Политика и право как социальное явление. Взаимосвязь политики и экономики. Понятие власти. Исполнительная, законодательная и судебная власть. Политико-правовой комплекс в отношениях государства и гражданского общества. Природа и формы политических конфликтов. Политика и идеология. Политика и мораль. Западная и российская модель политико-правовой культуры. Политический скептицизм и правовой нигилизм российского менталитета.
Философия права как мировоззренческая и методологическая основа юридического мышления. Сущность философского подхода к пониманию права. Сравнительный анализ философского и юридического мышления. Философия права в системе философских и юридических наук. Методологические принципы осмысления природы, закономерностей и содержания права.
Идеальная сущность права. Право как форма духовной жизни. Право как мера свободы. Право как явление культуры. Проблема соотношения права и исторической реальности. Сущность философского подхода к пониманию правосознания.
Возникновение и развитие государственности и права в России. Философский анализ государственно-правовых отношений. Методологические подходы к проблемам государственности. Интеллектуально-духовные основания российского права и российской государственности и их роль в правоохранительной деятельности. Правовое обеспечение национальной безопасности: проблемы и перспективы. Гражданское общество и национальная безопасность.
ПЛАН семинарского занятия 7«СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА»
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Понятие социальной структуры общества. Классы как элемент социальной структуры общества.
2. Теория социальной стратификации и ее современное значение.
3. Интеллигенция как социальная группа. Судьбы российской интеллигенции.
4. Этнические формы общности людей.
5. Проблемы межнациональных отношений. Интернационализм, патриотизм, космополитизм, расизм. Перспективы межнациональной интеграции.
Литература:
«Вехи». Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
Бердяев Н.А. О современном национализме. Философские науки. 1991, №3.
Бердяев Н.А. Русская идея. О России и русской философской культуре. М., 1990.
Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1990.
Гумилев Л.Е. Этногенез и биосфера земли. Л., 1989. С.48-73, 169-180, 250-297.
Маркс К. Письмо к И.Вейдемейеру 5 марта 1852 года. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.28. С.422-427.
Солженицын А.И. Образованщина. Новый мир. 1991, №5.
Соловьев В.С. Национальный вопрос в России. /вып.1,2/. Философская публицистика. Т. 1, М., 1989. С.302-378.
Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С.297-424.
ТЕМА 17. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
РАЗВИТИЯ
Проблема смысла и направленности исторического процесса. Смысл истории в различных социально-философских концепциях. Понятия общественного прогресса, регресса, циклического и спиралевидного развития общества.
Проблема общественного прогресса в истории философии: античная философия, христианство, философия средних веков. Формирование и развитие концепции общественного прогресса в философии Нового времени: Дж.Вико, Ж.Кондорсе, И.Кант, Г.Гегель, О.Конт. Утопии, либерализм, консерватизм и социализм. Материалистическая концепция общественного прогресса: К.Маркс и Ф.Энгельс.
Линейно-стадиальные и циклические концепции общественного прогресса. Теория общественно-экономических формаций. Общественный прогресс в концепциях «технологического детерминизма»: концепции индустриального, постиндустриального, информационного обществ. Концепции модернизации. Культурно-цивилизационные концепции. Проблема общего, особенного и единичного (уникального) в развитии различных культур и цивилизаций: Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, С.Хантингтон. Евразийская концепция цивилизационного развития. Проблема взаимодействия и конфликтов («столкновений») между цивилизациями. Мир - системный подход к общественному развитию, характеристике его современного этапа и перспектив будущего (Ф.Бродель, И.Валлерстайн).
Проблема критериев общественного прогресса. Критерии прогресса в различных сферах общественной жизни – экономики, науке и технике, политике, морали и нравственности, искусстве и т.д. Историческая относительность критериев прогресса, его типы. Проблема исчерпанности типа общественного прогресса, сложившегося в эпоху Нового времени.
Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации. Типология глобальных проблем современности, пути их решения. Научно-техническая революция и альтернативы будущего. Происхождение и сущность глобальных проблем современности. Типология глобальных проблем и основные подходы к их решению: концепция «нулевого роста», технологический оптимизм и экопессимизм, сциентизм и антисциентизм, концепция «устойчивого развития». Деятельность Римского клуба и ООН по решению глобальных проблем.
Будущее человека и общества. Проблема прогнозирования общественного развития. Специфика и возможности социального прогнозирования, его принципы, виды и методы.
ПЛАН семинарского занятия 8 «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ».
Вопросы для подготовки и обсуждения:
1. Проблема смысла и направленности исторического процесса. Понятия общественного прогресса, регресса, циклического и спиралевидного развития общества.
2. Концепции социального прогресса в социальной философии (марксизм, «технологический детерминизм, А.Тойнби и др.). Проблема критериев общественного прогресса.
3. Понятие государственности и права и их роль в развитии общества. Роль правосознания в российском государстве. Сущность правового сознания. Основные философско-правовые идеи и теории.
4. Глобальные проблемы как выражение противоречивости развития современной цивилизации. Основные глобальные проблемы и пути их решения.
5. Проблема прогнозирования общественного развития. Будущее человека и общества.
Литература:
Афанасьев С.Л. Будущее общество. Ведущие социально-экономические тенденции современности. М., 2000.
Бутенко А.И. Общественный прогресс и его критерии. М., 1992.
Володин А.Г. Глобализация: истоки, тенденции, перспективы. Полис. 1999, №5.
Воробьев С.А. Основы социального прогнозирования. Учебное пособие. ВВАГС, Н.Новгород, 2008.
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.
Чешков М.А. Глобалистика, предмет, проблемы и перспективы. Общественные науки и современность. 1998, №2.
Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 2000.
Шанин Т. Идея прогресса. Вопросы философии, 1998, №8.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
№ | Разделы (темы) учебной дисциплины | Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения | |
Лекции | Семинары | ||
1. | Тема 1. Философия, ее предмет и роль в обществе. | Классическая лекция с использованием презентаций | |
2. | Тема 2. Философия Древнего мира. Античная культура. | Классическая лекция | |
3. | Тема 3. Философия средних веков. | Классическая лекция | |
4. | Тема 4. Западноевропейская философия эпохи Возрождения и Нового времени. | Классическая лекция | |
5. | Тема 5. Философская мысль Западной Европы середины и второй половины XIX века. | Классическая лекция | 4 ч. Семинар-диалог |
6. | Тема 6. Западная философия ХХ века. | Классическая лекция с использованием презентаций | 4 ч. дискуссия |
7. | Тема 7. Отечественная философия XVI-XX вв. | Лекция-консультация | 4 ч. Семинар-диалог |
8. | Тема 8. Современная философия и естественнонаучные представления о мире и сознании. | Классическая лекция | |
9. | Тема 9. Проблема диалектического развития. Законы и категории диалектики. | Классическая лекция с использованием презентаций | |
10. | Тема 10. Философские проблемы познания и практики. | Проблемная лекция | 4 ч. разбор конкретных ситуаций |
11. | Тема 11. Социальная философия как наука. | Классическая лекция | |
12. | Тема 12. Материальная и духовная жизнь общества. | Классическая лекция с презентацией | 4 ч. Семинар-диалог |
13. | Тема 13. Социальная структура общества. | Классическая лекция с презентацией | 4 ч.Деловые и ролевыеигры |
14. | Тема 14. Научно-техническая революция: сущность, проблемы, перспективы. | Лекция-визуализация | |
15. | Тема 15. Проблема человека в философии. | Классическая лекция | |
16. | Тема 16. Философские проблемы политики и права. | Кейс-стадис, контекстное обучение | 4 ч.Семинар-диспут |
17. | Тема 17. Актуальные проблемы современного общественного развития. | Проблемная лекция | 4 ч. Анализ проблемных ситуаций соц. полит. развития |
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Изучение дисциплины «Философия» предполагает последовательное освоение двух модульных разделов дисциплины. Цель первого – формирование философского мировоззрения (раздел I «Природа и сущность философского знания»); второго – формирование методологической культуры высококвалифицированного специалиста (раздел II «Философские проблемы социально-гуманитарного знания»);
По организационным формам и образовательным технологиям изучение дисциплины включает в себя проведение лекционных и семинарских занятий в сочетании с самостоятельной работой обучающихся, выполнение реферата и экзамена в конце семестра.
Текущий контроль качества усвоения знаний проводится как в устной, так и в письменной формах. В первом случае имеются в виду выступления и доклады на семинарах, во втором – выполнение реферата и тестирование.
Аттестация по дисциплине в конце ее изучения осуществляется в ходе экзамена, на котором экзаменатор оценивает наличие и качество предусмотренных программой и образовательным стандартом компетенций у обучающихся, в ходе их ответа на конкретные вопросы экзаменационного билета.
Работа на практических занятиях (устно) предполагает научную заинтересованность, общую и специальную подготовленность и профессиональную пригодность обучающихся в сфере квалифицированного познания вопросов, составляющих основное содержание дисциплины. Цель – оценить степень и компетентность участия в дискуссионном обсуждении конкретных проблем, предлагаемых в качестве специальных вопросов семинарских занятий.
Лекциипроводятсяс использованием средств мультимедиа. В лекционных аудиториях используются ноутбук и мультимедийный проектор для презентаций;
Практические занятия.Приорганизации данного вида учебной работы используются следующие образовательные технологии: компьютерное тестирование, опросы, доклады, письменные контрольные работы(методические разработки в Приложении 1)
Самостоятельная работа(устно и письменно) направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных философских текстов (классических и современных);
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания философских аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении философских проблем;
5) непрерывное совершенствование уровня мировоззренческо-теоретической подготовленности к будущей практической деятельности, связанной с профессией.
Реферат (письменно) – форма промежуточного контроля. Представляет собой написание соответствующей работы по одной из проблем, предложенных в списке примерных тем рефератов. Цель – оценить применение обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков, результатом которого должна стать конкретная работа, позволяющая сделать вывод о достаточном знакомстве с требованиями и стандартами академической науки в области написания подобных квалификационных работ.
Тестирование (письменно) – форма промежуточного контроля. Тестовые задания могут формулироваться как в форме, используемой в федеральном электронном интернет-тестировании, так и оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов. Цель – быстро и относительно объективно оценить текущий уровень знаний по дисциплине в целом и (или) по ее конкретным разделам (темам).
Экзамен (устно) - форма промежуточного контроля в конце изучения дисциплины. Проводится аудиторно, по перечню ключевых вопросов (проблем) дисциплины, предлагаемых заранее. Предполагает подготовленность для квалифицированной демонстрации усвоения учебного материала (приобретенных компетенций) по всей дисциплине (за оба семестра ее изучения). Цель - определение уровня реализации основной цели учебной дисциплины, степени соответствия знаний, умений и навыков ее задачам.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. 1) примерная тематика рефератов. Часть I. «Философия»
1. Место философии в современной культуре
2. Исторические типы мировоззрения
3. Методологическая функция философии
4. Социально-политические и экономические условия возникновения античной философии
5. Проблема движения и развития в античной философии
6. Зарождение атомистических идей в учении Демокрита
7. Теория познания Платона
8. Вклад Аристотеля в развитие теории познания
9. Теологическая философия Средних веков
10. Идеи пантеизма в философии Возрождения
11. Рационализм и эмпиризм как направления философии Нового времени
12. Зарождение экспериментального метода в философии Ф.Бэкона
13. Решение психофизической проблемы в философии Р. Декарта
14. Учение о монадах и предустановленной гармонии Г.Лейбница
15. Философия французского Просвещения
16. Проблема материи в философии Дж. Беркли
17. Проблема причинности в философии Д.Юма
18. Классическая немецкая философия как явление мировой философии
19. Проблема познаваемости мира в философии И. Канта
20. Взаимосвязь мышления и бытия в философии Г. Гегеля
21. «Антропологический материализм» Л. Фейербаха
22. Развитие диалектических идей в философии К.Маркса
23. Формулировка основных философских проблем в иррационалистических направлениях философии XIX века
24. Зарождение и эволюция философии позитивизма
25. Становление русской национальной философской культуры. Полемика западников и славянофилов
26. Разработка концепции всеединства в русской философии (философские взгляды В. Соловьева, С. Франка, П. Флоренского, С. Булгакова)
27. Материалистическое направление в отечественной философии XIX века
28. Экзистенциализм Н. Бердяева
29. Русские философы о смысле и назначении человеческой жизни (В. С. Соловьев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой и др.)
30. Философия политического радикализма в России (XIX - начало ХХ в.)
31. Основные направления современной позитивистской философии
32. Проблема сущности и существования человека в философии экзистенциализма (С. Кьеркегор, К. Ясперс, Ж. - П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер)
33. Эволюция марксизма в XX веке
34. Развитие религиозной философии в XX веке. Неотомизм
35. Фрейдизм и современная культура
36. Бытие как основная категория философии.
37. Эволюция философских представлений о материи.
38. Проблема пространства и времени в истории философии.
39. Философские понятия движения и развития.
40. Основные категории и законы диалектики.
41. Философские теории сознания.
42. Практика и её роль в познании
2) примерная тематика рефератов. Часть II. «Социальная философия»
1. Специфика методов познания социальной реальности
2. Проблема определения природы социальной реальности
3. Современные представления об обществе как социальной системе
4. Трактовка законов общественного развития в теориях постиндустриального общества
5. Проблема направленности исторического процесса
6. Современные теории социальных изменений
7. Трансформация социальной структуры современных обществ
8. Проблема соотношения индивидуального и социального в природе, качествах и поведении человека
9. Проблема отчуждения: причины, формы, пути преодоления
10. Социальные и культурные последствия современной научно-технической революции
11. Сциентизм и антисциентизм как явления общественной жизни
12. Проблема автономности технологического развития
13. Диалектика взаимодействия естественного и искусственного в современном мире
14. Проблема сохранения идентичности человека в современном мире
15. Эволюция представлений о природе и сущности человека в философии
16. Проблема определения природы и сущности человека в условиях научно-технической революции
17. Источники формирования власти в современном обществе
18. Закон и справедливость: диалектика взаимодействия в современном обществе
19. Поиск новых форм общественно-политического устройства в XXI веке
20. Проблема собственности в социальной философии
21. Причины и последствия становления общества потребления
22. Экономические, политические, технологические и культурные предпосылки и последствия глобализации
23. Диалектика глобального и локального в современном обществе
24. Проблема «конца истории» в социально-философских дискуссиях конца XX – начала XXI века
25. Основные тенденции общественного развития в XXI веке
26. Социально-философский анализ демографических проблем современности
27. Современная политическая философия
28. Социальные конфликты в XXI веке: причины, формы, способы разрешения
29. «Столкновение цивилизаций» как предмет социально-философских дискуссий
30. Роль социального прогнозирования в управлении общественным развитием
31. Философия права как мировоззренческая и методологическая основа
юридического мышления.
32. Сущность философского подхода к пониманию права.
33. Правовое обеспечение национальной безопасности: проблемы и перспективы.
34. Гражданское общество и национальная безопасность.
7.2. Экзаменационные вопросы:
Часть I. «Философия»
1. Специфика философии как формы познания, ее функции и роль в обществе и культуре. Основные разделы философии: онтология, гносеология, социальная философия, антропология
2. Генезис философии Востока. Основные философские школы Древней Индии и Древнего Китая
3. Зарождение античной философии. Милетская философская школа.
4. Философия Сократа и Платона. Учение об эйдосах. Гносеологические, космологические и социально-политические воззрения Платона
5. Философия Аристотеля. Учение о форме и материи. Логика и теория познания. Учение об обществе и государстве
6. Общая характеристика философии средних веков. Апологетика, патристика, схоластика. Борьба номинализма и реализма
7. Философская мысль Западной Европы эпохи Возрождения
8. Английская философия XVII – XVIII вв. Философские взгляды Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж.Беркли, Д.Юма.
9. Рационалистическая традиция в философии Нового времени. Философия Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница
10. Общая характеристика немецкой классической философии. Философские взгляды И.Канта
11. Философские взгляды И.Фихте и Ф.Шеллинга
12. Диалектическая философия Г.Гегеля как вершина немецкой классической философии
13. Антропологическая философия Л.Фейербаха
14. Основные идеи философии диалектического материализма. К.Маркс и Ф.Энгельс
15. Общая характеристика развития философской мысли в России XVI-XХ вв. Русская религиозная философия.
16. Развитие материалистической философии в России и СССР
17. Западная философия XIX века. Позитивизм О.Конта и Г.Спенсера. Иррационалистическое направление в западной философии XIX в. Философские взгляды Ф.Ницше и З.Фрейда
18. Философские альтернативы XX века. Экзистенциализм. Неотомизм как официальная философия римской католической церкви
19. Философские альтернативы XX века. Прагматизм как основное течение американской философии. Неопозитивизм и постпозитивизм. Понятие постмодернизма
20. Основные понятия онтологии: бытие, субстанция, материя. Эволюция понятия материи. Современные представления о материи, ее строении и свойствах
21. Философское понятие движения. Основные формы движения. Соотношение понятий движения, изменения и развития
22. Развитие философских и естественнонаучных представлений о пространстве и времени
23. Проблема сознания в философии. Современные представления о возникновении и сущности сознания. Сознание, язык, труд. Проблема творческой активности сознания
24. Понятие диалектики. Основные законы диалектики
25. Основные категории философии: содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность, причинность, единичное, особенное, общее
26. Основные проблемы гносеологии. Многообразие видов знания. Познавательные способности человека. Чувственное и рациональное познание, их формы и взаимосвязь
27. Понятие истины. Проблема объективности, абсолютности и относительности истины. Истина и вера
28. Научное познание: его специфика, основные методологические принципы и формы. Современные теории роста научного знания
29. Понятия метода и методологии. Общенаучные методы познания
30. Философское понятие практики. Роль практики в процессе познания
Дата: 2016-10-02, просмотров: 221.