Б. Социально-философские концепции власти.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

9.7.Государство как политический институт.

9.8. Философия культуры: основные стратегии.

9.9.Единство и многообразие культурно-исторического процесса.

9.1. Общество как объект философского анализа. Основные исследовательские программы

Предметом изучения социальной философии является обще­ство как целостная система. Ее специфика задана ориентацией на выявление сущности человеческого общества, его качественного своеобразия, целей, идеалов, механизмов социогенеза, динамики и смысла истории.

Общество определяют как:

1) выделенную из природы и взаимодействующую с ней реаль­ность;

2) систему человеческой деятельности, ее условий и результатов;

3) систему взаимодействий между людьми;

4) систему социальной коммуникации между людьми на осно­ве культурных ценностей;

5) определенный этап человеческой истории или конкретного общества (например, современное белорусское общество) и др.

Структуру общества образуют следующие элементы: социаль­ные индивиды, социальные группы, социальные общности, соци­альные институты.

Социальная философия рассматриваетобщество в качестве сверхсложной системы, в которой - наряду с объективными - всег­да присутствуют субъективные факторы, поскольку главным дейс­твующим лицом, актором социальной деятельности, организую­щим социальную реальность, является сам человек. Он привносит в социальную реальность индивидуально-значимые и общечело­веческие смыслы и значения, которые обеспечивают необходимую коммуникацию между людьми, создает культуру и осуществляет выбор вариантов развития общества. Такой статус социального субъекта порождает у него иллюзию, что он знает свой объект ис­следования изнутри, будучи включенным в его структуры, и спосо­бен управлять им и контролировать законы его функционирования.

Поэтому фундаментальной социально-философской пробле­мой является поиск ответа на вопрос: что составляет основу обще­ственного согласия людей и, тем самым, определяет целостность общества как такового?

В истории социальной философии сложились и функциониру­ют исследовательские (научные)программы, каждая из которых представляет собойсистему теоретических и методологичес­ких принципов, ориентирующих и направляющих исследова­тельскую деятельность. К основным из них относят следующие: натуралистическая, социологическая, культур-цен тристская(или в более широкой версиикультурно-историческая), психоло­гическая и социопсихологическая (см. табл. 11). Их различие со­стоит прежде всего в том, какойнаучной методологии (т.е. системе методов) отдается предпочтение в анализе общественных явлений. Эти программы конкретизируются и реализуются в адекватных им концепциях, т.е.теоретических картинах изучаемой сферы ре­альности (или того или иного класса объектов).

Натуралистическая программа ориентирована на эталоны естественнонаучного знания, законы и методологию его ведущих дисциплин (физики, биологии и др.) и рассматривает общество по аналогии с природой.

Из множества факторов, реально действующих в обществе, ве­дущими в соответствующих концепциях признаются, например, географические (Ш. Монтескье и др.), природно-национальные, природно-космические (J1.H. Гумилев), биологические законо­мерности (Г. Спенсер и др.). Соответственно, общество в рамках этой программы уподобляется механическому агрегату (Т. Гоббс, П. Гольбах), химическому процессу (М.Шевроль), биологическо­му организму (Г. Спенсер и др.).

Социологическая программа формируется в результате станов­ления в первой половине XIX в. социологии - науки об обществе, родоначальником которой является О. Конт, стремившийся создать специальную методологию исследования общества, так называе­мую «социальную физику». Социологическая программа может рассматриваться в качестве альтернативы натуралистической, поскольку подчеркивает качественную специфику социальной ре­альности, отличной от других видов реальности. В рамках данной программы общество позиционируется в качестве надындивиду­альной реальности, подчиняющейся объективным социальным законам, исследование которых возможно только на основании социологических методов. Несмотря на то, что общество - это ре­зультат взаимодействия индивидов, тем не менее, оно функциони­рует по своим собственным законам (Э. Дюркгейм). Природа этих законов определяется: 1) спецификой экономической деятельнос­ти (К. Маркс); 2) особенностями функционирования социальных подсистем, связанных между собой средствами обмена - деньга­ми, властью, влиянием, ценностями (Т. Парсонс); 3) природой со­циального действия (М. Вебер) или коммуникативного действия (Ю. Хабермас).

Культурно-историческая программа (кулыпур-центристская)формируется во второй половине XIX - начале XX вв. и исходит из идеи принципиального различия наук о природе и наук о духе (В. Дильтей) и, соответственно, разной методологии, используе­мой при анализе природных и социальных систем. Такой подход связан с ее ориентацией на достижения в области исторического, антропологического, психологического, аксиологического знания, а также переключением внимания на культуру как особый тип реальности, определяющий во многом линию поведения людей, продуцирование ими культурных смыслов и системы ценностей. Соответственно, общество понимается как сверхиндивидуальная реальность, основу которой составляет культурный ландшафт, за­дающий ход всемирной истории, и деятельность самих индивидов. Поэтому при исследовании общества следует ориентироваться на науки о культуре как идеографические, выявляющие специфику конкретных, уникальных и индивидуальных социальных событий, в то время как науки о природе (номотетические) преследуют цель выявить общие законы и объяснить механизм их функционирова­ния в природной системе (В. Виндельбанд). Близок к этой позиции и Г. Риккерт, но он полагает, что в принципе выбор метода в социо- гуманитарном познании определяется: 1) предметной областью исследования и 2) задачами, которые ставит перед собой исследо­ватель. Общий вывод: социальные науки должны не объяснять, а понимать процессы общественной жизни, ибо понимание основы­вается на изучении и постижении мотивов человеческой деятель­ности, обусловившей эти события.

В рамки данной программы вполне вписываются следующие значимые концепции XX в.: «морфология культуры» О.Шпенглера («Закат Европы»), «локальных цивилизаций» А.Дж.Тойнби («Пос­тижение истории»), «культурно-исторических типов» Н.Я Да­нилевского («Россия и Европа»), «генеалогия власти» М. Фуко, «политической семиологии» Р. Барта, «социальной практики» П. Бурдье и др.

Психологическая и сог^иопсихологическая программы, несмот­ря на то, что вторая возникает на базе первой, методологически едины в анализе общественной системы, т.к. приоритетными из­бираются психические факторы на основании биопсихосоциаль­ной природы человека. Отличия между ними можно установить по предмету изучения: если первая программа рассматривает в ка­честве ведущего фактора социодинамики психику индивидов, то вторая - переносит акцент на специфику групповой и социальной психологии. Эти программы представлены такими общеизвестны­ми психологами XX в., как J1. Уорд, Г. Тард, Г. Лебон. 3. Фрейд, А.Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни и др.

Таблица 11

Исследовательские программы и концепции
Программы Концепции Методологи­ческие при­нципы Доминирую­щие факторы Специфика социальности
Натуралис­тическая Механицизм Органицизм Геодетерминизм Этноцентризм Редукцио­низм (сведе­ние к методам естественных наук) Объективизм Социальное растворяется в природном
Социоло­гическая Марксизм Структурно-функ­циональный.анализ «Понимающая» со­циология Коммуникативная рациональность* Социологизм Объективизм Общество - особая надын­дивидуальная реальность, функциониру­ющая по своим объективным законам
Культурно- историчес- кая МорфологиякультурыЛокальных цивили­заций Культур но-истори­ческих типов Генеалогия власти Политическая семиология Социальная практика Историцизм Синтез объективного и • субъектив­ного Специфика общества оп­ределяется ди­намикой куль­туры, системой духовных цен­ностей

 

Окончание таблицы II
Программы Концепции Методологи­ческие при­нципы Доминирую­щие факторы Специфика социальности
Психоло­гическая и социопси­хологичес­кая Социальная психология Фрейдизм Аналитическая пси­хология Индивидуальная психология Экзистенциальный психоанализ Символический интеракционизм Психологизм Субъективизм Специфика об­щества связана с деятельностью и поведением индивидов, на­деленных соз­нанием, волей, чувствами и т.д.

*М. Вебер («понимающая социология») и Ю. Хабермас («коммуникативная рациональность») уже исходят из учета объективных и субъективных факторов в общественном развитии.

 

9.2. Философия истории и ее проблемное поле

Философия истории как раздел социальной философии ориен­тирована на постижение смысла и закономерностей исторического процесса, а также способов и механизмов его познания. Термин «философия истории» был введен Вольтером, с эпохой Просвеще­ния связано и ее дисциплинарное оформление. Причинами выде­ления философии истории в особую область знания стали учения просветителей о прогрессе как смысле истории, при этом послед­ний начинает пониматься не в проекции христианского провиден­циализма, подчинявшего исторический процесс Божественной воле (провидению), но как развитие общества, осуществляемое самими людьми.

В динамике философско-исторического знания выделяют клас­сический, неклассический и постнеклассический этапы. В качес­тве основных критериев их демаркации выступают проблемы: а) прогресса как смысла истории; б) общечеловеческого единства исторического процесса; в) научной объективности исторического знания.

• Классическая философия истории (Дж. Вико, Вольтер, И. Г. Гердер, А. Тюрго, Гегель и др.) покоилась на абсолютной вере в прогресс, гарантом которого выступало развитие научного знания, позволявшее радикально усовершенствовать условия че­ловеческого существования. Универсальный характер природных законов, постигаемых наукой, диктовал потребность в подобной же унификации социальной реальности, вследствие чего история человечества подгонялась под логику развития западноевропейс­кой цивилизации. Представления о существовании единых объек­тивных законов исторического развития определяли возможность объективно-нейтрального исторического знания.

Неклассическая философия истории начиналась с обосно­вания специфики исторического познания по сравнению с естес­твеннонаучным. В рамках «философии жизни» (В. Дильтей) и неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) история как наука о конкретных фактах культуры, и, соответственно, использующая индивидуализирующую методологию, противопоставлялась ге­нерализирующим интенциям естествознания. При этом, будучи ориентирована не столько на объяснение, сколько на понимание событий, она всегда пристрастна, интерпретируя прошлое в зави­симости от потребностей настоящего. Индивидуализация метода способствовала отказу от идеи о существовании единой логики ис­тории, что нашло наиболее яркое отражение в теории культурно- исторических типов (О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский, А. Тойнби). Разбивая историю на ряд локальных цивилизаций, данные авторы одновременно отрицают понятие прогресса как поступательного преемственного развития человечества.

Постнеклассическая философия, истории соединяет класси­ческий универсализм и неклассический партикуляризм (от лат. particulars - частичный, частный). Просвещенческая идеология общечеловеческого прогресса знаменовалась наступлением эры глобализации и соответствующей философской рефлексией (Р. Ро- бертсон, 3. Бжезинский, И. Валлерстайн и др.). Вместе с тем идея прогресса ставится под вопрос по целому ряду оснований: «конца истории» (Ф. Фукуяма) как невозможности последующей качест­венной трансформации общества; экологических «пределов роста» (Дж. Форрестер, Д. Медоуз); феминистской критики «империализ­ма Логоса» (Ж. Деррида, Ю. Кристева). Прогнозы ценностно-ми- ровоззренческого «столкновения цивилизаций» (С. Хантингтон) апеллируют к необходимости учета интересов локальных геополи­тических образований. Наряду с теориями постиндустриального общества (Д. Белл, А. Турен и др.), подчиняющими историю еди­ным технологическим законам, оформляется постмодернистская концепция «заката метанарраций» (Фр. Лиотар). Под метанарра- цией («метарассказ» или «большая история») понимается просве­щенческая концепция истории, ставшая идеологией индустриа­лизма и монополизировавшая право на власть и истину. Апеллируя к новой ситуации в науке и культуре, постмодерн реабилитирует множественность нарративных практик, с которыми связывается как поливекторность реального исторического развития, так и пра­вомерность его разнообразных интерпретаций.

В структуре философии истории выделяют два основных уров­ня: онтологический и эпистемологический.

Онтология истории ориентирована на анализ сущностных ха­рактеристик и закономерностей реального исторического процес­са. Ее проблемное поле составляют следующие вопросы:

• становление общества и особенности законов его развития;

• направленность и периодизация исторического процесса;

• субъект и движущие силы истории;

• соотношение объективного и субъективного в истории;

• факторы исторического развития;

• источник и механизмы исторического развития;

• единство и многообразие исторического развития;

• смысл истории.

Эпистемология исторического познания изучает особенности истории как науки. В качестве базовых проблем здесь выступают вопросы:

• специфика исторического познания;

• природа субъект-объектной оппозиции в исторических иссле­дованиях;

• объективность исторического знания;

• статус понимания и объяснения в истории;

• особенности исторического описания и интерпретации;

• методологические программы исторического познания.

9.3. Источник, движущие силы и субъект исторического развития

Проблема источника исторического развития связана с решени­ем вопроса о том, что движет историю, т. е. о тех глубинных при­чинах, которые определяют качественное изменение общества и его переход к новому состоянию.,В решении этой проблемы на се­годняшний день выделяют три основные модели: теории социаль­ного противоречия, концепции солидаризма и теории конфликта.

• Теории социального противоречия исходят из общедиалек­тических установок, в соответствии с которыми именно единство и борьба противоположностей (противоречие) являются источ­никами развития как в природе, так и в обществе. Согласно этой концепции, не столько единство как взаимообусловленность и дополнительность, сколько война противоборствующих сил опре­деляет внутреннюю динамику прогресса. В качестве предтеч дан­ной теории можно выделить Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Г. Гегеля, наиболее яркое развитие она получила в философии марксизма. Рассматривая социальные противоречия как «вечный двигатель» истории (противоречие между производительными рилами и про­изводственными отношениями, базисом и надстройкой и т. п.), марксизм видит их высшую форму проявления в классовой борь­бе, где антагонизм (непримиримая вражда) классовых интересов ведет к социальной революции и смене формации. В современной философии теория социального противоречия получила развитие в геополитике (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, X. Маккиндер и др.), рассматривающей историю в контексте борьбы этногеографичес- ких образований за политическое пространство.

Солидаризм (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс и др.) делает акцент на социальной сплоченности как гаранте сбаланси­рованного развития общества. Основанием солидарности является разделение труда и стратификационная структура общества, что определяет универсальную взаимозависимость индивидов. Неиз­бежно возникающие конфликты и противоречия рассматриваются здесь как отклонение от нормы и существенное препятствие для прогресса (война только разрушает, но ничего не создает). Гово­ря об усложнении социальных структур, классики этой концепции рассматривали индустриальное общество как переход к новым, более высоким формам солидарности (переход от военной к про­мышленной солидарности у Спенсера, от механической солидар­ности к органической у Дюркгейма). В контексте этой теории мо­жет быть рассмотрен также ряд философских проектов глобализа­ции (Р. Робертсон, И. Валлерстайн, Ф. Фукуяма), акцентирующих усиление интеграционных процессов и общечеловеческий статус ценностей либерализма и демократии в условиях «постсовремен­ного» состояния культуры и общества.

Теории конфликта (Р. Парк, Л. Козер, Р. Дарендорф) выступа­ют как синтетические по отношению к вышеназванным моделям. По сравнению с социальным противоречием конфликт является более узким понятием и определяется как осознанное противосто­яние двух или более сторон. В формах соревнования и конкурен­ции конфликты способствуют социальным инновациям, являясь источником исторического развития. Вместе с тем специфика ин­терпретации конфликта в данной теории состоит в направленности на поиск консенсуса, а задача конфликтологии - выявление меха­низмов его рационального регулирования. Попытки насильствен­ного подавления конфликтов, характерные для закрытых (ригид­ных) обществ, как правило, чреваты революционными взрывами и гражданскими войнами. Открытые общества, напротив, имеют все резервы для мирного разрешения конфликтов и достижения социального согласия.

Если говоря об источнике исторического развития, мы отвеча­ем на вопрос «что движет историю», то проблема движущих сил и субъекта истории - это вопрос о том, кто ее движет (делает). В этом плане под субъектом исторического развития понимается тот или иной носитель осознанной и целенаправленной исторической актив­ности. Движущие силы истории - это ее «пушечное мясо», т. е. те слои населения, посредством которых осуществляется воля субъекта. Реальные исторические изменения обеспечиваются движущими силами, которые, в свою очередь, ведомы субъектом истории.

В качестве субъекта истории в философии выделяли: а) лич­ность; б) народные массы; в) элиту. Под движущими силами исто­рии понимали: а) народ; б) народные массы; в) массы.

• Роль личности как субъекта истории абсолютизировалась в философии Просвещения. Статус великой личности определялся ее способностью к генерации новых идей (а именно идеи, согласно этой концепции, движут историю) и ее возможностью повести за собой широкие слои населения во имя воплощения этих идей в жизнь. Соответственно, личность приводит в движение народ (со­вокупное население той или иной страны)реальную движущую силу истории.

• Учение о народных массах как субъекте и движущей силе ис­тории разработано в марксизме. Не идеи, но развитие производства является здесь определяющим фактором исторической динамики. Тем самым народные массы как непосредственные производители материальных благ и носители социально-политической активнос­ти выступают подлинными творцами истории.

• Теории элит (В. Парето, Г. Моска, Р. Михельс, А. Тойнби и др.) основаны на выделении элиты (творческого меньшинства) как субъекта истории и массы (нетворческого большинства) как ее движущей силы. Элита обладает материальным, политическим и интеллектуальным превосходством над массой (можно говорить об экономической, политической, научной, художественной и т. д. элите), реальным в^сом и влиянием в обществе. В отличие от про­свещенческой идеи природного равенства людей, обуславливаю­щего единство народной воли, теория элит говорит об изначальном психологическом неравенстве, отдавая приоритет власти тем, кто имеет больше способностей. Полемизируя с марксистской идеей народных масс как основных субъектов классовой борьбы, элита­ризм рассматривает историю не как смену классов, но как смену элит. При этом с усложнением социальных связей и структур ста­тус элиты как организующей и руководящей силы увеличивается.

9.4. Направленность исторического процесса: линейные и нелинейные интерпретации

Одной из важнейших проблем философии истории является вопрос о направленности и периодизации исторического процесса, т. е. по направлению к чему и минуя какие стадии развивается об­щество. В решении вопроса о направленности выделяютл шейные и нелинейные (циклические) интерпретации истории (приведенная ниже типология концепций предложена В. Т. Новиковым).

Нелинейные интерпретации истории выступают как генети­чески первичные и восходят к мифологическим представлениям о «колесе времени», воспроизводящем одни и те же сюжеты в пов­торяющихся космических циклах. Первая концептуализация дан­ной идеи осуществляется в XVIII в. одким из основоположников философии истории Дж. Вико. Согласно его теории, исторический круговорот складывается из трех стадий: божественной (власть жрецов и безгосударственность), героической (аристократическое государство), человеческой (демократия). Кризис одной эпохи зна­менует начало новой, «век человеческий» приближает нацию к пер­вобытному состоянию и исторический цикл начинается сначала.

В неклассической философии нелинейные интерпретации ис­тории развиваются вцивилизационно-циклических моделях, наибо­лее авторитетными из которых являются концепциякультурно- исторических типов Н. Я. Данилевского, «морфология культуры» О. Шпенглера, теория локальных цивилизаций А. Тойнби. Понятие «цивилизация» здесь используется для обозначения устойчивого этнокультурного образования, сохраняющего свою специфику и целостность на протяжении длительного исторического проме­жутка времени (исключение составляет О. Шпенглер, для кото­рого цивилизация - это стадия стагнации и деградации культуры, связанная с исчерпанием ее творческого потенциала). Общими для цивилизационно-циклических моделей являются следующие моменты: а) отказ от идеи единого общечеловеческого прогресса и акцент на множественности типов исторического развития (Да­нилевский выделял 10 цивилизаций, Шпенглер - 8, Тойнби - 37); б) приоритет духовно-мировоззренческих факторов над матери­ально-производственными (у Данилевского специфика цивилиза­ции определяется ее ценностными ориентациями, у Шпенглера - «душой культуры», у Тойнби - диалогом с Божественным Логосом в форме «Вызова - Ответа»; в) подчинение развития цивилизации «жизненным циклам» (у Данилевского - рождение, развитие, ста­рость, смерть; у Шпенглера - весна, лето, осень, зима; у Тойнби - возникновение, рост, надлом, распад).

Линейные концепции истории восходят к христианству, в рам­ках которого впервые были выдвинуты идеи о «стреле времени» и о единстве исторической судьбы человечества. Линейные интер­претации истории существуют в двух основных видах:прогрес- сизм и регрессизм.

Регрессизм идеализирует прошлое, в котором усматривается «золотой век» цивилизации, в то время как настоящее и, в осо­бенности, будущее представляются в образах грядущих катастроф (религиозный эсхатологизм, экологический пессимизм, технокра­тический антиутопизм).

Прогрессизм подчиняет прошлое и настоящее будущему, в рам­ках которого станет возможным осуществление всех мечтаний и чаяний человечества о справедливости, благополучии и свобо­де. Оформляется он в философии Просвещения (Ж. Кондорсе, А. Тюрго, Д. Дидро и др.), связывавшей прогресс с развитием на­учных знаний и рациональной реорганизацией общества. В немец­кой классике прогресс также определяется через развитие духов­ных факторов (нравственности у Канта, свободы у Гегеля).

Для неклассических концепций прогрессизма характерно: а) выделение материально-производственных факторов в качестве критериев и гарантов прогресса; б) подчинение истории челове­чества единым универсальным законам; в) абсолютизация про­гресса как направленного качественного развития общества от его низших стадий к высшим. В зависимости от выбранной единицы периодизации истории выделяютформационный ицивилизацион- но-стадиальный подходы.

Формационная концепция прогресса развивается в марксизме, согласно которому история - это закономерная смена обществен- но-экономических формаций (первобытнообщинной, рабовладель­ческой, феодальной, капиталистической и коммунистической). Формация - это исторически конкретный тип общества, характе­ризующийся определенным единством базиса и надстройки. При этом именно базис (совокупность производственных отношений, среди которых центральное место занимают отношения собствен­ности) является определяющим по отношению к надстроечным институтам, обуславливая одновременно специфику формации в целом.

Цивилизационно-стадиальные модели представлены в концеп­циях постиндустриального (Д. Белл, А. Турен и др.) и информаци­онного (Е. Масуда, А. Тоффлер) общества. Понятие цивилизации здесь выступает в двух основных аспектах: I) как противопостав­ление доцивилизационным (первобытным) обществам (призна­ками перехода к цивилизации являются возникновение городов, государства, письменности); 2) как длительная стадия в разви­тии общества, основанная на определенном типе технико-техно- логических факторов, определяющих историческую специфику природно-преобразовательной и социокультурной практики. Со­ответственно, выделяется три типа цивилизаций: 1) доиндустри- альная (аграрная, традиционная), основанная на доминировании сельского хозяйства в экономике, традиции в социальной сфере, религии - в духовной; 2) индустриальная, связанная с приоритета­ми промышленного производства, установками на модернизацию и прогресс, властью капитала; 3) постиндустриальная, в рамках которой акцент переносится из сферы производства в сферу ус­луг и потребления, создаются новые наукоемкие технологии, а на смену собственников к власти приходят профессионалы. Конкре­тизацией теорий постиндустриального общества в современной философии стала концепция информационного общества, сделав­шая акцент на приоритете именно информационных технологий в производстве и социальном управлении, превращении информа­ции в основной ресурс и капитал общества.

9.5. Социальная структура общества

Социальная структура общества представляет собой:

1) совокупность относительно устойчивых общностей людей;

2) исторически сложившиеся формы организации совместной деятельности;

3) систему связей и взаимодействий между социальными груп­пами.

В современной литературе понятиесоциальной структуры об­щества используется как вшироком, так ив узком смысле сл,ова:

• в первом случае социальная структура общества понимается как система основных сфер общественной жизни - экономичес­кой, политической, духовной и др.;

• во втором случае социальная структура общества обозначает совокупность различных социальных групп, существующих в об­ществе, и отношений между ними (классы, страты, этносы и др.).

Основные компоненты социальной структуры общества:

• индивид, обладающий социально-значимыми качествами, оп­ределяющими его личностную позицию;

• социальная общность, представляющая собой то или иное объ­единение людей (группа, класс, страта) на основании общих призна­ков (пол, возраст, собственность, образование, профессия и др.);

• социальный институт как система форм организации и меха­низмов регулирования общественных отношений, соответствую­щих учреждений, а также совокупность норм, благодаря которым общество функционирует и развивается (государство, армия, суд, семья и др.).

Социальная структура общества и ее разные классификации отражают социальную дифференциацию общественной системы. В зависимости от критерия, который применяется для выявления тех или иных компонентов социума, выделяют следующие тра­диционные типы социальных структур общества: этническую, демографическую, поселенческую, социально-классовую, страти­фикационную, профессионально-образовательную и т.д.

Качественные характеристики основных социальных структур общества:

- Этническая структура общества: основными элементами ее исторического развития выступаютрод, племя, народность и нация. Род и племя (союз родов) обладают практически идентич­ными признаками, такими, как:кровнородственные отношения, общность происхождения, поселения, языка, обычаев и верований.Отличает их наличие имени: у членов рода общее имя, а у членов племени - имена собственные. Развитие общества приводит к заме­не кровнородственных отношений социально-территориальными и к появлению народности, характеризующейся общими языком, территорией, верованиями, культурой, генезисом экономических отношений. Усиление экономических связей в эпоху капитализма приводит к формированию нации, с присущим ей единством тер­ритории, экономической жизни, культуры, психологического скла­да, языка и национального самосознания.

-Демографическая структура общества: ее базовым элементом является народонаселение, которое обладает способностью само­воспроизводства и проживает на той или иной территории (облас­ти, страны, региона, континента, планеты). Выделяют следующие демографические показатели:численность населения, плотность, темпы роста, половозрастная структура, миграционная мобиль­ность и др. Данные показатели подчеркивают преимущественное значение социально-экономических факторов динамики народона­селения над биологическими (хотя они также учитываются).

- Поселенческая структура общества означаетпространс­твенную форму организации общества и представляет объедине­ние людей по их принадлежности к типупоселения (сельские, го­родские). Подчеркивается, что население, проживающее в разных типах поселений, отличаетсяобразом жизни, характером труда, условиями быта, количеством свободного времени, доступом к об­разованию и возможностями удовлетворения духовных потреб­ностей. В связи с этим обнаруживается современная тенденция расширения городского типа поселения за счет сельского.


- Социально-классовая структура общества разрабатывается в марксистской философии и представляет собой совокупность клас­сов, слоев и групп, которые различаются своим социально-эконо­мическим положением. Но базовой единицей структуры общества является класс, определение которого было дано В.И. Лениным в работе «Великий почин». Подклассом понимаются большиегруп­пы людей, различающиеся: 1) местом в исторически определен­ной системе общественного производства; 2)отношением к средс­твам производства (главный признак); 3)ролью в общественной организации труда; 4)способами получения и размерами доходов. Специфика такого подхода состоит в том, чГо основное внимание концентрируется вокруг роликлассов, которые рассматриваются основной движущей силой социального прогресса. Экономичес­кий фактор становится главным, а те группы людей, которые не заняты в структурах материального производства (например, твор­ческая интеллигенция), не составляют самостоятельного класса.

Стратификационная (от лат.stratum - слой, пласт)структура общества учитывает недостатки классового подхода и расширяет систему критериев дифференциации населения в связи с тем, что общество - это многомерная система. Основоположником тако­го подхода признан М. Вебер, дальше его развивали Т. Парсонс, П. Сорокин и др. В частности, в структуру общества включают­ся различныеклассы, слои, группы, т.е.сог\иальные образования,которые находятся в прямой зависимости от неравномерного рас­пределениявласти, прав и обязанностей, ценностей и привиле­гий. Страта - это группа людей, которые обладают одним и тем же социальным статусом, положением в общественной системе. Критериями стратификации выступают:форма собственности, имущественное положение, образование, профессия, властные отношения. Система таких критериев позволяет говорить об эко­номической, политической, профессиональной типах стратифика­ции. В рамках теории социальной стратификации особое внимание уделяется концепции социальной мобильности, которая подробно описана П. Сорокиным в работе «Социальная мобильность». Он выделяет два типамобильности: 1)горизонтальную - переход из одной социальной группы в другую (например, из одного вуза в другой), при которой не изменяется социальный статус человека; 2)вертикальную (восходящая и нисходящая), представляющую собой своеобразный социальный лифт, который функционирует в разных сферах общества -экономической, политической и профес­сиональной.

- Профессионально-образовательная структура, в качестве критериев выделения различных социальных групп использует такие параметры, какобразование и профессиональная деятель­ность.

Следует обратить внимание, что в современной социальной философии существуют и другие концептуальные подходы к ана­лизу структуры общества. В частности, определенные нюансы в интерпретации социальной структуры обнаруживаются в концеп­циях:символического интеракционизма Дж. Мида, «структурных изменений общественности» Ю. Хабермаса, «сетевой модели», предстающей в виде «конфигурации социальных сетей», «ролевой модели» с акцентом на социально-психологическом характере по­ведения людей и их социальной адаптации, и целый ряд других.

9.6. Социально-философские концепции власти

Подвластью обычно понимают способность и возможность субъекта реально осуществлять свою волю по отношению к тем или иным социальным общностям (индивид, группа, класс и др.) посредством многообразных доступных средств (авторитет, сила, закон) и технологий (манипуляция сознанием, общественным мнением и др.). Данная трактовка власти фиксирует внимание на взаимодействии двух сторон:субъектной иобъектной, при этом именносубъект является доминирующей фигурой в таком взаимо­действии, поскольку он определяет линию поведения объекта пу­тем руководства, господства, мобилизации и др.;объект - высту­пает в роли исполнителя властного распоряжения. Полагается, что готовность к подчинению находится в зависимости от: 1) качеств субъекта и объекта; 2) характера требований к объекту; 3) средств воздействия; 4) сложившейся ситуации.

Социально-философский анализ показывает, что власть обла­дает универсальной природой (сущностью), ибо она проявляется во всех сферах человеческой деятельности и пронизывает всю общественную систему (М. Фуко). Соответственно, пространство властных отношений может как суживаться до предельно малых размеров ( семья, коллектив и др.), так и предельно расширяться (государство, международные институты и др.).

Эволюция социально-философских концепций властных от­ношений отражает спецификуклассических и неклассических ин­терпретаций власти, ее источников, природы, характера, функций и др. Точкой отсчетаклассического подхода являются концепции Платона и Аристотеля, в которых власть анализируется через при­зму отношений «г

Дата: 2016-09-30, просмотров: 219.