5 5 Диалектика как философская концепция развития, ее основные принципы, законы, категории Исторические формы диалектики 5.6 Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени 5.7. Понятие природы в философии и науке.
5.1. Понятие метафизики и ее статус е историко-философской традиции
Понятие«метафизика» имеет искусственное происхождение и в трудах античных философов не встречается, т.к. является результатом систематизации рукописей Аристотеля в соответствии с тремя дисциплинами - логикой, физикой и этикой, проведенной в I в. до н.э. Андроником Родосским. Часть сочинений Аристотеля, «...исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе», не укладывалась ни в одну из указанных дисциплин, и ее расположили после физики (науки о природе), отсюда и название метафизика («мета» означает «за», «позади»). Метафизика, таким образом, стала синонимом «первой философии», которая, по Аристотелю, «не тождественна ни одной из так называемых частных наук, ибо ни одна из других наук не исследует общую природу сущего как такового, а все они, отделяя себе какую-то часть его, исследуют то, что присуще этой части» («Метафизика»). Сравнивая «первую философию» с другими теоретическими науками, он отмечает, что физик, рассуждающий о природе, изучает «состояния такого-то тела и такой-то материи»; математик изучает свойства, которые берутся «отвлеченно от тела»; «отделенное же от всего телесного как таковое изучает тот, кто занимается первой философией» («О душе). У Аристотеля метафизика состоит из двух частей: 1)общей метафизики, исследующей сущее как таковое, а также высшие принципы и начала бытия (архэ); 2)специальной метафизики (теологии), изучающей высшую, неподвижную субстанцию (сущность) мира, т.е. сверхчувственное бытие.
В результате метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на интеллектуальное созерцание, когда ум "видит'* в вещи еесущность.Метафизика, будучи умозрительной по своей природе, является по Аристотелю, наиболее возвышенной из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами, что делает ее самоценной и единственно свободной наукой, существующей ради самой себя, т. е. ради знания и понимания.
Со временем понятиеметафизика стало применяться и для обозначенияметода философского исследования, востребованного формирующимся классическим естествознанием и выполняющего в нем методологическую функцию. Отличительными признаками метафизического метода сталиабстрактность, односторонность, абсолютизация отдельных сторон в познавательном процессе. Критика метафизического метода была предпринята Гегелем («Наука логики») за его ориентацию на выявление устойчивой и неизменной сущности вещей, что уже не соответствовало запросам естествознания XIX в., начавшего изучение сложных систем, и порождало догматизм мышления. Впоследствии Ф. Энгельс писал, что метафизический метод исследования и мышления «имел в свое время великое историческое оправдание. Надо было исследовать предметы, прежде чем можно было приступить к исследованию процессов» («Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии»), т.е. их связей, отношений, механизмов развития.
В современной философской литературеметафизика употребляется обычно в следующих основных смыслах: 1) как синоним философии в целом; 2) как учение о сверхчувственных началах и принципах бытия; 3) как метод познания, альтернативный диалектике.
Сегодня философия есть сложноорганизованная форма культуры, охватывающая разнообразный диапазон проблем - антропологических, экзистенциальных, гносеологических, аксиологических, культурологических, социальных и др. В этой связи метафизика должна рассматриваться в структуре философского знания как один из его разделов, в котором разрабатываются основополагающие идеи и принципы философствования, обеспечивающие потребность и способность человека выходить за пределы зримого мира.
Итак, метафизике как учению о сверхчувственных началах и принципах бытия присущи следующие основные черты:
1) спекулятивная (умозрительная) природа и доминирование теоретического разума;
2) рассуждение с помощью категорий о предельных основаниях бытия как целостности;
3) формально-априорный (доопытный) характер выдвигаемых посылок о реальности, которые не выводятся из эмпирического опыта и не соотносятся с ним.
В историиметафизики выделяют следующие еемодели:
1. Метафизика субстанции, исследующая сущностные основания мира как целого (Аристотель).
2. Метафизика субъекта (самосознания), выявляющая начала познания (Р. Декарт).
3. Трансцендентальная метафизика, изучающая условия возможности доопытного (априорного) знания об объекте (И. Кант).
4. Метафизика оснований, как утратившая статус «царицы наук» и ставшая в результате базисной дисциплиной, «лежащей в основе» разных видов опыта (Р. Рорти).
5.2. Онтология как философское учение о бытии
Понятиеонтология (греч.ontos - сущее,logos - учение) впервые было использованоР. Гоклениусом в 1613 г. в работе «Философский лексикон» в значении метафизика. Но в качестве термина, обозначающего самостоятельный раздел метафизики, в философский язык его ввелX. Вольф в труде «Первая философия, или Онтология» (1730), определив онтологию как учение о сущем как таковом. «Отцами» онтологии считаютГераклита, Парменида, Платона.
Спецификаонтологии состоит в том, что она исследует проблемусуществования (бытия) реальности, законов организации, функционирования и развития всех типов вещей. В различных исторических типах онтологии эти задачи решались по-разному:
в античности, онтология занималась поиском внутренне присущих миру первоначал (материальных или идеальных), из которых все возникает. В средние века предметом онтологии выступает уже сверхсущее бытие, т.е. Бог как единственно подлинная реальность, в котором сущность и существование совпадают, а все сотворенное им бытийствует через Него;
в Новое время приоритет приобретаетгносеология (теория познания,) и предметное поле онтологии смещается в сторону вопросов о природе научного знания, о способах его получения и адекватности изучаемой реальности и др;
с Х1Х-ХХ вв. онтология возрождается путем осмысления проблем существования человека в универсуме в аспекте его историчности, временности, конечности, определения сущности подлинного и неподлинного человеческого бытия и др.
Историческим и логическим началом онтологического знания служат такие фундаментальные категории, как: бытие, небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время и др.
Категория бытия связана с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. Ее функция состоит в том, чтобы свидетельствовать о наличии того, чтонечто уже есть, осуществилось как действительность и приобрело определенный вид.
Категория небытия фиксирует все то, чтореапьно не существует, что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия -нечто, форма проявления небытия -ничто.
Наиболее фундаментальная философская проблема - это проблема отношениябытия инебытия. Что является изначальным - бытие илинебытие? «Есть или не есть»? - спрашиваетПарменид (VI-V вв. до н. э). Иначе, это вопрос о предельных основаниях мира и природе его существования, разное решение которого позволяет выделить:
философию бытия - исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия поскольку «из ничего не может возникнуть ничего».
философию небытия - признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным от него или даже иллюзорным.
Сегодня самыми актуальными онтологическими темами являются - проблема небытия и способы ее обоснования, виртуальное бытие и реальность его существования и т.д.
Целостное бытие как реальное многообразие различных вещей и явлений подразделяют на определенные виды и формы. Выделяют два основных вида бытия -материальное идуховное (идеальное).
Материальное бытие обозначает все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни), т.е. существует независимо от человека и может оказывать воздействие на его органы чувств.
Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества - их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Данный вид бытия объективирован в видепонятии, формул, текста, ценностей и т.д. Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) ибытие социального. Отсюда можно говорить о разных онтологиях:онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.
Философской категорией, фиксирующей спецификуматери- ачьного бытия, традиционно выступает понятиематерии, аидеального - понятиесознания, являющиеся базовыми категориями онтологии.
5.3. Философское учение о материи
Материя (лат.materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции обозначаетсубстанцию,обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Ее эволюция связана с тремя основными этапами развития, для которых характерна трактовка материи как: 1)вещи, 2)свойства (атрибута), 3) отношения.
Первый этап - это поиск материального (вещественного) начала, образующего первооснову всего природного многообразия. Вначале это былистихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фа- лес, Анаксимандр, Анаксимен), затем - атомы(Левкипп, Демокрит). Материя интерпретировалась как «первичный субстрат каждой вещи»{Аристотель).
Второй этап (Новое время) -материей обозначали вещь, обладающую всеобщими атрибутами - массой, протяженностью, неделимостью, непроницаемостью и т. п.
Третий этап (вторая половина XIX-XX вв.) - материя определяется на основе субъект-объектного отношения и рассматривается в качестве философской категории, которая обозначает объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им (В.И. Ленин). Иными словами, данное понятие определяется в рамках основного вопроса философии, вопроса об отношении мышления к бытию(К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. В. Плеханов, В.И. Ленин). Материальность стала преимущественным аспектом в пониманиибытия вообще иобщественного бытия в частности.
Материальный мир имеет достаточно сложную организацию, т.к. в нем любое материальное явление представляет собой систему определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. Поэтому все яйления можно сгруппировать в некоторые классы сущего (физической, химической, биологической, социальной реальностей), определить ихструктурные уровнив системной организации универсума.
Система (составленное из частей, соединенное) - категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность.Структура (строение, расположение, порядок) - категория, указывающая на способ связи между элементами, на наличие внутренних связей, на внутреннее устройство объекта.Элемент (стихия, первоначальное вещество) - понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.
Системно-структурная организация универсума может быть построена, исходя из следующих критериев:
1) установить общность материального носителя (атом, электрон, клетка и т.д.), указывающего на сферу материального сущего - физическую, биологическую и т.д.;
2) выявить одинаковый принцип организации структур, которые входят в данный уровень (например, во всех атомах есть ядро и электроны, располагающиеся по орбитам);
3) определить общий принцип построения или генетическую каузальность, позволяющие расположить материальные системы в вертикальном направлении - от низшего к высшему, в порядке их исторической эволюции, т.к. высшие системы надстраиваются над низшими и не сводятся к ним.
Согласно этим критериям обычно представляют следующую иерархию многообразного сущего, образующего целостность универсума:
В неэ/сивой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние матерйи), элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (в различных агрегатных состояниях - твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).
В живой природе: протоплазма (живые молекулы) - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).
В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы -человеческое общество, в котором выделяют особые подсистемы: семья - классы - нации и др. В принципе иерархия уровней и материальных систем может быть различной, так как все зависит от выбора исходных критериев для классификации.
5.4. Движение и развитие как атрибуты бытия. Принцип глобального эволюционизма
Специфика динамической организации бытия раскрывается в онтологии с помощью категорийдвижения, развития и покоя.
Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее.Но Аристотелю, «всякое движение есть некоторое изменение». Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например,физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную. Интерпретация направленности изменений зависит от выбора общего принципа: круговорот, восхождение от низшего к высшему, нисхождение от высшего к низшему, единство восходящей эволюции и нисхождения.
В отличие отдвижения категорияразвития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направлениях, отличающихся друг от друга степенью совершенствования системы, -прогрессивном, регрессивном и нейтральном. Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов:эволюционным и революционнымпутем.
С помощью категориипокой фиксируется относительная устойчивость всякого сущего. Поэтому способ бытия сущего проявляется не только в его движении и развитии, но и в покое, образуя единство движения, развития, покоя.
Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепцияглобального (универсального) эволюционизма,выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она исходит из следующих принципов:системности, самоорганизации и эволюции, которая представлена следующими видами - космическая, химическая, биологическая и социальная, объединенными между собой генетической и структурной преемственностью.
Глобальный эволюционизм - результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биологии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).
В основе схемыглобального (универсального) эволюционизмалежат, согласноН. Н. Моисееву, следующие исходные принципы:
• Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;
• эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
• во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;
• во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;
• динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные.
5.5. Диалектика как философская концепция развития. Исторические формы диалектики
В современной философии диалектика предстает в виде теории развития бытия и метода его познания. Структуру диалектики как теоретической системы образуютпринципы, законы икатегории.Ее основные принципы:
1) развития (фиксирует динамику всех вещей и явлений реальности);
2) всеобщей связи (характеризует отношения зависимости, существующие в мире между вещами, явлениями, их свойствами).
Связи, которые носят общий, существенный, необходимый и устойчивый характер, называютзаконами. Традиционно законы диалектики подразделяют на:
1) основные (раскрывают сущность развития);
2) неосновные (дополняющие картину развития).
Основные законы диалектики:
1) закон единства и взаимодействия противоположностей, или закон противоречия (выясняет источник развития);
2) закон перехода количественных и качественных изменений (раскрывает механизм развития);
3) закон отрицания отрицания (указывает направление развития).
Неосновные законы диалектики выражают отношения между: причиной и следствием; необходимостью и случайностью; возможностью и действительностью; содержанием и формой; частью и целым; сущностью и явлением.
Трансформацию представлений о развитии привнесласинергетика (Г. Хакен, И. Пригожин, С.Курдюмов), выявившая общие принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации: так,источником развития самоорганизующихся систем различной природы выступаетне противоречие между ее элементами, а, напротив, ихкооперативное, согласованное взаимодействие. В рамках синергетического подхода обоснована концепция о нелинейном, необратимом характере развития сложных самоорганизующихся систем.
Исторические и современные формы диалектики. Историческая ретроспектива указывает на содержательные вариации понятиядиалектика, которые проявлялись в его применении. Этимология данного термина означает «искусство вести беседу», и его первоначальное употребление в философском смысле связывают с именем Сократа, понимавшим под диалектикой искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений в диалоге. В античности диалектика стала трактоваться прежде всего как метод правильного мышления. Средневековая мысль наследует этот смысл диалектики, понимая под ней логику вообще или искусство различения истины и лжи и т. п. В разных трактовках сохраняется традиция использования понятиядиалектика как способа рационального, логического мышления.
В новоевропейской философии это понятие приобретает новые смыслы, заданные немецкой классикой и марксистским учением. Так, Гегель трактует диалектику как теорию развития и универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный методу метафизики. У К. Маркса и Ф. Энгельсадиалектика - философское учение о развивающемся бытии и метод его познания, основанный на принципах взаимосвязи и развития.
В марксистской философии различают:
1) объективную диалектику- диалектику природы и общества;
2) субъективную диалектику - диалектику мышления.
Таким образом, в качестве исторически значимых форм диалектики выделяют:диалектику античных философов (Востока и Греции),диалектику немецкой классической философии иматериалистическую диалектику, хотя диалектические идеи высказывались и в философии средневековья и Возрождения.
В отличие от классических эталонов целый ряд «неклассических диалектик» не ставил своей задачей создание универсальной системы диалектических понятий и теорий, описывающих структуры любой сферы мира (природной, социальной, духовной и т.п.) - для них было важно акцентировать внимание, главным образом, на противоречиях реального бытия человека и общества.
Среди них можно выделить следующие основные проекты:
• «экзистенциальная диалектика» - ее истоки лежат в философии С. Кьеркегора (1813-1855), фиксирующего по крайней мере два ведущих противоречия человеческого бытия (его экзистенции): 1) между всеобщим (сущностью всего человеческого рода) и единичным - индивидуальным существованием, которое не охватывается полностью никаким законом; 2) между подлинным и неподлинным существованием. Второе состоит в том, что человек в обычной жизни занят своими интересами и делами, включен в повседневные отношения с другими людьми и т.д.; в такое время он просто не задумывается о своем существовании и его смысле. С подлинным же существованием человек встречается в критические моменты жизни, когда возникает проблема выбора, углубляемая страхом перед неопределенностью, перед миром вообще. В такие моменты мы осознаем, что есть наше существование в сравнении с не-существованием, переходом в небытие. И мы вынуждены совершить тот или иной выбор и обрести свое истинное бытие.
В XX в. эту позицию развивает К. Ясперс. Внутренние противоречия личности находят, по Ясперсу, выражение в «пограничных ситуациях» (ситуациях выбора), каждая из которых имеет в своей основе ту или иную антиномию: борьба и взаимная помощь, жизнь и смерть, случай и смысл, вина и искупление греха. Противоречия реальности и мысли, действия и ценностей, любви и ненависти и т.д. взаимосвязаны в человеке и не могут быть исключены из его внутренней структуры. На эти противоречия человек может реагировать трояко: 1) разрушением своей личности, «параличом всякого действия»; 2) растерянностью, постоянным колебанием в решениях или смирением перед противоречиями; 3) обретением силы, «живыми актами», попытками разрешения противоречий;
• «критическая диалектика» (3. Марк, А. Либерт и др.) возникает в 20-е годы XX в. Ее основная мысль заключается в отрицании объективной диалектики и ее интерпретации как противоречивого отношения мысли к объектам познания. Понятие противоречия представляет, но Либерту, «конструктивный принцип критицизма»: мышление движется через эти антиномии, постоянно пытаясь разрешить их, но не находя каждый раз окончательного решения;
•«трагическая диачектика»(А. Либерт) исследует социальную действительность. Если кризисы прошедших времен, считает Либерт, находили разрешение в примирении противоречий, то новая социальная и духовная ситуация такова, что приходится отказаться от стремлений к гармонизации всяческих антиномий. Трагические обстоятельства общественной жизни порождают «трагический тип диалектики», основанной на пессимистической идее неразрешимости противоречий, существующих в обществе и делающих его судьбу трагичной;
• «негативная диачектика» - концепция группы мыслителей франкфуртской школы (30-е гг. XX в., М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе и др.). Своей задачей они считали создание критической теории современного общества, не приемлющей существующую реальность. Такая теория - и соответствующий ей критический метод мышления - базируется на диалектических категориях противоречия и отрицания. Благом дляобщества, считает Т. Адорно, может быть только негативное, ибо оно расшатывает ту тождественность, которая выступает главным условием отношений господства, царящих в современном обществе. Это общество, продолжает Г. Маркузе, формирует «одномерного человека» - потребителя, у которого отсутствует критическое отношение к реальности и не способного разрешить общественные противоречия. Совершить «Великое отрицание» господствующих ценностей могут лишь те социальные группы, которые по разным причинам не хотят интегрироваться в социум - безработные, студенты, национальные меньшинства и др. («аутсайдеры» и «маргиналы», с точки зрения «здравомыслящего большинства»). Результат такого отрицания - будущее общество, которое ликвидирует все прежние табу, наложенные на человека культурой и цивилизацией.
Список представленных проектов диалектики не является завершенным, значимы и иные ее версии - «парадоксальная диалектика», или «диалектика абсурда» (Л. Шестов), «диалектическая теология» (К. Барт, П. Тиллих, Р. Нибур) и др.
5.6. Пространственно-временная организация бытия. Основные концепции пространства-времени
Понятие «пространство» обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие«время» указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категориипространства ивремени характеризуютреальные параметры сущего. Вместе с тем в философии и науке часто используют понятия перцептуального (психическое восприятие человеком реальных пространственных и временных свойств) иконцептуального (теоретические представления о них) пространства и времени.
К основным свойствампространства обычно относят:
• размерность - способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат). В макромире размерность пространства реализуется в его трехмерности.
• изотропность - свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина и т. д.
Основным свойствомвремени чаще всего считают:
• необратимость (одномерность) - способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).
Современное естествознание в принципе допускает существование в микромире даже 10- и 11-мерных структур и обратимых во времени процессов.
В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:
1) Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые самостоятельные сущности.Пространствопредстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений(Демокрит и Ньютон), авремя - как бесконечный поток состояний и событий. Эта концепция имеет своих сторонников - как среди физиков, так и философов - и сегодня: например, французский философЖ. Дидье определяетпространство как гомогенную и бесконечную среду, в которой расположены объекты, авремя -как сМену событий, разворачивающихся в этой среде.
2) Реляционная концепция понимаетпространство ивремя как систему отношений, которые не обладают самостоятельным су- шествованием, а выступают как особые характеристики вещей, их атрибуты(Аристотель, Лейбниц, Эйнштейн). В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности).
В результате формируются неклассические представления о пространстве ивремени, в частности:
• пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения (чем выше скорость, тем тело короче и тем медленнее течет для него время);
• пространство и время взаимосвязаны, образуют 4-мерный континуумпространство-время;
• свойствапространства ивремени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.
В трактовке времени выделяют две концепции: динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий);
статическую (отрицается «течение» времени, т. е. нет разницы между временными событиями).
Пространственно-временные характеристики неживой природы в значительной мере зависят от уровня ее структурной организации. С развитием химии, биологии и социальных наук трансформируются физикалистские представления опространстве и времени, т. к. существует множество форм, отличных от протяженности и длительности неживых систем.
Сформировались следующие основные понятия: пространство химической реакции, химические часы, свидетельствующие о взаимодействии химических веществ и регулярном изменении их свойств;
биопространство, в котором существование живых систем связано с нарушением так называемой зеркальной «симметрии» (аминокислоты поляризуют свет только влево, а нуклеиновые кислоты только вправо).Биосфера является такимбиопространством;
биотоп (греч.topos - место) - участок среды обитания биоценоза, характерен для пространства надорганизменных структур; экологическая ниша, которую занимает каждый вид; биологическое время - внутреннее время живых существ, которое зависит от физиологических процессов организмов.
Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления, что позволяет выделить:
социальное пространство - социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства:динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность - с другой;
социальное время понимается как исторический процесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизацион- ных процессов, их ветвление и т. д.
5.7. Понятие природы в философии и науке
В предельно широком смысле понятие «природа» обозначает весь мир в целом как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. Понятие природы совпадает в своем содержании с такими научными и философскими категориями, как«бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос», поскольку спомощью этих терминов также обозначают совокупность всего сущего, включая и самого человека.
В современной культуре наряду с понятием "природа" используется категория «образ природы» (в естествознании ее аналогом выступает понятие -«картина природы», обозначающее систему представлений о природе, сформированных в той или иной конкретной науке.
Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы, базовыми принципами которой являются следующие:
1) процветание любых форм жизни на Земле ценно само по себе, и ценность жизни не зависит от пользы для человека;
2) люди не обладают правом на снижение природного разнообразия, за исключением случаев удовлетворения естественных потребностей;
3) современное вторжение человека в природный мир ухудшает состояние и того, и другого;
4) изменение политики социума и формирование у людей эко- фильного отношения к природе - залог их совместной эволюции.
Наряду с философией природы, существуют и такие дисциплины, какэкология и социальная экология, для которых объектом исследования является природный мир. Однако предметы исследования их различаются:
экология (Э. Геккель) изучает экосистемы, представляющие собой совокупность живых организмов и их среды обитания, объединенных вещественно-энергетическим взаимодействием;
социальная экология (Р. Парк и Э. Берджесс) исследует структуру функционирования объектов «второй», искусственной среды обитания человека. Таким образом, экология переключилась с изучения оппозиции «организм - среда» на исследование новой дихотомии «естественное - искусственное».
Философия природы рассматривает проблему отношения человека к природе в социокультурной динамике, что позволяет выделить основные модели их взаимодействия:
1) мифологическую, фиксирующую архаический тип природопользования. Мифологическое отношение к природе формирует целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, и строилось на базе двух установок: признания господства природы над человеком и персонификации природных явлений, что нашло отражение в анимизме, антропоморфизме, тотемизме. Здесь природа выступает ведущей стороной «диалога», а человек - ее прилежным учеником. Природный мир представлял собой жизненное пространство людей, обеспечивал их биологическое существование, поэтому их задача состояла в адаптации к природной среде, выживании в условиях конкуренции с другими живыми системами и др. Вместе с тем уже эпоха античности создает предпосылки для противостояния человека естественной среде его обитания, а новоевропейская цивилизация такой тип отношений обосновывает и утверждает;
2) научно-технологическую, отражающую индустриально-тех- нологический тип природопользования, обусловленный развитием промышленности и техники, формированием теоретической науки, превратившей природу в объект исследования и поле приложения физических и интеллектуальных сил человека.
Задача состояла в том, чтобы сделать человека владыкой природы (Ф. Бэкон, Р. Декарт и др.), поэтому был задан идеал деятель- ностно-активного человека. В эту эпоху ученые ощутили «вкус познания» реальных вещей, видели познавательную ценность в выявлении их сущностных связей, в соответствии с которыми объекты природы преобразуются в деятельности. Научно-рациональ- ный характер взаимодействия человека и природы инициировал' экстенсивную форму природопользования и создал искусственную реальность, которая отделила людей от естественной природы и нарушила их былую гармонию;
3)диалогическую, ориентированную на установление коэво- люционного типа взаимодействия человека и природы. При таком подходе природа перестает быть объектом, а превращается в «партнера», подобного человеку, которого необходимо выслушать. Человек, познавая природный мир, должен не навязывать ей свои правила игры, а вступать с ней в диалог. Люди не могут полностью контролировать природу, поэтому необходимо отказаться от иллюзии абсолютного знания о ней и изменить силовой способ природопользования.
В такой подход вписывается биосферно-ноосферная концепция В. И. Вернадского, который понималноосферу (греч.twos - разум, sphaira - шар) как качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Сегодня под ноосферой понимают то состояние биосферы, которое будет определяться разумной экологической политикой человечества.
Особый статус имеет концепциякоэволюции (со - приставка, обозначающая согласованность; лат.evolutio - развертывание), с которой выступил в 1968 г. Н. В. Тимофеев-Ресовский. Данная концепция основывается на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.
В этом ключе разрабатывается и концепцияустойчивого развития системы общество-природа. Цель этой стратегии - обеспечение <
Дата: 2016-09-30, просмотров: 320.