Функции социальных институтов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В социологии неоднократно предпринимались попытки классифицировать функции институтов, представить их в виде упорядоченной системы. Наибольшее признание получила классификация, предложенная американским ученым С. Липсетом.

В соответствии с этой классификации выделяются четыре основные функции социальных институтов:

1) Воспроизводство членов общества . Главным институтом здесь является семья, но в ее осуществлении важную роль играет государство.

2) Социализация – передача индивидам существующих в обществе образцов поведения и способов деятельности . Она осуществляется прежде всего институтами семьи, обр азования и религии.

3) Производство и распределение . Обеспечивается экономическими, социальными и политическими институтами.

4) Управление и контроль. Осуществляется через систему моральных и правовых норм, обычаев, административных решений и т.д.

 

Выполняя свои функции, социальные институты стимулируют действия субъектов, которые согласуются с существующими стандартами поведения, и подавляют действия девиантного характера.

Вышеприведенные функции социальных институтов являются явными, распознаваемыми. Наряду с ними имеются так называемые латентные функции, которые осуществляются непреднамеренно и считаются побочным продуктом явных.

Так, например, церковь стремится закрепить свое влияние через идеологию, внедрение веры. Независимо от этой цели церкви появляются фанатики религии, которые осуществляют гонения на иноверцев. Столкновения могут перерасти в крупные социальные конфликты на религиозной почве.

Другой пример. Футбол как спортивное зрелище имеет целью демонстрацию физических качеств и мастерства участн иков состязания, умения тренерского состава организовать игру. Вместе с тем этот вид спорта порождает околофутбольные страсти, хулиганские выходки так называемых фанатов.

В условиях интенсивных общественных процессов возможны ситуации, когда изменившиеся общественные потребности не


находят отражения в структуре и функциях соответствующих социальных институтов. В результате возникают дисфункции социальных институтов. Они выражаются, во-первых, в нехватке материальных ресурсов и квалифицированных кадров, в н арастании организационных неурядиц; во-вторых, в неясности цели деятельности институтов, в падении их престижа и авторитета; в - третьих, в действиях, направленных лишь на поддержание собственного существования.

В подобных ситуациях теряется основное качество социального института – деперсонализация. Принцип деперсонализации заключается в том, что функционирование социального института в основном не должно зависеть от личностей исполнителей – от их склонностей, установок, ценностных ориентаций и прочих субъективных моментов.

Оптимальная деятельность социального института достигается за счет четкого определения социальных ролей и эффективности механизма их исполнения. В рамках этого механизма каждый субъект должен знать маневр. Дисфункция в деятельности инсти тута проявляется в том, что он перестает действовать в соответствии с объективными потребностями и служит интересам отдельных лиц.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать появление нормативно не регулируемых видов деятельности с целью восполнения дисфункции. В своих крайних формах такая деятельность способна принять противоправные формы. Так, например, в современном российском обществе дисфункция института права создает широкие возможности для криминализации общества.

Преодоление дисфункции социальных институтов достижимо либо путем их изменения, либо благодаря созданию новых институтов, удовлетворяющих соответствующие общественные потребности.

 

Социальные организации

Термин «организация» происходит от французского

«organisation» (сообщаю, устраиваю, стройный вид). Используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-то группы; 3) как степень внутренней упорядоченности элементов системы.

В социологии социальная организация понимается прежде всего как элемент социальной структуры. Ведущий исследователь проблем социальной организации А. И. Пригожин определяет ее как группу людей, совместно и координированно реализующую общую цель.


Деятельность групп осуществляется в форме социальных организаций – производственных, национальных, научных, политических, спортивных, финансовых, торговых, религиозных и прочих. Социальные организации оформляют социальные группы в коллективы.

Социальная организация, по А. И. Пригожину, имеет ряд характерных черт:

Во-первых, она обладает целевой природой, поскольку создается для возможно более быстрого и эффективного достижения определенных целей.

Во-вторых, члены организаций распределяются по иерархической лестнице соответственно статусам и ролям. Социальная организация дает человеку возможность удовлетворить свои интересы в пределах, которые определяются его социальным статусом и ролями.

В-третьих, организации возникают на основе разделения труда и по функциональному признаку. Они строятся по иерархическому принципу и состоят из управляющей и управляемой подсистем. Иерархичность построения организаций придает им устойчивость и эффективность.

В-четвертых, управляющие подсистемы создают средства регулирования и контроля за деятельностью организаций. Среди них значительную роль играют внутриорганизационные нормы, обеспечивающие функционирование организаций.

В-пятых, действие социальных организаций как целостных систем создает особый кооперативный эффект, превышающий сумму индивидуальных усилий участников. Этот эффект выражается в приросте дополнительной энергии, называемом синергетикой.

Исследователи организаций называют три основных составляющих этого феномена: 1) интеграция усилий членов организаций; 2) специализация функций элементов организации и вызываемая ею однонаправленность их действий; 3) синхронизация действий индивидов благодаря наличию управляющей подсистемы.

Организации подразделяют на формальные и неформальные.

Категорию «формальная организация» одним из первых ввел в социологию М.Вебер. Такая организация возникает в результате административных и политических решений. Ее деятельность основывается на разделении труда и специализации, регламентируется юридическими нормами и правилами внутреннего распорядка. Должностные статусы в иерархической структуре упорядочены по принципу «руководитель-подчиненный».

Формальные организации рациональны и ориентированы исключительно на достижение поставленных целей. Составляющие их индивиды связаны системой официальных отношений,


определенных предписаниями, инструкциями, правилами, распоряжениями, штатным расписанием.

Важнейшим фактором функционирования формальных организаций является бюрократия. Этот феномен имеет два основных аспекта: 1) система норм и правил, которыми руководствуются в своих действиях и взаимоотношениях должностные лица; 2) особый социальный слой людей, занимающихся управленческой деятельностью. Основной носитель бюрократии – чиновник – человек при официальном чине или должности.

Родоначальником социологии бюрократии был М. Вебер. Согласно М. Веберу, идеальному типу бюрократии свойственны следующие черты: управленческая деятельность осуществляется постоянно; установлена сфера власти и компетенции на каждом уровне и для каждого индивида; иерархия осуществляет контроль над чиновником, который отделен от собственности на средства управления; управленческая деятельность становится особой профессией; существует система подготовки чиновников; управленческие функции документируются; в управлении господствует принцип безличности.

Главное достоинство бюрократии М. Вебер видел в высокой хозяйственной и экономической эффективности. Ее обеспечивают точность и быстрота в работе, знания, постоянство управленческого процесса, субординация и служебная тайна.

М. Вебер констатировал и негативные стороны бюрократии – игнорирование специфики конфликтных ситуаций, действия по шаблону, отсутствие необходимой гибкости. Он допускал и возможность превращения бюрократии в особый класс и связывал ее с отсутствием контроля со стороны общества. Такой класс (номенклатура) сформировался в бывших социалистических странах благодаря специфической системе отбора и перемещения управленцев.

Нарушения в деятельности механизма бюрократии называются дисфункциями.Они могут принимать разные формы: превращение атрибутов власти (приказов, инструкций, заданий и т.д.) в самоцель; негативный отбор кадров и эскалация привилегий; коррупция; сращивание административного аппарата с организованной преступностью.

На современном Западе бюрократия ассоциируется не столько с людьми, сколько с процедурами. В обществах индустриального и постиндустриального типа безличные процедуры делопроизводства преобладают над личностными отношениями, что позволяет разным по своим индивидуальным качествам людям сотрудничать и согласовывать свои действия. В силу ряда причин культурно-


исторического характера бюрократия в России далека от описанного М.Вебером идеального типа.

В обществе параллельно с формальными организациями возникают и функционируют неформальные организации . Они появляются там, где формальные организации не выполняют какие- либо общественно значимые функции и компенсируют недостатки формальных структур.

Члены неформальных организаций самостоятельны в достижении индивидуальных и групповых целей. Они располагают свободой в выборе форм поведения и взаимодействия с другими индивидами. Это взаимодействие зависит от личных привязанностей и симпатий.

Отношения между членами неформальных организаций не регламентируются приказами, предписаниями, установками руководства. Такие организации создают большие возможности для творческой деятельности, разработки и внедрения нововведений. Вместе с тем они менее устойчивы и во многом носят ситуационный характер.

 

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятия «социальный институт».

2. Раскройте содержание функций социальных институтов. 3.Какие виды социальных институтов вам известны?

4. Какие факторы вызывают возникновение и изменение социальных институтов?

5.Какие основные значения имеет термин «организация»? 6. В чем проявляется эффект синергетики?

7.Чем отличаются формальные и неформальные организации?

8. Кем создана теория «рациональной» бюрократии? Изложите ее основные положения.

 

 

11.СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ

 

 

Институты брака и семьи

Функционирование брачно-семейных отношений, семейного образа жизни как взаимосвязи супружества-родительства-родства изучает социология семьи. В дореволюционный период предпосылки формирования этой теории «среднего уровня» были заложены


российскими исследователями М.М.Ковалевским, М.М.Рубинштейном, П.Сорокиным и другими.

С середины З0-х до середины 60 -х гг. проблемы семейно- брачных отношений практически не изучались. В период с 60 -х по 80-е годы отечественными исследователями был накоплен значительный объем информации в этой предметной области, но доминирование методологии исторического материализма ограничивало его теоретическое осмысление.

Брак - это исторически изменяющаяся форма общественного регулирования отношений между полами, составляющая основу семьи. От характера брачных отношений в значительно мере зависят количественные и качественные показатели воспроизводства населения, физическое и духовное состояние новых поколений.

Социология классифицирует исторические формы брака по нескольким основаниям.

В зависимости от размеров и структуры брачной группы различаются:

- моногамия – брачный союз одного мужчины и одной женщины. Она могла быть либо пожизненной, либо допускающей развод;

- полигамия – брачный союз более чем двух партнеров, разновидностями которого были полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужество).

Полигиния признана одной из мировых религий – исламом. Она связана с кочевым образом жизни восточных народов, сопровождавшимся частыми конфликтами из-за пастбищ и территорий для стойбищ скота, что приводило к высокому уровню смертности среди мужчин. Это и послужило мотивом для признания исламом возможности иметь несколько жен. Но даже на Востоке многоженство является привилегией богатых мужчин.

Полиандрия – многомужество – представляет собой форму брака, при которой одна женщина одновременно состои в браке с несколькими мужчинами. Это явление было широко распространено в Индии, Тибете и горных районах других стран, где географические и природные условия не позволяли каждому из сыновей создать собственную семью и обеспечить ее существование. В такой ситуации сыновья были вынуждены вступать в брак с одной женщиной. Этот тип семьи изжил себя с возникновением промышленного производства, востребовавшего большое число работников из сельского хозяйства.

С появлением первобытного рода возник групповой брак в двух формах – экзогамии и эндогамии. Первая из них означала абсолютное запрещение половых отношений внутри рода и вступление в такие отношения только с членами другого рода. Вторая предполагала половые отношения только с членами того же


рода. Общая тенденция развития отношений между полами - переход от нерегулируемых к их ограничению и вытеснению моногамией. Парный брак возник из потребности в стабилизации и общественном регулировании отношений между половыми партнерами.

Семья как социальный институт существует тысячелетиями и выполняет три основные функции – воспроизводства населения, социализации личности и хозяйственно-бытовую. Она представляет собой более сложный институт, чем брак, поскольку создает широкий круг родственных отношений (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.).

В зависимости от количества поколений в семье различают семью нуклеарную и расширенную. Семья нуклеарная включает только два поколения – родителей-супругов и их детей. Семья расширенная состоит из трех и более поколений, которые проживают совместно и ведут общее хозяйство.

Существуют и другие основания для классификации семей. Различают в зависимости от главенства в семье мужчины или женщины патриархальную и матриархальную семью, по числу родителей полную ( когда имеются оба родителя) и неполную (когда отсутствует один из родителей), по числу детей – бездетную. однодетную и многодетную.

Основные социологические подходы к изучению семьи состоят в следующем:

- интеракционистский подход, заключающийся в исследовании взаимодействия членов семьи с учетом их статусов и ролевых позиций;

- структурно-функциональный подход, для которого характерен анализ семьи как системы, соотносимой как с внешними системами, так и с внутренними подгруппами (брачная пара, братья и сестры, другие родственники);

- ситуационный подход, фиксирующий внимание на ценностях и нормах в сфере семейных отношений;

- институциональный подход, связанный с исследованием роли и места семьи в системе социальных институтов;

-эволюционный подход, в рамках которого в системном виде используются различные подходы.

 

Проблемы стабильности семьи

Современное состояние семьи по-разному оценивается учеными. В России сторонники так называемой «парадигмы модернизации» ратуют за завершение перехода от семьи традиционной, патриархальной к семье современной. Сторонники


«кризисной парадигмы», наоборот, выступают за создание условий для возрождения традиционной семьи.

Примерно та же палитра мнений существует на Западе. Представители так называемого «осторожного оптимизма» полагают, что если семья переживает кризис, то это не кризис института как такового, а его старых форм, признак перехода к новым. В противовес этой точке зрения многие ученые считают, что вследствие индустриализации и урбанизации семья утрачивает признаки социального института и превращается в свободную ассоциацию лиц, взаимодействующих ради своих личных желаний и потребностей, в некое «товарищеское общение» и содружество. Следовательно, по их мнению, любые проблемы семьи – это психологические проблемы, которые могут быть разрешены усилиями ее членов.

Споры вокруг семьи, ее настоящего и будущего начались еще в XIX веке. Классики марксизма крайне негативно относились к так называемой «буржуазной семье», основывающейся на частной собственности, наследовании и домашнем воспитании. Она рассматривалась как институт, препятствующий революционным преобразованиям. Решающая роль в создании новой формы семьи отводилась освобождению женщины от гнета домашнего рабства. Условия равноправия женщины виделись в уничтожении эксплуатации и вовлечение ее в общественно-производственную деятельность.

Такое понимание семьи отразилось и в советской научной литературе. Во многих работах семья определялась как «малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью».

Советская модель эмансипации женщин посредством труда не явилась продуктивной. На практике женщины оказывались вынужденными выполнять две функции – общественной производственной деятельности и труда в семейной сфере. Ориентация государства на профессиональные достижения и социальную значимость женщин, а не на материнство существенно ослабила устои семьи. Детские дошкольные учреждения лишь частично выполняют некоторые традиционно материнские функции и не могут компенсировать потери на стадии семейного воспитания. Несмотря на декларируемое равноправие, женщины подвергались и подвергаются дискриминации в престижных, высокооплачиваемых сферах деятельности.

Ослабление традиционных семейных устоев происходило не только в Советском Союзе и посткоммунистической России, но и практически во всех странах Запада. Разводом заканчивается каждый второй брак. Число браков уменьшается в связи с их откладыванием


и вообще нежеланием вступать в брак. Сокращается рождаемость, которая в России сочетается с ростом смертности в трудоспособном возрасте. Чтобы предотвратить депопуляцию каждая российская семья должна иметь более двух детей, поскольку двое детей способны лишь сменить своих родителей.

Сложившуюся ситуацию с рождаемостью неверно всецело объяснить неблагополучным положением в экономике. То же самое происходит и в богатых европейских странах, где существуют большие пособия на детей.

Традиционная семья на европейском и североамериканском континентах трансформируется в новые формы отношений между полами – сожительство, содружество, гостевое общение. Станет ли евроамериканская модель семьи господствующей в мире или возобладают иные тенденции, покажет время.

 

 

Контрольные вопросы

1. Кем из российских ученых заложены основы «социологии семьи»?

2.Охарактеризуйте институты брака и семьи.

3. По каким основаниям классифицируются исторические формы брака?

4. Каковы основные функции семьи как социального института. 5. По каким основаниям классифицируют основные типы

семьи?

6.Раскройте содержание основных проблем функционирования институтов брака и семьи в современном обществе.

 

 

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

 









Дата: 2016-10-02, просмотров: 225.