Этика науки и социальная ответственность ученого.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

8.1. Понятие науки иее осноеные функции

Наука - это познавательная деятельность общественного субъ­екта, направленная на выработку и развитие объективных, систем­но организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Иными словами, она представляет собой сложное социально-куль- турное явление, которое выступает как: I) система достоверных знаний о различных сферах мира; 2) деятельность по производству таких знаний; 3) социальный институт.

В качествесистемы знаний наука представляет собой сово­купность различных сведений о мире, объединенных в строгую и логическую упорядоченную целостность. Такая система включает в себя разнообразные формы знания - факты, эмпирические зави­симости, проблемы, гипотезы, законы, теории, научные картины мира, идеалы и нормы науки и ее философские основания.

Какособый вид познания наука предстает в виде активной це­ленаправленнойдеятельности исследователя, ориентированной на получение принципиально нового знания о той или иной сфере мира, законах ее функционирования и развития. Она создает тем самым совершенно особую реальность - мир теоретических об­разов.

Будучисоциальным институтом, наука предполагает нали­чие системы специальных учреждений (Академии, НИИ, высшие учебные заведения, лаборатории и т.д.), профессиональных кол­лективов и специалистов, различные формы коммуникации между ними (научные издания, конференции, стажировки и т.д.). Все это вместе взятое обеспечивает само существование науки в совре­менном обществе, ее функционирование и совершенствование.

Наука как важнейший компонент современного общества иг­рает огромную роль в его функционировании и развитии, которая проявляется в следующих ее основныхфункциях:

• культурно-мировоззренческой - наука производит истинное знание как фундамент современного мировоззрения и значимый компонент духовной культуры (образование и воспитание лич­ности невозможно сегодня без усвоения основных достижений науки);

• непосредственной производительной силы - все достижения технического и технологического прогресса представляют собой практическую реализацию научного знания;

• социальной силы - наука внедряется сегодня в самые разные сферы общественной жизни, направляет и организует практически все виды человеческой деятельности, вносит существенный вклад в решение социальных проблем (например, глобальных проблем современности).

8.2. Генезис науки и основные этапы ее развития

В истории науки выделяют два этапа ее развития:преднауку и науку в современном значении этого слова. В преднаучной фазе познание направлено, главным образом, на освоение явлений и процессов, с которыми человек имел дело в обыденно-практи- ческом опыте. В наиболее яркой форме она проявилась в странах Древнего Востока - Египте, Вавилоне, Китае. Для этой формы ос­воения мира характерно наличие ряда достоверных знаний о ре­альности - например, в Древнем Китае задолго до нашей эры уме­ли рассчитывать периоды солнечных и лунных затмений. Вместе с тем в преднауке знание выступает результатом лишь индуктивного обобщения практического опыта. Оно существует преимущест­венно на эмпирическом уровне, носит прикладной и рецептурный характер, в нем отсутствует систематичность, слабо представлены элементы обоснования и объяснения.

Для научного знания характерно - в отличие от преднауки - следующее: оно выступает результатом не только индуктивного обобщения, но и применения дедуктивного метода мышления. Оно выражается как на эмпирическом, так и теоретическом уров­нях, направлено на поиск сущности, не совпадающей с явлением. Научное знание рационально, носит обобщенный и обоснованный характер, используется не только для решения практических задач, но и ради познания как такового.

В соответствии с этими критериями можно определить возраст науки:

1) какформ а знания наука возникла в Древней Греции (VI-V вв. до н.э.) - в этот период, во-первых, произошло вычленение ее в особую сферу духовной деятельности; во-вторых, почерпнутые из опыта зачатки рационально-практических знаний приобрели тео­ретическую форму (прежде всего в математике);

2) какспециализированная профессионачьная деятельность и социальный институт (наука в ее современном понимании) она оформляется в XVI-XVII вв. в период становления математичес­кого и экспериментального естествознания. В этот период наука завоевывает автономное социальное пространство, обусловленное развитием капиталистической экономики, децентрализацией влас­ти, религиозной реформацией, обеспечившей санкцию на разви­тие научной деятельности. В это время в Европе возникают: акаде­мия Линчеи (Италия, 1603 г.), Лондонское Королевское общество (1660 г.), Парижская академия наук (1664 г.), Берлинское научное общество (1700 f.) и др., ученые объединяются в научные сооб­щества, создаются научные школы. Возникают и формы научного общения в виде письменной или устной коммуникации - на смену «письмам к друзьям», в которых излагалась научная информация, пришли книги, статьи, позднее научные журналы, хрестоматии, справочники, энциклопедии, учебники. Сегодня - это мировая ин­формационная сеть, отличающаяся оперативностью, адресностью, обратной связью и т.д.

В развивающейся науке (прежде всего - естествознании) мож­но также выделить три этапа, различающихся типом рациональ­ности знания (под научной рациональностью понимают соответс­твие нормативной методологии, принятой научным сообществом, и наиболее значимым культурным ценностям).

Классическая наука (XVII - конец XIX вв.) считала, что со­держание научного знания определяется исключительно природой изучаемого объекта, его законами и свойствами. Подобная рацио­нальность сформировалась на основе законов классической меха­ники и до сих пор вполне приемлема для изучения сравнительно простых систем.

Неклассическая наука (конец XIX - первая половина XX вв.) сложилась на основе вероятностных представлений новой физики (в первую очередь - квантовой). В рамках ее рациональности осоз­нается, что содержание научного знания определяется не только самим объектом, но и спецификой методов его исследования: Данный тип рациональности является сегодня ведущим при изучении так на­зываемых «больших систем», включающих значительное количество элементов и сложную совокупность отношении между ними.

Пост неклассическая наука (возникает в последнюю треть XX в.) формируется на основе осознания серьезной роли социально-гума- нитарных факторов в развитии и функционировании современной науки. Особенно Значимо это обстоятельство для исследования на­иболее сложных, саморазвивающихся систем (например, экологи­ческих) и так называемых «человекоразмерных», т.е. включающих человека, коллективы людей, общество в целом. В этом случае научная рациональность вынуждена учитывать не только методы научного познания, но и специфику ценностных факторов, так или иначе влияющих на профессиональную деятельность ученого.

8.3. Научное познание и его специфика

Научное познание сравнивается обычно с повседневным (обы­денным), что позволяет выявить особенность исследовательской деятельности человека и зафиксировать ее существенные парамет­ры. Основные различия между этими видами познания могут быть представлены в следующей таблице (см. табл. 7).

Таблица 7

Критерии разграничения Обыденное познание Научное познание
Субъект познания Любой человек, обладающий житейским опытом и здравым смыслом Специалист, профессионально подготовленный человек, об­ладающий особыми знаниями и умениями
Объект познания Предметы повседневной прак­тики и материального произ­водства Законы действительности. Объекты, которые могут быть освоены не сегодняшней, а бу­дущей практикой
Способ познания Практическая деятельность с реальными объектами, не ис­пользующая особые методы познания и фиксирующая свои результаты в естественном языке Особый вид практики (науч­ный эксперимент) и мысли­тельная деятельность с иде­альными объектами, исполь­зующая специальные методы познания и выражающая свои результаты с помощью искус­ственного языка

 

 

Окончание таблицы 7

Критерии разграничения Обыденное познание Научное познание
Результат познания Обыденное знание, не обла­дающее принципиальной но­визной и ограниченное вне­шними сторонами вещей Научное знание - принципи­ально новое знание об объ­ективных существенных свойствах вещей и явлений и законах их бытия

 

8.4. Структура научного познания

Структура научного исследования (и соответственно - научно­го знания) может быть представлена, прежде всего, следующими уровнями:эмпирическим, теоретическим и метатеоретическим.Каждый из указанных уровней отличается спецификой использу­емых им методов и соответствующей целостной методологией. Подметодом обычно понимают совокупность правил, приемов и способов познания и преобразования действительности.Методо­логию науки в узком смысле слова можно определить как систему всехметодов, применяемых научным сообществом для решения исследовательских задач; в широком - как учение методах.

Специфика этихуровней видна из предлагаемой таблицы (см. табл. 8).

Таблица 8

Критерии разграничения Эмпирический уровень Теоретический уровень Метатсоретическнй уровень
Предмет исследования Внешние свойства и связи объектов Внутренние сущес­твенные связи и законы Общие характерис­тики объектов на­уки и способов их познания
Средства и методы исследования Практические опе­рации с объектом с помощью методов наблюдения, экспе­римента, измерения, сравнения Опосредованное изучение объекта путем мысленного эксперимента, иде­ализации, формали­зации, восхождения от абстрактного к конкретному и др. Дисциплинарная и философская реф­лексия
Результат исследо­вания (формы зна­ния) Эмпирические по­нятия, эмпиричес­кие факты, эмпири­ческие зависимости Идеальные объек­ты, проблемы, ги­потезы, теории Научные картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки

 

Названным структурным компонентам научного исследования могут быть даны следующие рабочие определения (см. табл: 9).

Таблица 9

Эмпирический уровень Определения
Методы 1 Наблюдение - целенаправленное, планомерное и система­тическое изучение объекта, в процессе которого формирует­ся знание о его внешних свойствах и связях Виды: прямое (непосредственно имеет дело с изучаемым объектом) и кос­венное (с помощью технических средств) наблюдение 2. Сравнение - процедура, направленная на установление сходства и различия между изучаемыми объектами по су­щественным признакам Виды непосредственное и опосре­дованное (через третий объект как эталон) 3. Измерение - познава1ельная операция, в ходе которой определяется численное значение некоторой величины пос­редством единицы измерения Виды: прямое и косвенное (величина определяется математическим способом на осно­ве величин, полученных прямым способом) измерение. 4 Эксперимент - активное исследование объекта, в ходе которого он воспроизводится искусственно или ставится в контролируемые условия. Виды: натурный (операции с ре­альным объектом) и модельный (изучение материальной модели объекта), поисковый (направлен на сбор новой ин­формации об изучаемой области) и проверочный (ориенти­рован на подтверждение или опровержение теоретического предположения) 5. Описание - фиксация средствами естественного и искус­ственного языка сведений об объектах, данных в наблюде­нии или эксперименте.
Формы знания 1. Эмпирический факт - фиксация того или иного отдельно­го свойства, события, с возможной его интерпретацией. 2. Эмпирическая зависимость - знание, отражающее опре­деленные связи между фактами в той или иной группе яв­лений.
Теоретический уровень Определения
Методы 1 Мысленный эксперимент - логические операции с иде­альными объектами, проводимые в виде идеализированного эксперимента. 2. Идеализация - операция абстрагирования от некоторых свойств и связей изучаемого объекта с целью конструирова­ния его идеальной модели. 3. Формализация - способ построения абстракгно-магемагичес- ких моделей в виде знаковых систем (формул, графиков и тд.). 4 Восхождение от абстрактного к конкретному - процедура синтеза отдельных абстрактных понятий в целостную тео­рию изучаемого объекта.

 

Окончание таблицы 9
Теоретический уровень Определения
Методы 5. Аксиоматический - способ логического вывода теорети­ческих положений из некоторых базисных утверждений, принимаемых без доказательства (постулатов, аксиом). 6. Гипотетико-дедуктивный - метод логического вывода из некоторой общей гипотезы более конкретных следствий, подвергаемых затем опытной проверке. 7. Историко-логический - способ изучения эволюции объ­екта, направленный на выявление как специфики процесса (исторический аспект), так и его закономерностей, «логики процесса» (логический аспект).
Формы знания 1. Проблема - вопрос, ответ на который не содержится в ак­туальном знании. 2. Гипотеза - вероятностное знание об изучаемом объекте, истинное значение которого не установлено. 3. Теория - достоверное знание о сущности и законах иссле­дуемого объекта, выполняющее объяснительную и предска­зательную функции.
Метатеоретический уровень исследования вырабатывает обобщенное знание об объектах и способах их исследования и включает предметный (знание об исследуемом предмете) иреф­лексивный (знание о способах исследования) аспекты. В широком смысле термин «метатеоретический» означаетпредпосылочное зна­ние, т.е. ту интеллектуальную среду, в которой функционирует профес­сиональное научное знание и разворачивается теоретическая деятель­ность ученого. В узкой трактовке метатеоретические знания сводятся к так называемымоснованиям научного поиска (см. табл. 10). Таблица 10
Метатеоретический уровень Определения
Основания научного поиска 1. Научная картина мира - интегральное видение изучаемой реальности, формирующееся на определенных этапах развития научного познания путем синтеза знаний различных дисциплин (общенаучная картина мира) или какой-либо определенной фун­даментальной науки (специальные картины мира). 2. Идеалы и нормы науки-обобщенные и идеализированные представления ученых о способах и результатах научного ис­следования, включающие эталоны объяснения и описания; доказательства и обоснованности знания, его построения и организации.

 

Окончание таблицы 10
Метэтеорегнческий уровень Определения
Основания научного поиска 3. Философские основания науки - базовые принципы, лежа­щие в основе всей деятельности ученых, например, принци­пы объективности и познаваемости мира.

 

8.5. Этика науки и социальная ответственность ученого

Системное исследование науки, ее междисциплинарных связей, социальных целей и ценностей дополняется значимым аспектом ее функционирования - этическим, что предполагает разработку системы моральных принципов и правил поведения познающего субъекта как члена научного сообщества и общества в ц^лом. Се­годня оформляется система прикладной этики в виде биоэтики, медицинской этики, экологической этики и др., что четко указыва­ет на включение этической компоненты в научное познание. Осоз­нание такой взаимосвязи можно найти уже в работе Р. Мертона «Нормативная система науки» (1942 г.) в виде базовых императи­вов ученого, получивших название «этос науки».

Этос науки - комплекс ценностей и норм, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. К основным при­нципам относятся:

• универсализм - ученый должен руководствоваться общими критериями и правилами, предъявляемыми к научному поиску и научному знанию (ориентация на объективность, проверяемость и достоверность научных утверждений);

• всеобщность - результаты научного исследования должны рас­сматриваться как общее достояние членов научного сообщества;

• незаинтересованность - стремление к истине должно быть главным в деятельности ученого и не зависеть от различных вне- научных факторов;

• организованный скептицизм - критичность и самокритич­ность в оценке научных достижений.

Сегодня предпринята попытка разработать своеобразный нравственный кодекс ученого путем включения новых этических норм, которым должны следовать современные ученые:

• гражданская и нравственная ответственность ученого за пос­ледствия своих открытий;

• отсутствие права на опасный эксперимент;

• добросовестное отношение к научному труду: ответствен­ность за качество полученной информации, запрет на плагиат, ува­жение к научным результатам предшественников и коллег;

• решение научных споров исключительно научными средства­ми, не превращать теоретические разногласия в личную неприязнь (и наоборот);

• ответственность за воспитание научной молодежи в духе гу­манизма, демократических норм, научной честности.

Тема 9

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

9.1. Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские

Программы.

9.2. Философия истории и ее проблемное поле.

9.3.Источники, движущие силы и субъект исторического развития.

9.4.Направленность исторического процесса. Линейные и нелинейные интер­претации социальной истории.

9.5.Социальная структура общества.

Дата: 2016-09-30, просмотров: 263.