоит в том, что проводится Оц. обоснованной рыночной ст-ти каждого актива баланса в отдельности, затем определяется текущая стоимость обязательств и далее из обоснованной рыночной ст-ти суммы активов предприятия вычитается текущая стоимость всех его обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Базовой формулой подхода является:Собственный капитал = Активы – Обязательства.Имущественный подход включает три основных метода:1) метод накопления активов;2) метод ст-ти чистых активов;3) метод ликвидационной ст-ти.

Все методы основаны на определении в текущих ценах ст-ти отдельных видов имущества и вычитании задолженностей предприятия. Они базируются на одной информационной базе — балансе предприятия. Основное их преимущество заключается в том, что все они основываются на достоверной фактической информации о состоянии имущественного комплекса предприятия. Основной недостаток — не учитывают будущие возможности предприятия в получении чистого дохода.

 

 

17. Метод накопления активов.

Основные сферы применения метода накопления активов:• Оц. контрольных пакетов акций предприятия;• Оц. предпр с высоким уровнем фондоемкости;• Оц. предпр со значительными нематериальными активами и возможностью их выделения и Оц.;• Оц. холдинговых или инвестиционных компаний;• Оц. предпр, не имеющих ретроспективных данных о прибылях;• Оц. новых предпр, недавно зарегистрированных;• Оц. предпр, очень сильно зависящих от контрактов (например, строительные фирмы) или не имеющих постоянной клиентуры;

• Оц. предпр, значительную часть активов которых составляют фин. активы (ценные бумаги, денежные средства и пр.).

Метод накопления активов предполагает оценку рыночной ст-ти предприятия по рыночной ст-ти его имущества, очищенной от ст-ти задолженности предприятия. Это, в свою очередь, требует переОц. балансовой ст-ти активов на их современную рыночную стоимость, т.е. баланс, составленный на основе затрат, заменяется балансом, в которомвсе активы и все обязательства показаны по рыночной ст-ти. В расчет принимаются и активы, не отраженные в балансе.

Основные этапы Оц. методом накопления активов:1) оценивается недвижимое имущество предприятия по обоснованной рыночной ст-ти;2) определяется обоснованная рыночная стоимость машин и оборудования;3) выявляются и оцениваются нематериальные активы;4) определяется рыночная стоимость финансовых вложений (долгосрочных и краткосрочных);5) товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость;6) оценивается дебиторская задолженность;7) оцениваются расходы будущих периодов;8) обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость;9) определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из обоснованной рыночной ст-ти суммы активов текущей ст-ти всех обязательств.

 

 

18. Метод избыточной прибыли для Оц. гудвилла предприятия.

К типичным нематериальным активам предприятия относятся: патенты и лицензии, ноу-хау, товарный знак, деловая репутация, торговое имя, обученный и подобранный персонал, льготные контракты, закрепленная клиентура и т.д. Рыночная стоимость нематериальных активов может существенно отличаться от их балансовой ст-ти. В интересах Оц. бизнеса достаточно оценить стоимость всей совокупности НМА предприятия, которая называется гудвиллом (goodwill). Под гудвиллом понимаются нематериальные активы, возникающие в результате действия факторов, вызывающих экономические выгоды, таких как популярное название предприятия, постоянство клиентуры, удачное размещение, характер продукции и др. Иными словами гудвилл представляет собой увеличение Оц. бизнеса, его ст-ти в той мере, в какой этому способствуют репутация, авторитет фирмы и другие подобные, трудно определимые «неосязаемые» факторы. Для Оц. гудвилла предприятия, как правило, используется метод избыточных прибылей, который основан на предпосылке о том, что избыточные прибыли приносят предприятию не отраженные в балансе НМА, обеспечивающие доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня. Алгоритм метода сводится к следующему.

1. Расчет среднеотраслевого показателя съема прибылей (П) с чистых материальных активов (ЧМА) по формуле: Котр = П / ЧМА. 2. Определение для оцениваемого предприятия показателей ст-ти чистых материальных активов (ЧМАоц) и нормализованной прибыли (Поц). 3. Расчет ожидаемой прибыли на оцениваемом предприятии (Пож) в расчете на имеющиеся чистые материальные активы (ЧМАоц) без учета влияния его НМА по формуле:Пож = ЧМАоц × Котр. 4. Расчет избыточной прибыли (Пизб) вычитанием ожидаемой прибыли предприятия (Пож) из фактически регулярно получаемой прибыли: Пизб = Поц – Пож. 5. Расчет ст-ти НМА (гудвилла) делением избыточной прибыли на коэффициент капитализации: Стоимость НМА = Пизб / i,где i — ставка дисконта, учитывающая риски оцениваемого бизнеса.

 

 

19. Метод ст-ти чистых активов.

Метод ст-ти чистых активов рекомендован Министерством финансов РФ и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг для Оц. чистых активов акционерных обществ. Нормативным документом, регламентирующим порядок расчета чистых активов, является «Порядок Оц. ст-ти чистых активов акционерных обществ», утвержденный приказом Министерства финансов России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N№10н/03-6/пз. Согласно этому документу под стоимостью чистых активов акционерного общества понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов акционерного общества, принимаемых к расчету, суммы его пассивов, принимаемых к расчету. Подробно статьи актива и

пассива баланса, участвующие в расчете ст-ти чистых активов, представлены в табл.5.3. Таким образом, формула расчета чистых активов имеет следующий вид:Стоимость чистых активов = Активы, принимаемые к расчету [стр.110 + стр.120 +

+ стр.130 + стр.135 + стр.140 + стр.250 – стр.252 + стр.150 + стр.210 + стр.220 + стр.230 ++ стр.240 – стр.244 + стр. 260 + стр.270] – Пассивы, принимаемые к расчету [стр.510 ++ стр.520 + стр.610 + стр.620 + стр.630 + стр. 650 + стр.660] = [стр.190 + (стр.290 –

– стр.244 – стр.252)] – [стр.590 + стр.690 – стр.640].

 

20. Оц. ликвидационной ст-ти предприятия

Оц. ликвидационной ст-ти осуществляется в следующих случаях:

• компания находится в состоянии банкротства или есть серьезные сомнения относительно ее способности оставаться действующим предприятием;• стоимость комп. при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности, т.е. прибыль предприятия от производственно-хозяйственной деятельности невелика по сравнению со стоимостью ее чистых активов (рентабельностьнизкая или предприятие убыточное);• оценивается доля собственности, составляющая либо контрольный пакет акций, либо такую долю, которая способна вызвать продажу активов предприятия;• принято решение о ликвидации предприятия.

К объектам Оц., требующим определения ликвидационной ст-ти, относятся:• объекты залога, в том числе имущество, пребывающее в налоговом залоге;• объекты незавершенного строительства;• активы ликвидируемых предпр, в том числе предпр-банкротов;• имущество, реализуемое с участием судебных приставов;• прочее имущество, подлежащее ускоренной ликвидации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 6 июля 2001 г. N№519 ликвидационная стоимость объекта Оц. — это стоимость объекта Оц. в случае, если объект Оц. должен быть отчужден в срок меньше обычного срока экспозиции аналогичных объектов. На практике также пользуются определением ликвидационной ст-ти, данным ведущим

американским оценщиком Ш.Праттом. По его мнению, ликвидационная стоимость представляет собой чистую денежную сумму, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной распродаже его активов.

Различают три вида ликвидационной ст-ти предпр:• упорядоченная, когда распродажа активов ликвидируемого предприятия осуществляется в течение разумного периода времени, с тем чтобы можно было получить максимально возможные цены продажи активов; • принудительная, когда активы предприятия распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе;• ликвидационная стоимость прекращения существования активов, когда активы предприятия не продаются, а списываются и уничтожаются. Стоимость предприятия в этом случае представляет собой отрицательную величину, так как в этом случае отвладельца предприятия требуются определенные затраты на ликвидацию активов. Можно выделить следующие этапы Оц. ликвидационной ст-ти. 1 этап. Составление бухгалтерского баланса на наиболее близкую к Оц. ликвидационной ст-ти дату. 2 этап. Корректировка (при необходимости) данных бухгалтерского баланса. 3 этап. Установление подхода к ликвидации бизнеса. 4 этап. Разработка календарного графика ликвидации активов предприятия. 5 этап. Расчет валовой выручки от реализации как материальных, так и нематериальных активов путем определения их рыночной ст-ти. 6 этап. Определение и обоснование размеров затрат, связанных с ликвидацией предприятия. Выделяют прямые и косвенные издержки, связанные с ликвидацией предприятия.

Прямые — это преимущественно комиссионные вознаграждения и гонорары третьим лицам, Косвенные — это расходы на содержание активов, точнее, на поддержание их в товарной и привлекательной форме, а также доп затраты, обеспечивающие работоспособность предпр:• затраты на хранение запасов и готовой продукции до их продажи;• затраты по налогообложен, страхован и охране активов до их продажи;• выходные пособия и выплаты работникам предпр;• управленче расходы. 7 этап. Обоснование ставки дисконта выручки от продажи активов и связанных с этой операцией неизбежных затрат. 8 этап. Расчет ликвидационной ст-ти предприятия. 9 этап. Корректировка ликвид ст-ти в связи с появлением дополнительных операционных прибылей или операционных потерь. 10этап. Оц. ликвид ст-ти, приходящейся на долю собственника (акционеров). Из полученной на предыдущем этапе ликвид ст-ти вычитаются всеобязательства ликвидируемого юр лица.

 

21. Оц. пакета акций (доли) предприятия.

Всегда важно выделить два вида пакета акций – контрольный (мажоритарный) и миноритарный. Мажоритарный пакет акций подразумевает наличие более 50% акций предприятия, что даёт право владельцу осуществлять полный контроль над ним. На практике же, когда акции компании находятся у различных инвесторов, данный процент может быть и более низким. Так, например,30% Премия за контроль при расчетах по оценке пакета акций является коэффициентом, который увеличивает текущую стоимость акций из-за влияния отдельных, но берущихся во внимание факторов, а также наличия определенных свойств у оцениваемого пакета. И наоборот, скидка за недостаточный контроль при проведении процедуры оценки пакета акций означает коэффициент, который создается из-за отрицательного влияния отдельных факторов, берущихся во внимание, или по причине отсутствия необходимых свойств и характеристик. Как правило, средний показатель премии за контроль - это 30-40%, в то время как скидка за недостаточный контроль лежит в диапазоне 15-25%. По котируемым на бирже акциям скидки и премии применяются к стоимости сопоставимого пакета, а по не котируемым – к средней стоимости предыдущих сделок (если они были) или по рыночной стоимости пакета, определенной компанией расчетными методами.

Наличие существенных выгод у главных акционеров организации делают невозможным совершать простые процедуры получения стандартных финансовых результатов в целях получения результата оценки пакета акций. Таким образом, невозможно определить стоимость компании умножив лишь рыночную стоимость акций на их количество. Если один акционер будет владеть большинством голосов, то рыночная стоимость является отражением ценности меньшинства акций. Как следствие, стоимость компании вполне может оказаться приуменьшенной. Если же наблюдается два крупных акционера, которые борются за обладание контрольным пакетом, то рыночная стоимость будет находиться под влиянием контролирующих акций и стоимость компании в целом окажется преувеличенной.

Оценка доли имущества, составляющей контрольный пакет акций или не контрольный пакет является интересной информацией для потенциальных инвесторов. Но достаточно непростой задачей для оценочной компании.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 317.