В многопрофильной организации должны разрабатываться различные виды стратегий: корпоративная стратегия, бизнес-стратегии, функциональные и операционные стратегии, что обусловлено прежде всего разнообразием и сложностью стоящих перед организацией целей, иерархичностью построения ее менеджмента, специфическим xaрактером проблем и задач, решаемых на различных уровнях управления. При этом каждый вид стратегии имеет свою целевую ориентацию и конкретное содержание, вытекающие из ее роли и места в иерархии стратегий, образующих так называемую стратегическую пирамиду организации. Основные характеристики стратегий, разрабатываемых в диверсифицированной компании, приведены в табл. (Для организации, занимающейся одним видом деятельности, корпоративная и деловая стратегии совпадают.)
Основные характеристики стратегий, разрабатываемых на различных уровнях управления в организациях
Вид стратегии | Назначение | Содержание | Ответственные лица |
Корпоративная | Формирование и управление высокопродуктивным сбалансированным портфелем организации | Определение направлений и способов диверсификации деятельности. Разработка мер по достижению синергизма среди родственных хозяйственных подразделений и превращению его в конкурентное преимущество. Формирование и/или согласование стратегий для отдельных видов деятельности исходя из общих целей развития организации. Распределение корпоративных ресурсов между хозяйственными подразделениями | Управляющие высшего ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом директоров) |
Бизнес-стратегия (конкурентная) | Установление и укрепление долгосрочной конкурентоспособной позиции организации в отдельных сферах деятельности | Определение подходов и мер по созданию, поддержанию и развитию конкурентных преимуществ. Формирование механизма адаптации к изменениям внешней среды. Разработка стратегических целей для функциональных подразделений и действий по координации их деятельности. Решение специфических стратегических проблем организации | Генеральные директора/ руководители стратегических хозяйственных подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством или советом директоров) |
Функциональная | Обеспечение эффективного поведения функциональных подразделений в рамках корпоративной и бизнес-стратегии | Обеспечение условий для реализации корпоративной и деловой стратегии. Определение путей достижения целей подразделения. Объединение стратегических инициатив менеджеров на местах. | Руководители среднего звена (решения принимаются руководителем подразделения) |
Операционная | Управление ключевыми организационными звеньями внутри функциональных подразделений | Разработка действий по решению стратегически важных узкоспециализированных вопросов и задач, связанных с достижением целей подразделения и выполнением стратегий более высокого уровня | Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб и других отделов) |
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Сравнительная характеристика базовых стратегий конкуренции.
Организации побеждают в конкурентной борьбе, если они реализуют стратегии, основой которых являются устойчивые конкурентные преимущества.
Среди множества определений понятия конкурентного преимущества наиболее универсальным является следующее: «Конкурентные преимущества являются концентрированным проявлением превосходства над конкурентами в экономической, технической, организационных сферах деятельности предприятия, которое можно измерить экономическими показателями (дополнительная прибыль, более высокие рентабельность, рыночная доля, объем продаж)»*. В данном определении подчеркивается, что конкурентные преимущества являются таковыми, если они ценятся покупателями и это находит отражение в финансовых результатах деятельности организации.
В своих известных работах М. Портер отметил, что если компания стремится добиться успеха на рынке, достаточно действовать в двух направлениях: либо стать производителем продукции стандартного качества с наименьшими издержками в отрасли, либо дифференцировать свою продукцию, придавая ей эксклюзивные свойства в соответствии с предпочтениями определенного круга потребителей и устанавливая за эту эксклюзивность более высокие цены в соответствии с возможностями данной потребительской группы. Характер стратегии также зависит от того, какой круг потребителей обслуживает данная организация. С учетом этого стратегии делятся на ориентированные на широкие круги потребителей или сфокусированные на потребностях определенных групп потребителей. В соответствии с подходом к классификации стратегий, предложенным М. Портером, выделяются следующие типы базовых стратегий достижения конкурентных преимуществ:
· Лидерство по издержкам;
· Дифференциация;
· Фокусирование.
Дата: 2016-10-02, просмотров: 237.