Пассивы организации складываются из её собственного капитала и обязательств перед различными кредиторами.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Собственный капитал организации представляет собой разницу между стоимостью всего имущества организации и обязательствами организации (чистая стоимость имущества, которая в нормативном регулировании бухгалтерского учёта получила название чистых активов). Собственный капитал организации имеет сложное строение, и его структура зависит от организационно-правовой формы организации. Данный капитал может формироваться из следующих источников:

1) За счёт внесения сумм собственниками организации при её создании (уставной капитал);

2) За счёт прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты обязательных платежей (нераспределённая прибыль);

3) За счёт отчислений от прибыли после уплаты налогов по решению собственников организации (резервный капитал);

4) За счёт возникновения доходов в отчётном периоде, имеющих отношение к будущим отчётным периодам (доходы будущих периодов);

5) За счёт отнесения сумм на расходы (резервы предстоящих расходов и платежей);

6) В результате переоценки необоротных активов или в результате размещения акций (добавочный капитал).

Обязательства организации представляют собой стоимость её имущества, приобретённого в счёт обязательств организации вернуть поставщику, банку или другому кредитору деньги или ценности, эквивалентные стоимости такого имущества. Имущество, полученное в счёт обязательств, находится в распоряжении организации на условиях выплаты процентов или части дохода. Обязательства бывают следующих видов:

1) Долгосрочные (кредиты и займы, срок погашения которых наступает более, чем через год);

2) Краткосрочные (кредиты и займы, срок погашения которых составляет менее года).

Среди этих хозяйственных средств особо следует выделить текущую кредиторскую задолженность, которая возникает в результате нормального хода производственного процесса. К текущей кредиторской задолженности относятся:

а) Задолженность по оплате труда (возникает в связи с тем, что зарплата начисляется по состоянию на первое число каждого месяца, а выплачивается после пятого числа следующего месяца; эти средства временно находятся в распоряжении организации);

б) Задолженность перед внебюджетными фондами (пенсионным, фондом социального страхования и фондом обязательного медицинского страхования; возникает в связи с тем, что расчёты по отчислениям в фонды (26%) производятся по состоянию на первое число месяца, а перечисление денежных средств – не позднее 15 числа следующего месяца);

в) Задолженность перед бюджетом (возникает в связи с тем, что расчёт налога на добавочную стоимость производится на первое число, а перечисление в бюджет – не позднее 20 числа следующего месяца);

г) Кредиторская задолженность перед поставщиками и подрядчиками (возникает в связи с тем, что отчётные документы (акты выполненных работ и счета-фактуры) предоставляются кредиторами в следующем месяце).

 

Классификация хозяйственных операций и процессов деятельности организации.

Под воздействием хозяйственных операций собственный капитал организации постоянно меняется. По степени влияния на собственный капитал хозяйственные операции подразделяются на:

1) Операции, увеличивающие собственный капитал;

2) Операции, уменьшающие собственный капитал;

3) Операции, не влияющие на величину собственного капитала.

Из хозяйственных операций складываются хозяйственные процессы. В зависимости от своего экономического содержания эти процессы можно разделить на:

А) Процесс создания и приобретения средств производства (комплекс хозяйственных операций, связанных с обеспечением организации средствами труда для процесса производства);

Б) Процесс заготовления материалов (комплекс хозяйственных операций, связанных с обеспечением организации предметами труда для процесса производства);

В) Процесс производства (комплекс хозяйственных операций, превращающих предметы труда в готовую продукцию при помощи рабочей силы и средств труда);

Г) Процесс продаж (комплекс хозяйственных операций, связанных со сбытом готовой продукции и доведением её до потребителя).

Хозяйственные операции, осуществляемые в процессе деятельности организации, сопровождаютсяопределёнными результатами, которые в зависимости от своего экономического содержания получили название доходов или расходов.

Под доходами понимаются операции, приводящие к увеличению собственного капитала, а под расходами – операции, приводящие к уменьшению собственного капитала.

Сравнение доходов и расходов по истечению отчётного периода позволяет выявить финальный результат – прибыль или убыток.

Метод бухгалтерского учёта.

Метод бухгалтерского учёта включает в себя следующие элементы:

1) Элементы, связанные с организацией бухгалтерского наблюдения:

Представляют собой получение первичных сведений о всех хозяйственных процессах, происходящих в организации. Для этого бухгалтерский учёт применяет документацию и инвентаризацию.

Документы – основа учёта; в них непосредственно с натуры фиксируется любая хозяйственная операция, проводимая предпринимателем.

Любая запись в бухгалтерском учёте может быть сделана только на основании документа, но данные бухгалтерского учёта могут иногда расходиться с фактическим наличием имущества, капитала и обязательств. Для выявления этих расхождений периодически проводится инвентаризация (фактический пересчёт имущества, капитала и обязательств), а затем – сверка полученных данных с данными бухгалтерского учёта.

2) Элементы, связанные с организацией бухгалтерского измерения:

Для этого в бухгалтерском учёте применяют оценку и калькуляцию.

Оценка – способ измерения всех хозяйственных средств организации в денежном выражении.

Калькуляция – способ исчисления в денежной форме себестоимости отдельного объекта бухгалтерского учёта или отдельного хозяйственного процесса.

3) Элементы, связанные с организацией и группировкой объектов бухгалтерского учёта:

Для этого в бухгалтерском учёте применяют счета и двойную запись.

Счета – способ специальной группировки и текущего отражения изменений отдельных объектов бухгалтерского учёта.

Двойная запись – способ, позволяющий установить взаимосвязь между экономическими явлениями, которые отражены на счетах бухгалтерского учёта, т. к. любая хозяйственная операция связывает как минимум 2 экономических явления.

4) Элементы, связанные с обобщением данных учёта:

Для этого используется баланс и отчётность.

Баланс – способ обобщённого отражения и группировки имущества, капитала и обязательств в денежной оценке на определённую дату по конкретной организации.

Отчётность – способ получения итоговых данных и показателях хозяйственной деятельности организации за определённый период времени (квартал, полугодие, 9 месяцев и год).

Таким образом, метод бухгалтерского учёта представляет собой совокупность способов отражения финансово-хозяйственной деятельности организации, которая включает в себя специфические приёмы наблюдения за объектами бухгалтерского учёта, их измерения, группировки и регистрации.

БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 222.