Движение и развитие как атрибуты бытия Принцип глобального эволюционизма
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5 5 Диалектика как философская концепция развития, ее основные прин­ципы, законы, категории Исторические формы диалектики 5.6 Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени 5.7. Понятие природы в философии и науке.

5.1. Понятие метафизики и ее статус е историко-философской традиции

Понятие«метафизика» имеет искусственное происхождение и в трудах античных философов не встречается, т.к. является ре­зультатом систематизации рукописей Аристотеля в соответствии с тремя дисциплинами - логикой, физикой и этикой, проведенной в I в. до н.э. Андроником Родосским. Часть сочинений Аристотеля, «...исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе», не укладывалась ни в одну из указанных дисцип­лин, и ее расположили после физики (науки о природе), отсюда и название метафизика («мета» означает «за», «позади»). Метафи­зика, таким образом, стала синонимом «первой философии», ко­торая, по Аристотелю, «не тождественна ни одной из так называе­мых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части» («Метафизика»). Сравнивая «первую философию» с другими теоретическими на­уками, он отмечает, что физик, рассуждающий о природе, изучает «состояния такого-то тела и такой-то материи»; математик изучает свойства, которые берутся «отвлеченно от тела»; «отделенное же от всего телесного как таковое изучает тот, кто занимается пер­вой философией» («О душе). У Аристотеля метафизика состоит из двух частей: 1)общей метафизики, исследующей сущее как тако­вое, а также высшие принципы и начала бытия (архэ); 2)специаль­ной метафизики (теологии), изучающей высшую, неподвижную субстанцию (сущность) мира, т.е. сверхчувственное бытие.

В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на ин­теллектуальное созерцание, когда ум "видит'* в вещи еесущность.Метафизика, будучи умозрительной по своей природе, является по Аристотелю, наиболее возвышенной из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами, что делает ее самоценной и единственно свободной наукой, существу­ющей ради самой себя, т. е. ради знания и понимания.

Со временем понятиеметафизика стало применяться и для обозначенияметода философского исследования, востребован­ного формирующимся классическим естествознанием и выпол­няющего в нем методологическую функцию. Отличительными признаками метафизического метода сталиабстрактность, одно­сторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе. Критика метафизического метода была предпринята Ге­гелем («Наука логики») за его ориентацию на выявление устойчи­вой и неизменной сущности вещей, что уже не соответствовало запросам естествознания XIX в., начавшего изучение сложных систем, и порождало догматизм мышления. Впоследствии Ф. Эн­гельс писал, что метафизический метод исследования и мышления «имел в свое время великое историческое оправдание. Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов» («Людвиг Фейербах и конец классичес­кой немецкой философии»), т.е. их связей, отношений, механизмов развития.

В современной философской литературеметафизика употреб­ляется обычно в следующих основных смыслах: 1) как синоним фи­лософии в целом; 2) как учение о сверхчувственных началах и при­нципах бытия; 3) как метод познания, альтернативный диалектике.

Сегодня философия есть сложноорганизованная форма культу­ры, охватывающая разнообразный диапазон проблем - антрополо­гических, экзистенциальных, гносеологических, аксиологических, культурологических, социальных и др. В этой связи метафизика должна рассматриваться в структуре философского знания как один из его разделов, в котором разрабатываются основополагающие идеи и принципы философствования, обеспечивающие потребность и способность человека выходить за пределы зримого мира.

Итак, метафизике как учению о сверхчувственных началах и принципах бытия присущи следующие основные черты:

1) спекулятивная (умозрительная) природа и доминирование теоретического разума;

2) рассуждение с помощью категорий о предельных основани­ях бытия как целостности;

3) формально-априорный (доопытный) характер выдвигаемых посылок о реальности, которые не выводятся из эмпирического опыта и не соотносятся с ним.

В историиметафизики выделяют следующие еемодели:

1. Метафизика субстанции, исследующая сущностные основа­ния мира как целого (Аристотель).

2. Метафизика субъекта (самосознания), выявляющая начала познания (Р. Декарт).

3. Трансцендентальная метафизика, изучающая условия воз­можности доопытного (априорного) знания об объекте (И. Кант).

4. Метафизика оснований, как утратившая статус «царицы наук» и ставшая в результате базисной дисциплиной, «лежащей в основе» разных видов опыта (Р. Рорти).

5.2. Онтология как философское учение о бытии

Понятиеонтология (греч.ontos - сущее,logos - учение) впер­вые было использованоР. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Фило­софский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве терми­на, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в фило­софский язык его ввелX. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считаютГераклита, Парменида, Платона.

Спецификаонтологии состоит в том, что она исследует про­блемусуществования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных ис­торических типах онтологии эти задачи решались по-разному:

в античности, онтология занималась поиском внутренне при­сущих миру первоначал (материальных или идеальных), из кото­рых все возникает. В средние века предметом онтологии высту­пает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;

в Новое время приоритет приобретаетгносеология (теория поз­нания,) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопро­сов о природе научного знания, о способах его получения и адек­ватности изучаемой реальности и др;

с Х1Х-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления про­блем существования человека в универсуме в аспекте его историч­ности, временности, конечности, определения сущности подлин­ного и неподлинного человеческого бытия и др.

Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др.

Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы сви­детельствовать о наличии того, чтонечто уже есть, осуществи­лось как действительность и приобрело определенный вид.

Категория небытия фиксирует все то, чтореапьно не сущест­вует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое сущес­твование. Форма проявления бытия -нечто, форма проявления небытия -ничто.

Наиболее фундаментальная философская проблема - это про­блема отношениябытия инебытия. Что является изначальным - бытие илинебытие? «Есть или не есть»? - спрашиваетПарме­нид (VI-V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, разное решение которого поз­воляет выделить:

философию бытия - исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не мо­жет возникнуть ничего».

философию небытия - признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллю­зорным.

Сегодня самыми актуальными онтологическими темами явля­ются - проблема небытия и способы ее обоснования, виртуальное бытие и реальность его существования и т.д.

Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выде­ляют два основных вида бытия -материальное идуховное (иде­альное).

Материальное бытие обозначает все то, что составляет объек­тивную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни), т.е. существует независимо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств.

Идеальное бытие представляют явления духовной жизни че­ловека и общества - их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия объективирован в видепонятии, формул, текста, ценностей и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (иде­ального) ибытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях:онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Философской категорией, фиксирующей спецификуматери- ачьного бытия, традиционно выступает понятиематерии, аиде­ального - понятиесознания, являющиеся базовыми категориями онтологии.

5.3. Философское учение о материи

Материя (лат.materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначаетсубстанцию,обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Ее эволюция связана с тремя основными этапами развития, для которых харак­терна трактовка материи как: 1)вещи, 2)свойства (атрибута), 3) отношения.

Первый этап - это поиск материального (вещественного) на­чала, образующего первооснову всего природного многообразия. Вначале это былистихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фа- лес, Анаксимандр, Анаксимен), затем - атомы(Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи»{Аристотель).

Второй этап (Новое время) -материей обозначали вещь, об­ладающую всеобщими атрибутами - массой, протяженностью, не­делимостью, непроницаемостью и т. п.

Третий этап (вторая половина XIX-XX вв.) - материя опреде­ляется на основе субъект-объектного отношения и рассматривает­ся в качестве философской категории, которая обозначает объек­тивную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им (В.И. Ленин). Иными словами, дан­ное понятие определяется в рамках основного вопроса философии, вопроса об отношении мышления к бытию(К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В.И. Ленин). Материальность стала преимущест­венным аспектом в пониманиибытия вообще иобщественного бытия в частности.

Материальный мир имеет достаточно сложную организацию, т.к. в нем любое материальное явление представляет собой систе­му определенных элементов, организованных в единое целое ус­тойчивыми связями. Поэтому все яйления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологичес­кой, социальной реальностей), определить ихструктурные уровнив системной организации универсума.

Система (составленное из частей, соединенное) - категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность.Струк­тура (строение, расположение, порядок) - категория, указываю­щая на способ связи между элементами, на наличие внутренних связей, на внутреннее устройство объекта.Элемент (стихия, пер­воначальное вещество) - понятие, означающее относительно про­стые части, из которых складывается любое целое.

Системно-структурная организация универсума может быть построена, исходя из следующих критериев:

1) установить общность материального носителя (атом, элект­рон, клетка и т.д.), указывающего на сферу материального сущего - физическую, биологическую и т.д.;

2) выявить одинаковый принцип организации структур, кото­рые входят в данный уровень (например, во всех атомах есть ядро и электроны, располагающиеся по орбитам);

3) определить общий принцип построения или генетическую каузальность, позволяющие расположить материальные системы в вертикальном направлении - от низшего к высшему, в порядке их исторической эволюции, т.к. высшие системы надстраиваются над низшими и не сводятся к ним.

Согласно этим критериям обычно представляют следующую иерархию многообразного сущего, образующего целостность уни­версума:

В неэ/сивой природе такой ряд выстраивается следующим обра­зом: физический вакуум (как особое состояние матерйи), элементар­ные частицы - атомы - молекулы - макротела (в различных агрегат­ных состояниях - твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звез­ды - галактики - Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

В живой природе: протоплазма (живые молекулы) - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (эк­вивалент понятию экосистемы).

В рамках биосферы формируется и специфический тип мате­риальной системы -человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья - классы - нации и др. В принципе ие­рархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классифи­кации.

5.4. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма

Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорийдвижения, развития и покоя.

Движение как философская категория обозначает свойство из­менения, которым обладает любое сущее.Но Аристотелю, «всякое движение есть некоторое изменение». Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например,физическую, химическую, биологичес­кую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изме­нений зависит от выбора общего принципа: круговорот, восхожде­ние от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единство восходящей эволюции и нисхождения.

В отличие отдвижения категорияразвития обозначает зако­номерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, -прогрессивном, рег­рессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов:эволюционным и революционнымпутем.

С помощью категориипокой фиксируется относительная ус­тойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего прояв­ляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.

Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепцияглобального (универсального) эволюционизма,выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она ис­ходит из следующих принципов:системности, самоорганизации и эволюции, которая представлена следующими видами - косми­ческая, химическая, биологическая и социальная, объединенными между собой генетической и структурной преемственностью.

Глобальный эволюционизм - результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биоло­гии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосфе­ры и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).

В основе схемыглобального (универсального) эволюционизмалежат, согласноН. Н. Моисееву, следующие исходные принципы:

• Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;

• эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и умень­шения их стабильности;

• во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;

• во Вселенной господствует наследственность: настоящее и бу­дущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;

• динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает на­иболее реальные.

5.5. Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики

В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуютпринципы, законы икатегории.Ее основные принципы:

1) развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реаль­ности);

2) всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, су­ществующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).

Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называютзаконами. Традиционно законы диалектики подразделяют на:

1) основные (раскрывают сущность развития);

2) неосновные (дополняющие картину развития).

Основные законы диалектики:

1) закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник развития);

2) закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития);

3) закон отрицания отрицания (указывает направление развития).

Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью; воз­можностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым; сущностью и явлением.

Трансформацию представлений о развитии привнесласинер­гетика (Г. Хакен, И. Пригожин, С.Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так,ис­точником развития самоорганизующихся систем различной при­роды выступаетне противоречие между ее элементами, а, напро­тив, ихкооперативное, согласованное взаимодействие. В рамках синергетического подхода обоснована концепция о нелинейном, необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем.

Исторические и современные формы диалектики. Историчес­кая ретроспектива указывает на содержательные вариации поня­тиядиалектика, которые проявлялись в его применении. Этимо­логия данного термина означает «искусство вести беседу», и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обна­ружения истины путем столкновения противоположных мнений в диалоге. В античности диалектика стала трактоваться прежде все­го как метод правильного мышления. Средневековая мысль насле­дует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятиядиалектика как спо­соба рационального, логического мышления.

В новоевропейской философии это понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как теорию развития и универ­сальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики. У К. Маркса и Ф. Энгельсадиалектика - философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на при­нципах взаимосвязи и развития.

В марксистской философии различают:

1) объективную диалектику- диалектику природы и общества;

2) субъективную диалектику - диалектику мышления.

Таким образом, в качестве исторически значимых форм диа­лектики выделяют:диалектику античных философов (Востока и Греции),диалектику немецкой классической философии имате­риалистическую диалектику, хотя диалектические идеи высказы­вались и в философии средневековья и Возрождения.

В отличие от классических эталонов целый ряд «некласси­ческих диалектик» не ставил своей задачей создание универсаль­ной системы диалектических понятий и теорий, описывающих структуры любой сферы мира (природной, социальной, духовной и т.п.) - для них было важно акцентировать внимание, главным образом, на противоречиях реального бытия человека и общества.

Среди них можно выделить следующие основные проекты:

«экзистенциальная диалектика» - ее истоки лежат в филосо­фии С. Кьеркегора (1813-1855), фиксирующего по крайней мере два ведущих противоречия человеческого бытия (его экзистен­ции): 1) между всеобщим (сущностью всего человеческого рода) и единичным - индивидуальным существованием, которое не ох­ватывается полностью никаким законом; 2) между подлинным и неподлинным существованием. Второе состоит в том, что человек в обычной жизни занят своими интересами и делами, включен в повседневные отношения с другими людьми и т.д.; в такое время он просто не задумывается о своем существовании и его смысле. С подлинным же существованием человек встречается в критические моменты жизни, когда возникает проблема выбора, углубляемая страхом перед неопределенностью, перед миром вообще. В такие моменты мы осознаем, что есть наше существование в сравнении с не-существованием, переходом в небытие. И мы вынуждены со­вершить тот или иной выбор и обрести свое истинное бытие.

В XX в. эту позицию развивает К. Ясперс. Внутренние проти­воречия личности находят, по Ясперсу, выражение в «погранич­ных ситуациях» (ситуациях выбора), каждая из которых имеет в своей основе ту или иную антиномию: борьба и взаимная помощь, жизнь и смерть, случай и смысл, вина и искупление греха. Проти­воречия реальности и мысли, действия и ценностей, любви и нена­висти и т.д. взаимосвязаны в человеке и не могут быть исключены из его внутренней структуры. На эти противоречия человек может реагировать трояко: 1) разрушением своей личности, «параличом всякого действия»; 2) растерянностью, постоянным колебанием в решениях или смирением перед противоречиями; 3) обретением силы, «живыми актами», попытками разрешения противоречий;

«критическая диалектика» (3. Марк, А. Либерт и др.) возни­кает в 20-е годы XX в. Ее основная мысль заключается в отрицании объективной диалектики и ее интерпретации как противоречивого отношения мысли к объектам познания. Понятие противоречия представляет, но Либерту, «конструктивный принцип критициз­ма»: мышление движется через эти антиномии, постоянно пытаясь разрешить их, но не находя каждый раз окончательного решения;

•«трагическая диачектика»(А. Либерт) исследует социальную действительность. Если кризисы прошедших времен, считает Ли­берт, находили разрешение в примирении противоречий, то новая социальная и духовная ситуация такова, что приходится отказаться от стремлений к гармонизации всяческих антиномий. Трагические обстоятельства общественной жизни порождают «трагический тип диалектики», основанной на пессимистической идее неразре­шимости противоречий, существующих в обществе и делающих его судьбу трагичной;

• «негативная диачектика» - концепция группы мыслителей франкфуртской школы (30-е гг. XX в., М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.). Своей задачей они считали создание критической теории современного общества, не приемлющей су­ществующую реальность. Такая теория - и соответствующий ей критический метод мышления - базируется на диалектических ка­тегориях противоречия и отрицания. Благом дляобщества, считает Т. Адорно, может быть только негативное, ибо оно расшатывает ту тождественность, которая выступает главным условием отноше­ний господства, царящих в современном обществе. Это общество, продолжает Г. Маркузе, формирует «одномерного человека» - пот­ребителя, у которого отсутствует критическое отношение к реаль­ности и не способного разрешить общественные противоречия. Совершить «Великое отрицание» господствующих ценностей могут лишь те социальные группы, которые по разным причинам не хотят интегрироваться в социум - безработные, студенты, на­циональные меньшинства и др. («аутсайдеры» и «маргиналы», с точки зрения «здравомыслящего большинства»). Результат такого отрицания - будущее общество, которое ликвидирует все прежние табу, наложенные на человека культурой и цивилизацией.

Список представленных проектов диалектики не является за­вершенным, значимы и иные ее версии - «парадоксальная диалек­тика», или «диалектика абсурда» (Л. Шестов), «диалектическая теология» (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур) и др.


5.6. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени

Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие«время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категориипро­странства ивремени характеризуютреальные параметры суще­го. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального (психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств) иконцептуального (тео­ретические представления о них) пространства и времени.

К основным свойствампространства обычно относят:

размерность - способность вещей и явлений обладать некото­рыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксирова­ны (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности.

изотропность - свойство «равенства», физической тождест­венности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина и т. д.

Основным свойствомвремени чаще всего считают:

необратимость (одномерность) - способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к буду­щему (так называемая «стрела времени»).

Современное естествознание в принципе допускает существо­вание в микромире даже 10- и 11-мерных структур и обратимых во времени процессов.

В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:

1) Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности.Пространствопредстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и яв­лений(Демокрит и Ньютон), авремя - как бесконечный поток со­стояний и событий. Эта концепция имеет своих сторонников - как среди физиков, так и философов - и сегодня: например, французс­кий философЖ. Дидье определяетпространство как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, авремя -как сМену событий, разворачивающихся в этой среде.


2) Реляционная концепция понимаетпространство ивремя как систему отношений, которые не обладают самостоятельным су- шествованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты(Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). В современной на­уке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности).

В результате формируются неклассические представления о пространстве ивремени, в частности:

• пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения (чем выше скорость, тем тело короче и тем медленнее течет для него время);

• пространство и время взаимосвязаны, образуют 4-мерный континуумпространство-время;

• свойствапространства ивремени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.

В трактовке времени выделяют две концепции: динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее те­чение событий);

статическую (отрицается «течение» времени, т. е. нет разницы между временными событиями).

Пространственно-временные характеристики неживой приро­ды в значительной мере зависят от уровня ее структурной орга­низации. С развитием химии, биологии и социальных наук транс­формируются физикалистские представления опространстве и времени, т. к. существует множество форм, отличных от протяжен­ности и длительности неживых систем.

Сформировались следующие основные понятия: пространство химической реакции, химические часы, свиде­тельствующие о взаимодействии химических веществ и регуляр­ном изменении их свойств;

биопространство, в котором существование живых систем свя­зано с нарушением так называемой зеркальной «симметрии» (ами­нокислоты поляризуют свет только влево, а нуклеиновые кислоты только вправо).Биосфера является такимбиопространством;

биотоп (греч.topos - место) - участок среды обитания биоце­ноза, характерен для пространства надорганизменных структур; экологическая ниша, которую занимает каждый вид; биологическое время - внутреннее время живых существ, кото­рое зависит от физиологических процессов организмов.


Жизнедеятельность человека задала пространственные и вре­менные формы своего осуществления, что позволяет выделить:

социальное пространство - социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространс­тва:динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность - с другой;

социальное время понимается как исторический процесс, до­пускающий параллельное развитие культурных и цивилизацион- ных процессов, их ветвление и т. д.

5.7. Понятие природы в философии и науке

В предельно широком смысле понятие «природа» обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как«бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос», поскольку спомощью этих терминов также обозначают совокупность всего су­щего, включая и самого человека.

В современной культуре наряду с понятием "природа" исполь­зуется категория «образ природы» (в естествознании ее аналогом выступает понятие -«картина природы», обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конк­ретной науке.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, базовыми принципами кото­рой являются следующие:

1) процветание любых форм жизни на Земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;

2) люди не обладают правом на снижение природного разно­образия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;

3) современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого;

4) изменение политики социума и формирование у людей эко- фильного отношения к природе - залог их совместной эволюции.

Наряду с философией природы, существуют и такие дисцип­лины, какэкология и социальная экология, для которых объектом исследования является природный мир. Однако предметы иссле­дования их различаются:


экология (Э. Геккель) изучает экосистемы, представляющие со­бой совокупность живых организмов и их среды обитания, объ­единенных вещественно-энергетическим взаимодействием;

социальная экология (Р. Парк и Э. Берджесс) исследует струк­туру функционирования объектов «второй», искусственной среды обитания человека. Таким образом, экология переключилась с изу­чения оппозиции «организм - среда» на исследование новой дихо­томии «естественное - искусственное».

Философия природы рассматривает проблему отношения чело­века к природе в социокультурной динамике, что позволяет выде­лить основные модели их взаимодействия:

1) мифологическую, фиксирующую архаический тип природо­пользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, и строилось на базе двух установок: признания господства природы над человеком и персонификации природных явлений, что нашло отражение в ани­мизме, антропоморфизме, тотемизме. Здесь природа выступает ведущей стороной «диалога», а человек - ее прилежным учени­ком. Природный мир представлял собой жизненное пространство людей, обеспечивал их биологическое существование, поэтому их задача состояла в адаптации к природной среде, выживании в ус­ловиях конкуренции с другими живыми системами и др. Вместе с тем уже эпоха античности создает предпосылки для противостоя­ния человека естественной среде его обитания, а новоевропейская цивилизация такой тип отношений обосновывает и утверждает;

2) научно-технологическую, отражающую индустриально-тех- нологический тип природопользования, обусловленный развитием промышленности и техники, формированием теоретической науки, превратившей природу в объект исследования и поле приложения физических и интеллектуальных сил человека.

Задача состояла в том, чтобы сделать человека владыкой при­роды (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), поэтому был задан идеал деятель- ностно-активного человека. В эту эпоху ученые ощутили «вкус познания» реальных вещей, видели познавательную ценность в выявлении их сущностных связей, в соответствии с которыми объ­екты природы преобразуются в деятельности. Научно-рациональ- ный характер взаимодействия человека и природы инициировал' экстенсивную форму природопользования и создал искусствен­ную реальность, которая отделила людей от естественной природы и нарушила их былую гармонию;

3)диалогическую, ориентированную на установление коэво- люционного типа взаимодействия человека и природы. При та­ком подходе природа перестает быть объектом, а превращается в «партнера», подобного человеку, которого необходимо выслушать. Человек, познавая природный мир, должен не навязывать ей свои правила игры, а вступать с ней в диалог. Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому необходимо отказаться от иллю­зии абсолютного знания о ней и изменить силовой способ приро­допользования.

В такой подход вписывается биосферно-ноосферная концепция В. И. Вернадского, который понималноосферу (греч.twos - разум, sphaira - шар) как качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Сегодня под ноосферой понимают то состояние био­сферы, которое будет определяться разумной экологической поли­тикой человечества.

Особый статус имеет концепциякоэволюции (со - приставка, обозначающая согласованность; лат.evolutio - развертывание), с которой выступил в 1968 г. Н. В. Тимофеев-Ресовский. Данная концепция основывается на принципах, согласно которым чело­вечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

В этом ключе разрабатывается и концепцияустойчивого разви­тия системы общество-природа. Цель этой стратегии - обеспече­ние <

Дата: 2016-09-30, просмотров: 288.