Требования к инструкции. Инструкция должна четко ориентировать деятельность испытуемого, создавать у него необходимую для эксперимента установку.
Инструкциядолжна быть ясной, краткой, однозначной, простой и понятной.
Скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знаний языка.
Следует проверять, правильно ли испытуемый понял инструкцию, повторить, избегая развернутых комментариев.
Инструкция должна включать в себя мотивационный компонент. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте (денежная оплата, информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личностных проблем).
Ведение протокола исследования.
Протокол– это исследовательский документ, в котором фиксируются результаты исследования.
Как форма записи результатов, последовательности и объема их регистрации протокол должен быть полным и целенаправленным, в нем необходимо наличие как объективных, так и субъективных показателей.
В протокол заносятся данные об испытуемом, его самоотчет, наблюдения и замечания экспериментатора.
Организация процесса взаимодействия с испытуемым.
Психологический эксперимент – это всегда совместная деятельность испытуемых и экспериментатора.
Перед началом эксперимента необходимо убедиться в дееспособности испытуемого и его желании участвовать в эксперименте.
Исследовательские влияния.
Необходимо заботиться о сохранении чувства собственного достоинства и психологического комфорта участников,
исключить факторы, угрожающие их психическому и физическому здоровью,
предупреждать и устранять возможные отрицательные последствия исследовательских влияний.
Осведомленность участников (заключение согласия на участие в исследовании).
Важно информировать участников о цели, возможных последствиях и особенностях процедуры,
о правах и обязанностях сторон,
учесть возможность отказаться от исследования или выйти из него,
информировать о полученных результатах.
В процессе общения между экспериментатором и испытуемым могут возникнуть различные моменты, искажающие результаты исследования.
Личность испытуемого и ситуация психологического исследования.
Стратегии реагирования участников на экспериментальные требования:
• содействия (участники стараются выполнить требования как можно лучше);
• противодействия (участники специально искажают результаты эксперимента);
• самодемонстрации (участники стараются показать себя с наилучшей стороны).
Отношения участников к экспериментатору и ситуации эксперимента:
• положительно настроенные (участники, которые положительно относятся к эксперименту);
• отрицательно настроенные (участники, которые не ждут от эксперимента ничего доброго);
• доверчивые (участники, которые полностью доверяют экспериментатору).
Мотивы участия в психологическом исследовании:
• участники, которые надеются не изменения в лучшую сторону;
• дотошные участники (участвуют в эксперименте ради новых знаний);
• участники, которым нечем заняться (участвуют в эксперименте от скуки);
• участники, которые ищут острых впечатлений.
Влияние личности участника на эксперимент:
• Эффект Плацебо базируется на механизмах суггестии и самосуггестии. Если участники считают, что действия психолога способствуют улучшению их состояния – это действительно происходит.
• Эффект Хотторна. Изменения в поведении участников возникают вследствие внимания, которое им уделяется, а не вследствие экспериментальных влияний.
• Эффект фасилитации. В присутствии экспериментатора участники стремятся показать наилучшие результаты. Эффект ингибиции – это ухудшение результатов, сдерживание возможностей участников.
• Эффект ожидания. Изменения в реакциях участников спровоцированы ожиданиями этих изменений (оттого, что проводят эксперимент).
Влияние экспериментатора на условия
И проведение психологического исследования.
Экспериментатор является непременным и активным участником любого эксперимента, поэтому следует учитывать его неизбежное влияние на изучаемый процесс, результаты и общие выводы.
Позиция исследователя. Он должен быть компетентным, иметь соответствующее образование, опыт работы, «безоценочно», непредубежденно относиться к участникам, безусловно уважать их потребности, ценности, мировоззрение.
Эффект Пигмалиона (Розенталя) и его проявления в психологических экспериментах.
Эффект состоит в том, что исследователь, часто несознательно, искажает результаты эксперимента, поскольку стремится подтвердить первоначальную гипотезу.
Типы ошибок экспериментатора:
• занижение высоких результатов или завышение низких;
• избегание крайних оценок;
• завышение или занижение значимости одного из качеств;
• ошибки, связанные с отношением к участникам.
Сбор фактического материала
В общем случае под данными следует понимать фиксируемые параметры состояния объекта изучения.
По мнению Ж. Годфруа, данные– это элементы, подлежащие анализу, любая информация, которая может быть классифицирована с целью обработки.
Сбор данных должен соответствовать намеченному плану исследования, в котором определяется алгоритм соответствующих действий. Следует стремиться к повышению степени формализации и алгоритмизации процесса сбора данных.
Обязателен протокол исследования.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 341.