В определении объекта и предмета исследования имеют место два исследовательских подхода.
1-й подход реализуется через отношение общего и частного (целого и части), когда
объектом исследования становится процесс (явление), порождающий проблемную ситуацию и избранный для изучения,
предметом исследования – то, что находится на границе объекта.
При 2-м подходе
объектом исследования является тот, кто исследуется: индивид, группа людей, общность людей и т.п.,
предметом исследования – то, что познается: свойства, стороны, отношения реальных объектов.
Формулирование цели и задач исследования
Цель исследования определяется как желаемый конечный результат. Она может быть теоретико-познавательной или практической, прикладной.
В психологии имеют место следующие виды целей исследования:
- Определение характеристик явления.
- Выявление взаимосвязи психических явлений.
- Изучение возрастной динамики явления.
- Описание нового феномена, эффекта.
- Обобщения.
- Создание классификации, типологии.
- Создание методики.
Задачи — решение проблемы предполагает пошаговое движение от незнания к знанию, от абстракции более высокого порядка к абстракции низкого порядка; задачи задают алгоритм решения проблемы, проверки гипотезы.
Задачи исследования – это цели второго порядка, через решение которых можно достичь конечной цели.
Задачи исследования – это конкретизация его цели. Они согласовываются с темой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования. Каждая задача должна быть узкой и конкретной.
Выдвижение гипотезы
Гипотеза– это утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.
Гипотеза– логическое предположение о существовании явления, причинах его возникновения или о наличии и характере связи между двумя или больше явлениями.
Под гипотезой понимают как само предположение, так и его содержание.
Характеристики научной гипотезы:
o Операционализированность (возможность представления в виде операций практического исследования; возможность эмпирической проверки);
o Простота (возможность простого объяснения исследуемого явления);
o Средний уровень обобщенности (возможность охвата определенного круга явлений, так как слишком общая гипотеза исключает возможность операционализации, а слишком узкая – упрощает исследуемое явление);
o Фундаментальность (базирование на предыдущих, эмпирически проверенных и теоретически обоснованных знаниях).
Признаки научно правильной (продуктивной, «хорошей») гипотезы:
Ø Адекватность (гипотеза может отвечать проблеме, теоретической основе исследования, его цели и задачам, адекватно отображать психическую реальность);
Ø Правдоподобность (правдивость) (гипотеза может содержать логику здравого смысла и базироваться на уже известных, доказанных фактах, не противоречить научным данным, хотя в ней могут быть элементы и нового знания);
Ø Проверяемость (гипотеза лишь тогда становится научно ценной, когда ее можно проверить повторно.
Типология гипотез
Теоретические гипотезы входят в структуру теории в качестве основных частей для устранения внутренних противоречий в теории, для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов.
Эмпирические гипотезы являются допущениями, подлежащими экспериментальной проверке.
Экспериментальные гипотезы выдвигаются для решения проблем методом экспериментального исследования.
По происхождению экспериментальные гипотезы могут быть:
• теоретически обоснованные (допущения, основанные на теории или модели реальности)служат для проверки прогнозов следствий этих моделей;
• соотнесенные с теорией (допущения, имплицитно выведенные из теории) служат для проверки моделей, но основываются не на уже существующей теории, а на интуитивном принципе исследователя: «А почему бы не так?»;
• собственно эмпирические (допущения без связи с теорией) выдвигаются безотносительно к какой-либо модели, а формулируются для проверки данного случая.
По содержанию экспериментальные гипотезы могут быть:
• констатирующие (допущения про существование явления) направлены на проверку явления (факта),
• корреляционные (допущение про существование связи) между явлениями (проверяются в ходе корреляционного исследования),
• каузальные (допущение про причинную связь между явлениями (проверяются в ходе собственно эксперимента).
По логике развития гипотез в научном исследовании:
Ø Общая гипотеза (теоретическая гипотеза, которая базируется на проблеме исследования и общих теоретических знаниях)
Ø Гипотеза исследования (конкретизированная и операционализированная гипотеза, выведенная на основе общей гипотеза)
Ø Статистическая гипотеза (математически проверенная и статистически доказанная гипотеза про особенности связи между явлениями)
Гипотезы научные являются предполагаемыми решениями проблем.
Гипотезы статистические являются утверждениями в отношении названного параметра, сформулированными на языке статистики.
По способу обоснования гипотезы разделяются
на индуктивные, имеющие эмпирическое обоснование и рождаемые из наблюдения за отдельными фактами,
и дедуктивные, формулируемые на основе уже известных теоретических положений. Служат основным инструментом гипотетико-дедуктивного метода.
Особенности проверки гипотез:
- возможность операционализации;
- возможность прямой или косвенной проверки;
- частичность проверки.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 209.