8.1. Понятие науки иее осноеные функции
Наука - это познавательная деятельность общественного субъекта, направленная на выработку и развитие объективных, системно организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Иными словами, она представляет собой сложное социально-куль- турное явление, которое выступает как: I) система достоверных знаний о различных сферах мира; 2) деятельность по производству таких знаний; 3) социальный институт.
В качествесистемы знаний наука представляет собой совокупность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целостность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания - факты, эмпирические зависимости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки и ее философские основания.
Какособый вид познания наука предстает в виде активной целенаправленнойдеятельности исследователя, ориентированной на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах ее функционирования и развития. Она создает тем самым совершенно особую реальность - мир теоретических образов.
Будучисоциальным институтом, наука предполагает наличие системы специальных учреждений (Академии, НИИ, высшие учебные заведения, лаборатории и т.д.), профессиональных коллективов и специалистов, различные формы коммуникации между ними (научные издания, конференции, стажировки и т.д.). Все это вместе взятое обеспечивает само существование науки в современном обществе, ее функционирование и совершенствование.
Наука как важнейший компонент современного общества играет огромную роль в его функционировании и развитии, которая проявляется в следующих ее основныхфункциях:
• культурно-мировоззренческой - наука производит истинное знание как фундамент современного мировоззрения и значимый компонент духовной культуры (образование и воспитание личности невозможно сегодня без усвоения основных достижений науки);
• непосредственной производительной силы - все достижения технического и технологического прогресса представляют собой практическую реализацию научного знания;
• социальной силы - наука внедряется сегодня в самые разные сферы общественной жизни, направляет и организует практически все виды человеческой деятельности, вносит существенный вклад в решение социальных проблем (например, глобальных проблем современности).
8.2. Генезис науки и основные этапы ее развития
В истории науки выделяют два этапа ее развития:преднауку и науку в современном значении этого слова. В преднаучной фазе познание направлено, главным образом, на освоение явлений и процессов, с которыми человек имел дело в обыденно-практи- ческом опыте. В наиболее яркой форме она проявилась в странах Древнего Востока - Египте, Вавилоне, Китае. Для этой формы освоения мира характерно наличие ряда достоверных знаний о реальности - например, в Древнем Китае задолго до нашей эры умели рассчитывать периоды солнечных и лунных затмений. Вместе с тем в преднауке знание выступает результатом лишь индуктивного обобщения практического опыта. Оно существует преимущественно на эмпирическом уровне, носит прикладной и рецептурный характер, в нем отсутствует систематичность, слабо представлены элементы обоснования и объяснения.
Для научного знания характерно - в отличие от преднауки - следующее: оно выступает результатом не только индуктивного обобщения, но и применения дедуктивного метода мышления. Оно выражается как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях, направлено на поиск сущности, не совпадающей с явлением. Научное знание рационально, носит обобщенный и обоснованный характер, используется не только для решения практических задач, но и ради познания как такового.
В соответствии с этими критериями можно определить возраст науки:
1) какформ а знания наука возникла в Древней Греции (VI-V вв. до н.э.) - в этот период, во-первых, произошло вычленение ее в особую сферу духовной деятельности; во-вторых, почерпнутые из опыта зачатки рационально-практических знаний приобрели теоретическую форму (прежде всего в математике);
2) какспециализированная профессионачьная деятельность и социальный институт (наука в ее современном понимании) она оформляется в XVI-XVII вв. в период становления математического и экспериментального естествознания. В этот период наука завоевывает автономное социальное пространство, обусловленное развитием капиталистической экономики, децентрализацией власти, религиозной реформацией, обеспечившей санкцию на развитие научной деятельности. В это время в Европе возникают: академия Линчеи (Италия, 1603 г.), Лондонское Королевское общество (1660 г.), Парижская академия наук (1664 г.), Берлинское научное общество (1700 f.) и др., ученые объединяются в научные сообщества, создаются научные школы. Возникают и формы научного общения в виде письменной или устной коммуникации - на смену «письмам к друзьям», в которых излагалась научная информация, пришли книги, статьи, позднее научные журналы, хрестоматии, справочники, энциклопедии, учебники. Сегодня - это мировая информационная сеть, отличающаяся оперативностью, адресностью, обратной связью и т.д.
В развивающейся науке (прежде всего - естествознании) можно также выделить три этапа, различающихся типом рациональности знания (под научной рациональностью понимают соответствие нормативной методологии, принятой научным сообществом, и наиболее значимым культурным ценностям).
Классическая наука (XVII - конец XIX вв.) считала, что содержание научного знания определяется исключительно природой изучаемого объекта, его законами и свойствами. Подобная рациональность сформировалась на основе законов классической механики и до сих пор вполне приемлема для изучения сравнительно простых систем.
Неклассическая наука (конец XIX - первая половина XX вв.) сложилась на основе вероятностных представлений новой физики (в первую очередь - квантовой). В рамках ее рациональности осознается, что содержание научного знания определяется не только самим объектом, но и спецификой методов его исследования: Данный тип рациональности является сегодня ведущим при изучении так называемых «больших систем», включающих значительное количество элементов и сложную совокупность отношении между ними.
Пост неклассическая наука (возникает в последнюю треть XX в.) формируется на основе осознания серьезной роли социально-гума- нитарных факторов в развитии и функционировании современной науки. Особенно Значимо это обстоятельство для исследования наиболее сложных, саморазвивающихся систем (например, экологических) и так называемых «человекоразмерных», т.е. включающих человека, коллективы людей, общество в целом. В этом случае научная рациональность вынуждена учитывать не только методы научного познания, но и специфику ценностных факторов, так или иначе влияющих на профессиональную деятельность ученого.
8.3. Научное познание и его специфика
Научное познание сравнивается обычно с повседневным (обыденным), что позволяет выявить особенность исследовательской деятельности человека и зафиксировать ее существенные параметры. Основные различия между этими видами познания могут быть представлены в следующей таблице (см. табл. 7).
Таблица 7
Критерии разграничения | Обыденное познание | Научное познание |
Субъект познания | Любой человек, обладающий житейским опытом и здравым смыслом | Специалист, профессионально подготовленный человек, обладающий особыми знаниями и умениями |
Объект познания | Предметы повседневной практики и материального производства | Законы действительности. Объекты, которые могут быть освоены не сегодняшней, а будущей практикой |
Способ познания | Практическая деятельность с реальными объектами, не использующая особые методы познания и фиксирующая свои результаты в естественном языке | Особый вид практики (научный эксперимент) и мыслительная деятельность с идеальными объектами, использующая специальные методы познания и выражающая свои результаты с помощью искусственного языка |
Окончание таблицы 7
Критерии разграничения | Обыденное познание | Научное познание |
Результат познания | Обыденное знание, не обладающее принципиальной новизной и ограниченное внешними сторонами вещей | Научное знание - принципиально новое знание об объективных существенных свойствах вещей и явлений и законах их бытия |
8.4. Структура научного познания
Структура научного исследования (и соответственно - научного знания) может быть представлена, прежде всего, следующими уровнями:эмпирическим, теоретическим и метатеоретическим.Каждый из указанных уровней отличается спецификой используемых им методов и соответствующей целостной методологией. Подметодом обычно понимают совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности.Методологию науки в узком смысле слова можно определить как систему всехметодов, применяемых научным сообществом для решения исследовательских задач; в широком - как учение методах.
Специфика этихуровней видна из предлагаемой таблицы (см. табл. 8).
Таблица 8
Критерии разграничения | Эмпирический уровень | Теоретический уровень | Метатсоретическнй уровень |
Предмет исследования | Внешние свойства и связи объектов | Внутренние существенные связи и законы | Общие характеристики объектов науки и способов их познания |
Средства и методы исследования | Практические операции с объектом с помощью методов наблюдения, эксперимента, измерения, сравнения | Опосредованное изучение объекта путем мысленного эксперимента, идеализации, формализации, восхождения от абстрактного к конкретному и др. | Дисциплинарная и философская рефлексия |
Результат исследования (формы знания) | Эмпирические понятия, эмпирические факты, эмпирические зависимости | Идеальные объекты, проблемы, гипотезы, теории | Научные картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки |
Названным структурным компонентам научного исследования могут быть даны следующие рабочие определения (см. табл: 9).
Таблица 9
Эмпирический уровень | Определения |
Методы | 1 Наблюдение - целенаправленное, планомерное и систематическое изучение объекта, в процессе которого формируется знание о его внешних свойствах и связях Виды: прямое (непосредственно имеет дело с изучаемым объектом) и косвенное (с помощью технических средств) наблюдение 2. Сравнение - процедура, направленная на установление сходства и различия между изучаемыми объектами по существенным признакам Виды непосредственное и опосредованное (через третий объект как эталон) 3. Измерение - познава1ельная операция, в ходе которой определяется численное значение некоторой величины посредством единицы измерения Виды: прямое и косвенное (величина определяется математическим способом на основе величин, полученных прямым способом) измерение. 4 Эксперимент - активное исследование объекта, в ходе которого он воспроизводится искусственно или ставится в контролируемые условия. Виды: натурный (операции с реальным объектом) и модельный (изучение материальной модели объекта), поисковый (направлен на сбор новой информации об изучаемой области) и проверочный (ориентирован на подтверждение или опровержение теоретического предположения) 5. Описание - фиксация средствами естественного и искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении или эксперименте. |
Формы знания | 1. Эмпирический факт - фиксация того или иного отдельного свойства, события, с возможной его интерпретацией. 2. Эмпирическая зависимость - знание, отражающее определенные связи между фактами в той или иной группе явлений. |
Теоретический уровень | Определения |
Методы | 1 Мысленный эксперимент - логические операции с идеальными объектами, проводимые в виде идеализированного эксперимента. 2. Идеализация - операция абстрагирования от некоторых свойств и связей изучаемого объекта с целью конструирования его идеальной модели. 3. Формализация - способ построения абстракгно-магемагичес- ких моделей в виде знаковых систем (формул, графиков и тд.). 4 Восхождение от абстрактного к конкретному - процедура синтеза отдельных абстрактных понятий в целостную теорию изучаемого объекта. |
Окончание таблицы 9
|
Окончание таблицы 10
|
8.5. Этика науки и социальная ответственность ученого
Системное исследование науки, ее междисциплинарных связей, социальных целей и ценностей дополняется значимым аспектом ее функционирования - этическим, что предполагает разработку системы моральных принципов и правил поведения познающего субъекта как члена научного сообщества и общества в ц^лом. Сегодня оформляется система прикладной этики в виде биоэтики, медицинской этики, экологической этики и др., что четко указывает на включение этической компоненты в научное познание. Осознание такой взаимосвязи можно найти уже в работе Р. Мертона «Нормативная система науки» (1942 г.) в виде базовых императивов ученого, получивших название «этос науки».
Этос науки - комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. К основным принципам относятся:
• универсализм - ученый должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научному знанию (ориентация на объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений);
• всеобщность - результаты научного исследования должны рассматриваться как общее достояние членов научного сообщества;
• незаинтересованность - стремление к истине должно быть главным в деятельности ученого и не зависеть от различных вне- научных факторов;
• организованный скептицизм - критичность и самокритичность в оценке научных достижений.
Сегодня предпринята попытка разработать своеобразный нравственный кодекс ученого путем включения новых этических норм, которым должны следовать современные ученые:
• гражданская и нравственная ответственность ученого за последствия своих открытий;
• отсутствие права на опасный эксперимент;
• добросовестное отношение к научному труду: ответственность за качество полученной информации, запрет на плагиат, уважение к научным результатам предшественников и коллег;
• решение научных споров исключительно научными средствами, не превращать теоретические разногласия в личную неприязнь (и наоборот);
• ответственность за воспитание научной молодежи в духе гуманизма, демократических норм, научной честности.
Тема 9
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
9.1. Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские
Программы.
9.2. Философия истории и ее проблемное поле.
9.3.Источники, движущие силы и субъект исторического развития.
9.4.Направленность исторического процесса. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории.
9.5.Социальная структура общества.
Дата: 2016-09-30, просмотров: 296.