Сущность социальных конфликтов, их предпосылки и функции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из наиболее актуальных проблем социологии является проблема конфликта. Она охватывает широкий круг вопросов – определение понятия «конфликт», уяснение природы этого общественного явления, функций и путей решения. Осведомленность в этой проблематике особенно необходима гражданам России в богатый коллизиями период становления новых социальных отношений.


Под конфликтом в социологии понимается столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов социального взаимодействия. Широкая распространенность этого явления и обостренное внимание к нему со стороны общества способствов али возникновению социологии конфликта как одной из специальных, частных социологических теорий.

Истоки исследования проблемы конфликта восходят к древности. Еще китайские философы VII – VI вв. до н.э. видели источник развития природы и общества в борьбе противоположностей. Мыслители Древней Греции создали учения о противоположностях и их роли в возникновении вещей.

Значительное внимание исследованию конфликтов уделил Н. Макиавелли ( XVI в.) в работах, посвященных Римской истории. Рассматривая конфликты разного уровня, он отмечал их положительную роль в общественном развитии.

Английский экономист А.Смит в конце XVIII века обосновал тезис о том, что в основе конфликтов лежит деление общества на классы и экономическое соперничество между ними. Последнее рассматривалось как движущая сила развития общества.

Существенный вклад в осмысление социальных конфликтов внес Г. Гегель. В «Философии права» одной из их причин он назвал социальную поляризацию общества.

В XIX веке многие мыслители исходили из того, что конфликты

– это неизбежное явление в жизни общества и стимул социального развития. Этих взглядов придерживались такие разные по своей ориентации ученые, как М. Вебер и К. Маркс. Марксизм с позиции материалистического понимания истории рассматривал конфликты как порождение прежде всего социального неравенства, проявляющееся в классовой борьбе и революциях.

Критики марксизма упрекали его создателей, во-первых, в понимании конфликтов только как столкновения антагонистических классов, во-вторых, в абсолютизации экономических отношений как главной причины конфликта между классами и другими социальными группами.

Оригинальный подход к объяснению социальных конфликтов предложил немецкий ученый Г. Зиммель. Он определял конфликт не только как одну из форм разногласий, но и как фактор социализации, способствующий консолидации противоборствующих слоев.

В общественной мысли ХХ века сложились два основных направления в подходе в проблеме конфликта.

Одно из них исходит из постулата о временном характере конфликтов, о возможности их преодоления рациональными средствами. Это направление представлено, в частности, структурным функционализмом Т. Парсонса, который


абсолютизирует значение единых ценностей у членов общества в обеспечении его стабильности. С точки зрения представителей это го направления, конфликт – это дисфункция, аномалия, а равновесие – единственное естественное состояние общества.

Большинство социологов придерживается той точки зрения, что конфликт является неотъемлемой частью бытия и главным движителем общественного развития. Он дает выход социальной напряженности и порождает социальные изменения. Наиболее отчетливо эта позиция представлена в работах немецкого социолога Р. Дарендорфа и американских ученых Л. Козера и К. Боулдинга, вышедших в 50-60-х годах.

По мнению Р. Дарендорфа, в основе социальных конфликтов лежат неодинаковый доступ ресурсам, борьба за лидерство и власть. Они не только неустранимы из жизни общества, но и являются источниками новаций и социальных перемен.

Согласно Р. Дарендорфу, конфликты не следует подавлять или игнорировать, поскольку это ведет к их обострению. Задача состоит в умении контролировать конфликты. Они должны быть легализованы и институционализированы, подлежат урегулированию или разрешению на основе существующих в обществе правил.

Американский социолог Л. Козер показал различие последствий социальных конфликтов в закрытом и открытом обществах. В закрытом обществе они могут разрушать социальные связи, разделять его на враждебные группы и приводить к революции. В открытом обществе конфликты дают выход социальной напряженности и могут нести в себе позитивный потенциал, способствуя развитию общества.

Создатель общей теории конфликтов К. Боулдинг считал необходимым изучение конфликтов как неотъемлемого компонента общественной жизни. Он сделал акцент на возможности и необходимости управления ими в современных обществах, предвидения их последствий.

П. Сорокин рассматривал конфликты в связи с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит прежде всего в подавлении базовых потребностей человека – в пище, жилье, одежде, творчестве, свободе, безопасности и самореализации. Одну их важнейших причин конфликтов он видел в неравенстве жизненных шансов различных социальных групп.

В целом зарубежные социологи существенно продвинулись в изучении социальных конфликтов. Советские ученые исходили из марксистской концепции экономической и классовой природы конфликтов. В их работах доминировал упрощенный подход к конфликтам как порождению классовых антагонизмов. Поскольку считалось, что в советском обществе ликвидированы


антагонистические классы, то отсутствует и почва для социальных конфликтов. Поэтому исследования по этой проблеме практически не велись. Изучение социальных конфликтов отечественными учеными практически началось с 90 -х годов.

Хотя многие социологи считают главной причиной социальных конфликтов неравенство, опыт показывает, что стремление к равенству не только не реализуемо, но и приводит к отрицательным последствиям. На практике оказывается невозможным удовлетворить потребности всех индивидов. Кроме того, уравниловка гасит стимулы к трудовой и творческой деятельности.

Поэтому неравенство, в том числе и социальное, неустранимо. Оно играет известную положительную роль, стимулируя активность людей. Конфликты же обычно возникают на такой ступени неравенства, когда оно расценивается одной из групп как ущемляющее ее интересы, препятствующее удовлетворению потребностей.

Кроме социального неравенства конфликты могут возникать на почве противоположных ценностных ориентаций, в связи с идеологическими разногласиями. Конфликты из-за идеологических разногласий являются частным случаем конфликтов, вызываемых противоположностью ценностных ориентаций.

Конфликты выполняют позитивные и негативные функции. К числу позитивных относят:

- разрядку психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон, способствующую их взаимной адаптации и формированию социально-необходимого равновесия;

- развитие общества благодаря вскрытию противоположных интересов и осуществлению необходимых преобразований.

Негативная функция конфликтов может состоять в дестабилизации социальных систем, разрушении социальных общностей и группового единства. Конфликты большого масштаба при отсутствии процедур урегулирования и воли к сотрудничеству могут вызвать катастрофу, привести к огромным потерям, разрушению окружающей среды.

Конфликты классифицируются по разным критериям.

По сферам жизни их классифицируют на конфликты в области политики, экономики, национальных отношений, в социальной сфере и т.д.

В зависимости от подчинения или неподчинения участников конфликта существующим законам различают конфликты институционализированные и неинституционализированные.

На основе такого критерия, как публичность конкуренции сторон, различают открытые и закрытые конфликты. Первые выражены в явных, внешне фиксируемых формах (например, манифестации, забастовки). В закрытых конфликтах доминируют


неочевидные способы отстаивания своих интересов (например, соперничество внутри правящей элиты, отношения между ветвями власти).

Американский исследователь А. Раппопорт различает конфликты типа схватки, дебатов и игр . В варианте схватки противников разделяют непримиримые противоречия, и стороны рассчитывают только на победу. В варианте дебатов возможны спор, маневры, и стороны рассчитывают на компромисс. Наконец, в варианте игр конфликты никогда не завершаются разрушением всей структуры отношений (например, соперничество кланов внутри элиты).

Таким образом, основными субъектами конфликта являются крупные социальные группы. Поскольку их потребности, интересы, цели и притязания могут реализоваться через использование власти, в конфликтах непосредственное участие могут принимать госаппарат, партии, парламентские фракции, группы давления. Они являются выразителями интересов социальных групп и личностей, действуют на основе сформировавшихся в обществе норм и механизмов.

Во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие группы конфликтов :

а) конфликты между управляющими и управляемыми;

б) конфликты адаптационные, вызываемые сложностью приспособления новичков к правилам и нормам внутреннего общения, которые сложились в данной организации;

в) конфликты на управленческом уровне, связанные с разработкой различных стратегий поведения соответствующих организаций, с выработкой критериев эффективности их деятельности. Как правило, эти конфликты переплетаются с личностными конфликтами, с практикой продвижения персонала, с борьбой за распределение наиболее важных позиций.

По методам разрешения конфликтов в организациях принято различать два типа управленческой деятельности – авторитарный и демократический. В первом случае решение принимает сам руководитель, а члены организации являются исполнителями. В мировой практике этот стиль управления организациями признан неэффективным. Альтернативный стиль управления – демократический обеспечивает сопричастность сотрудников к принятию решений и их исполнению, что стимулирует их ответственность и повышает эффективность действий.







Дата: 2016-10-02, просмотров: 239.