СЛОВАРЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Адаптация социальная- процесс и результат приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Активность социальная- совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированных на решение задач, стоящих перед обществом, классом, группой.

Анкетирование– способ сбора социологической информации. основанный на опосредованном анкетой контакте исследователя с респондентом.

Аномия- состояние социальной системы, при котором ослаблено действие ценностно-нормативных регуляторов поведения, что влечет за собой социальную дезорганизацию, нарушение нормальной деятельности социальных институтов, рост социальной напряженности.

Ассимиляция социальная– процесс и результат постепенного усвоения представителями одной социальной группы социально - культурных черт другой группы.

Бихевиоризм– направление в психологии и социологии, исследующее поведение людей как их реакцию на воздействие внешней среды (стимулов).

Брак- санкционированная обществом совокупность норм и предписаний, регулирующих взаимные права и обязанности супругов, их отношения друг к другу, детям, совместному имуществу и др.

Бюрократия- слой профессиональных управленцев, деятель- ность которых основана на разделении ролей и функций посредством четких правил и процедур.

Взаимодействие социальное- процесс взаимного влияния людей на сознание и поведение друг друга, в ходе которого происходит взаимное согласование действия, благодаря чему становится возможной нормальная деятельность социальных групп (организаций) .

Власть- институционализированное, т.е. узаконенное право субъекта (индивида или группы) навязывать свою волю другим людям или организациям вопреки оппозиции с их стороны. В. является необходимым компонентом управленческой деятельности в любой группе, организации, обществе в целом.

Гендер– совокупность социальных характеристик пола.


Глобализация- процессы усиления взаимозависимости стран и народов во всех сферах жизнедеятельности, формирования единого, целостного и универсального социума.

Глобальные проблемы современности– совокупность наиболее острых, жизненно важных общечеловеческих проблем, решение которых требует объединения усилий мирового сообщества.

Государство– важнейший социально-политический институт, осуществляющий политическую власть и управление обществом.

Группа социальная- совокупность людей, взаимодействующих между собой, осознающих свою принадлежность к данной группе и признаваемых в качестве ее членов другими лицами. По количественному признаку различаются на малые и большие, по характеру взаимодействия между членами группы - на первичные и вторичные (см. далее).

Группа малая- объединение людей численностью от двух до нескольких десятков человек. Оптимальный состав - 7-9 человек. Для малой группы характерны тесные эмоционально-личностные контакты, порождающие особое психологическое чувство – ―мы - группа‖.

Группа большая- совокупность людей, не имеющих между собой постоянных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе (классы, этнические и территориальные общности).

Группа первичная- разновидность малой группы, которой присущи контакты, отличающиеся интимностью, доверительностью и взаимной симпатией. К Г.п. относят семью, круг близких друзей. Во вторичных группах преобладают формально-ролевые контакты, отсутствуют интимно-личностные связи.

Группа референтная- реально существующая или воображаемая группа, служащая для индивида эталоном, образцом поведения, с которым он сравнивает свои действия.

Движение социальное- массовые действия представителей большой социальной группы (или нескольких), направленные на обеспечение групповых или общественных интересов, удовлетворение потребностей.

Дезорганизация (социальная) - процесс разрушения социальной системы или отдельных ее частей, проявляющийся в усилении дисфункций социальных институтов, росте социальной напряженности и конфликтов (см. также ―Аномия‖).

Демократия– тип политического режима. при котором народ или его большинство служит источником политической власти.


Десоциализация– процесс, противоположный социализации, означающий утрату индивидом определенных социальных ценн остей и норм.

Действие социальное- акт поведения индивида, обладающий определенным смыслом и значением, ориентированный на поведение других людей.

Диапазон мобильности– количество статусов, существующих в данном обществе.

Документальный метод– метод сбора социологической информации, при котором ее источником являются документы (архивные материалы. Статистические данные, правовые акты и т.д.).

Законы социальные– необходимые, существенные, повторяющиеся и устойчивые взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, определяющие характер и общее направление развития общества.

Закрытое общество– жесткая социальная структура, препятствующая перемещениям людей по социальной лестнице не только вверх, но и вниз.

Идентичность– 1) свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях; 2) результат осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других.

Идеология– система идей, выражающих интересы и ценности общества или его части (класса, слоя, группы, партии и т.д).

Изменение социальное- 1) переход социального объекта из одного состояния в другое; 2) любая модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, установленных в нем образцов поведения.

Институт социальный- система социальных связей, ценностей и норм, посредством которых организуется жизнь общества.

Институционализация- процесс упорядочения и формализации социальных связей.

Интеракция социальная- характеристика меры совпадения целей, интересов различных социальных групп, индивидов.

Интенсивность мобильности– одна из характеристик социальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняющих социальные позиции за определенный промежуток времени.


Интервью социологическое– целенаправленная беседа с целью получения ответа на вопросы, предусмотренные программой исследования.

Интерес– 1) направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей; 2) реальная причина деятельности субъекта, направленной на удовлетворе ние определенных потребностей.

Класс социальный- большая группа людей, объединяемых на основе таких общих критериев, как профессия, род занятий, уровень дохода, уровень образования, образ жизни и др.

Контроль социальный- система регуляции поведения, благодаря которой обеспечивается нормальное функционирование социальной группы, организации или института. К.с. осуществляется посредством негативных и позитивных санкций, применяемых к индивидам с целью корректировки их поведения.

Контркультура– субкультура, которая противостоит господствующей в обществе культуре и находится с ней в конфликте.

Конформизм, конформное поведение– I) тип социальных действий индивида, соответствующий принятым нормативным предписаниям и ожиданиям группы; 2) приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений и т.д.

Консенсус социальный(социальное согласие) - принятие индивидами или группами общей системы ценностных ориентации, верований, норм поведения, благодаря чему обеспечивается социальная интеграция и совместные коллективные действия.

Конфликт социальный– столкновение противоположных позиций и взглядов субъектов социального взаимодействия.

Кризис социальный– нарушение стабильности социальной системы, вызванное обострением ее противоречий.

Критическая точка конфликта– момент в развитии конфликта, характеризующийся наивысшей интенсивностью взаимодействия его участников. После прохождения критической точки интенсивность конфликта обычно снижается.

Культура- совокупность социально приобретенных и трансли- руемых из поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

Лидерство– главенствующее положение, доминирование и подчинение в системе межличностных отношений. Применительно к


организации – тип управленческого взаимодействия между лидером и подчиненными.

Личность- устойчивая совокупность социально значимых качеств, присущих индивиду как члену общества. Среди них социологи выделяют прежде всего социальные роли, усваиваемые индивидом в процессе социализации, а также ценностные ориентации на основе которых выстраивается жизненная линия поведения личности (см. ―Ценностные ориентации‖).

Макросоциология– социологические исследования на уровне всего общества, его крупных структурынх элементов.

Матриархат- семейная система, в которой власть принадлежит жене и матери.

Микросоциология – социологическое исследование на уровне малых групп, межличностных взаимодействий индвидов.

Мнение общественное– суждение, высказывание относительно большей части населения по социально значимым проблемам.

Мобильность вертикальная- переход индивида (социальной группы) на более высокую социальную позицию, обладающую боль - шим престижем, властью, доходом, привилегиями, или движение вниз по социальной лестнице, сопровождающееся утратой престижа, власти, доходов. В первом варианте мобильность - восходящая, во втором — нисходящая. Мобильность горизонтальная - социальное перемещение индивида, которое не связано с изменением его социальной позиции: переход на другую работу с сохранением социального статуса, смена места жительства и т.д.

Мобильность социальная- изменение индивидом (социальной группой) своей социальной позиции. Она может быть вертикальной (см. "Мобильность вертикальная‖) и горизонтальной (см. ―Мобиль - ность горизонтальная‖). М.с. - одна из важнейших характеристик социальной структуры, степени ее открытости, динамизма.

Модернизация– совокупность технологических, экономических, социальных, политических и культурных преобразований, направленных на совершенствование общества, его адаптацию к требованиям современности.

Мониторинг– специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.

Новый средний класс– представители свободных профессий и менеджеры, инженеры, программисты, врачи, адвокаты, ученые, преподаватели и т.д.


Норма социальная– I)набор правил поведения в данной ситуации; 2)типовой образец действия, эталон поведения, предписываемый индивиду или группе в определенной ситуации. Н.с. представляет собой главный регулятор поведения людей в обществе.

Образ жизни- совокупность типичных видов жизнедеятель- ности индивида, социальной группы и общества в целом, рассматриваемых в единстве с определяющими их условиями.

Образование- социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поко - ления к другому, осуществляется социализация индивида и подготовка его к овладению различными социальными ролями.

Общество- стабильная, саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся система социальных связей, функционирующая в масштабах отдельных государств и на глобальном уровне (человеческое сообщество).

Общество (индустриальное)- тип социальной системы, которая характеризуется дифференциацией и специализацией социальных институтов, высоким уровнем развития промышленности, науки и техники, интенсивной социальной мобильностью, демократической политической системой, рыночной экономикой, высоким уровнем урбанизации и т.п.

Общество постиндустриальное (информационное) – фаза исторического развития, приходящая на смену индустриальному обществу. Характерные особенности О.п. - доминирование знаний, высоких технологий, информационных систем. Ведущей социальной силой О.п. являются специалисты - ученые, инженеры, экономисты, программисты. Становление О.п. сопровождается углублением интеграции стран и народов, формированием единого информационного пространства. Основные варианты концепции О.п. разработаны Д.Беллом, З.Бжезинским, О.Тоффлером.

Общество традиционное (доиндустриальное) - тип социальной системы, которая характеризуется слабой дифференциацией социальных институтов. Система социальной стратификации и социальной мобильности либо вовсе отсутствует (первобытное общество), либо носит сословно-кастовый характер. Господство религиозных ценностей обеспечивает высокую социальную сплоченность. Поведение индивидов жестко регулируется религиозными традициями, обычаями и ритуалами.


Общность социальная- эмпирически фиксируемая совокуп- ность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и являющаяся субъектом социального действия.

Обычай- стереотип поведения, базирующийся на определенной культурной традиции, привычках; является одним из главных регуляторов поведения в традиционном обществе.

Организация формальная- объединение людей, создаваемое ради выполнения определенной цели, с присущей ему социальной структурой, иерархией позиций ( должностей), нормативной регуляцией поведения, четким разделением функциональных обязанностей, системой управления и координации деятельности, особыми каналами коммуникаций. Типичными примерами сложных О.ф. могут служить промышленные предприятия, различные фирмы,

банки и т.д.

Организация неформальная- стихийно образующаяся совокупность межличностных связей, контактов, базирующихся на общих жизненных интересах, ценностях, убеждениях, дружеских доверительных отношениях и т.п.

Ориентация ценностная- осознание индивидом, общественной группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.

Отклоняющееся (девиантное) поведение- тип социального поведения, не соответствующий принятым в обществе (социальной группе) нормам и правилам поведения. Как правило, О.п. подвергается контролю со стороны группы в виде формальных или неформальных санкций.

Открытое общество– общество, в котором перемещения из одной страты в другую официально никак не ограничены.

Патриархат– семейная система, в которой власть принадлежит отцу и мужу.

Пилотажные исследования– предварительные, пробные исследования с целью проверки качества социологического инструментария.

Политика- социальный институт, посредством которого реализуются властные полномочия, обеспечивается социальный порядок, осуществляется социальный контроль, происходит мобилизация коллективных действий ради достижения общих целей, распределяются общественные ресурсы. Главным политическим институтом является государство; помимо него политическая


система включает партии, организации, движения, оказывающие воздействие на механизм государственного управления.

Политика социальная– деятельность государства и его институтов в социальной сфере (семья, быт, культура, образование, здравоохранение и др.), направленная на оптимальное удовлетворение интересов и потребностей граждан.

Престиж социальный- отражение в общественном сознании положения отдельного человека или группы в социальной иерархии, характеристика того влияния и уважения, которыми они пользуются в обществе.

Прогресс социальный– I) последовательное развитие и совершенствование существующей социальной системы, ее подсистем и элементов; 2)смена изжившей себя общественной системы новой, отвечающей общественным потребностям.

Программа исследования– изложение целей, общей концепции. исходных гипотез и плана социологического исследования.

Революция– преобразование всего существующего общественного строя, создание новой социальной системы, основанной на иных принципах легитимности.

Религия- социальный институт, представляющий собой сово- купность верований, символов, образцов действий, посредством которых регулируется отношение людей к проблемам человеческого существования - жизни, смерти, страданиям, добру, злу и т.п.

Ресоциалиэация- перемены в структуре личности, в ее миро- воззренческих установка, в системе ценностей.

Респондент – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе опроса.

Реформа– изменение отдельных сторон жизни общества при сохранении основ его экономического и государственного строя.

Роль социальная- совокупность действий, которые выполняет человек, обладающий определенным социальным статусом. Роль - динамичный аспект статуса.

Ролевой конфликт- переживаемые индивидом противоречия, связанные с рассогласованием одновременно выполняемых ролей. Р.к. ведут к стрессам и социальной напряженности.

Ролевые требования- совокупность предписаний и требований, необходимых для выполнения социальной роли. В случае невыполнения индивидом ролевых требований начинает действовать механизм социального контроля.


Санкции- важнейшие средства социального контроля, с помощью которых общество (группа) корректирует поведение своих членов. Различают формальные С., официально предписанные организацией, учреждением, обществом в целом, и неформальные С., осуществляемые людьми в процессе межличностного общения (одобрение или негодование и др.). С. также делятся на позитивные (награды, поощрения различного рода), посредством которых группа стимулирует индивида за правильное поведение и негативные (наказания, штрафы и пр.), применяемые к лицам, нарушающим принятые нормы поведения.

Семья- социальный институт, реализующий потребность общества в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации. В качестве малой первичной группы семья и семейнородственные отношения отличаются глубокой интимностью, доверительностью, эмоциональной привязанностью.

Семья нуклеарная- тип семейной организации, отличительной чертой которой является ее малочисленность: муж, жена, один или двое детей.

Семья расширенная- присущий доиндустриальному обществу тип семейной организации, отличительными чертами которой являлось наличие большого количества детей и представителей старших поколений. Этот тип семьи выполнял также производственно-экономические функции.

 

Социализация - процесс взаимодействия индивида с
социальной средой, в ходе которого происходит усвоение им

общественных норм, идеалов и ценностей, превращение в социальное существо. Первичная С. охватывает период детства, вторичная С. - зрелый и преклонный возраст. В отличие от первичной, вторичная С. не оказывает решающего влияния на формирование личности.

Социальная интеграция- координация и сплочение индивидов в ходе социального взаимодействия на основе общеразделяемых норм и ценностей. С.и. является необходимым условием социальной стабильности, нормального функционирован ия социальных институтов и организаций.

Социальная система- целостное образование, элементами которого являются люди, группы, общности, институты, организации. С.с. становится стабильной и устойчивой с того момента, когда в ней сформировывается структура - устойчивая совокупность отношений между занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролевыми функциями.


Социальная структура– I)совокупность взаимодействующих между собой классов, групп, слоев и этнических общностей; 2) совокупность статусов и ролей, функционально связанных между собой. С.с. обеспечивает устойчивость социальной системы, ее нор - мальное воспроизводство.

Социальные отношения- устойчивые и постоянные взаимодействия между индивидами и социальными группами.

Социология- наука об обществе как целостной социальной системе, ее подсистемах и отдельных элементах, о законах их действия и развития.

Социология фундаментальная- раздел социологии, имеющий своей задачей изучение универсальных законов и принципов развития общества. Общесоциологическими теориями являются, например, структурный функционализм, теории социального конфликта..

Социология прикладная- раздел социологии, нацеленный на изучение практически важных для общества социальных проблем и процессов. Задача С.п. - выработка практических рекомендаций, используемых ―заказчиком‖ (организацией или учреждением) для

совершенствования его деятельности и устранения дисфункций.

Среда социальная– совокупность материальных, экономических, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и групп.

Старый средний класс– представители малого бизнеса, ремесленники, служащие, продавцы и т.д.

Статус социальный(позиция социальная) - место индивида (группы) в иерархически организованной структуре. Важнейшими показателями статуса личности выступают уровень дохода и образо - вания, объем властных полномочий, престиж профессии. В западной социологии широко распространен социально-экономический индекс (СЭИ) статуса (позиции), включающий в себя три измеряемых признака: престиж профессии, уровень дохода и образования.

Cтатус достигаемый- место индивида в социальной иерархии позиций, которого он достигает благодаря своим качествам и усилиям. С.д. характерен для формирующегося постиндустриального общества.

Статус предписываемый- место индивида в социальной структуре, которое определяется присущими ему от рождения полом, возрастом, социальным происхождением, этнической принадлежностью и пр.


Стереотип социальный– схематизированный, стандартизированный образ или представление о социальном объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий устойчивостью.

Страта социальная- социальный слой, группа людей, выделяемых на основе одного или нескольких признаков, например, доход, профессия, уровень образования, исповедуемая религия, владение информацией и пр. Стратификационный подход позволяет построить иерархию социальных групп и определить масштабы социального неравенства.

Стратификация социальная- система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев (страт).

Структура– совокупность жестко закрепленных и взаимосвязанных элементов.

Структурно-функциональный подходв социологии - метод исследования социальных явлений, который исходит из того, что деятельность элементов системы программируется ее структурой, занимаемыми ими позициями и выполняемыми ролями.

Субкультура- совокупность норм, ценностей, идеалов, символов, отличающих социальные группы друг от друга в рамках доминирующей культуры как целого. Например, городская и сельская С., молодежная С. и т.д.

Толерантность– терпимость по отношению к инакомыслию, взглядам, идеям, верованиям, позициям, действиям и т.д, важный признак общей и политической культуры, необходимый элемент гражданского общества и правового государства.

Управление– социальное воздействие на общество с целью сохранения его качественной специфики, совершенствования и развития.

Урбанизация- процесс роста городов и городского населения. У. способствует пространственной концентрации населения, производительных сил общества, науки, культуры и т.д. Степень У.

общества (пропорция городского населения) - важный показатель со- циального и культурного развития общества.

Функция социальная– I)роль, выполняемая субъектом социальной системы в ее организации как целого, в осуществлении целей и интересов социальных групп и классов; 2)стандартизованное социальное действие, регулируемое определенными нормами и контролируемое социальными институтами.


Ценность социальная- компонент социальной системы, наделяемый особым значением в индивидуальном и общественном сознании. Спектр социальных ценностей разнообразен - моральные, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические.

Элита– 1) высшие слои в системе социальной иерархии; 2) наиболее видные представители какой-либо части общества.

Этнос (этническая общность) - совокупность людей, проживающих на одной территории, обладающих самобытной культурой, языком, психологией, самосознанием, что находит свое выражение в названии этноса. Представлен племенем, народностью, нацией.

Этноцентризм- присущая этнической общности система взглядов, идей и ценностей, сквозь призму которых рассматриваются права и обычаи других народов. При этом, как правило, абсолютизируются достоинства и значимость собственных ценностей.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

 

Вариант 1.

1. Когда возникла социология?

a) В XVII веке

b) В XVIII веке

c) В XIX веке

d) В XX веке

 

2. В чем различие общих и специальных социологических теорий?

a) В достоверности знаний

b) В глубине познания действительности

c) В методах изучения

d) В разном масштабе охвата социальной реальности

3. Кто первым ввел в научный оборот термин "социология"?

a) И. Кант

b) М. Вебер

c) Г. Спенсер

d) О. Конт

4. Кем была разработана концепция общественной формации?


a) Г. Гегелем

b) Л. Фейербахом

c) К. Марксом

d) Ш. Фурье

5. Кто был создателем "плюралистической социологии" в России?

a) Н. Михайловский

b) М. Ковалевский

c) С. Южаков

d) Б. Чичерин

6. Кем был введен в научный оборот термин "постиндустриальное общество"?

a) У. Ростоу

b) З. Бжезинским

c) А. Туреном

d) Д. Беллом

7. Какое состояние общественных отношений является оптимальным?

a) Стагнации

b) Застоя

c) Социальной стабильности

d) Кризиса

8. Кем разработана теория социальной стратификации и социальной мобильности?

a) Т. Парсонсом

b) Р. Дарендорфом

c) Дюверже

d) П. Сорокиным

 

9. Какой социальный институт был самым ранним?

a) Государство

b) Право

c) Семья

d) Церковь

10. Кто из основателей социологии положил начало исследованию феномена бюрократии?

a) Л. Гумплович

b) М. Вебер

c) Э. Дюркгейм

d) В. Парето

 

Вариант 2.

1.В чем заключается главная цель любого социологического исследования?


a) Формулировка основных гипотез

b) Ответы на поставленные вопросы

c) Познание социальных свойств, связей и отношений избранного объекта.

d) Получение информации

2.Кем была создана органическая теория общества?

a) О. Контом

b) Г. Спенсером

c) М. Вебером

d) Э. Дюркгеймом

 

3.Кем использовались в качестве метода исследования "идеальные типы"?

a) О. Контом

b) К. Марксом

c) Э. Дюркгеймом

d) М. Вебером

 

4.Кто разработал субъективный метод в российской социологии?

a) Н. Кареев

b) П. Лавров

c) Е.В. де Роберти

d) П. Новгородцев

 

5.Кто является создателем теории "больших циклов" (длинных волн)?

a) Н. Кондратьев

b) П. Сорокин

c) А. Гастев

d) С. Струмилин

 

6.С какой сферы начинается органическая модернизация?

a) С экономики

b) С социальной сферы

c) С культуры и общественного сознания

d) С политики

 

7.Какое понятие отражает постепенные, плавные социальные преобразования?

a) Революция


b) Эволюция

c) Технизация

d) Институционализация

8.Когда возникла "массовая культура"?

a) В XVII веке

b) В XVIII веке

c) В XIX веке

d) В XX веке

9.Чем определяется главный социальный статус индивида?

a) Семейным положением

b) Партийной принадлежностью

c) Должностью

d) Членством в спортивном обществе

10.Кто является приверженцем общей теории социального конфликта?

a) Л. Коузер

b) С. Хантингтон

c) А. Раппопорт d) К.Боулдинг

 

ОТВЕТЫ К ТЕСТАМ

№ вопроса Вариант 1 Вариант 2

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

«СОЦИОЛОГИЯ»

 

Основная

Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.И., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. Ю.Г.Волкова. 3-е изд. М.: Гардарики, 2007.

Голенкова З.Т., Акулич М.М., Кузнецов В.Н. Общая социология: Учебное пособие/ Под ред. З.Т.Голенковой. М.: Гардарики. 2005.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2007.

Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008.

Лапин Н.И. Общая социология: Учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2009.

Мартынов А.А. Системная социология: Введение в анализ динамики социума. Изд. 2-е. М.: Издательство ЛКИ. 2010.

Общая социология: Учеб. пособие/Под ред. А.Г.Эфендиева. М.: ИНФРА-М.

2008.

Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология: Учебное пособие. М.: «Дашков и К», 2007.

Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Высшее образование. 2008.

Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред.

Г.В.Осипова, Л.Н.Москвичева. М.: Норма, 2005.

Социология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н.Лавриненко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

Социология. Общий курс: Учебник. М.: ИНФРА-М., 2008.

Фененко Ю.В. Социология: Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. Филатова О.Г. Общая социология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. М.: ТК Велби, Изд-во

Проспект, 2008.

 

Дополнительная

Вехи российской социологии 1950-2000-е годы / Отв. ред. Ж.Т.Тощенко, Н.В.Романовский. СПб.: Алетейя, 2010.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования.

Учебник. М.: ИНФРА-М., 2009.


Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. Учебное пособие.

М.: Гардарики, 2005.

Карцева Л.В., Шабалина Ю.В. Социология культуры. М.: Дашков и К. 2008

Кравченко А.И. Общество: статика и динамика. М., 2007.

Лопатина Н.В. Информационные специалисты: социология управления.

М.: Академический проект, 2006.

Социология молодежи: Учебник / Под ред. В.Н.Кузнецова. М.: Гардарики, 2007.

Социология семьи. Учебник / Под ред. А.И.Антонова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

Социология социальной среды: учеб. пособие / Под ред. М.М.Акулич, В.Н.Кузнецова. М.: Гардарики, 2007.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учебное пособие. 3-е изд., испр. М.: Омега – Л., 2007.

















Дата: 2016-10-02, просмотров: 244.