Определение предмета и объекта исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В определении объекта и предмета исследования имеют место два исследовательских подхода.

1-й подход реализуется через отношение общего и частного (целого и части), когда

объектом исследования становится процесс (явление), порождающий проблемную ситуацию и избранный для изучения,

предметом исследования – то, что находится на границе объекта.

 

При 2-м подходе

объектом исследования является тот, кто исследуется: индивид, группа людей, общность людей и т.п.,

предметом исследования – то, что познается: свойства, стороны, отношения реальных объектов.

Формулирование цели и задач исследования

Цель исследования определяется как желаемый конечный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.

 

В психологии имеют место следующие виды целей исследования:

- Определение характеристик явления.

- Выявление взаимосвязи психических явлений.

- Изучение возрастной динамики явления.

- Описание нового феномена, эффекта.

- Обобщения.

- Создание классификации, типологии.

- Создание методики.

 

Задачи — решение проблемы предполагает пошаговое движение от незнания к знанию, от абстракции более высокого поряд­ка к абстракции низкого порядка; задачи задают алгоритм решения проблемы, проверки гипотезы.

Задачи исследования – это цели второго порядка, через решение которых можно достичь конечной цели.

Задачи исследования – это конкретизация его цели. Они согласовываются с темой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования. Каждая задача должна быть узкой и конкретной.

 

 

Выдвижение гипотезы

Гипотеза– это утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

Гипотеза– логическое предположение о существовании явления, причинах его возникновения или о наличии и характере связи между двумя или больше явлениями.

Под гипотезой понимают как само предположение, так и его содержание.

Характеристики научной гипотезы:

o Операционализированность (возможность представления в виде операций практического исследования; возможность эмпирической проверки);

o Простота (возможность простого объяснения исследуемого явления);

o Средний уровень обобщенности (возможность охвата определенного круга явлений, так как слишком общая гипотеза исключает возможность операционализации, а слишком узкая – упрощает исследуемое явление);

o Фундаментальность (базирование на предыдущих, эмпирически проверенных и теоретически обоснованных знаниях).

 

Признаки научно правильной (продуктивной, «хорошей») гипотезы:

Ø Адекватность (гипотеза может отвечать проблеме, теоретической основе исследования, его цели и задачам, адекватно отображать психическую реальность);

Ø Правдоподобность (правдивость) (гипотеза может содержать логику здравого смысла и базироваться на уже известных, доказанных фактах, не противоречить научным данным, хотя в ней могут быть элементы и нового знания);

Ø Проверяемость (гипотеза лишь тогда становится научно ценной, когда ее можно проверить повторно.

Типология гипотез

Теоретические гипотезы входят в структуру теории в качестве основных частей для устранения внутренних противоречий в теории, для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов.

Эмпирические гипотезы являются допущениями, подлежащими экспериментальной проверке.

Экспериментальные гипотезы выдвигаются для решения проблем методом экспериментального исследования.

 

По происхождению экспериментальные гипотезы могут быть:

теоретически обоснованные (допущения, основанные на теории или модели реальности)служат для проверки прогнозов следствий этих моделей;

соотнесенные с теорией (допущения, имплицитно выведенные из теории) служат для проверки моделей, но основываются не на уже существующей теории, а на интуитивном принципе исследователя: «А почему бы не так?»;

собственно эмпирические (допущения без связи с теорией) выдвигаются безотносительно к какой-либо модели, а формулируются для проверки данного случая.

 

По содержанию экспериментальные гипотезы могут быть:

констатирующие (допущения про существование явления) направлены на проверку явления (факта),

корреляционные (допущение про существование связи) между явлениями (проверяются в ходе корреляционного исследования),

каузальные (допущение про причинную связь между явлениями (проверяются в ходе собственно эксперимента).

По логике развития гипотез в научном исследовании:

Ø Общая гипотеза (теоретическая гипотеза, которая базируется на проблеме исследования и общих теоретических знаниях)

Ø Гипотеза исследования (конкретизированная и операционализированная гипотеза, выведенная на основе общей гипотеза)

Ø Статистическая гипотеза (математически проверенная и статистически доказанная гипотеза про особенности связи между явлениями)

Гипотезы научные являются предполагаемыми решениями проблем.

Гипотезы статистические являются утверждениями в отношении названного параметра, сформулированными на языке статистики.

 

По способу обоснования гипотезы разделяются

на индуктивные, имеющие эмпирическое обоснование и рождаемые из наблюдения за отдельными фактами,

и дедуктивные, формулируемые на основе уже известных теоретических положений. Служат основным инструментом гипотетико-дедуктивного метода.

 

Особенности проверки гипотез:

- возможность операционализации;

- возможность прямой или косвенной проверки;

- частичность проверки.

Дата: 2016-10-02, просмотров: 209.