Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в психологии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Количественный (математико-статистический) анализ – совокупность процедур, методов описания и преобразования исследовательских данных на основе использования математико-статического аппарата.

Количественный анализ подразумевает возможность обращения с результатами как с числами – применение методов вычислений.

Решившись на количественный анализ, мы можем сразу обратиться к помощи параметрической статистики или сначала провести первичную и вторичную обработку данных.

На этапе первичной обработки решаются две основные задачи: представить полученные данные в наглядной, удобной для предварительного качественного анализа форме в виде упорядоченных рядов, таблиц и гистограмм и подготовить данные для применения специфических методов вторичной обработки.

Упорядочивание (расположение чисел в порядке убывания или возрастания) позволяет выделить максимальное и минимальное количественное значение результатов, оценить, какие результаты встречаются особенно часто и т.д. Набор показателей различных психодиагностических методик, полученных по группе представляют в виде таблицы,в строках которой располагают данные обследования одного испытуемого, а в столбцах – распределение значений одного показателя по выборке. Гистограмма – это частотное распределение результатов в диапазоне изменения значений.

На этапе вторичной обработки вычисляются характеристики предмета исследования. Анализ результатов вторичной обработки позволяет нам предпочесть тот набор количественных характеристик, который будет наиболее информативен. Цель этапа вторичной обработки состоит не только в получении информации, но и в подготовке данных к возможной оценке достоверности сведений. В последнем случае мы обращаемся к помощи параметрической статистики.

Типы методов математико-статического анализа:

Методы описательной статистики направлены на описание характеристик исследуемого явления: распределения, особенностей связи и пр.

Методы статического вывода служат для установления статистической значимости данных, полученных в ходе экспериментов.

Методы преобразования данных направлены на преобразование данных с целью оптимизации их представления и анализа.

К количественным методам анализа и интерпретации (преобразования) данных относятся следующие:

1. Дисперсионный анализ позволяет выявить, насколько дисперсия зависимой переменной соотносится с дисперсией независимой переменной, т.е. указывает на ту качественную переменную, которая вызывает изменения исследуемого качества. На практике в рамках дисперсионного анализа чаще всего применяются расчеты при помощи f- критерия Фишера и t-критерия Стьюдента.

2. Корреляционный анализ выявляет связь и направление изменений зависимой и независимой переменных.

3. Факторный анализ выявляет влияние факторов, т.е. совокупности коррелирующих между собой независимых переменных на зависимые переменные.

4. Регрессионный анализ заключается в моделировании системы связей нескольких зависимых переменных в единый психометрический фактор, отражающий влияние независимой переменной на исследуемый психологический объект. При помощи регрессионной модели прогнозируется развитие фактора, причем прогноз имеет тенденцию к снижению достоверности через определенный промежуток времени.

5. Кластерный анализ позволяет выявить связь или степени подобия поведенческих реакций различных объектов по «подобию» их переменных (характеристик). В процессе кластерного анализа осуществляется группировка по определенным статистическим критериям различных «сходных» объектов (испытуемых или групп) в один класс (категорию, группу, кластер).

Качественный анализ результатов – совокупность процедур и методов описания исследовательских данных на основе теоретических умовыводов и обобщений, индивидуального опыта, интуиции, методов логического вывода.

В ходе качественного анализа результатов исследования выявляются причины возникновения того или иного психологического явления, вскрываются его существенные свойства, устанавливаются тенденции развития, определяются противоречия функционирования.

Опыт качественной обработки позволяет выделить ее следующие общие компоненты:

Ø предварительный анализ исследуемых данных,

Ø группировку однопорядковых результатов исследования,

Ø анализ взаимосвязей различных группировок,

Ø обобщающие выводы.

 

Выделяют следующие приемы качественного анализа: классификация, типологизация, систематизация, периодизация, категоризация, казуистика.

Категоризация– систематизация и дифференциация материала исследований по типам, видам, вариантам, построение схем, структур.

Казуистика– системное описание типичных и уникальных случаев, тех, которые представляют типологию, и тех, которые являются исключением.

Методы качественного анализа разделены на две группы

анализ по аналогии (при этом используются такие приемы, как обращение к личному опыту, интуиции исследователя, к ссылкам на авторитет, на результаты аналогичных исследований) и

непараметрическая статистика.

Первичная обработка «сырых» оценок для создания возможности применения непараметрической статистики производится двумя методами: классификацией(разделение объектов на классы по какому-либо критерию) и систематизацией(упорядочивание объектов внутри классов, классов между собой и множеств классов с другими множествами классов).

Интерпретация результатов

Интерпретация результатов– (от латинского interpretation – толкования, объяснения) системная процедура объяснения исследуемых феноменов на основе теоретической модели и систематизации результатов качественного и количественного анализа исследовательского материала.

Интерпретация результатов представляет собой сопоставление данных эксперимента с теоретическими положениями, которые в нем проверялись.

В зависимости от итогов интерпретации исследователь либо вносит соответствующие изменения в построение модели или в теорию, либо продолжает исследование.

 

Интерпретационные методыгенетический и структурный

Интерпретация делается на основе описания изучаемого объекта.

Фактуальное описаниеупорядоченное представление совокупности полученных фактов.

Научный факт описывается на каком-либо языке науки с помощью терминов и понятий. Их выбор определяет и выбор теории. Описание фактов (после некоторого обобщения) включается в ту или иную теорию или концепцию.

На описание влияют:

- содержание принимаемой исследователем теории,

- особенности процедуры сбора данных и измерительного инструмента,

- характер целей исследования,

- уровень глубины анализа и другое.

 

Под интерпретацией понимают две процедуры: объяснение и обобщение.

Обобщение результатов

Обобщением называют выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики. Специфические для отдельных объектов свойства отбрасываются. Этот процесс индуктивный – от частного к общему.

 

Объяснение результатов

Смыл объяснения - в выявлении сущности объекта. Объяснения в психологии сводятся к двум основным типам: редукционизму (упрощающим объяснениям) и конструктивизму (построению объяснительных моделей).

 

Формулирование выводов

Выводы содержат основную информацию о результатах научного исследования в максимально кратком и обобщенном виде.

Интерпретация результатов позволяет сделать некоторые промежуточные выводы. На их основе формулируется окончательный вывод.

Выводы должны отражать существо проблемы и быть краткими. Необходимо, чтобы они оказались согласованы с поставленными целями и задачами. Оптимальное число выводов должно быть от 3-4 до7-9. Однако возникает опасность неправомерных суждений. Это порождает проблему неверных обобщений как артефактных выводов.

Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различиях между собственными данными и результатами других авторов. В заключение исследователь интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Нужно ответить на вопрос, можно ли считать выводы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможен ли перенос полученных данных на другие ситуации, популяции и т.д.

 

Оформление научной работы

В заключение пишется научный отчет, статья, монография.

Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной работы, наглядному представлению результатов и структуре изложения.

Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты представлены на суд общественности в статье, сборнике, монографии.

При написании научной работы используются специальные лексические средства.

Структура и оформление письменного научного отчета

Письменный научный отчет –отчет по результатам научного исследования, изложенный письменно с соблюдением всех формально-логических требований научного стиля.

Существуют общие правила относительно структуры научных отчетов, продиктованные логикой научного исследования:

наличие вступления с описанием структурно-методологических элементов исследования,

теоретической части с анализом основных научных источников,

практической части с описанием исследовательских приемов и полученных результатов,

а также выводов.

Обязательными являются такие формальные элементы отчета как

титульная страница,

содержание и

список использованных источников.

Варианты текстового представления результатов исследования

ТЕКСТОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ
Тезисы научного доклада Короткое изложение основных результатов исследования, ориентированное на ознакомление научного сообщества с процедурой проведения исследования и общими результатами.
Статья в научном жур­на­ле или сборнике научных работ Представление основных результатов исследования, с указанием теоретической базы, методов и процедуры проведения, детальной интерпретацией, основательными обобщениями и выводами.
Отчет о научно-исследо­ва­тельской работе Полное и основательное представление результатов в соответствии с исследовательской программой по таким разделам: вступление, теоретическая часть, практическая часть, выводы. В отчете подаются и «сырые» данные и промежуточные результаты исследования (в приложении).
Квалификационные работы: курсовые, дип­ломные работы, диссер­тации Квалификационные научные работы являются вариантами научных отчетов, разной степени сложности. Как правило, в таких работах подаются результаты не одного исследования, а систематической исследовательской работы по изучению того или иного явления.
Монографии по резуль­татам психологических исследований Индивидуальные или коллективные работы, рассчитанные на широкий круг читателей, которые издаются в книжном виде. Содержание и структура монографий регламентируются собственно авторами и может не отвечать стандартам, например, монография может быть более популярной в изложении.

Общие требования к оформлению научного отчета

По требованиям ВАК Украины

v изложение текста на государственном языке с одной стороны листа белой бумаги формата А4; v нумерация страниц по центру вверху страницы; v базовый шрифт – Times New Romen; кегль - 14; межстрочный интервал - 1,5.   v границы полей: правое – 10-15 мм; левое – 20-35 мм; верхнее, нижнее – 20-25 мм.четкость шрифтов, таблиц, графиков и пр.; v таблицы подписываются сверху по центру, графики – снизу по центру; v выделения структурных частей работы с новой страницы большими буквами;

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 496.