План ответа на вопрос
Организация психологического исследования.
Общие принципы психологического исследования. Этапы научного исследования. Этические проблемы психологического исследования. Постановка проблемы. Определение предмета и объекта исследования. Формулирование цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы. Выбор измерительного инструмента. Измерение в психологии. Психологическое шкалирование. Типы шкал. Планирование исследования. Проведение исследования. Подготовка исследования. Инструктирование и мотивирование испытуемого. Ведение протокола исследования. Организация процесса взаимодействия с испытуемым. Личность испытуемого и ситуация психологического исследования. Влияние экспериментатора на условия и проведение психологического исследования. Сбор фактического материала. Форма представления фактического материала. Обработка эмпирических данных. Интерпретация результатов. Обобщение результатов. Объяснение результатов. Формулирование выводов. Оформление научной работы.
5. Организация психологического исследования.
Общие принципы психологического исследования. Этические проблемы психологического исследования. Постановка проблемы. Формулирование цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы. Определение предмета и объекта исследования. Выбор измерительного инструмента. Требования к гипотезе, инструкции, стимульным материалам. Измерение в психологии. Психологическое шкалирование. Локализация точки на шкале (нольмерное шкалирование). Одномерное шкалирование. Метод балльных оценок. Метод парных сравнений. Модель Терстоуна. Методы прямой оценки. Многомерное шкалирование. Факторный анализ. Метрическое и неметрическое шкалирование. Типы шкал. Планирование исследования. Организация процесса взаимодействия с испытуемым. Мотивирование и инструктирование испытуемого. Ведение протокола исследования. Влияние экспериментатора на условия и проведение экспериментального психологического исследования. Личность испытуемого и ситуация психологического исследования. Сбор фактического материала. Форма представления фактического материала. Обработка эмпирических данных. Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в психологии. Интерпретация результатов. Объяснение результатов. Обобщение результатов. Оформление научной работы.
Общие принципы психологического исследования
Научное исследование – методологически и теоретически обоснованное, логическое и имеет определенную структуру. Система методологических принципов обеспечивает целостный характер исследования как научного способа познания мира. Логика исследования зависит от избранного способа познания – метода. Структура исследования определяется его техникой (методикой исследования) – конкретными шагами, которые осуществляет исследователь в процессе изучения того или другого явления.
Принцип научной парадигмы.При планировании эксперимента исследователь ориентируется на те формы и способы организации научного знания (научную парадигму), которые являются передовыми.
Принцип объективности.При планировании и проведении эксперимента, с целью предотвращения влияния субъективных факторов, исследователь ориентируется на научные нормативы, выбирает адекватные экспериментальные планы и использует строгие способы контроля переменных.
Принцип гипотетического мышления.Обязательным этапом исследования является выдвижение гипотез.
Принцип инструментальной адекватности.Метод исследования психической реальности должен быть четко выверенным, соответствующим деонтологическим нормам науки, потребностям исследования, таким, который не искажает его предмет и не влияет на результаты.
Принцип валидности научных выводов.Выводы исследования являются научно ценными при условии своей валидности – внутреннего соответствия, правильности и возможности обобщения. Валидность обеспечивается адекватным планированием и интерпретацией результатов.
Принцип индуктивно-дедуктивного мышления.В эксперименте индуктивно формулируется предположение про каузальную связь, для проверки которого дедуктивным путем выдвигается экспериментальная гипотеза.
Этапы научного исследования
I. Постановка научной проблемы(формулирование темы, общей гипотезы, цели, определение объекта и предмета исследования).
II. Теоретический анализ проблемы (определение методологических основ исследования, теоретический анализ предметного поля исследования, анализ близких исследований, разработка авторской модели исследуемого явления).
III. Формулирование гипотез (выдвижение гипотез, формулирование задач исследования).
IV. Планирование и проведение исследования (разработка логической и хронологической схемы эксперимента, выбор стратегии и плана эксперимента, способов контроля, определение состава и количества испытуемых или числа измерений, отбор испытуемых, разработка и заключение на согласие участия в эксперименте, деонтологический анализ исследования, анализ временных затрат, материальной базы и ресурсов, выбор методов измерения экспериментального эффекта, протоколирование исследования, разработка плана математической обработки).
V. Анализ и интерпретация полученных результатов (качественный и количественный анализ данных, проверка значимости результатов исследования, интерпретация результатов исследования).
VI. Формулирование выводов (формулирование теоретических выводов, разработка практических рекомендаций).
Постановка проблемы
Постановка проблемы исследования– это начало исследования, запрос, который лежит в его основе. Перед тем как планировать и проводить исследование необходимо определиться с темой работы.
Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему – значит выйти за эту границу.
Научная проблема – четко очерченный круг вопросов (почему? каким образом? при каких условиях?), которые охватывают основную идею и общее направление исследования. Научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.
Типы проблем: реальные (решение которых дает практически значимый результат); псевдопроблемы (малосодержательные); риторические проблемы (не имеющие решения).
Источники научных проблем:
• недостаточность (дефицит) научного знания о реальности;
• противоречия (парадоксы) в научном знании;
• эволюционное развитие научного знания;
• революционное развитие научного знания.
Постановка научной проблемы предполагает:
1. обнаружение существования дефицита знаний;
2. осознание потребности в устранении дефицита;
3. описание проблемной ситуации на естественном языке;
4. формулирование проблемы в научных терминах.
Базовые характеристики научной проблемы:
o Формулируется в научных категориях – терминах и понятиях
o Предусматривает возможность операционализации
o Имплицитно (внутренне) содержит путь собственного решения
o Предусматривает получение нового знания
o Решение проблемы приводит к получению научно значимого результата
Выдвижение гипотезы
Гипотеза– это утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.
Гипотеза– логическое предположение о существовании явления, причинах его возникновения или о наличии и характере связи между двумя или больше явлениями.
Под гипотезой понимают как само предположение, так и его содержание.
Характеристики научной гипотезы:
o Операционализированность (возможность представления в виде операций практического исследования; возможность эмпирической проверки);
o Простота (возможность простого объяснения исследуемого явления);
o Средний уровень обобщенности (возможность охвата определенного круга явлений, так как слишком общая гипотеза исключает возможность операционализации, а слишком узкая – упрощает исследуемое явление);
o Фундаментальность (базирование на предыдущих, эмпирически проверенных и теоретически обоснованных знаниях).
Признаки научно правильной (продуктивной, «хорошей») гипотезы:
Ø Адекватность (гипотеза может отвечать проблеме, теоретической основе исследования, его цели и задачам, адекватно отображать психическую реальность);
Ø Правдоподобность (правдивость) (гипотеза может содержать логику здравого смысла и базироваться на уже известных, доказанных фактах, не противоречить научным данным, хотя в ней могут быть элементы и нового знания);
Ø Проверяемость (гипотеза лишь тогда становится научно ценной, когда ее можно проверить повторно.
Типология гипотез
Теоретические гипотезы входят в структуру теории в качестве основных частей для устранения внутренних противоречий в теории, для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов.
Эмпирические гипотезы являются допущениями, подлежащими экспериментальной проверке.
Экспериментальные гипотезы выдвигаются для решения проблем методом экспериментального исследования.
По происхождению экспериментальные гипотезы могут быть:
• теоретически обоснованные (допущения, основанные на теории или модели реальности)служат для проверки прогнозов следствий этих моделей;
• соотнесенные с теорией (допущения, имплицитно выведенные из теории) служат для проверки моделей, но основываются не на уже существующей теории, а на интуитивном принципе исследователя: «А почему бы не так?»;
• собственно эмпирические (допущения без связи с теорией) выдвигаются безотносительно к какой-либо модели, а формулируются для проверки данного случая.
По содержанию экспериментальные гипотезы могут быть:
• констатирующие (допущения про существование явления) направлены на проверку явления (факта),
• корреляционные (допущение про существование связи) между явлениями (проверяются в ходе корреляционного исследования),
• каузальные (допущение про причинную связь между явлениями (проверяются в ходе собственно эксперимента).
По логике развития гипотез в научном исследовании:
Ø Общая гипотеза (теоретическая гипотеза, которая базируется на проблеме исследования и общих теоретических знаниях)
Ø Гипотеза исследования (конкретизированная и операционализированная гипотеза, выведенная на основе общей гипотеза)
Ø Статистическая гипотеза (математически проверенная и статистически доказанная гипотеза про особенности связи между явлениями)
Гипотезы научные являются предполагаемыми решениями проблем.
Гипотезы статистические являются утверждениями в отношении названного параметра, сформулированными на языке статистики.
По способу обоснования гипотезы разделяются
на индуктивные, имеющие эмпирическое обоснование и рождаемые из наблюдения за отдельными фактами,
и дедуктивные, формулируемые на основе уже известных теоретических положений. Служат основным инструментом гипотетико-дедуктивного метода.
Особенности проверки гипотез:
- возможность операционализации;
- возможность прямой или косвенной проверки;
- частичность проверки.
Измерение в психологии
Понятия шкалирования и измерения еще не получили однозначного толкования среди специалистов. Одни считают их синонимами, другие строго разграничивают.
Измерениемв широком смысле считают весь процесс измерения-эксперимента от постановки задачи до интерпретации результатов и выводов.
Измерение в узком смысле – непосредственное получение «сырых» результатов – непосредственных реакций испытуемых, регистрируемых в процессе измерения-эксперимента, т.е. эмпирическая процедура получения результатов.
В основе психологических измерений лежит понимание измерения как отражение структуры измеряемого объекта. Предмет психологического измерения – это часть обобщенного образа, активизированный стимульным набором согласно предложенному критерию оценки.
Типы шкал
С.С. Стивенс предложил четыре типа шкал, которые, по его мнению, вполне удовлетворяют потребности измерений в психологии.
1. Шкала наименований (номинативная, номинальная). Получается приписыванием объекту любого отличительного знака. При «измерениях» на этом уровне редко используются числа. Здесь важно установить подобие или различие объектов относительно какого-либо признака, т.е. качественную однородность признака. Категории обозначаются вербально, они имеют имена. Главная тенденция – модальная величина. Пример: мужской и женский пол.
2. Шкала порядка (ординарная, ранговая).Объекты можно упорядочить по степени выраженности какого-нибудь признака.Указывает лишь последовательность носителей признака и направление выраженности признака. Дает возможность провести градацию. Шкала оценок порядковая, т.к. интервалы между отдельными ступенями, например, 5-балльной системы, в целом не отражают разрыва между реальными результатами. Пример: Ученик А в данном классе лучше ученика Б, а этот, в свою очередь, лучше ученика В. Если действовать корректно, то на основании отметок вычислять среднюю арифметическую нельзя. Главная тенденция – медиана (средняя величина).
3. Шкала интервалов.В этой шкале можно говорить не только что А больше В, но и на сколько больше. Имеет равные расстояния между делениями, они равноудалены друг от друга; и тем не мене мы не можем установить пропорций (соотношений) с помощью значений этой шкалы (температура 50 градусов не выше температуры в 25 градусов). Точка отсчета и в тщательно сконструированных и стандартизированных тестах интеллекта устанавливается произвольно (и в отличие от температуры абсолютная точка отсчета неизвестна, даже если не решена ни одна задача, мы не можем утверждать, что умственное развитие испытуемого равно нулю). Главная тенденция – средняя арифметическая.
4. Шкала отношений (пропорций, равных отношений).В ней значения шкалы не только равны, но и соотнесены также с естественной и непроизвольно выбранной точкой отсчета (т.е. значению «0» соответствует также величина признака «0»). В сфере общественных наук. Главная тенденция – средняя арифметическая и средняя геометрическая).
Планирование исследования
Исследовательская программа – это детализированная схема исследования, которая раскрывает логику перехода теоретического осмысления проблемы к ее практическому изучению с включением полученных результатов в систему научного знания.
Этапы исследовательской программы базируются на структуре научного исследования и отображают его логику.
Планирование исследования позволяет
составить логическую и хронологическую схему эксперимента,
определить состав и количество испытуемых или число измерений,
разработать план математической обработки.
Отбор испытуемых должен быть продиктован и задачей, и методикой эксперимента.
Проведение исследования
Создание необходимой рабочей обстановки в ходе исследования предполагает строгое единообразие условий эксперимента, строгое распределение обязанностей, учет взаимодействий между испытуемым и экспериментатором.
В инструкции экспериментатора зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. В ходе эксперимента исследователь зачитывает инструкцию, организует процесс взаимодействия с испытуемым, проводит (если необходимо) обучающую серию.
Ассистент берет на себя вспомогательные задачи: ведет протокол, наблюдает за поведением испытуемого и его состоянием, эмоциональными реакциями, за отклонениями от стандартной процедуры, следит за работой аппаратуры.
Завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. С испытуемым проводится беседа и выражается признательность за участие в исследовании.
Подготовка исследования.
Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование.
Соответствующее помещение (лаборатория) обеспечивает достаточную изоляцию от окружающей среды.
Техническое оборудование (аппаратура) является показателем уровня оснащенности лаборатории и точности эксперимента.
Сбор фактического материала
В общем случае под данными следует понимать фиксируемые параметры состояния объекта изучения.
По мнению Ж. Годфруа, данные– это элементы, подлежащие анализу, любая информация, которая может быть классифицирована с целью обработки.
Сбор данных должен соответствовать намеченному плану исследования, в котором определяется алгоритм соответствующих действий. Следует стремиться к повышению степени формализации и алгоритмизации процесса сбора данных.
Обязателен протокол исследования.
Интерпретация результатов
Интерпретация результатов– (от латинского interpretation – толкования, объяснения) системная процедура объяснения исследуемых феноменов на основе теоретической модели и систематизации результатов качественного и количественного анализа исследовательского материала.
Интерпретация результатов представляет собой сопоставление данных эксперимента с теоретическими положениями, которые в нем проверялись.
В зависимости от итогов интерпретации исследователь либо вносит соответствующие изменения в построение модели или в теорию, либо продолжает исследование.
Интерпретационные методы – генетический и структурный
Интерпретация делается на основе описания изучаемого объекта.
Фактуальное описание – упорядоченное представление совокупности полученных фактов.
Научный факт описывается на каком-либо языке науки с помощью терминов и понятий. Их выбор определяет и выбор теории. Описание фактов (после некоторого обобщения) включается в ту или иную теорию или концепцию.
На описание влияют:
- содержание принимаемой исследователем теории,
- особенности процедуры сбора данных и измерительного инструмента,
- характер целей исследования,
- уровень глубины анализа и другое.
Под интерпретацией понимают две процедуры: объяснение и обобщение.
Обобщение результатов
Обобщением называют выявление для группы объектов (явлений) наиболее существенных черт, определяющих их важнейшие качественные характеристики. Специфические для отдельных объектов свойства отбрасываются. Этот процесс индуктивный – от частного к общему.
Объяснение результатов
Смыл объяснения - в выявлении сущности объекта. Объяснения в психологии сводятся к двум основным типам: редукционизму (упрощающим объяснениям) и конструктивизму (построению объяснительных моделей).
Формулирование выводов
Выводы содержат основную информацию о результатах научного исследования в максимально кратком и обобщенном виде.
Интерпретация результатов позволяет сделать некоторые промежуточные выводы. На их основе формулируется окончательный вывод.
Выводы должны отражать существо проблемы и быть краткими. Необходимо, чтобы они оказались согласованы с поставленными целями и задачами. Оптимальное число выводов должно быть от 3-4 до7-9. Однако возникает опасность неправомерных суждений. Это порождает проблему неверных обобщений как артефактных выводов.
Исследователь сопоставляет свои выводы с выводами других авторов, высказывает гипотезы о причинах сходства или различиях между собственными данными и результатами других авторов. В заключение исследователь интерпретирует свои выводы в терминах теоретической гипотезы. Нужно ответить на вопрос, можно ли считать выводы подтверждением или опровержением той или иной теории. Возможен ли перенос полученных данных на другие ситуации, популяции и т.д.
Оформление научной работы
В заключение пишется научный отчет, статья, монография.
Существуют определенные требования к оформлению рукописной научной работы, наглядному представлению результатов и структуре изложения.
Исследование считается завершенным, если экспериментальная гипотеза опровергнута или не опровергнута с заданной надежностью, а результаты представлены на суд общественности в статье, сборнике, монографии.
При написании научной работы используются специальные лексические средства.
Структура и оформление письменного научного отчета
Письменный научный отчет –отчет по результатам научного исследования, изложенный письменно с соблюдением всех формально-логических требований научного стиля.
Существуют общие правила относительно структуры научных отчетов, продиктованные логикой научного исследования:
наличие вступления с описанием структурно-методологических элементов исследования,
теоретической части с анализом основных научных источников,
практической части с описанием исследовательских приемов и полученных результатов,
а также выводов.
Обязательными являются такие формальные элементы отчета как
титульная страница,
содержание и
список использованных источников.
Варианты текстового представления результатов исследования
ТЕКСТОВОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ | ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ |
Тезисы научного доклада | Короткое изложение основных результатов исследования, ориентированное на ознакомление научного сообщества с процедурой проведения исследования и общими результатами. |
Статья в научном журнале или сборнике научных работ | Представление основных результатов исследования, с указанием теоретической базы, методов и процедуры проведения, детальной интерпретацией, основательными обобщениями и выводами. |
Отчет о научно-исследовательской работе | Полное и основательное представление результатов в соответствии с исследовательской программой по таким разделам: вступление, теоретическая часть, практическая часть, выводы. В отчете подаются и «сырые» данные и промежуточные результаты исследования (в приложении). |
Квалификационные работы: курсовые, дипломные работы, диссертации | Квалификационные научные работы являются вариантами научных отчетов, разной степени сложности. Как правило, в таких работах подаются результаты не одного исследования, а систематической исследовательской работы по изучению того или иного явления. |
Монографии по результатам психологических исследований | Индивидуальные или коллективные работы, рассчитанные на широкий круг читателей, которые издаются в книжном виде. Содержание и структура монографий регламентируются собственно авторами и может не отвечать стандартам, например, монография может быть более популярной в изложении. |
Общие требования к оформлению научного отчета
По требованиям ВАК Украины
v изложение текста на государственном языке с одной стороны листа белой бумаги формата А4; v нумерация страниц по центру вверху страницы; v базовый шрифт – Times New Romen; кегль - 14; межстрочный интервал - 1,5. | v границы полей: правое – 10-15 мм; левое – 20-35 мм; верхнее, нижнее – 20-25 мм.четкость шрифтов, таблиц, графиков и пр.; v таблицы подписываются сверху по центру, графики – снизу по центру; v выделения структурных частей работы с новой страницы большими буквами; |
Оформление ссылок в научном отчете
Одномерное шкалирование.
Метод балльных оценок.
Метод парных сравнений.
Модель Терстоуна.
Методы прямой оценки.
Многомерное шкалирование.
Факторный анализ.
План ответа на вопрос
Организация психологического исследования.
Общие принципы психологического исследования. Этапы научного исследования. Этические проблемы психологического исследования. Постановка проблемы. Определение предмета и объекта исследования. Формулирование цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы. Выбор измерительного инструмента. Измерение в психологии. Психологическое шкалирование. Типы шкал. Планирование исследования. Проведение исследования. Подготовка исследования. Инструктирование и мотивирование испытуемого. Ведение протокола исследования. Организация процесса взаимодействия с испытуемым. Личность испытуемого и ситуация психологического исследования. Влияние экспериментатора на условия и проведение психологического исследования. Сбор фактического материала. Форма представления фактического материала. Обработка эмпирических данных. Интерпретация результатов. Обобщение результатов. Объяснение результатов. Формулирование выводов. Оформление научной работы.
5. Организация психологического исследования.
Общие принципы психологического исследования. Этические проблемы психологического исследования. Постановка проблемы. Формулирование цели и задач исследования. Выдвижение гипотезы. Определение предмета и объекта исследования. Выбор измерительного инструмента. Требования к гипотезе, инструкции, стимульным материалам. Измерение в психологии. Психологическое шкалирование. Локализация точки на шкале (нольмерное шкалирование). Одномерное шкалирование. Метод балльных оценок. Метод парных сравнений. Модель Терстоуна. Методы прямой оценки. Многомерное шкалирование. Факторный анализ. Метрическое и неметрическое шкалирование. Типы шкал. Планирование исследования. Организация процесса взаимодействия с испытуемым. Мотивирование и инструктирование испытуемого. Ведение протокола исследования. Влияние экспериментатора на условия и проведение экспериментального психологического исследования. Личность испытуемого и ситуация психологического исследования. Сбор фактического материала. Форма представления фактического материала. Обработка эмпирических данных. Количественный и качественный анализ результатов эмпирического исследования в психологии. Интерпретация результатов. Объяснение результатов. Обобщение результатов. Оформление научной работы.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 231.