Социальные изменения и социальная стабильность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Одной из важнейших проблем социологии является проблема социальных изменений, их механизмов и направленности. Понятие

«социальные изменения» означает перемены, происходящие в течение определенного времени в социальных системах, общностях, институтах и организациях.

Вариантом социальных изменений служит социальное развитие. Оно характеризует лишь те социальные изменения, которые направлены в сторону улучшения, усложнения, совершенствования. Поэтому в социологии в качестве ключевого понятия используется понятие «социальные изменения», охватывающее широкий круг разнообразных социальных перемен безотносительно их направленности.


В качестве основных типов социальных изменений социология рассматривает два – эволюционные и революционные . Они зачастую рассматриваются как противоположные, хотя на практике могут сочетаться и переходить друг в друга.

Эволюционные изменения – это постепенные, плавные преобразования, которые могут иметь восходящую и нисходящую направленность. Они могут осуществляться сознательно, приобретая форму социальных реформ (например, отмена крепостного права в России в 1861 г., преобразования П.А. Столыпина в начале века). Эволюционные социальные изменения могут быть стихийным процессом. Например, перемены в семейно-брачных отношениях, снижение рождаемости и старение населения в развитых странах. Наконец, эволюционные изменения могут сочетать стихийное и сознательное, иллюстрацией чему являются многие процессы в современной России.

Революционные изменения носят достаточно радикальный характер, ведут к коренному и достаточно быстрому изменению социального объекта. Они, как правило, связаны с широким применением насилия.

Революции XX века породили у значительной части населения неприятие этой формы социальных изменений. Вместе с тем социальные революции XVII – XIX веков существенно способствовали ускорению общественных преобразований, решению многих социальных проблем.

В научной литературе последних лет все больше внимания уделяется циклическим социальным изменениям. Это сложная форма социальных изменений, которая включает эволюционные и революционные изменения, восходящую нисходящую тенденции.

Цикл представляет собой совокупность явлений и процессов, последовательная смена которых образует кругооборот. Конечная точка кругооборота служит началом нового цикла, но уже протекающего в иных условиях и на ином уровне.

Общества и составляющие их структуры изменяются по циклической схеме – возникновение, рост, расцвет, кризис, увядание, возникновения нового явления. Последнее может быть преемником, соперником и даже одновременно преемником- соперником прежнего.

Разные структуры, процессы и явления в обществе имеют циклы разной продолжительности – от сезонных (например, сельскохозяйственные работы) до периодов в несколько десятилетий (например, смена поколений) и, наконец, до многовековых (типы культур).

Особое внимание специалистов привлекают циклы социальных изменений на отрезках времени в несколько десятилетий. Эти циклы получили название длинных волн.


Выдающийся вклад в разработку теории длинных волн в 20 -е годы XX века внес русский экономист Н.Д. Кондратьев. Он разделил экономические процессы на два вида: протекающие в одном направлении (необратимые) и протекающие волнообразно (обратимые). К последним им были отнесены изменения товарных цен, процентных ставок на капитал, производство чугуна, свинца и др. В результате обработки обширного статистического материала стран Запада за период с конца XYIII века ученый пришел к выводу о наличии больших циклов конъюнктуры продолжительностью около 50 лет.

По мнению современных исследователей, большие циклы (длинные волны) зависят от ряда факторов – распространения нововведений, смены лидирующих отраслей экономики и поколений людей, долговременной динамики нормы прибыли и др. Многие ученые считают, что такие, например, ситуации, как экономические подъемы и спады, периоды интенсивной реализации технических новшеств, пики социальной напряженности регулярно повторяются каждые 25-50 лет и почти синхронны для большинства ведущих стран.

В социологии понятие «социальные изменения» соотносятся с понятием «социальная стабильность». С формальной стороны они являются антиподами, но в реальной действительности не исключают друг друга.

Социальная стабильность не означает неизменности общественных систем и отношений. Более того, неизменно сть общества является признаком застоя, накопления предпосылок конфликтности и потенциальной дестабилизации.

Примером тому могут служить последствия сохранения в СССР неизменными общественных отношений, экономической и политической системы в период со второй половины 70 -х годов до середины 80-х годов. Мнимая стабильность тормозила научно- технический прогресс, вызывала рост социальной напряженности. Все это в своей совокупности послужило одной из причин краха общественной системы.

Стабильное общество – это общество динамично развивающееся и в то же время устойчивое, с отлаженным механизмом социальных изменений, который предотвращает расшатывание его устоев. Такой механизм включает ряд компонентов.

Социальная стабильность обеспечивается благодаря множеству форм социального контроля за поведением людей – от индивидуального неодобрения или осуждения до различных социальных санкций (запреты, штрафы, наказания).

Факторы социальной стабильности коренятся в социальной структуре общества. Это прежде всего наличие многочисленного


среднего класса, заинтересованного в эффективности общественной системы, влиятельность центристских политический сил, поддерживаемых большинством населения.

Наоборот, среди дестабилизирующих факторов видное место занимают такие, как углубление социальной дифференциации, рост прослойки люмпенов, появление регионов с низким жизненным уровнем («зон упадка»), расширение масштабов криминальной деятельности, коррумпированность властных структур, слабость центристских сил и усиление влияния экстремистских кругов, существование сепаратистских движений, террористических акции, природные и техногенные катастрофы, вызывающие недовольство населения.

Социальная стабильность зависит от состояния политической системы и прежде всего государства, от эффективности ветвей власти и взаимодействия между ними, от способности многопартийной системы обеспечить представительство интересов различных групп и слоев общества.

Наконец в укреплении социальной стабильности важная роль принадлежит такому фактору, как демократический консенсус широких слоев населения относительно основополагающих ценностей общественной жизни.

Применительно к крайне сложным и противоречивым реалиям глобализирующегося мира некоторые аспекты проблематики социальной стабильности нуждаются в дальнейшем осмыслении.

Во-первых, возможно ли длительное обеспечение стабильности в обществе, подвергающемся многочисленным воздействиям как созидательного, так и деструктивного характера?

Во-вторых, где проходит грань между устойчиво стабильным развитием общества и утратой им способности развиваться и реагировать на изменяющиеся условия, переходом в застойное состояние?

Для уяснения этих аспектов необходимы фундаментальное изучение конкретных обществ и осуществление мониторинга их состояний, анализ воздействия на социум внутренних и внешних факторов Можно прогнозировать, что по мере развертывания процессов глобализации практически все государства, хотя и в разной степени, испытают влияние ее позитивных и негативных последствий.

 

 

Контрольные вопросы

1.Сформулируйте определение понятия «общество». 2. какие отношения называют социальными?

3.Охарактеризуйте основные типы социальных систем. 4.Раскройте содержание основных типологий общества.


5.Кем и когда разработаны теории постиндустриального и информационного общества?

6.Раскройте содержание понятия «модернизация общества».

7. чем отличаются эволюционные и революционные изменения? 8. В чем сущность циклических изменений?

9. От каких факторов зависит социальная стабильность?

10. Какие аспекты проблематики социальной стабильности нуждаются в дальнейшем изучении с учетом реалий глобализации?

СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Ролевая концепция личности.

Феномен личности изучается рядом гуманитарных наук и прежде всего философией, психологией и социологией. Философия рассматривает личность как субъект деятельности, познания и творчества. Психология изучает личность как устойчивую целостность психических процессов и таких свойств, как характер, темперамент и способности. Социология изучает личность в плане еѐ взаимодействия с обществом.

Понятие «личность» следует отличать от близких по смыслу терминов «человек», «индивид», «индивидуальность». Понятие

«человек» используется для характеристики высшей ступени в развитии живых организмов на земле, субъекта культурной жизни. Индивид – это отдельный человек, единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого. Понятие «личность» вводится для выражения надприродной, социальной сущности человека и индивида.

Личность – основной элемент социальной системы. Между ними существует двусторонняя связь. С одной стороны, личность определяет тип системы, с другой – система социализирует личность и адаптирует еѐ к своему типу и функциям.

Люди авторитарного склада формируют жесткие системы. В таких системах от людей требуется быть «винтиками», т.е. выполнять предписанные правила и беспрекословно подчиняться руководителям.

Наоборот, личность демократического склада предпочитает формировать мягкую систему и подбирать соответствующий ей тип работников, способных участвовать в управлении и решении задач своей организации.


Личности, не соответствующие определенным социальным системам, отторгаются ими, т.е. увольняются, преследуются, переходят в оппозицию. В тоталитарном обществе лица с демократическим мышлением подвергались ограничениям, гонениям, высылке из страны.

Специальной социологической теорией личности является ролевая концепция, сформулированная американскими социологами Дж. Мидом, Р. Минтоном, позднее – Т. Парсонсом. В нашей стране эту концепцию активно разрабатывали И.С. Кон и В.А. Ядов.

Для анализа положения индивида в обществе и его функциональных возможностей ролевая концепция использует понятия «социальный статус» и «социальная роль».

Социальный статус – это показатель положения, занимаемого человеком в группе или обществе. Каждый человек обычно принадлежит к различным социальным группам и потому обладает несколькими статусами. Он, например, является членом семьи как малой группы коллектива предприятия, той или иной общественной организации, спортивного клуба и т.д. В различных социальных группах он занимает разное положение – муж, отец, директор, баскетболист и т.д. Соответственно эти статусы дают ему определенные права и налагают обязанности. Совокупность всех статусов каждого человека называют статусным набором.

Статусы неравны. Обычно положение человека определяет главный статус, обусловленный прежде всего должностью (инженер, врач, учитель, профессор и т.д.). Социальный статус отражается во внешнем облике (одежде, речь, манеры) и во внутренней позиции (установки, ценностные мотивации и пр.).

Различаются статусы предписанные и приобретенные. Предписанный статус определяется этническим положением, полом, местом и датой рождения, семьей и т.д. Приобретенный (т.е . достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (учитель, писатель, врач, директор и т.д.).

В примитивный обществах статусы чаще всего являлись предписанными. Мужчина с рождения готовился стать охотником, рыболовом, воином. В современных обществах имеются гораздо большие возможности достижения тех или иных статусов.

Предписанные и достигаемые статусы могут взаимодействовать. Так, мужчине легче занять руководящий пост, чем женщине. В идеальном обществе большинство статусов должны быть достигаемыми благодаря талантам и способностям.

Кроме предписанных и приобретенных статусов существует множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, пациента, участника демонстрации, свидетеля, телезрителя и т.д. Права и обязанности носителей таких статусов обычно никак не регламентируются.


Социальная роль – это модель поведения, обусловленная статусом личности в системе общественных отношений. Ролевое поведение зависит от понимания человеком своих ролей и отношения к ним, от его личностных качеств. Не все родители заботятся о детях, не все солдаты храбры, налоговые инспекторы честны, врачи компетентны и т.д.

Параллельно с понятием «статусный набор» применяется и понятие «ролевой набор». Оно отражает все виды поведения, соответствующие данному статусу. Так, например, профессор вуза обычно выполняет роли преподавателя, исследователя, воспитателя, научного руководителя аспирантов.

Поскольку каждый индивид выполняет несколько ролей, не со всеми из них он идентифицирует себя в равной степени. С одни ми, личностно значимыми он отождествляет себя максимально (ролевая идентификация), с другими, второстепенными – минимально (дистанцирование от роли).

Возможны и ролевые конфликты – внутриличностные противоречия, возникающие из-за невозможности сочетать действия, необходимые для выполнения разных ролей. Например, требования работы или учебы могут входить в конфликт в конфликт с домашними обязанностями. Требования профессионального кодекса поведения не всегда совместимы с интересами администрации, отдельных лиц или групп.

Ролевой конфликт может привести к отказу от какой-то роли, вызвать стресс. В таких случаях необходима рационализация и гармонизация ролей.

 

Типология личности

Каждое общество формирует соответствующий ему социальный тип личности. Процесс этот сложен и многократно опосредован. В одних и тех же объективных условиях в результате разного субъективно-оценочного отношения к ним могут складываться разные типы личности.

В социологии существуют различные варианты социальной типологии личности. М. Вебер выделял типы личности, исходя из степени рациональности социального действия. Для К. Маркса отправной точкой типологии личности являлась ее формационная и классовая принадлежность. Известный философ Э. Фромм брал за основу типологии личности структуру характера большинства носителей одной и той же культуры.


В современной социологии широко распространена типология личности на основе ценностных ориентаций – традиционалисты, идеалисты, реалисты и гедонистические материалисты.

Традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания. У них весьма слабо выражены такие качества, как стремление к самореализации, самостоятельность.

Идеалистам, наоборот, свойственны критическое отношение к традиционным нормам, независимость в суждениях и пренебрежение авторитетами, установка на саморазвитие.

Реалисты сочетают стремление к реализации с развитым чувством долга и ответственности, самодисциплиной и самоконтролем.

Гедонистические материалисты ориентированы на немедленное получение удовольствий и удовлетворение потребительских желаний.

В социологии применяется также типологизация, представленная модальным, базисным и идеальным типами личности. Модальный тип личности – это реально преобладающий в данном обществе. Базисный тип личности – тот, который наилучшим образом отвечает потребностям определенного этапа развития общества. Наконец, идеальный тип личности – это ориентир на будущее, как, например, всесторонне и гармонически развитая личность у К. Маркса.

В зависимости от характера взаимодействия личности и системы выделяют следующие социальные типы: общественно - индивидуальный, индивидуально-общественный, казарменный, эгоистический и конформистский.

Общественно-индивидуальный тип –это человек, соразмеряющий свои поступки с общественными нормами.

Индивидуально-общественный тип – это человек, приспосабливающий общественные нормы к своим возможностям и интересам.

Казарменный тип – человек, который может жить только в условиях социальной системы с жестким распорядком. Идеи казарменного строя характерны для утопического социализма и фашизма.

Эгоистический тип – это человек, для которого личные интересы превыше всего. Во имя их реализации он готов на все, включая нарушение правовых и моральных норм.


Наконец, конформистский тип личности – это соглашатель, стремящийся приспособиться ко всему и ко всем, делающий ставку на сильную сторону, легко меняющий свои ориентиры.

В любом обществе представлены все эти типы, но их количественное соотношение различно. Так, для западных обществ, особенно США, наиболее характерен индивидуально-общественный тип. В Северной Корее и на Кубе доминирует казарменный тип личности.

В СССР системой формировался и превалировал общественно - индивидуальный тип личности. Перестройка и реформы увеличили удельный вес индивидуально-общественного и эгоистического типов личности, особенно среди молодежи. Большая же часть населения сохранила свой прежний социальный тип или пополнила конформистский.

Существенный вклад в разработку типологии личности внесла и отечественная наука. Известный русский правовед Л. Тихомиров различал два типа личности по такому критерию, как уровень самостоятельности. По его мнению, государство, развивающееся на основе сильного психологического типа, имеет большие перспективы, чем государство, опирающееся на слабый психологический тип личности.

С таким подходом к человеческим типам перекликается концепция «пассионарности», предложенная нашим современником Л.Н. Гумилевым в книге «Ритмы Евразии». В соответствии с этой концепцией человеческие типы классифицируются с позиции их социальной активности.

Первый тип – это люди, которые располагают достаточной энергией для удовлетворения потребностей, диктуемых инстинктом самосохранения. Они работают для своего жизнеобеспечения.

Второй тип – это люди с избытком энергии. Ее больше, чем это необходимо для простого жизнеобеспечения. Поэтому такие люди стремятся к более высоким целям, нередко идеальным. Этот тип людей – «пассионарии».

К третьему типу относятся люди пассивные с недостаточной энергией. Они стремятся не к активной трудовой деятельности, а к жизни за счет других. По определению Л.Н. Гумилева, это –

«субпассионарии».

Соотношение этих трех типов в каждом этносе постоянно меняется. Такие перемены обуславливают пассионарность уже на уровне популяции.


Из вышеизложенного следует, что социальный тип личности отражает влияние общественной системы на ценностные ориентации человека и через них на его реальное поведение. Общественная система стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию прагматизма и расчетливости, отношения в сфере производства формируют тягу к кооперации.

Действует и механизм обратного влияния личностных качеств на возникновение общественных систем. М. Вебер в работе

«Протестантская этика и дух капитализма» убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания под воздействием ценностей протестантизма (упорный труд, самодисциплина и самоограничение; приумножение денег без расточительства; личный успех как ключ к спасению) стимулировали развитие капитализма.

 

Социализация личности

Термин «социализация» был введен в научный оборот в конце Х1Х века американским социологом Ф.Гиддингсом и французским психологом Г.Тардом, которые обозначили им процесс развития социальной природы человека и формирования личности под воздействием социальной среды.

Социализация личности – это процесс освоения социальных ролей и культурных норм. Он протекает в течение всей жизни человека. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную, включающую в себя зрелый и преклонный возраст.

Становление личности протекает под воздействием агентов и институтов социализации. Агенты социализации – это люди, осуществляющие обучение культурным нормам и способствующие усвоению социальных ролей (родственники, учителя, сверстники, тренеры, лидеры молодежных группировок и т.д.). Они могут оказывать на личность совпадающее, однонаправленное воздействие или разнонаправленное. Институты социализации – это учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его (вузы, предприятия, государство, церковь, армия, телевидение, партии, суды и пр.).

Заметную роль в процессе социализации личности играет генетическое начало. Однако наукой не установлены достоверные данные о взаимосвязи личностных и биологических факторов.


Процессу социализации могут сопутствовать десоциализация и ресоциализация. Десоциализация – это утрата прежних ценностей, норм, ролей и т.д., т.е. по существу разрушение основы личности. Нередко происходит при лишении свободы, при эмиграции, в случае ухода в монастырь.

По различным причинам, прежде всего в связи с изменением социальной среды, возможна ресоциализация личности. Это – перемены в структуре личности, в ее мировоззренческих установках, в системе ценностей.

Для переходных обществ ресоциализация характерна в массовых масштабах. В нашей стране многие люди меняют свое поведение, взгляды, вид деятельности, адаптируясь к рыночным условиям. Процесс этот протекает сложно, с множеством личных драм и издержек для общества.

Социализация личности может привести и к отрицательным результатам – конформизму и различным формам отклоняющегося (девиантного) поведения.

Понятие «конформизм» отражает отсутствие собственной позиции, беспрекословное следование определенным образцам поведения, готовность подчиняться авторитетам. Если разумное приспособление индивида к окружающей социальной среде является необходимым условием нормального существования общества, то конформное поведение отрицательно сказывается на нравственном здоровье и индивида и социума.

Термин «отклоняющееся поведение» означает несоответствие поведения индивида или группы нормам культуры данного общества. Существует набор «традиционных» типов девиантного поведения: преступность, вандализм, пьянство, наркомания, проституция и пр. Социальные отклонения нередко связаны с отклонениями психическими – психозами, неврозами, параноидальными состояниями.

За последние десятилетия из классического набора проявлений девиантного поведения выпали: нетрадиционная сексуальная ориентация, участие в различных неформальных движениях вроде панков или хиппи, проституция, колдовство. Сегодня эти типы социального поведения если и не оцениваются позитивно, то по крайней мере за их носителями признается право на такой образ жизни и стиль поведения.

Одновременно все отчетливее прослеживается тенденция к оценке алкоголизма и наркомании как явлений не столько нравственного характера, сколь медицинского.


Термин «отклоняющееся поведение» не всегда имеет негативный смысл. Такое поведение может вызываться высоким уровнем интеллектуальности, выходящим за рамки ординарности и вызывающим неприятие окружающих. Оно может порождаться уникальными качествами в специфических областях деятельности (театр, кино, живопись, спорт и т.д.), может быть связано с новаторскими устремлениями в какой-то области, с попытками преодолеть косность и консерватизм.

Цивилизованные общества осуждают и наказывают социальные отклонения, связанные с нарушением нравственных норм и законов. Наоборот, поощряются экстраординарые достижения в различ ных сферах общественной жизни, являющиеся результатом отклоняющегося поведения позитивной направленности.

 

Контрольные вопросы

1. В чем специфика социологического подхода к понятию

«личность»?

2. Кем разработана ролевая концепция личности?

3. Раскройте содержание понятий «социальный статус» и

«социальная роль».

4.Какие ролевые конфликты вам известны?

5. Изложите содержание основных социальных типологий личности.

6. Когда и кем был введен в научный оборот термин

«социализация»?

7.В чем сущность социализации личности?

8. Каковы этапы и механизмы социализации?

9. Какое поведение является отклоняющимся (девиантным)?

 

 

7. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

 












Дата: 2016-10-02, просмотров: 203.