Общие принципы психологического исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научное исследование – методологически и теоретически обо­сно­ван­ное, логическое и имеет определенную структуру. Система методо­логи­чес­ких принципов обеспечивает целостный характер исследования как научно­го способа познания мира. Логика исследования зависит от избранного способа познанияметода. Структура исследования определяется его техникой (методикой исследования)конкретными шагами, которые осуществляет исследователь в процессе изучения того или другого явления.

Принцип научной парадигмы.При планировании эксперимента исследователь ориентируется на те формы и способы организации научного знания (научную парадигму), которые являются передовыми.

Принцип объективности.При планировании и проведении эксперимента, с целью предотвращения влияния субъективных факторов, исследователь ориентируется на научные нормативы, выбирает адекватные экспериментальные планы и использует строгие способы контроля переменных.

Принцип гипотетического мышления.Обязательным этапом исследования является выдвижение гипотез.

Принцип инструментальной адекватности.Метод исследования психической реальности должен быть четко выверенным, соответствующим деонтологическим нормам науки, потребностям исследования, таким, который не искажает его предмет и не влияет на результаты.

Принцип валидности научных выводов.Выводы исследования являются научно ценными при условии своей валидности – внутреннего соответствия, правильности и возможности обобщения. Валидность обеспечивается адекватным планированием и интерпретацией результатов.

Принцип индуктивно-дедуктивного мышления.В эксперименте индуктивно формулируется предположение про каузальную связь, для проверки которого дедуктивным путем выдвигается экспериментальная гипотеза.

Этапы научного исследования

I. Постановка научной проблемы(формулирование темы, общей гипотезы, цели, определение объекта и предмета исследования).

 

II. Теоретический анализ проблемы (определение методологических основ исследования, теоретический анализ предметного поля исследования, анализ близких исследований, разработка авторской модели исследуемого явления).

 

III. Формулирование гипотез (выдвижение гипотез, формулирование задач исследования).

 

IV. Планирование и проведение исследования (разработка логической и хронологической схемы эксперимента, выбор стратегии и плана эксперимента, способов контроля, определение состава и количества испытуемых или числа измерений, отбор испытуемых, разработка и заключение на согласие участия в эксперименте, деонтологический анализ исследования, анализ временных затрат, материальной базы и ресурсов, выбор методов измерения экспериментального эффекта, протоколирование исследования, разработка плана математической обработки).

 

V. Анализ и интерпретация полученных результатов (качественный и количественный анализ данных, проверка значимости результатов исследования, интерпретация результатов исследования).

 

VI. Формулирование выводов (формулирование теоретических выводов, разработка практических рекомендаций).

 

Этические проблемы психологического исследования

Деонтология – наука про долг, моральные обязательства и профессиональную этику.

Деонтологический анализ – анализ исследования на соответствие основным правилам профессиональной этики.

 

При работе с испытуемым необходимо:

1. Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он мог в состоянии принять ответственное решение о своем участии.

2. Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.

3. Заботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.

4. Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

5. Психолог имеет право браться за решение только тех задач, которые входят в его компетенцию.

6. Обосновывать и решать вопрос о научной целесообразности исследованийс риском негативных влияний и использования обмана в исследовании.

 

Психологи должны осуществлять свои замыслы с уважением к людям, заботиться об их достоинстве и благополучии.

Самый подробный этический кодекс разработан и принят Американской психологической ассоциацией (АРА). Основные его положения есть в книге В.Н. Дружинина «Экспериментальная психология». Проект Российского этического кодекса психолога опубликован в книге «Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии».

 

Постановка проблемы

Постановка проблемы исследования– это начало исследования, запрос, который лежит в его основе. Перед тем как планировать и проводить исследование необходимо определиться с темой работы.

Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе извест­но­го и неизвестного. Поставить проблему – значит выйти за эту границу.

Научная проблема – четко очерченный круг вопросов (почему? каким образом? при каких условиях?), которые охватывают основную идею и общее направление исследования. Научная проблема – это противоречивая ситуация, требующая разрешения.

Типы проблем: реальные (решение которых дает практически значимый результат); псевдопроблемы (малосодержательные); риторические проблемы (не имеющие решения).

Источники научных проблем:

• недостаточность (дефицит) научного знания о реальности;

• противоречия (парадоксы) в научном знании;

• эволюционное развитие научного знания;

• революционное развитие научного знания.

Постановка научной проблемы предполагает:

1. обнаружение существования дефицита знаний;

2. осознание потребности в устранении дефицита;

3. описание проблемной ситуации на естественном языке;

4. формулирование проблемы в научных терминах.

Базовые характеристики научной проблемы:

o Формулируется в научных категориях – терминах и понятиях

o Предусматривает возможность операционализации

o Имплицитно (внутренне) содержит путь собственного решения

o Предусматривает получение нового знания

o Решение проблемы приводит к получению научно значимого результата

Дата: 2016-10-02, просмотров: 228.