10.1. Техника как объект социально-философского исследоеания
Первые философские рассуждения о технике относятся к эпохе античности. Техника (от греч. «техне» - искусство, мастерство, умение) понималась здесь как искусство делания вещей и как рукотворная реальность, продолжающая и копирующая природный мир (фюсис). Фактически, она рассматривалась как магическая деятельность по выведению готовых природных форм из скрытого состояния к их явленности и доступности человеку. Осознание принципиальной специфичности техники по отношению к природе происходит в Новое время. Фр. Бэкон говорит о ней как о «новой природе», созданной на основе строгого научного расчета, в то время как «первая природа» редуцируется им к образу человеческой мастерской и кладовой.
Возникновение философии техники происходит во второй половине XIX в. В качестве «пионеров» этой дисциплины выступили «философствующие инженеры» своего времени (Э. Гартиг, И. Бекманн, Ф. Рело, Э. Капп, П. К. Энгельмейер и др.). Обусловлено это было, с одной стороны, формированием технических наук и необходимостью осмысления их специфики и статуса в системе научных знаний, с другой стороны - бурным развитием НТП. В связи с переходом НТП в качественно новую стадию - НТР, начиная с 1960-х гг., техника становится объектом системной философской рефлексии.
Проблемное поле философии техники определяется комплексом вопросов:
• В чем сущность техники?
• Каков ее статус в системе человеческой деятельности и культуры?
• Что такое технический прогресс, каковы его этапы и перспективы?
• Таит ли техника в себе угрозу для существования природы и человека?
• Можно ли управлять развитием техники?
• В чем специфика технических наук и рациональности?
Техника - исторически развивающаяся совокупность искусственных средств (орудий, устройств, навыков), созданных человеком для преобразования природы с целью удовлетворения своих потребностей. Базовыми ее характеристиками выступают искусственность (сфера рукотворных артефактов) и инструментальность (средство, инструмент, предназначенный для достижения тех или иных целей).
Техника занимает промежуточное положение между человеком и природой, являясь, с одной стороны, трансформацией природного материала, с другой - продолжением работающих органов человека. Соответственно, к объяснению сущности техники идут либо от природы (техника как реализация скрытых природных форм и интенций, их рационализация), либо от человека (органопроектив- ная концепция, т. е. техника как проекция человеческих органов).
В содержании техники выделяют объектную (орудия, машины, механизированные и автоматизированные системы, коммуникации) и субъектную (знания, навыки, технологии) стороны.
Современная техника делится на производственную, военную, транспорт и связь, научную, образовательную, медицинскую, технику культуры и быта, управления. Особую роль сегодня выполняет компьютерная техника, используемая во всех сферах общественной жизни.
Направленное поступательное развитие и усовершенствование технических средств и навыков называетсятехническим прогрессом. Критерием различения его этапов является перемещение функций деятельности от человека к техническим средствам. Выделяют три основных этапа в развитии техники: 1) орудия ручного труда, служащие для усиления мускульной силы человека и удлинения его органов; 2) машины, которые уже выполняют основные операции, но при этом человек - необходимое технологическое звено; 3) автоматы, обеспечивающие все технологические операции, в то время как за человеком остаются только функции контроля и управления.
Технический прогресс включает в себя также ряд качественных (революционных) переходов: 1) неолитическая революция (возникновение простейших орудий труда, земледелия и скотоводства, что способствовало переходу от присваивающей экономики к производящей); 2) промышленная революция к. XVIII в. (овладение энергией пара, что дало возможность технической замены мускульной энергии человека и перехода к крупному машинному производству); 3) современная научно-техническая революция (начиная с 50-х гг. XX в. происходит интеграция науки и техники (например, освоение космоса, атомной энергии, развитие кибернетики), превращение науки в непосредственную производительную силу общества, создание автоматизированных систем и информационных технологий).
Следует различать технический инаучно-технический прогресс. Первое понятие более широкое и характеризует человечество на всех исторических этапах его развития. НТП - это взаимосвязанное и взаимообусловленное развитие науки и техники. Начало НТП приходится на XVI-XVII вв., когда формируется классическое естествознание, достижения механики начинают использоваться для создания новых технических устройств и механизмов, востребованных новым машинным производством.
Начиная с XVI-XVII вв. западная цивилизация переходит в новое состояние, которое получило название техногенное.Техногенная цивилизация - это цивилизация, основанная на приоритетном развитии науки и техники как базовых механизмов преобразования природной и социальной реальности. Для техногенной цивилизации характерны установки на инновацию и самоценность прогресса, обоснование активного статуса человека в природе, которая рассматривается лишь как пассивный материал (объект), для утверждения человеческой власти и свободы.
В XX в. стало очевидно, что техногенная цивилизация помимо несомненных позитивных проекций (повышение производительности труда, улучшение образа жизни, рост образовательного уровня) несет в себе и ряд негативных следствий (экологический, антропологический и культурный кризисы, создание средств массового уничтожения и т. д.). В зависимости от аксиологических акцентов в современной философии техники выделяют два основных подхода: техницизм и антитехницизм.
Техницизм (Т. Веблен, Дж. Гелбрейт, Д. Белл, Р. Арон и др.) рассматривает науку и технику в качестве основных двигателей социального прогресса (фактически понятия социального и научно- технического прогресса здесь отождествляются), полагая, что со временем с их помощью будут решены все общественные коллизии и проблемы. Техницизм представлен в концепциях технологического детерминизма (теории постиндустриального и информационного общества) и технократизма (теории, согласно которым власть в обществе должна принадлежать техническим специалистам как носителям прогресса).
Антитехнщизм (Н. А. Бердяев, JI. Мэмфорд, К. Ясперс, М. Хайдеггер и др.) видит в технике и технической рациональности основную угрозу для социального и культурного прогресса. Техника подчинена утилитарно-прагматическому отношению к природе и к человеку, значимость которых определяется лишь их функциональным статусом в обеспечении непрерывной работы конвейера. Возникая как средство усиления человеческих возможностей, в современных условиях она самого человека превратила в средство, винтик огромной Мегамашины. Перспективы прогресса техногенной цивилизации, согласно этой стратегии, сопряжены с последовательным нивелированием человеческой индивидуальности, созданием новых форм тотального контроля и власти, отчуждением человека от природы и культурных ценностей.
10.2. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности
Понятие техногенной цивилизации, как правило, отождествляется с понятием западной цивилизации, исходя из региона ее возникновения. Техногенная цивилизация оформляется с X VI-XVII вв. и определяется в качестве особого типа социального развития и особого типа цивилизации, согласно В. С. Степину, существенными признаками которой являются:
- приоритет науки, техники и технологий;
- ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества;
- культивируется идеал деятельностно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир;
- установка на отношение господства/ подчинения к миру природы или миру людей;
- прогрессизм с ориентацией на будущее, отсюда представление о необратимости времени, которое течет от прошлого к будущему;
-увеличение темпов социальных изменений за счет перестройки прежних способов жизнедеятельности и создание условий для формирования новых возможностей и др.
Развивающееся на основе научно-технических достижений общество изменило не только свой социальный облик, но и облик всей планеты, что оценивается не всегда положительно, поскольку техносфера стала мощным фактором подавления биосферы. Осмысление социальных последствий научно-технического прогресса привело к проблемам всемирного масштаба, которые стали обозначать как глобальные проблемы.
Подглобальными проблемами понимают такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование.
Для глобальных проблем характерно:
- наличие планетарного характера;
- угроза деградации и гибели всего человечества;
- необходимость коллективной солидарности государств и общественных движений людей для их разрешения;
- потребность в быстром реагировании и эффективном решении глобальных проблем и др.
Глобальные проблемы классифицируют по сферам их проявления (см. таблицу 15).
Таблица 15
Взаимодействие общества и природы | Взаимодействие между социальными общностями | Взаимодействие человека и общества |
Экологические проблемы (охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, поддержание устойчивого развития биосферы, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности, освоение космоса и мирового океана и др.) | Социально-политические (проблема войны и мира и механизмов ограничения военных ресурсов). Социально-экономические (проблемы экономического отставания, преодоления нищеты, ликвидации бездомности, улучшения качества жизни и др.) | Демографические (проблема роста народонаселения). Медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни, инфекционных заболеваний). Социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия) |
Исследование причин такого масштаба связано с возникновением уже в 60-х гг. XX в. ряда международных, государственных и неправительственных организаций (например таких, как «Институт проблем будущего, «Институт наблюдений за состоянием мира» и др.). Однако скрупулезный анализ, а также усиление внимания общественности к глобальным проблемам связан с деятельностью Римского клуба (1968), его манифестом околлективной глобачь- ной ответственности (А. Печчеи. Человеческие качества). Под эгидой данного клуба были представлены такие, например, доклады, как «Пределы роста», «Человечество на перепутье», «Пересмотр международного порядка», «За пределами века расточительства» (Дж. У. Форрестер, Д.Л. Медоуз, Э. Пестель, М.Месарович, Я. Тинберген, Э. Ласло и др.), основной смысл которых выражен предельно лаконично:истинные пределы человеческого роста определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного характера. Поэтому идеи, изложенные в этих докладах, сегодня рассматриваются в роли теоретической базы глобалистики. Именно уже в рамках деятельности этого клуба преследовались цели глобальные, а не только региональные: в первую очередь, обеспечение безопасности стран и в целом качественного развития мира, решение продовольственной проблемы, контроль за использованием энергетических и сырьевых ресурсов и др. В этой связи, в частности, Э. Ласло сформулировал концепциюглобальной солидарности, в которой главным критерием социально-экономического прогресса становится качество жизни.
Специалисты естественнонаучного и социалыю-гуманитарно- го профиля, которые осмысливают причины глобальных проблем и предлагают способы их разрешения, полагают, что они - следствие приоритета научной и технической системы ценностей, веры в их прогрессирующую роль в обеспечении социального порядка, повышении уровня благосостояния людей, их интеллектуального развития и т.п. Установки технократической культуры привели к череде отчуждений в обществе - от природы как естественной среды обитания человека; от культуры как мира его духовных ценностей, людей друг от друга и др. В конечном итоге, это привело к кризису техногенной цивилизации, поэтому сейчас речь идет о смене приоритетов в системе ценностей и переходе к новому типу цивилизационного развития.
Глобальный характер проблем породил разное отношение к науке и технике и перспективам их дальнейшего развития, так называемый технократизм и технопессимизм. Представители первого направления отдают приоритет научно-техническому прогрессу и его влиянию на жизнь социума (Т. Веблен, Д. Белл, А. Тоффлер, А. Турен, А. Винер, Д. Несбит, Э. Вайцзеккер, Л. Ловинс и др.). Вторые - природу и масштабы глобальных проблем связывают с научно-техническим прогрессом и предлагают альтернативные проекты (Г. Маркузе, Д. Медоуз, К. Боулдинг, Т. Роззак, П. Гудмен и др.), к ним присоединяются движение «зеленых», «антиглобалисты» и др.
10.3. Процессы глобализации е современном мире
Глобдлизацию (от лат.globe - земной шар) определяют как процесс увеличения экономической взаимозависимости стран мира вследствие все более тесной интеграции их национальных рынков, услуг и капиталов, активной миграции людей и движения информационных потоков за пределы национальных границ.
Понятиеглобализации введено в научный лексикон в середине 1990-х гг. и достаточно быстро получило широкое распространение, несмотря на то, что у него нет четкой, однозначной дефиниции и оно носит дискуссионный характер. Глобализация - понятие достаточно широкое, оно включает в себя не только экономическую, но и неэкономические сферы - культурное и научно-техни- ческое сотрудничество между странами, международный туризм, мировую информационную сеть Internet и др.
Анализ этого современного феномена привел к формированию междисциплинарной области научных исследований под названием «глобалистика», которая связана с выявлением сущности, характера, причин и перспектив развития процессов глобализации. В широком смысле данным понятием обозначают систему научных, философских, культурологических и прикладных исследований глобализации и глобальных проблем как на региональном, так и международном уровнях. В качестве наиболее авторитетных концепций, анализирующих процессы глобализации на современном этапе, можно указать следующие: Ф. Фукуяма («Конец истории»), 3. Бжезинский («Великая шахматная доска»), И. Вал- лерстайн («Конец знакомого мира. Социология XXI в.»), С. Хантингтон («Столкновение цивилизаций»), У. Бек («Общество риска. На пути к другому модерну»), Р. Робертсон («Социальная теория и глобальная культура»), В. Иноземцев («Расколотая цивилизация: наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции»), А. Панарин («Информационная война и геополитика»), А. Уткин («Американская империя») и др.
В литературе выделяют три этапа глобализации, подчеркивая тем самым, что она не является чем-то принципиально новым:
I) с 1870 по 1914 гг. - в это время увеличились доля экспорта, сумма иностранных инвестиций, миграция населения, т.к. значительная часть людей из Европы переместилась в страны Нового света, а из Индии и Китая в малонаселенные соседние страны. Мировые войны XX в. приостановили данный процесс и вернули его к начальной точке;
2) с 1950 до 1980-х гг. (правда, глобализация коснулась только развитых стран) обозначился быстрый рост торговых и инвестиционных потоков между государствами Европы, Северной Америки и Японии. При этом экономический разрыв между развитыми и развивающими странами увеличивался;
3) с 1980-х гг. и продолжается по настоящее время, и обусловлен новыми техническими возможностями, обеспечившими: 1) снижение стоимости международных перевозок, связи и финансовых расчетов, следствием чего стало размещение разных этапов производственного процесса в других странах; 2) отмену государственных ограничений на импортные квоты, ввоз товаров из-за рубежа и др. Все это способствовало расширению круга участников глобализации, т.к. в нее включились Китай, Индия, страны с населением в 3 млрд. В то же время развивающиеся страны, которые не смогли вписаться в данный процесс, снизили темпы экономического роста.
Наряду с экономическими предпосылками, существуют и другие: 1)политические (крах социальных режимов, переход от биполярного к монополярному миру, ориентация на демократические ценности и нормы и др.); 2)социальные (миграция населения); 3)культурные (интернационализация ценностей и жизненных стратегий поведения, массовизация и американизация культуры и др.).
В сложной ситуации оказались и страны с переходной экономикой (постсоветские государства), т.к. они были не готовы к международной конкуренции. Их население также оказывается в зависимости от глобализации, которая диктует свои правила: смену квалификации из-за переноса производств в другие страны, повышение производительности труда и изменение степени его интенсивности и др. Все это порождает «антиглобализм», который пытается остановить закономерный процесс мировой интеграции, прежде всего, в сфере экономики.
Фундаментальной проблемой в условиях тотальной глобализации является проблема национальной и культурной самоидентификации, сохранения своей уникальной культурной традиции, языка, обычаев, механизмов трансляции исторического опыта народа и т.д. Подсамоидентификацией понимают процесс отождествления человеком самого себя с определенной группой или общностью на основе установления общих ценностей.Культур- ная самоидентификация представляет собой осознание человеком факта своей принадлежности к определенной культуре. В этом смысле в современной литературе отмечается и тенденция к локализации, ориентированной в значительной степени на противостояние глобализационным процессам, на сохранение относительной автономии различных социальных общностей и стран.
ЛИТЕРАТУРА
Учебно-справочная литература
1. Барулин B.C. Социальная философия: учебник. - Москва, 2000.
2. История философии: Энциклопедия. - Минск, 2002.
3. Кармин А.С., Бернацкий Г.Г. Философия. - Санкт-Петербург, 2001.
4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. - Санкт-Петербург, 1994-1997.
5. Современная западная социология: Словарь. - Москва, 1990.
6. Современная западная философия: Словарь. - Москва, 1994.
7. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич, В.М. Белокурс- кий, И.П. Мамыкин и др.; под общ ред. В.К. Лукашевича. - Минск, 2001.
8. Философия: учеб. пособие / под. ред. В.П. Кохановского. - Ростов-на-Дону, 2006.
9. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Степин и [др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич- Минск, 2007.
10. Философия: учеб.-метод. комплекс / под ред А. И. Зеленко- ва.-Минск, 2003.
И. Философский энциклопедический словарь. - Москва, 1994.
Дополнительная литература
1. Адо П. Что такое античная философия? - Москва, 1999.
2. Аналитическая философия: становление и развитие. - Москва, 1998.
3. Антология мировой философии: в 4 т. - Москва, 1969-1972.
4. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / сост. С.В. Перевезенцев. - Москва, 2001.
5. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. - Москва, Санкт-Петербург, 2000.
6. Больнов О. Ф. Философия экзистенциализма. - Санкт-Петер- бург, 1998.
7. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). Формирование научных программ Нового времени. - Москва, 1987.
8. Губин В.Д. Онтология. Проблемы бытия в современной европейской философии. - Москва, 1998.
9. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - Москва, 1986.
10. Гуревич П.С. Философия культуры. - Москва, 1995.
11. Гуревич П.С. Философская антропология. - Москва, 1997.
12. Древнеиндийская философия. Начальный период. - Москва, 1972.
13. Древнекитайская философия: Собр. текстов: в 2 т. - Москва, 1972.
14. Евлампиев И. И. История русской философии. - Москва, 2002.
15. Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. - Москва, 1996.
16. История философии. (Античность и средневековье) / под ред.И. Мотрошиловой. Восток - Запад - Россия. - Москва, 1997.
17. Карл Маркс и современная философия. - Москва, 1999.
18. Китайская философия: энциклопедический словарь. - Москва, 1994.
19. Лекторский В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. - Москва, 2001.
20. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В. Л. Иноземцева. - Москва, 1999.
21. Новая технократическая волна на Западе. - Москва, 1986.
22. Основы онтологии: учеб. пособие / С.П. Лебедев, В.Г. Иванов, X. Франк и др.; под общ. ред. Ф.Ф. Вякирева. - Санкт-Петер- бург, 1997.
23. Памятники философской мысли Белоруссии XVII - первой половины XVIII вв. - Минск, 1991.
24. Панарин А. С. Философия политики. - Москва, 1994.
25. Проблема человека в западной философии. - Москва, 1988.
26. Русский космизм: антология философской мысли. - Москва, 1993.
27. Современные социологические теории общества. - Москва, 1996.
28. Соколов В. В. Введение в классическую философию. - Москва, 1999.
29. Социальная философия: хрестоматия. Ч. 1-3. - Москва, 1994.
30. Степин B.C. Теоретическое знание. - Москва, 2000.
31. Степин B.C. Философия науки. Общие вопросы. - Москва, 2006.
32. Философия истории: Антология. - Москва, 1995.
33. Философия культуры. Становление и развитие / под ред. М. С. Кагана. - Санкт-Петербург, 1998.
34. Фрагменты ранних греческих философов. - Москва, 1989.
35. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. - Москва, 1991.
36. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир-эпоха Просвещения.-Москва, 1991.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие................................................................................................... 3
Введение.......................................................................................................... 5
Дата: 2016-09-30, просмотров: 224.