Процессы глобализации в современном мире
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

10.1. Техника как объект социально-философского исследоеания

Первые философские рассуждения о технике относятся к эпо­хе античности. Техника (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение) понималась здесь как искусство делания вещей и как ру­котворная реальность, продолжающая и копирующая природный мир (фюсис). Фактически, она рассматривалась как магическая деятельность по выведению готовых природных форм из скрыто­го состояния к их явленности и доступности человеку. Осознание принципиальной специфичности техники по отношению к приро­де происходит в Новое время. Фр. Бэкон говорит о ней как о «но­вой природе», созданной на основе строгого научного расчета, в то время как «первая природа» редуцируется им к образу человечес­кой мастерской и кладовой.

Возникновение философии техники происходит во второй по­ловине XIX в. В качестве «пионеров» этой дисциплины высту­пили «философствующие инженеры» своего времени (Э. Гартиг, И. Бекманн, Ф. Рело, Э. Капп, П. К. Энгельмейер и др.). Обуслов­лено это было, с одной стороны, формированием технических наук и необходимостью осмысления их специфики и статуса в систе­ме научных знаний, с другой стороны - бурным развитием НТП. В связи с переходом НТП в качественно новую стадию - НТР, на­чиная с 1960-х гг., техника становится объектом системной фило­софской рефлексии.

Проблемное поле философии техники определяется комплек­сом вопросов:

• В чем сущность техники?

• Каков ее статус в системе человеческой деятельности и куль­туры?

• Что такое технический прогресс, каковы его этапы и перспек­тивы?

• Таит ли техника в себе угрозу для существования природы и человека?

• Можно ли управлять развитием техники?

• В чем специфика технических наук и рациональности?

Техника - исторически развивающаяся совокупность искусст­венных средств (орудий, устройств, навыков), созданных челове­ком для преобразования природы с целью удовлетворения своих потребностей. Базовыми ее характеристиками выступают искусст­венность (сфера рукотворных артефактов) и инструментальность (средство, инструмент, предназначенный для достижения тех или иных целей).

Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой, являясь, с одной стороны, трансформацией природно­го материала, с другой - продолжением работающих органов чело­века. Соответственно, к объяснению сущности техники идут либо от природы (техника как реализация скрытых природных форм и интенций, их рационализация), либо от человека (органопроектив- ная концепция, т. е. техника как проекция человеческих органов).

В содержании техники выделяют объектную (орудия, машины, механизированные и автоматизированные системы, коммуника­ции) и субъектную (знания, навыки, технологии) стороны.

Современная техника делится на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, тех­нику культуры и быта, управления. Особую роль сегодня выпол­няет компьютерная техника, используемая во всех сферах обще­ственной жизни.

Направленное поступательное развитие и усовершенствование технических средств и навыков называетсятехническим прогрес­сом. Критерием различения его этапов является перемещение фун­кций деятельности от человека к техническим средствам. Выде­ляют три основных этапа в развитии техники: 1) орудия ручного труда, служащие для усиления мускульной силы человека и удли­нения его органов; 2) машины, которые уже выполняют основные операции, но при этом человек - необходимое технологическое звено; 3) автоматы, обеспечивающие все технологические опера­ции, в то время как за человеком остаются только функции конт­роля и управления.

Технический прогресс включает в себя также ряд качественных (революционных) переходов: 1) неолитическая революция (воз­никновение простейших орудий труда, земледелия и скотоводс­тва, что способствовало переходу от присваивающей экономики к производящей); 2) промышленная революция к. XVIII в. (овла­дение энергией пара, что дало возможность технической замены мускульной энергии человека и перехода к крупному машинному производству); 3) современная научно-техническая революция (начиная с 50-х гг. XX в. происходит интеграция науки и техники (например, освоение космоса, атомной энергии, развитие киберне­тики), превращение науки в непосредственную производительную силу общества, создание автоматизированных систем и информа­ционных технологий).

Следует различать технический инаучно-технический про­гресс. Первое понятие более широкое и характеризует человечест­во на всех исторических этапах его развития. НТП - это взаимосвя­занное и взаимообусловленное развитие науки и техники. Начало НТП приходится на XVI-XVII вв., когда формируется классичес­кое естествознание, достижения механики начинают использо­ваться для создания новых технических устройств и механизмов, востребованных новым машинным производством.

Начиная с XVI-XVII вв. западная цивилизация переходит в но­вое состояние, которое получило название техногенное.Техноген­ная цивилизация - это цивилизация, основанная на приоритетном развитии науки и техники как базовых механизмов преобразова­ния природной и социальной реальности. Для техногенной ци­вилизации характерны установки на инновацию и самоценность прогресса, обоснование активного статуса человека в природе, ко­торая рассматривается лишь как пассивный материал (объект), для утверждения человеческой власти и свободы.

В XX в. стало очевидно, что техногенная цивилизация поми­мо несомненных позитивных проекций (повышение производи­тельности труда, улучшение образа жизни, рост образовательного уровня) несет в себе и ряд негативных следствий (экологический, антропологический и культурный кризисы, создание средств мас­сового уничтожения и т. д.). В зависимости от аксиологических акцентов в современной философии техники выделяют два основ­ных подхода: техницизм и антитехницизм.

Техницизм (Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, Д. Белл, Р. Арон и др.) рас­сматривает науку и технику в качестве основных двигателей со­циального прогресса (фактически понятия социального и научно- технического прогресса здесь отождествляются), полагая, что со временем с их помощью будут решены все общественные коллизии и проблемы. Техницизм представлен в концепциях технологичес­кого детерминизма (теории постиндустриального и информацион­ного общества) и технократизма (теории, согласно которым власть в обществе должна принадлежать техническим специалистам как носителям прогресса).

Антитехнщизм (Н. А. Бердяев, JI. Мэмфорд, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.) видит в технике и технической рациональности основную угро­зу для социального и культурного прогресса. Техника подчинена утилитарно-прагматическому отношению к природе и к человеку, значимость которых определяется лишь их функциональным ста­тусом в обеспечении непрерывной работы конвейера. Возникая как средство усиления человеческих возможностей, в современ­ных условиях она самого человека превратила в средство, винтик огромной Мегамашины. Перспективы прогресса техногенной ци­вилизации, согласно этой стратегии, сопряжены с последователь­ным нивелированием человеческой индивидуальности, созданием новых форм тотального контроля и власти, отчуждением человека от природы и культурных ценностей.

10.2. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности

Понятие техногенной цивилизации, как правило, отождествля­ется с понятием западной цивилизации, исходя из региона ее воз­никновения. Техногенная цивилизация оформляется с X VI-XVII вв. и определяется в качестве особого типа социального развития и особого типа цивилизации, согласно В. С. Степину, существенны­ми признаками которой являются:

- приоритет науки, техники и технологий;

- ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества;

- культивируется идеал деятельностно-активного человека, пре­образующего природный и социальный мир;

- установка на отношение господства/ подчинения к миру при­роды или миру людей;

- прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представле­ние о необратимости времени, которое течет от прошлого к буду­щему;

-увеличение темпов социальных изменений за счет перестрой­ки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей и др.

Развивающееся на основе научно-технических достижений об­щество изменило не только свой социальный облик, но и облик всей планеты, что оценивается не всегда положительно, посколь­ку техносфера стала мощным фактором подавления биосферы. Осмысление социальных последствий научно-технического про­гресса привело к проблемам всемирного масштаба, которые стали обозначать как глобальные проблемы.

Подглобальными проблемами понимают такие проблемы, ко­торые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование.

Для глобальных проблем характерно:

- наличие планетарного характера;

- угроза деградации и гибели всего человечества;

- необходимость коллективной солидарности государств и об­щественных движений людей для их разрешения;

- потребность в быстром реагировании и эффективном реше­нии глобальных проблем и др.

Глобальные проблемы классифицируют по сферам их проявле­ния (см. таблицу 15).

Таблица 15

Взаимодействие общества и природы Взаимодействие между социальными общностями Взаимодействие человека и общества
Экологические проблемы (охрана окружающей сре­ды, сохранение биоло­гического разнообразия, поддержание устойчивого развития биосферы, по­иск альтернативных ис­точников хозяйственной деятельности, освоение космоса и мирового оке­ана и др.) Социально-политические (проблема войны и мира и механизмов ограничения военных ресурсов). Социально-экономические (проблемы экономического отставания, преодоления нищеты, ликвидации без­домности, улучшения ка­чества жизни и др.) Демографические (пробле­ма роста народонаселения). Медицинские (проблемы здравоохранения, продол­жительности жизни, инфек­ционных заболеваний). Социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия)

 

Исследование причин такого масштаба связано с возникнове­нием уже в 60-х гг. XX в. ряда международных, государственных и неправительственных организаций (например таких, как «Инсти­тут проблем будущего, «Институт наблюдений за состоянием мира» и др.). Однако скрупулезный анализ, а также усиление внимания общественности к глобальным проблемам связан с деятельностью Римского клуба (1968), его манифестом околлективной глобачь- ной ответственности (А. Печчеи. Человеческие качества). Под эгидой данного клуба были представлены такие, например, докла­ды, как «Пределы роста», «Человечество на перепутье», «Пере­смотр международного порядка», «За пределами века расточитель­ства» (Дж. У. Форрестер, Д.Л. Медоуз, Э. Пестель, М.Месарович, Я. Тинберген, Э. Ласло и др.), основной смысл которых выражен предельно лаконично:истинные пределы человеческого роста определяются причинами не столько физического, сколько эколо­гического, биологического и даже культурного характера. Поэто­му идеи, изложенные в этих докладах, сегодня рассматриваются в роли теоретической базы глобалистики. Именно уже в рамках деятельности этого клуба преследовались цели глобальные, а не только региональные: в первую очередь, обеспечение безопас­ности стран и в целом качественного развития мира, решение продовольственной проблемы, контроль за использованием энер­гетических и сырьевых ресурсов и др. В этой связи, в частности, Э. Ласло сформулировал концепциюглобальной солидарности, в которой главным критерием социально-экономического прогресса становится качество жизни.

Специалисты естественнонаучного и социалыю-гуманитарно- го профиля, которые осмысливают причины глобальных проблем и предлагают способы их разрешения, полагают, что они - следс­твие приоритета научной и технической системы ценностей, веры в их прогрессирующую роль в обеспечении социального порядка, повышении уровня благосостояния людей, их интеллектуального развития и т.п. Установки технократической культуры привели к череде отчуждений в обществе - от природы как естественной среды обитания человека; от культуры как мира его духовных цен­ностей, людей друг от друга и др. В конечном итоге, это привело к кризису техногенной цивилизации, поэтому сейчас речь идет о смене приоритетов в системе ценностей и переходе к новому типу цивилизационного развития.

Глобальный характер проблем породил разное отношение к на­уке и технике и перспективам их дальнейшего развития, так назы­ваемый технократизм и технопессимизм. Представители первого направления отдают приоритет научно-техническому прогрессу и его влиянию на жизнь социума (Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, А. Винер, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс и др.). Вторые - природу и масштабы глобальных проблем связывают с научно-техническим прогрессом и предлагают альтернативные проекты (Г. Маркузе, Д. Медоуз, К. Боулдинг, Т. Роззак, П. Гудмен и др.), к ним присоединяются движение «зеленых», «антиглоба­листы» и др.

10.3. Процессы глобализации е современном мире

Глобдлизацию (от лат.globe - земной шар) определяют как про­цесс увеличения экономической взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции их национальных рынков, услуг и капиталов, активной миграции людей и движения инфор­мационных потоков за пределы национальных границ.

Понятиеглобализации введено в научный лексикон в середине 1990-х гг. и достаточно быстро получило широкое распростране­ние, несмотря на то, что у него нет четкой, однозначной дефини­ции и оно носит дискуссионный характер. Глобализация - понятие достаточно широкое, оно включает в себя не только экономичес­кую, но и неэкономические сферы - культурное и научно-техни- ческое сотрудничество между странами, международный туризм, мировую информационную сеть Internet и др.

Анализ этого современного феномена привел к формированию междисциплинарной области научных исследований под названи­ем «глобалистика», которая связана с выявлением сущности, ха­рактера, причин и перспектив развития процессов глобализации. В широком смысле данным понятием обозначают систему науч­ных, философских, культурологических и прикладных исследо­ваний глобализации и глобальных проблем как на региональном, так и международном уровнях. В качестве наиболее авторитет­ных концепций, анализирующих процессы глобализации на сов­ременном этапе, можно указать следующие: Ф. Фукуяма («Конец истории»), 3. Бжезинский («Великая шахматная доска»), И. Вал- лерстайн («Конец знакомого мира. Социология XXI в.»), С. Хан­тингтон («Столкновение цивилизаций»), У. Бек («Общество риска. На пути к другому модерну»), Р. Робертсон («Социальная теория и глобальная культура»), В. Иноземцев («Расколотая цивилизация: наличествующие предпосылки и возможные последствия постэко­номической революции»), А. Панарин («Информационная война и геополитика»), А. Уткин («Американская империя») и др.

В литературе выделяют три этапа глобализации, подчеркивая тем самым, что она не является чем-то принципиально новым:

I) с 1870 по 1914 гг. - в это время увеличились доля экспорта, сумма иностранных инвестиций, миграция населения, т.к. значи­тельная часть людей из Европы переместилась в страны Нового света, а из Индии и Китая в малонаселенные соседние страны. Ми­ровые войны XX в. приостановили данный процесс и вернули его к начальной точке;

2) с 1950 до 1980-х гг. (правда, глобализация коснулась только развитых стран) обозначился быстрый рост торговых и инвестици­онных потоков между государствами Европы, Северной Америки и Японии. При этом экономический разрыв между развитыми и развивающими странами увеличивался;

3) с 1980-х гг. и продолжается по настоящее время, и обус­ловлен новыми техническими возможностями, обеспечившими: 1) снижение стоимости международных перевозок, связи и финан­совых расчетов, следствием чего стало размещение разных этапов производственного процесса в других странах; 2) отмену государс­твенных ограничений на импортные квоты, ввоз товаров из-за ру­бежа и др. Все это способствовало расширению круга участников глобализации, т.к. в нее включились Китай, Индия, страны с насе­лением в 3 млрд. В то же время развивающиеся страны, которые не смогли вписаться в данный процесс, снизили темпы экономического роста.

Наряду с экономическими предпосылками, существуют и дру­гие: 1)политические (крах социальных режимов, переход от бипо­лярного к монополярному миру, ориентация на демократические ценности и нормы и др.); 2)социальные (миграция населения); 3)культурные (интернационализация ценностей и жизненных стра­тегий поведения, массовизация и американизация культуры и др.).

В сложной ситуации оказались и страны с переходной эко­номикой (постсоветские государства), т.к. они были не готовы к международной конкуренции. Их население также оказывается в зависимости от глобализации, которая диктует свои правила: сме­ну квалификации из-за переноса производств в другие страны, повышение производительности труда и изменение степени его интенсивности и др. Все это порождает «антиглобализм», который пытается остановить закономерный процесс мировой интеграции, прежде всего, в сфере экономики.

Фундаментальной проблемой в условиях тотальной глобали­зации является проблема национальной и культурной самоиден­тификации, сохранения своей уникальной культурной традиции, языка, обычаев, механизмов трансляции исторического опыта народа и т.д. Подсамоидентификацией понимают процесс отож­дествления человеком самого себя с определенной группой или общностью на основе установления общих ценностей.Культур- ная самоидентификация представляет собой осознание человеком факта своей принадлежности к определенной культуре. В этом смысле в современной литературе отмечается и тенденция к лока­лизации, ориентированной в значительной степени на противосто­яние глобализационным процессам, на сохранение относительной автономии различных социальных общностей и стран.

ЛИТЕРАТУРА

Учебно-справочная литература

1. Барулин B.C. Социальная философия: учебник. - Москва, 2000.

2. История философии: Энциклопедия. - Минск, 2002.

3. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - Санкт-Петербург, 2001.

4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. - Санкт-Петербург, 1994-1997.

5. Современная западная социология: Словарь. - Москва, 1990.

6. Современная западная философия: Словарь. - Москва, 1994.

7. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич, В.М. Белокурс- кий, И.П. Мамыкин и др.; под общ ред. В.К. Лукашевича. - Минск, 2001.

8. Философия: учеб. пособие / под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону, 2006.

9. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заве­дений / B.C. Степин и [др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич- Минск, 2007.

10. Философия: учеб.-метод. комплекс / под ред А. И. Зеленко- ва.-Минск, 2003.

И. Философский энциклопедический словарь. - Москва, 1994.

Дополнительная литература

1. Адо П. Что такое античная философия? - Москва, 1999.

2. Аналитическая философия: становление и развитие. - Мос­ква, 1998.

3. Антология мировой философии: в 4 т. - Москва, 1969-1972.

4. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / сост. С.В. Перевезенцев. - Москва, 2001.

5. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. - Мос­ква, Санкт-Петербург, 2000.

6. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. - Санкт-Петер- бург, 1998.

7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Фор­мирование научных программ Нового времени. - Москва, 1987.

8. Губин В.Д. Онтология. Проблемы бытия в современной ев­ропейской философии. - Москва, 1998.

9. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - Москва, 1986.

10. Гуревич П.С. Философия культуры. - Москва, 1995.

11. Гуревич П.С. Философская антропология. - Москва, 1997.

12. Древнеиндийская философия. Начальный период. - Моск­ва, 1972.

13. Древнекитайская философия: Собр. текстов: в 2 т. - Москва, 1972.

14. Евлампиев И. И. История русской философии. - Москва, 2002.

15. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Пост­модернизм. - Москва, 1996.

16. История философии. (Античность и средневековье) / под ред.И. Мотрошиловой. Восток - Запад - Россия. - Москва, 1997.

17. Карл Маркс и современная философия. - Москва, 1999.

18. Китайская философия: энциклопедический словарь. - Мос­ква, 1994.

19. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и некласси­ческая. - Москва, 2001.

20. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - Москва, 1999.

21. Новая технократическая волна на Западе. - Москва, 1986.

22. Основы онтологии: учеб. пособие / С.П. Лебедев, В.Г. Ива­нов, X. Франк и др.; под общ. ред. Ф.Ф. Вякирева. - Санкт-Петер- бург, 1997.

23. Памятники философской мысли Белоруссии XVII - первой половины XVIII вв. - Минск, 1991.

24. Панарин А. С. Философия политики. - Москва, 1994.

25. Проблема человека в западной философии. - Москва, 1988.

26. Русский космизм: антология философской мысли. - Моск­ва, 1993.

27. Современные социологические теории общества. - Москва, 1996.

28. Соколов В. В. Введение в классическую философию. - Мос­ква, 1999.

29. Социальная философия: хрестоматия. Ч. 1-3. - Москва, 1994.

30. Степин B.C. Теоретическое знание. - Москва, 2000.

31. Степин B.C. Философия науки. Общие вопросы. - Москва, 2006.

32. Философия истории: Антология. - Москва, 1995.

33. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М. С. Кагана. - Санкт-Петербург, 1998.

34. Фрагменты ранних греческих философов. - Москва, 1989.

35. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - Москва, 1991.

36. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смер­ти и бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения.-Москва, 1991.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие................................................................................................... 3

Введение.......................................................................................................... 5

Дата: 2016-09-30, просмотров: 190.