Понятие социальной общности. Группа как форма социальной общности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Важнейшими подсистемами современного общества являются многочисленные социальные общности. Социальная общность – это эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая субъектом социального действия.

 

Социальные общности различаются   значительным
разнообразием конкретно-исторических и ситуативно-

обусловленных видов и форм. По количественному составу они варьируются от двух людей до массовых движений, охватывающих многие государства. По продолжительности существования они варьируются от кратковременных (например, аудитория зрелищного мероприятия) до существующих тысячелетиями этносов. По характеру связей между индивидами общности варьируются в диапазоне от сплоченных коллективов до аморфных образований (например, фанаты футбольного клуба). В зависимости от базового системообразующего признака выделяют территориальные, демографические, культурные, религиозные сообщества.


На основании совокупности признаков общности делят на два наиболее широких вида – массовые и групповые.

Для массовых общностей характерны аморфность состава, отсутствие четко обозначенного принципа вхождения, ситуативность существования. Типичными массовыми сообществами являются движения (антивоенное, женское, экологическое, антиглобалистское, поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд, ассоциации по интересам (садоводы, филателисты и пр).

Другим видом социальных общностей являются социальные группы. Социальная группа – это совокупность людей, определенным образом взаимодействующих между собой, осознающих свою принадлежность данной группе и признаваемых в качестве ее членов другими лицами. В этом определении, сформулированном американским социологом Р. Мертоном, наличествуют три существенных признака группы: 1) устойчивое взаимодействие между ее членами; 2) относительно высокая степень сплоченности; 3) признание членами данной группы со стороны внешнего окружения.

Различают группы малые и большие, первичные и вторичные ,

реальные и номинальные .

В зависимости от размеров выделяют группы малые и большие.

Характерными чертами малой группы являются: 1) малочисленность (от 2 -х до 15-20 человек); 2) пространственная близость ее членов; 3) непосредственность и постоянство контактов; 4) общность интересов, целей и норм поведения; 5) неформальный контроль за поведением членов. Малые группы – это семья, школьный класс, студенческая группа, производственная бригада, спортивная команда, дружеская компания.

Большой группой называют совокупность людей, не имеющих между собой непосредственных и постоянных контактов, но объединенных осознанием принадлежности к группе. Большие группы – это профессорско-преподавательский состав вуза, работники предприятия, жители города, классы, нации и т.д.

По характеру взаимодействия между членами группы различаются на первичные и вторичные.

Для первичных групп характерно малое число членов, их эмоциональная близость, длительность взаимодействия. Первичные группы – это семья, круг друзей и близких. Первичными группами могут быть школьный класс и студенческая группа.

Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение социальных норм и ценностей, образцов


поведения. Она выступает в качестве связующего звена между личностью и обществом.

Во вторичных группах отсутствуют непосредственные межличностные отношения, а их члены ориентированы на достижение определенных целей – политических, производственных, научных, образовательных, религиозных и пр.

Малая группа может быть как первичной, так и вторичной, в зависимости от типа взаимоотношений между ее членами. Большая группа может быть только вторичной. В частности, для школьника класс, а для студента группа могут быть первичными или вторичными, а школа и вуз являются только вторичными группами.

Наряду с рассмотренными реальными группами выделяют так называемые номинальные группы. Для их характеристики нередко используется термин «социальные категории».

Номинальными группами являются, например, многодетные, малодетные и бездетные семьи; граждане; проживающие в отдельных и коммунальных квартирах; пассажиры пригородных поездов и поездов дальнего следования; участвующие и неучаствующие в выборах; имеющие постоянную и временную прописку; пользующиеся теми или иными видами транспорта и т.д. Информация об этих группах необходима власти, в частности, для организации социальной защиты, планирования жилищного строительства, составления расписания городского или пригородного транспорта и т.д.

С 50-х годов основным объектом социологических исследований являются малые группы. В 60 -х годах возникло представление о малых группах как элементарных частицах социальной структуры, в которых зарождаются социальные процессы. Особое значение придается изучению групповой динамики, т.е. взаимоотношений и взаимодействия членов социальных групп между собой.

К процессам социальной динамики относятся: руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или нескольким своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены.

Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и многие другие образцы поведения составляют динамику группы.


В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах.

 

Этнические общности.

Важную роль в истории человечества играют этнические общности. Этнос как социальная общность – это устойчивая совокупность людей, исторически сложившаяся на определенной территории, с присущими ей особенностями культуры и психического склада, с самосознанием. Этносы представлены прежде всего племенем, народностью и нацией.

Наиболее древняя этническая общность – племя. Оно основывалось на родовых связях, обладало собственным языком или диалектом, территорией, организацией власти (вождь, племенной совет), общими традициями и культами. Численность племен доходила до десятков тысяч человек.

Архаичные племена существуют и в условиях постиндустриального и информационного общества. Места их расселения – Тропическая Африка, бассейн реки Амазонки в Латинской Америке, Океания и некоторые другие территории.

Архаичные (или реликтовые) племена не приемлют современную цивилизацию и отвергаются еѐ. Большинство из них находится на грани вымирания, а некоторые (преимущественно в Африке) ассимилируются родственными народами.

На смену племенам пришел другой тип этнической общности – народность. По сравнению с племенами народности отличают значительно более высокий уровень социально-этнической консолидации, развития языка, материальной и духовной культуры. Именно на этом этапе этногенеза стали складываться национальные характеры многих народов, особенности их сознания и самосознания.

В начале III тысячелетия на каждом континенте существуют современные народности. Одной из самых крупных в мире является народность кечуа, насчитывающая 13 млн. человек и проживающая на территории шести латиноамериканских государств – Перу, Аргентины, Боливии, Эквадора, Колумбии и Чили. В Африке наиболее многочисленная народность – хауса (18 млн. человек), проживающая в Нигерии, Гане, Камеруне, Мали, Сенегале.

Начиная с Нового и особенно в Новейшее врем для народностей характерна ассоциированность с крупными нациями.


Так, в Европе с английской нацией ассоциирована народность кельтской группы – уэльсцы (валлийцы), французской нацией – романоязычные корсиканцы и немецкоязычные эльзасцы, с русской нацией – северные народности (чукчи, коряки, ненцы, эвенки, ханты, манси и пр.). При этом некоторые ассоциированные народности ассимилируются крупными нациями (например, вепсы в Ленинградской области).

С развитием машинного производства и рынка народности Западной Европы консолидировались в нации. Для нации как этнической общности характерны единый хозяйственный уклад, общность происхождения, территории, языка, культуры и психического склада. Нации могут насчитывать десятки и сотни миллионов человек.

П. Сорокин определял нацию как группу индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государства; 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей; 3) занимают общую территорию, на которой живут или жили их предки.

Выделяют несколько типов генезиса наций.

Первый тип выступает в двух вариантах: а) образование нации на базе соответствующих народностей (датская, японская, корейская нации); б) образование нации в результате объединения нескольких родственных народностей (французская, итальянская нации).

Второй тип генезиса наций проходил в форме взаимодействия нескольких народностей, не связанных генетическим родством, но однотипных в расовом отношении. Он характерен для переселенческих наций канадской и австралийской, включивших в себя выходцев из европейских стран.

Третий тип генезиса наций протекал на базе нескольких расовых групп. Так, латиноамериканские нации (бразильская, аргентинская, боливийская и пр.) вобрали в себя три этнорасовые группы – европеоидную, негроидную и монголоидную, ветвью которой являются американские индейцы. В процессе совместной жизни и смешения разных рас образовалась американская нация.

После образования наций длительное время продолжался процесс их внутренней консолидации. Его в полной мере не завершили даже классические европейские нации – французская и итальянская. В рамках итальянской нации преодолевается культурный регионализм между пьемонтцами, ломбардийцами и другими местными группами. Во французской нации интенсивно нивелируются различия между провансальцами, гасконцами и бургундцами. В Швейцарии происходит межэтническая интеграция


 

немцев и французов, сопровождающаяся ассимиляцией
иммигрантских групп.    

Огромное влияние на формирование всех этносов оказала религия. Исключительную роль в становлении русской нации сыграло принятие в 988 году православия в качестве государственной религии Киевской Руси. По мнению П. Сорокина, основные черты русского сознания, все компоненты русской культуры и социальной организации представляли собой воплощение установок православия с конца IX до XVIII веков. Позднее на формирование русской нации оказывали влияние факторы светской жизни, в том числе и западная культура.

Религия явилась главным системообразующим фактором формирования специфических общностей – этноконфессиональных. Примерами таких общностей могут служить католики и протестанты Северной Ирландии, мусульмане в Боснии и Герцеговине.

Этническая картина мира сложна, многообразна и не укладывается в триаду «племя, народность, нация». Существует множество нестандартных этнических образований – диаспор, мигрантов, транснациональных общностей. К последним могут быть отнесены, например, сотни тысяч азербайджанцев, курсирующих между Россией, Азербайджаном и Турцией. Сегодня такие образования могут вызывать события самого высокого и непредсказуемого порядка.

В межнациональных отношениях глобализирующегося мира протекают следующие наиболее характерные процессы: 1) этническая консолидация народов, т.е. развитие их самостоятельности, упрочнение национально-государственной целостности; 2) рост национального самосознания, выражающийся в

повсеместном устойчивом интересе к истокам своей истории и культуры, в стремлении к самовыражению; 3) межэтническая интеграция, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества народов во всех сферах общественной жизни; 4) ассимиляция, в ходе которой народы, утратившие свой язык, традиции и культуру, усваивают традиции и культуру других народов; 5) распространение западной, в значительно степени американизированной, поп-культуры, подрывающей основы национальной социокультурной самобытности и идентичности.

Широко употребляемое понятие «национальность» обозначает этнические признаки не только наций, проживающих компактно на определенных территориях, но и всех их представителей, где бы они дисперсно не жили.

Межнациональные отношения существуют и на личностном уровне в процессе повседневного общения людей разных


национальностей. Эти отношения носят весьма деликатный характер ввиду ранимости национальных чувств людей. Здесь особенно важны такт и взаимная терпимость, основывающаяся на знании нравов, обычаев и традиций других народов. Культура межнационального общения является одной из важнейших характеристик современного цивилизованного общества.

В странах, идущих по пути создания инновационной экономики и соответствующей ей социальной среды, актуален вопрос о содержании национальной идентичности, способах выработки и укрепления общих для ее граждан ценностей и смыслов. Россия в настоящее время находится на промежуточной стадии между распадающейся советской идентичностью и пока еще не сформировавшейся национально-государственной идентичностью. Более гомогенный, чем в СССР, этноконфессиональный состав населения является важной предпосылкой формирования впервые в истории России нации-государства.

 

 

Контрольные вопросы

1. Раскройте содержание понятия «социальная общность».

2.какие признаки характерны для группы как формы социальной общности?

3.Охарактеризуйте основные типы социальных групп. 4. Дайте определение понятию «этнос».

5. Каковы этапы формирования этнических общностей? 6. Какие типы генезиса наций вам известны?

7.Какова роль религии в формировании этносов.

8.Какие процессы характерны для современных межнациональных отношений?

 

 

10. СОЦИОЛОГИЯ ИНСТИТУТОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ

 

 

Социальные институты.

Термин «социальные институты» - один из центральных в социологии. Он был введен в научный оборот английским социологом Г. Спенсером, который понимал под социальным институтом устойчивую структуру социальных действий, механизм организации общественной жизни. В развитом обществе Г.Спенсер выделял шесть групп социальных институтов – семейные,


образовательные, политические, церковные, профессиональные и промышленные.

Социальные институты от латинского ( institutum - учреждение, установление) - это системы социальных связей, ценностей и норм, выполняющие общественно значимые функции.

Для них характерны:

- регулярные формы взаимодействия участников социальных отношений – индивидов и групп;

- четкое определение функций, прав и обязанностей каждого из участников взаимодействия;

- регламентация процесса взаимодействия и контроль за его протеканием;

наличие подготовленных кадров и ресурсов, обеспечивающих их функционирование.

Различают два вида социальных институтов:

1) организационные (государство, партии, профсоюзы и т.д.);

2) нормативные(система законов, обычаев, традиций, моральных ценностей, стандартов поведения). Формальные нормативные институты (конституции, законы, административные нормы, партийные программы) придают легитимность институтам политической власти и детерминируют их деятельность.

Внутри основных институтов существуют более мелкие образования, которые тоже являются институтами, но неосновными и неглавными. В отличие от основных институтов неосновные институты выполняют специализированные функции. Так, например, в рамках института судебной власти функционируют инсти туты судопроизводства, судебной экспертизы, адвокатуры, присяжных. Внутри института религии существуют институты епархии, епископата, крещения и исповеди в православии, монашества и т.д.

Институты имеют ряд отличительных признаков:

- культурные символы (флаг, герб, гимн, обручальное кольцо, торговая марка и пр.);

- кодексы поведения (присяга, клятва, определенные нормы);

- идеология или философия, определяющая их роль в обществе.

Процесс упорядочения и формализации социальных связей называется институционализацией. Так, например, институционализация социологии и политологии как учебных дисциплин стала возможной благодаря решениям органов власти, утверждению государственных образовательных стандартов, открытию в вузах соответствующих факультетов, отделений и кафедр, изданию учебников, монографий и журналов.

Образование социальных институтов заменяет спонтанное поведение предсказуемым и регулируемым. Институты являются


важнейшим фактором обеспечения порядка и организованности в обществе.

Любой институт возникает и формируется для выполнения той или иной социальной потребности. Когда такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, теряется смысл и в существовании института. Этот институт в силу инерции социальных связей может какое-то время функционировать, но в конечном счете его деятельность прекращается.

Зарождение и гибель социального института просматривается на примере института дворянских дуэлей чести. Дуэли были институционализированым методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI по XVIII века. С изменением этических норм в обществе по мере развития капитализма отпала необходимость защиты дворянской чести с оружием в руках.

Примером возникновения и исчерпания возможностей социального института может служить история крепостничества в России с XVI века по 1861 год. Элементы крепостничества в силу ряда причин просуществовали до начала XX в. и существенно тормозили развитие страны.

Непреходящими общественными потребностями вызваны к жизни институты развитого общества – семьи, государства, образования, здравоохранения, науки, религии.

Социальные институты постоянно развиваются, изменяют свои формы. Источниками этих изменений являются эндогенные(внутренние) и экзогенные (внешние) факторы.

Эндогенным фактором перемен в социальных институтах является назревшая общественная потребность в повышении их эффективности. Она реализуется путем реорганизации, углубления специализации, обновления норм и предписаний.

Важнейшими экзогенными факторами изменения социальных институтов являются накопление знаний, перемены в ценностных ориентациях и деятельность выдающихся личностей. Последнее обстоятельство может приводить к разрушению одних институтов и возникновению других. Например, пребывание у власти Петра 1, Екатерины 11, В. И. Ленина самым существенным образом отразилось на судьбе социальных институтов России. В свою очередь, социальные институты, особенно семья и образование, играют важную роль в формировании мировосприятия индивидов.

В процессе общественной эволюции институты все более специализировались по своим функциям. В зависимости от важности функции некоторые из них занимали ведущие положение в системе социальных институтов. В древности и средневековье лидировали такие институты, как вождь племени, совет старейшин, церковь, государство. В Новой и Новейшей истории ведущую роль играли и


продолжают играть институты государства, науки, образования, религии.

 










Дата: 2016-10-02, просмотров: 217.