Цель: дать представления об основных теоретических парадигмах западных и российских теорий социологии управления. Показать взаимосвязь теоретических концепций с социально-экономической и политической реальностью в историческом контексте. Дать сравнительный анализ концепций управления.
Вопросы для обсуждения:
1. Французская школа социологии управления О.Конта и Э.Дюркгейма.
2. Теория рационализации Ф. Тейлора.
3. Административная теория А. Файоля.
4. Классическая теория организаций М. Вебера.
5. Школа человеческих отношений Э.Мейо.
6. Органический подход к управлению А.Маслоу.
7. Теория стилей руководства Р. Лайкерта и Д.Макгрегора.
8. Азбука научной организации труда Ф.Гильберта.
9. Двенадцать принципов производительности Г.Эмерсона.
10. Теоретические концепции П.А.Сорокина.
11. Менеджмент в 60-80-е годы.
12. Концепции А.И. Пригожина.
14. Сравнительный анализ концепций управления.
15. Современная управленческая мысль.
Литература
Основная:
1. Большаков А.С., Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. СПб: Питер, 2000.
2. Бруцкус Б.Д. Социалистическое хозяйство: теоретические мысли по
поводу русского опыта. Париж, 1988.
3. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. М.:
Академический проект, 2004.
4. Сергейчук А.В. Социология управления. СПб, 2002.
5. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М.: Контролинг, 1992.
6. Щербина В.В. Социология организаций. М.: Союз, 1996
Дополнительная:
1. Друкер П.Ф. Практика менеджмента. СПб, 2000.
2. Кравченко А.И. Социология менеджмента. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
3. Косов Г.В. Социология и политология. Учебник-практикум. М., 2002
4. Фролов С.С. Социология организаций. М., 2001
5. Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации.СПб,, 2011.
Темы докладов/ рефератов
1.Возникновение мировой науки управления.
2.Роль человеческого фактора в управлении.
3.Классическая школа менеджмента и школа «человеческих отношений»:
историческое противостояние.
4.Прикладная социология и рыночные отношения.
Образовательные технологии
o Моделирование семинарского занятия с использованием технологии кейс-стади;
o Использование мультимедийных технологий.
Задания для самостоятельной работы студентов
o Подготовка сообщений и докладов.
Формы контроля самостоятельной работы студентов
o Опрос
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
· устный опрос (индивидуальный);
· проверка выполнения письменных домашних заданий.
Тема 2: «Социальная сущность, функции, принципы и методы управления».
Цель: раскрыть особенности принципов и методов управления, дать социологическую интерпретацию управления как организованного социального действия, предметом которого является распределение социальных ролей в процессах совместной деятельности и отношений причинной зависимости между участниками данной деятельности, охарактеризовать функции, ресурсы и принципы управления.Вопросы для обсуждения:
1. Научные подходы к определению управления.
2. Сущность объективного и субъективного управления.
3.Понятие управления как системы.
4.Субъект и объект управления.
5.Пирамидальная и линейная организационная структура управления.
6.Вертикальная и матричная структура управления.
7.Функции и ресурсы управления.
8.Основополагающие принципы управления.
9.Иерархические модели системы управления. Виды иерархии.
10.Отличие понятий управления и менеджмента.
11.Эффективность управления: понятие, модель оценки. Социальная и экономическая эффективность.
Литература
Основная:
1. Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, 2002.
2. Журавлев П.В., Одегов Ю.Г., Волгин Н.А. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. М.: Экзамен, 2002.
3. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. М.: Академический проект, 2004.
4. Кравченко А.И. Прикладная социология и менеджмент. М.: МГУ, 1995.
5. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. М.: Академия, 2002.
Дополнительная:
1. Кравченко А.И. Социология менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Магомедов К.О. Социология государственной службы. М., 2000.
3. Основы современного социального управления: теория и методология / Под ред. В.И. Иванова М.: Экономика, 2000.
4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Юрайт, 1999.
Темы докладов/рефератов
1. Универсально исторические законы М. Вебера.
2. Экзистенциальный выбор современного менеджера.
3. Предметная сфера социологии управления.
4. Эволюция социальных институтов управления.
5. Менеджмент как важнейший институт общества в работах П. Друкера.
Образовательные технологии
o Технология развития критического мышления.
o Использование мультимедийных технологий.
Задания для самостоятельной работы студентов
o Подготовка сообщений и докладов.
o Разработка критериев оценки эффективности управленческой деятельности.
Формы контроля самостоятельной работы студентов
o Опрос
Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций
· устный опрос ( индивидуальный);
· проверка выполнения письменных домашних заданий.
Тема 3 « Социология управления как научная и учебная дисциплина».
Цель: раскрыть специфические особенности социологии управления, охарактеризовать ее основные задачи и направления, дать оценку методам социологического исследования.
Вопросы для обсуждения:
1.Ключевые понятия социологического анализа: социология, социология управления, управление.
2.Объект, предмет и цели социологии управления.
3. Задачи и функции социологии управления.
4. Направления и методы социологии управления.
5.Характеристика основных методов социологических исследований.
6.Социология управления и социология менеджмента: общее и особенное.
Литература
Основная
1.Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, 2002.
2. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М., 2004.
3. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б. Социология управления: Учеб. пособие. – М.:Гардарики, 2008.
Дополнительная:
1.Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления. М.: Академический проект, 2004.
2.Кравченко А.И. Социология менеджмента. М.: ЮНИТИ, 1999.
3. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Юрайт, 1999.
Темы докладов/рефератов:
1.Социология управления как средство повышения эффективности управленческой деятельности.
2.Задачи социологии управления как учебной дисциплины.
3.Основа методологической базы социологии управления.
4.Социологическая диагностика в системе управления.
Образовательные технологии
o Использование технологии дебатов;
o Использованием методов социального проектирования.
Задания для самостоятельной работы студентов
o Подготовка сообщений и докладов.
o Разработка проектов социологического анализа управленческой деятельности.
o Формы контроля самостоятельной работы студентов
o Опрос
Дата: 2016-09-30, просмотров: 210.