Культура как объект социального познания.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «культура» является ключевым в философии, культурологии, этнографии, антропологии. Вместе с тем точный смысл этого понятия до сих пор не определен. Существуют сотни формулировок культуры.

Термин «культура» латинского происхождения. Первоначально он означал возделывание, обработку земли.

В дальнейшем под культурой понималась совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. В этом суть общефилософского подхода к культуре.

Социология рассматривает культуру в социальном аспекте, а именно ее роль в функционировании и развитии общества. В широком смысле культура понимается как совокупность средств, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей с природой и социальной средой. В узком смысле культура трактуется как система ценностей, убеждений и норм поведения, присущих определенным группам людей.

Основатели социологии Э. Дюркгейм и М. Вебер, многие современные ученые считают, что именно культура играет определяющую роль в жизни общества, обеспечивает ее целостность и развитие. Обоснованию решающего влияния культурного фактора на экономическое развитие посвящен знаменитый труд М. Вебера

«Протестантская этика и дух капитализма». В этой книге показано, что культура протестантизма стимулировала рыночную мотивацию поведения ее носителей и тем самым способствовала формированию капитализма. Классическая традиция в социологии не отрицает и обратного влияния экономики на культуру.

Противоположную позицию по вопросу о взаимодействии экономики и культуры занимает марксизм. Как уже отмечалось, с его точки зрения определяющую роль в жизни общества играет материальное производство, а культура вырастает из экономической деятельности человека и обслуживает ее. При этом марксизм признавал и обратное влияние культуры на экономику.

В социологии существует несколько плоскостей анализа культурных явлений.

По субъекту-носителю культуры различаются общество, нация, класс, демографические, территориальные и прочие группы, наконец, отдельная личность.

По функциональной роли выделяют культуру общую, необходимую каждому члену общества и специальную, необходимую людям различных профессий. Между этими видами культуры нет жестко установленных, фиксированных границ.


По происхождению (генезису) различают три формы культуры

элитарную, народную и массовую. Элитарная культура создаѐтся привилегированной частью общества, профессиональными творцами . Народная культура возникает стихийно, отражая жизнь, воззрения и идеалы народа в поэзии, танцах, архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Она, как правило, неперсонифицирована (например, фольклор). Массовая культура (сленговое название «поп-культура») создается профессиональными авторами для потребления основной массой населения. Порождена урбанизацией, разрушением привычной для бывших деревенский жителей среды обитания.

По видам принято выделять культуру материальную и духовную. Такое деление достаточно условно, поскольку существует целый ряд как бы «сквозных» культур (например, экологическая, физическая).

По своему характеру культура может быть религиозной и

светской.

По уровням социологического анализа культуры выделяют: 1) эмпирический уровень, представленный учреждениями, организациями и институтами культуры; 2) нормативный уровень, регулирующий поведение индивидов и социальных групп; 3) высший уровень культуры, концентрирующий в себе фундаментальные ценности, идеи и символы.

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры:

1) зависимость типа культуры от условий жизни общества и ее обратное влияние на эти условия;

2) преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (например, продолжение культурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта);

3) неравномерность развития. Выражается в двух аспектах: а) ее расцвет и упадок часто не совпадают с соответствующим состоянием других сфер общественной жизни, особенно экономики; б) сами виды культуры развиваются неравномерно;

4) особая роль личности и человеческой индивидуальности в культурном процессе.

В производстве и распространении культурных ценностей выделяют три качественных скачка.

Первый. Появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими.


Второй. Изобретение книгопечатания, позволившее резко увеличить возможности распространения культурной продукции.

Третий. Использование достижений научно-технической революции (телевидение, видео и аудио-аппаратура, компьютеры и пр.).

 

Научно-техническая революция способствовала
распространению массовой культуры. Еѐ главная функция –

развлекательно-компенсаторная. Произведения массовой культуры (песни, шлягеры, киносериалы и пр.) удовлетворяют текущие запросы значительной части общества и сравнительно быстро выходят из моды.

Элементом массовой культуры является китч (нем. kitchen – безвкусица, штамп). Это понятие используется для характеристики примитивизации и опошления эстетических ценностей.

Молодежные бунты 60 -х годов в западных странах выявили ограниченную эффективность воздействия массовой культуры на человека. Причину такого положения социологи усмотрели в ее безадресности, направленности на все общество. В последующие десятилетия массовая культура модифицировалась с учетом специфики различных социальных групп, стала технически более оснащенной.

Советский тип массовой культуры основывался на ценностях доиндустриального, традиционного общества - уравнительном распределении, коллективизме, трудовой взаимопомощи, жертвенном аскетизме и пр. Им отвергался набор ценностей западного общества (достаток, благополучие, индивидуальный успех и пр.), который объявлялся бесперспективным, мещанским.

Новейшие тенденции в развитии массовой культуры за рубежом и в России таковы: экспансия визуальных форм и жанров, которые теснят ―книжную‖ культуру; ―срастание‖ общественного сознания со средствами массовой коммуникации; кризис социально - культурной идентичности, вызываемый нивелированием культурных различий под воздействием глобальной системы массовых коммуникаций.

В настоящее время все шире распространяется, особенно в городах, массовая культура, связанная с так называемым престижным потреблением . Феномен престижного потребления состоит в стремлении людей обрести социальный статус через приобретение определенных вещей. Такое приобретение мотивировано не жизненными потребностями, а соображениями подражания социальному статусу круга лиц, который является


ориентиром для человека. Это может касаться не только вещей, но и форм проведения досуга, воспитания детей и т.д.

Таким образом, социологический анализ культуры дает возможность изучить социальное и территориальное распределение в обществе ценностей культуры; способы освоения, использования и создания этих ценностей; социальные тенденции культурной динамики.

 





Дата: 2016-10-02, просмотров: 226.