Собственный капитал организации представляет собой разницу между стоимостью всего имущества организации и обязательствами организации (чистая стоимость имущества, которая в нормативном регулировании бухгалтерского учёта получила название чистых активов). Собственный капитал организации имеет сложное строение, и его структура зависит от организационно-правовой формы организации. Данный капитал может формироваться из следующих источников:
1) За счёт внесения сумм собственниками организации при её создании (уставной капитал);
2) За счёт прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты обязательных платежей (нераспределённая прибыль);
3) За счёт отчислений от прибыли после уплаты налогов по решению собственников организации (резервный капитал);
4) За счёт возникновения доходов в отчётном периоде, имеющих отношение к будущим отчётным периодам (доходы будущих периодов);
5) За счёт отнесения сумм на расходы (резервы предстоящих расходов и платежей);
6) В результате переоценки необоротных активов или в результате размещения акций (добавочный капитал).
Обязательства организации представляют собой стоимость её имущества, приобретённого в счёт обязательств организации вернуть поставщику, банку или другому кредитору деньги или ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. Имущество, полученное в счёт обязательств, находится в распоряжении организации на условиях выплаты процентов или части дохода. Обязательства бывают следующих видов:
1) Долгосрочные (кредиты и займы, срок погашения которых наступает более, чем через год);
2) Краткосрочные (кредиты и займы, срок погашения которых составляет менее года).
Среди этих хозяйственных средств особо следует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает в результате нормального хода производственного процесса. К текущей кредиторской задолженности относятся:
а) Задолженность по оплате труда (возникает в связи с тем, что зарплата начисляется по состоянию на первое число каждого месяца, а выплачивается после пятого числа следующего месяца; эти средства временно находятся в распоряжении организации);
б) Задолженность перед внебюджетными фондами (пенсионным, фондом социального страхования и фондом обязательного медицинского страхования; возникает в связи с тем, что расчёты по отчислениям в фонды (26%) производятся по состоянию на первое число месяца, а перечисление денежных средств – не позднее 15 числа следующего месяца);
в) Задолженность перед бюджетом (возникает в связи с тем, что расчёт налога на добавочную стоимость производится на первое число, а перечисление в бюджет – не позднее 20 числа следующего месяца);
г) Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками (возникает в связи с тем, что отчётные документы (акты выполненных работ и счета-фактуры) предоставляются кредиторами в следующем месяце).
Классификация хозяйственных операций и процессов деятельности организации.
Под воздействием хозяйственных операций собственный капитал организации постоянно меняется. По степени влияния на собственный капитал хозяйственные операции подразделяются на:
1) Операции, увеличивающие собственный капитал;
2) Операции, уменьшающие собственный капитал;
3) Операции, не влияющие на величину собственного капитала.
Из хозяйственных операций складываются хозяйственные процессы. В зависимости от своего экономического содержания эти процессы можно разделить на:
А) Процесс создания и приобретения средств производства (комплекс хозяйственных операций, связанных с обеспечением организации средствами труда для процесса производства);
Б) Процесс заготовления материалов (комплекс хозяйственных операций, связанных с обеспечением организации предметами труда для процесса производства);
В) Процесс производства (комплекс хозяйственных операций, превращающих предметы труда в готовую продукцию при помощи рабочей силы и средств труда);
Г) Процесс продаж (комплекс хозяйственных операций, связанных со сбытом готовой продукции и доведением её до потребителя).
Хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности организации, сопровождаютсяопределёнными результатами, которые в зависимости от своего экономического содержания получили название доходов или расходов.
Под доходами понимаются операции, приводящие к увеличению собственного капитала, а под расходами – операции, приводящие к уменьшению собственного капитала.
Сравнение доходов и расходов по истечению отчётного периода позволяет выявить финальный результат – прибыль или убыток.
Метод бухгалтерского учёта.
Метод бухгалтерского учёта включает в себя следующие элементы:
1) Элементы, связанные с организацией бухгалтерского наблюдения:
Представляют собой получение первичных сведений о всех хозяйственных процессах, происходящих в организации. Для этого бухгалтерский учёт применяет документацию и инвентаризацию.
Документы – основа учёта; в них непосредственно с натуры фиксируется любая хозяйственная операция, проводимая предпринимателем.
Любая запись в бухгалтерском учёте может быть сделана только на основании документа, но данные бухгалтерского учёта могут иногда расходиться с фактическим наличием имущества, капитала и обязательств. Для выявления этих расхождений периодически проводится инвентаризация (фактический пересчёт имущества, капитала и обязательств), а затем – сверка полученных данных с данными бухгалтерского учёта.
2) Элементы, связанные с организацией бухгалтерского измерения:
Для этого в бухгалтерском учёте применяют оценку и калькуляцию.
Оценка – способ измерения всех хозяйственных средств организации в денежном выражении.
Калькуляция – способ исчисления в денежной форме себестоимости отдельного объекта бухгалтерского учёта или отдельного хозяйственного процесса.
3) Элементы, связанные с организацией и группировкой объектов бухгалтерского учёта:
Для этого в бухгалтерском учёте применяют счета и двойную запись.
Счета – способ специальной группировки и текущего отражения изменений отдельных объектов бухгалтерского учёта.
Двойная запись – способ, позволяющий установить взаимосвязь между экономическими явлениями, которые отражены на счетах бухгалтерского учёта, т. к. любая хозяйственная операция связывает как минимум 2 экономических явления.
4) Элементы, связанные с обобщением данных учёта:
Для этого используется баланс и отчётность.
Баланс – способ обобщённого отражения и группировки имущества, капитала и обязательств в денежной оценке на определённую дату по конкретной организации.
Отчётность – способ получения итоговых данных и показателях хозяйственной деятельности организации за определённый период времени (квартал, полугодие, 9 месяцев и год).
Таким образом, метод бухгалтерского учёта представляет собой совокупность способов отражения финансово-хозяйственной деятельности организации, которая включает в себя специфические приёмы наблюдения за объектами бухгалтерского учёта, их измерения, группировки и регистрации.
БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 251.