Квалификация - СПЕЦИАЛИСТ
Форма обучения - ОЧНАЯ
Нижний Новгород
2013 г.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки [030901] «Правовое обеспечение национальной безопасности» и учебным планом.
Автор к.полит.н., ст.преп. __________________ Е.А. Мозгунова
(ученая степень, звание) (подпись)
Рецензент д.ф.н., проф. _________________ А.В. Дахин
(ученая степень, звание) (подпись)
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры:
__________________________________________________________________________________
Протокол № ____ от «____» ________ 201_ г.
Зав. кафедрой _ д.философ.н, проф._ ____________ А.В. Дахин
(подпись)
Программа принята на заседании учебно-методической комиссии
Протокол № _ от «__» ________ 201_ г.
Руководитель рабочей группы по ________________профилю
______________________________ _______________ ______________________
(ученая степень, звание) (подпись) (Ф.И.О.)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения учебной дисциплины «политология» являются:
- освоение предмета и основных методов, применяемых в политической науке;
- развитие способности анализировать российскую политическую действительность;
- повышение уровня политической социализации, гражданской ответственности и правовой культуры.
Задачи изучения дисциплины:
- освоить знания об особенностях современной политической действительности и принципах политического анализа;
- овладеть методиками и понятийным аппаратом исследований политических явлений и процессов;
- сформировать умение прикладного использования теоретических знаний и обеспечить усвоение базового понятийного аппарата, необходимого для изучения последующих социально-политических дисциплин;
- овладеть практикой написания аналитических текстов по политологии;
- развить профессионально важные качества личности специалиста по направлению подготовки 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности».
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Шифр дисциплины – С1.Б1.06.
Дисциплина «Политология» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла.
Дисциплины, на которых базируется освоение данной дисциплины:
- «Демография»;
- «История государства и права России»;
- «Русский язык и культура речи»;
- «Социология»;
- «Теория государства и права».
Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей:
- «Геополитика»;
- «Основы теории национальной безопасности»;
- «Сравнительное государствоведение»;
- «Философия».
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
§ способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
§ способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии (ОК-2);
§ способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4).
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- предметную область, систему, содержание и взаимосвязь основных принципов, законов, понятий и категорий политической науки;
- сущность, содержание, механизм формирования политической власти и политического процесса;
- сущность, структуру и функции политической системы общества;
- особенности (уровни и формы) политического сознания;
- природу политического экстремизма.
Уметь:
- оперировать основными понятиями, используемыми в политической науке;
- анализировать ситуации профессиональной деятельности через призму общих и специальных социально-политических знаний;
- использовать понятия с четко определенным содержанием и вести диалог и дискуссии по основным проблемам изучаемой дисциплины;
- применять теоретические социально-политические концепции для создания научных объяснений в эмпирических исследованиях;
- осуществлять сбор, обработку и анализ первичной информации в сфере политической науки.
Владеть/ быть в состоянии продемонстрировать:
- навыки качественного анализа социально-политической информации;
- проведение самостоятельного научного исследования в сфере современных политических процессов в России;
- применение полученных знаний для ведения диалога и дискуссий по основным аспектам изучаемой дисциплины;
- культуру профессионально значимого саморазвития и формирования профессионального мастерства.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (1 з.е. = 36 часов), 108 часов.
Структура учебной дисциплины
Разделы (темы) учебной дисциплины | Аудиторные занятия | Всего часов на аудиторную работу | Самостоятельная работа студента | Формируемые компетенции | Формы текущего и рубежного контроля успеваемости* | ||
Лекции | Практические/семинарские занятия | ОК (общекультурные) | ПК (профессиональные) | ||||
Тема 1. Политология как научная дисциплина. | ОК-2 | - | Беседа по материалам вводной лекции | ||||
Тема 2. Государство как универсальный политический институт: теории происхождения, функции и типы государственного устройства. | ОК-1 | - | Устный опрос, доклады | ||||
Тема 3 Политическая власть: функции, формы, категории. | ОК-4 | - | Устный опрос, доклады, эссе на заданную тему | ||||
Тема 4. Гражданское общество: истоки формирования и перспективы развития. | ОК-2 | - | Устный опрос, доклады, контрольная работа по терминам | ||||
Тема 5. Политическая система: структурные элементы и функции. Политические режимы: типология и характеристики. | ОК-4 | - | Устный опрос, доклады, коллоквиум по теме 5, эссе на заданную тему | ||||
Тема 6. Избирательные системы современности. Механизмы и процедуры избирательного процесса. Политическое поведение. | ОК-1 | - | Устный опрос, доклады, «круглый стол», рефераты | ||||
Тема 7. Политические партии. Партийные системы. Общественные движения. | ОК-1 | - | Устный опрос, доклады, контрольная работа по терминам, рефераты | ||||
Тема 8. Внутренняя и внешняя политика государства. Система международных отношений. Параметры новой политической структуры мира. | ОК-4 | - | Устный опрос, доклады, тестирование, рефераты | ||||
Тема 9. Политическая идеология: понятие и функции. Основные идейно-политические течения современности. | ОК-2 | - | Устный опрос, доклады, эссе, рефераты | ||||
Тема 10. Политическая культура: функции, структура, типология. Морально-нравственый аспект политики. | ОК-4 | - | Устный опрос, итоговая контрольная работа по терминам, рефераты | ||||
ИТОГО: 108 часов | (в.т.ч. ИРС – 5 ч.) |
Форма итогового контроля: реферат, экзамен.
Содержание учебной дисциплины
ТЕМА 1. Политология как научная дисциплина.
Политическая наука - ее место в системе гуманитарного знания и взаимосвязь с другими общественными науками: философией, социологией, антропологией, психологией, демографией, культурологией, историей, экономикой, правом, религией. Объект и предмет политологии.
Зарождение представлений о политике (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель).
Политика как сфера общественной жизни и процесс управления обществом. Современные модели объяснения политики. Основные этапы развития политической науки и их особенности.
Политическое знание и политическая наука.
Функции политологии (аксиологическая, гносеологическая, мотивационная, социализирующая, практико-политическая, прогностическая, теоретико-методологическая и др.).
Методы и методологии политологических исследований (общелогические методы и методы эмпирических исследований и др.). Структура политической науки.
Актуальные проблемы политологии.
Основные понятия: политика, государство, мифология, политический актор, системный анализ, междисциплинарный подход, влияние, научная дисциплина, естественные права, институт, категория, менталитет, полис, политическое поведение, прогресс, социум, бихевиоризм, институционализация.
ПЛАН семинарского занятия:
1. Причины возникновения политики.
2. Вклад древнегреческих мыслителей в развитие политической мысли (объяснение трактовки Аристотеля человека как «политического животного»).
3. Итальянский мыслитель Никколо Макиавелли о критериях эффективности политической практики в трактате «Государь» (1513 г.).
4. Политика как особый вид человеческой деятельности в представлении немецкого ученого Макса Вебера.
5. Развитие академической традиции изучения политики в России в XIX в. (Б.Н. Чичерин, А.И. Стронин, М.М. Ковалевский).
6. Развитие мировой политологии в XX в. в портретах: Пьер Бурдье (1930 2002 гг.), Юрген Хабермас (род.1929 г.), Режи Дебре (род. 1940 г.), Гарольд Лассуэлл (1902-1978 гг.), Морис Дюверже (род. 1917 г.).
7. Место политологии в системе социальных наук. Профессия «политолог».
Рекомендуемая литература:
1. Гаджиев, К.С. Политология. Базовый курс.-М.: Юрайт, 2011., С.13-84
2. Комаровский, В.С., Алексеева Т.А., Бакушев В.В. Политология: учебник.-М.: РАГС, 2002.
3. Мельвиль, А.Ю. Политология: учебник.-М.: МГИМО, Проспект, 2011, С. 12-56.
4. Политическая наука в России: интеллектуальный поиск и реальность: Хрестоматия.-М: МОНФ., 2000.
5. Политическая энциклопедия в 2-х томах. - М.: Мысль, 1999.
6. Тургаева, А.С., Хренова, А.Е. Политология: учебное пособие для вузов.-СПб.:Питер, 2005.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 202.