Состояние областной коммунальной инфраструктуры в значительной степени определяется результативностью реформирования жилищно-коммунального хозяйства, целью которого является повышение качества жизни населения за счет повышения комфортности условий проживания и предоставления качественных услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Система жилищно-коммунального хозяйства Оренбургской области в настоящее время имеет сверхнормативную степень износа (в среднем около 60 процентов) и технологическую отсталость, ввиду чего потенциал снижения затрат в коммунальной инфраструктуре области достаточно велик.
Целевыми индикаторами развития жилищно-коммунального комплекса являются ликвидация ветхого и аварийного жилья, удовлетворенность населения получаемыми жилищно-коммунальными услугами.
Направлениями реформирования жилищно-коммунального хозяйства области являются:
обновление основных активов жилищно-коммунального комплекса исключительно на основе использования современных материалов, оборудования и технологий, отвечающих мировым стандартам (бесканальная укладка труб в пенополиуретановой изоляции, трубы с антикоррозийными покрытиями, фильтры для очистки воды на основе биотехнологий и т.п.);
широкое внедрение ресурсосберегающих технологий и создание условий для более широкого использования «малой» энергетики и альтернативных источников энергии;
обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании;
привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру через развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг.
Экологическая политика
Оренбургская область относится к числу территорий с достаточно сложной экологической обстановкой.
По выбросам загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников (в 2008 году – 737,9 тыс. тонн), Оренбургская область стабильно входит в десятку российских регионов – «лидеров», наносящих наибольший ущерб окружающей среде. В ПФО область значительно превышает по выбросам загрязняющих атмосферу веществ, отходящих от стационарных источников, другие субъекты, оставляя далеко позади экологически не самые благополучные Самарскую область (305 тыс. тонн выбросов) и Пермский край (375,3 тыс. тонн).
В Оренбургской области складывается критическая ситуация с количеством накопленных отходов производства и потребления: на 1 января 2008 года их накоплено 914,9 млн. тонн, из них 474,7 млн. тонн – опасные отходы.Показательно, что за 2008 год в области произведено 146,5 млн. тонн отходов, принадлежащих к I–IV классу опасности (опасные отходы), что составило 90 процентов отходов этого класса, произведенных в ПФО.
Основными источниками загрязнения окружающей среды являются производства по добыче и переработке топливно-энергетических ресурсов, горнодобывающая промышленность и металлургические производства. Отчисление природопользователей на природоохранные мероприятия в области, как и в России в целом, значительно ниже, чем в развитых странах. Экологическая реабилитация земель, испорченных нефте- и газодобычей, и возвращение их в аграрное производство должны стать одними из важнейших направлений деятельности инвесторов.
Цель региональной экологической политики – улучшение качества природной среды и условий жизни населения, снижение экологической нагрузки на природные комплексы области, задействование экономических механизмов рационального природопользования.
Для достижения данной цели выделяются следующие основные приоритетные направления.
Поэтапное снижение уровня негативного воздействия на окружающую среду от промышленных источников, в том числе:
установление нормативов и планов поэтапного снижения загрязнения атмосферы городов, поверхностных и подземных вод, почв и земель от промышленных объектов до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям;
установление жестких лимитов на образование и последующее размещение отходов I–IV класса опасности;
стимулирование развития предприятий по размещению, переработке и утилизации промышленных и бытовых отходов (налоговые льготы, областные гарантии и субсидирование процентной ставки по кредитам для предприятий данной сферы).
Создание экологически безопасной городской среды,в том числе:
размещение новых промышленных производств с учетом территориального планирования, использующего более жесткие экологические нормы на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, сбросы в водные объекты, размещение отходов;
расширение городских и пригородных парковых зон, усиление озеленения городского пространства;
восстановление эродированных, захламленных городских территорий, ликвидация свалок;
строительство комплексных мусороперерабатывающих заводов, полигонов, отвечающих современным природоохранным требованиям.
Сохранение и защита природной среды, в том числе:
создание противоэрозийных и полезащитных лесных насаждений, проведение фитомелиорации;
рекультивация нарушенных земель и возвращение их в аграрное производство;
расширение площади территорий, относящихся к особо охраняемым природным территориям, до 15 процентов;
проведение комплекса мероприятий по сохранению экосистемы трансграничной реки Урал;
развитие непрерывного экологического образования.
Целевой ориентир:снижение к 2030 году удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3–7 раз в зависимости от отрасли.
Уже в ближайшее время требуется разработка и утверждение Концепции экологической безопасности Оренбургской области. Для того чтобы минимизировать негативные эколого-экономические последствия советского и постсоветского периодов освоения природных ресурсов необходимо подготовить проект Генеральной схемы экологически безопасного устойчивого территориального развития Оренбургской области до 2030 года. В соответствии с ней в рамках экологических программ необходимо проведение мероприятий по очистке выбросов в атмосферу, сточных вод, восстановлению нарушенных земель и ликвидации ранее накопленного экологического ущерба - преобразование техногенных ландшафтов и вторичная переработка отвалов бедных пород и хвостохранилищ горнодобывающих предприятий восточного Оренбуржья, рекультивация земель в районах нефтедобычи на западе области.
Гражданское общество
Формирование институтов гражданского общества, предусматривающее объединение граждан, готовых защищать свои интересы, права и свободы и способных объединяться в различного рода ассоциации для достижения общих целей, является важнейшей задачей развития общества.
Основные направления:
усиление роли и влияния организаций, призванных отстаивать самые разнообразные интересы населения в экономической, социальной и экологической сферах (ассоциации производителей, общества потребителей, общественные объединения экологической и политической направленности, социальные и правовые союзы);
содействие наиболее важным с точки зрения интересов региона направлениям деятельности: в сфере малого бизнеса и самозанятости, адаптации мигрантов, помощи материнству и детству, спортивной и патриотической работе, противодействия социальным патологиям;
поддержка некоммерческих организаций, обеспечивающих устранение негативных социальных явлений и реализацию социально значимых проектов;
использование исторических традиций самоуправления (казачества) и самоорганизации проживающих в регионе этнических групп;
равноправное взаимодействие с государством в целях осуществления контактов между властью и населением, поддержка инициатив общественных организаций, развитие сетевых сообществ.
Необходимо разработать концепцию партнерства органов государственной власти, местного самоуправления, бизнеса, неправительственных организаций с целью согласования и развития правовых, экономических и организационных механизмов по укреплению взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 194.