Инструктирование и мотивирование испытуемого.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Требования к инструкции. Инструкция должна четко ориентировать деятельность испытуемого, создавать у него необходимую для эксперимента установку.

 

Инструкциядолжна быть ясной, краткой, однозначной, простой и понятной.

Скорость понимания инструкции зависит от индивидуальных когнитивных способностей, особенностей темперамента, знаний языка.

Следует проверять, правильно ли испытуемый понял инструкцию, повторить, избегая развернутых комментариев.

 

Инструкция должна включать в себя мотивационный компонент. Испытуемый должен знать, какие возможности предоставляет ему участие в эксперименте (денежная оплата, информация о его способностях и личностных чертах, помощь в решении личностных проблем).

 

 

Ведение протокола исследования.

Протокол– это исследовательский документ, в котором фиксируются результаты исследования.

Как форма записи результатов, последовательности и объема их регистрации протокол должен быть полным и целенаправленным, в нем необходимо наличие как объективных, так и субъективных показателей.

В протокол заносятся данные об испытуемом, его самоотчет, наблюдения и замечания экспериментатора.

 

 

Организация процесса взаимодействия с испытуемым.

Психологический эксперимент – это всегда совместная деятельность испытуемых и экспериментатора.

Перед началом эксперимента необходимо убедиться в дееспособности испытуемого и его желании участвовать в эксперименте.

 

Исследовательские влияния.

Необходимо заботиться о сохранении чувства собственного достоинства и психологического комфорта участников,

исключить факторы, угрожающие их психическому и физическому здоровью,

предупреждать и устранять возможные отрицательные последствия исследовательских влияний.

 

Осведомленность участников (заключение согласия на участие в исследовании).

Важно информировать участников о цели, возможных последствиях и особенностях процедуры,

о правах и обязанностях сторон,

учесть возможность отказаться от исследования или выйти из него,

информировать о полученных результатах.

 

В процессе общения между экспериментатором и испытуемым могут возникнуть различные моменты, искажающие результаты исследования.

 

 

Личность испытуемого и ситуация психологического исследования.

Стратегии реагирования участников на экспериментальные требования:

• содействия (участники стараются выполнить требования как можно лучше);

• противодействия (участники специально искажают результаты эксперимента);

• самодемонстрации (участники стараются показать себя с наилучшей стороны).

Отношения участников к экспериментатору и ситуации эксперимента:

• положительно настроенные (участники, которые положительно относятся к эксперименту);

• отрицательно настроенные (участники, которые не ждут от эксперимента ничего доброго);

• доверчивые (участники, которые полностью доверяют экспериментатору).

Мотивы участия в психологическом исследовании:

• участники, которые надеются не изменения в лучшую сторону;

• дотошные участники (участвуют в эксперименте ради новых знаний);

• участники, которым нечем заняться (участвуют в эксперименте от скуки);

• участники, которые ищут острых впечатлений.

Влияние личности участника на эксперимент:

Эффект Плацебо базируется на механизмах суггестии и самосуггестии. Если участники считают, что действия психолога способствуют улучшению их состояния – это действительно происходит.

Эффект Хотторна. Изменения в поведении участников возникают вследствие внимания, которое им уделяется, а не вследствие экспериментальных влияний.

Эффект фасилитации. В присутствии экспериментатора участники стремятся показать наилучшие результаты. Эффект ингибиции – это ухудшение результатов, сдерживание возможностей участников.

Эффект ожидания. Изменения в реакциях участников спровоцированы ожиданиями этих изменений (оттого, что проводят эксперимент).

Влияние экспериментатора на условия

И проведение психологического исследования.

Экспериментатор является непременным и активным участником любого эксперимента, поэтому следует учитывать его неизбежное влияние на изучаемый процесс, результаты и общие выводы.

Позиция исследователя. Он должен быть компетентным, иметь соответствующее образование, опыт работы, «безоценочно», непредубежденно относиться к участникам, безусловно уважать их потребности, ценности, мировоззрение.

 

Эффект Пигмалиона (Розенталя) и его проявления в психологических экспериментах.

Эффект состоит в том, что исследователь, часто несознательно, искажает результаты эксперимента, поскольку стремится подтвердить первоначальную гипотезу.

 

Типы ошибок экспериментатора:

• занижение высоких результатов или завышение низких;

• избегание крайних оценок;

• завышение или занижение значимости одного из качеств;

• ошибки, связанные с отношением к участникам.

 

Сбор фактического материала

В общем случае под данными следует понимать фиксируемые параметры состояния объекта изучения.

По мнению Ж. Годфруа, данные– это элементы, подлежащие анализу, любая информация, которая может быть классифицирована с целью обработки.

Сбор данных должен соответствовать намеченному плану исследования, в котором определяется алгоритм соответствующих действий. Следует стремиться к повышению степени формализации и алгоритмизации процесса сбора данных.

Обязателен протокол исследования.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 300.