Основные правила выдвижения и проверки гипотез
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Гипотеза может находиться в соответствии или хотя бы быть совместной со всеми факторами, которых она касается.

2. Из большинства противоположных гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, преимущество предоставляют той, которая однозначно объясняет большинство.

3. С целью объяснения связанной серии фактов следует выдвигать по возможности меньшее количество разных гипотез, к тому же, их связь должна быть максимально тесной.

4. При выдвижении гипотезы следует сознавать вероятностный характер ее выводов.

5. Гипотезы, которые противоречат друг другу, не могут быть истинными одновременно, за исключением случаев, когда они объясняют разные стороны и связи одного и того же объекта.

Выбор измерительного инструмента

Речь идет о конкретной методике и аппаратуре психологического эксперимента.

Методы, методики и процедуры исследования должны быть адекватными цели и задачам исследования, эффективными и научно обоснованными, валидными, надежными, заранее апробированными, безопасными для психического и физического здоровья участников, занимать минимум времени для их проведения.

 

Измерение в психологии

Понятия шкалирования и измерения еще не получили однозначного толкования среди специалистов. Одни считают их синонимами, другие строго разграничивают.

 

Измерениемв широком смысле считают весь процесс измерения-эксперимента от постановки задачи до интерпретации результатов и выводов.

Измерение в узком смысле – непосредственное получение «сырых» результатов – непосредственных реакций испытуемых, регистрируемых в процессе измерения-эксперимента, т.е. эмпирическая процедура получения результатов.

 

В основе психологических измерений лежит понимание измерения как отражение структуры измеряемого объекта. Предмет психологического измерения – это часть обобщенного образа, активизированный стимульным набором согласно предложенному критерию оценки.

 

Психологическое шкалирование

На основе «сырых» результатов – в психодиагностике они называются «сырыми» оценками – в рамках определенной психолого-математической модели строится шкала.

Процесс построения собственно шкалы мы будем называть шкалированием.

 

Исследователь имеет дело с величинами. Величина задается той или иной шкалой измерения (оценки).

Шкала измерения – это числовая система, в которой переданы отношения между различными свойствами изучаемых явлений, процессов.

Шкалирование– метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем.

Типы шкал

С.С. Стивенс предложил четыре типа шкал, которые, по его мнению, вполне удовлетворяют потребности измерений в психологии.

1. Шкала наименований (номинативная, номинальная). Получается приписыванием объекту любого отличительного знака. При «измерениях» на этом уровне редко используются числа. Здесь важно установить подобие или различие объектов относительно какого-либо признака, т.е. качественную однородность признака. Категории обозначаются вербально, они имеют имена. Главная тенденция – модальная величина. Пример: мужской и женский пол.

2. Шкала порядка (ординарная, ранговая).Объекты можно упорядочить по степени выраженности какого-нибудь признака.Указывает лишь последовательность носителей признака и направление выраженности признака. Дает возможность провести градацию. Шкала оценок порядковая, т.к. интервалы между отдельными ступенями, например, 5-балльной системы, в целом не отражают разрыва между реальными результатами. Пример: Ученик А в данном классе лучше ученика Б, а этот, в свою очередь, лучше ученика В. Если действовать корректно, то на основании отметок вычислять среднюю арифметическую нельзя. Главная тенденция – медиана (средняя величина).

3. Шкала интервалов.В этой шкале можно говорить не только что А больше В, но и на сколько больше. Имеет равные расстояния между делениями, они равноудалены друг от друга; и тем не мене мы не можем установить пропорций (соотношений) с помощью значений этой шкалы (температура 50 градусов не выше температуры в 25 градусов). Точка отсчета и в тщательно сконструированных и стандартизированных тестах интеллекта устанавливается произвольно (и в отличие от температуры абсолютная точка отсчета неизвестна, даже если не решена ни одна задача, мы не можем утверждать, что умственное развитие испытуемого равно нулю). Главная тенденция – средняя арифметическая.

4. Шкала отношений (пропорций, равных отношений).В ней значения шкалы не только равны, но и соотнесены также с естественной и непроизвольно выбранной точкой отсчета (т.е. значению «0» соответствует также величина признака «0»). В сфере общественных наук. Главная тенденция – средняя арифметическая и средняя геометрическая).

Планирование исследования

Исследовательская программаэто детализированная схема исследования, которая раскрывает логику перехода теоретического осмысления проблемы к ее практическому изучению с включением полученных результатов в систему научного знания.

 

Этапы исследовательской программы базируются на структуре научного исследования и отображают его логику.

 

Планирование исследования позволяет

составить логическую и хронологическую схему эксперимента,

определить состав и количество испытуемых или число измерений,

разработать план математической обработки.

 

Отбор испытуемых должен быть продиктован и задачей, и методикой эксперимента.

Проведение исследования

Создание необходимой рабочей обстановки в ходе исследования предполагает строгое единообразие условий эксперимента, строгое распределение обязанностей, учет взаимодействий между испытуемым и экспериментатором.

 

В инструкции экспериментатора зафиксирован порядок его действий в ходе исследования. В ходе эксперимента исследователь зачитывает инструкцию, организует процесс взаимодействия с испытуемым, проводит (если необходимо) обучающую серию.

 

Ассистент берет на себя вспомогательные задачи: ведет протокол, наблюдает за поведением испытуемого и его состоянием, эмоциональными реакциями, за отклонениями от стандартной процедуры, следит за работой аппаратуры.

 

Завершающим этапом является постэкспериментальное интервью. С испытуемым проводится беседа и выражается признательность за участие в исследовании.

 

Подготовка исследования.

Исследователь готовит экспериментальное помещение и оборудование.

Соответствующее помещение (лаборатория) обеспечивает достаточную изоляцию от окружающей среды.

Техническое оборудование (аппаратура) является показателем уровня оснащенности лаборатории и точности эксперимента.

 

Дата: 2016-10-02, просмотров: 196.